Классный час Лента ордена Славы (6 класс)

«Лента ордена славы»
Час общения, посвященный Дню Победы
Материал подготовила учитель МАОУ СОШ № 67 Грекова Анна Александровна
Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне, познакомить с историей ордена Славы, развивать интерес к изучению истории войны, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к людям старшего поколения, способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну и народ.
Подготовительная работа: выбрать 6 учеников для подготовки информационного блока.
Оформление: фотография бойца Советской армии Павла Дубинды, рисунки ордена Славы, ордена Святого Георгия Победоносца.
Вступительная беседа
Классный руководитель. Близится День Победы. На дорогах появились машины с черно-оранжевыми ленточками, на улицах, в транспорте все чаще встречаешь людей, у которых на груди такая же ленточка- символ памяти, знак преемственности поколений.
Это значит, что в очередной раз стартовала акция «Георгиевская ленточка». Георгиевская лента- это элемент многих боевых орденов России, СССР, Российской федерации. Свое название черно-оранжевая лента получила от ордена Святого Георгия Победоносца. Георгиевская лента присутствовала на всех четырех степенях этого боевого ордена, на других наградах императорской России.
В годы Великой Отечественной войны, 8 сентября 1943 г., в продолжение боевых традиций русской армии был учрежден орден Славы трех степеней
- Приходилось ли вас участвовать в акции «Георгиевская ленточка»?
- Знаете ли вы, зачем раздают людям эти ленты?
II. Проблемная ситуация «Про ленточку, совесть и героизм»
Классный руководитель. Я хочу прочитать вам историю, которая произошла с двумя старшеклассниками в День победы.
В День Победы Сережа Иванов проснулся рано- с улицы доносились звуки бодрых военных маршей. Сразу появилось радостное праздничное настроение. А тут еще и одноклассник позвонил- Димка Егоров, сказал, что на площади гулянье- походная кухня, угощают всех кашей и раздают георгиевские ленточки. Минут через десять друзья уже были там.
Первым делом встали в очередь за ленточками. Набрали штук 20, сказали, что берут на весь класс. Часа два гуляли ребята по площади: и каши наелись, и песен напелись, и всяких выступлений насмотрелись, но никого из класса так и не встретили. Что же делать с ленточками? И тут по площади промчался мотоциклист- черная кожаная куртка, шлем, черные перчатки- и весь с ног до головы увешан черно-желтыми ленточками, которые развевались по ветру как пламя.
-А чем мы хуже?- решили друзья. Сели на скамеечку и стали завязывать на себе ленты- на руках. На шее. На поясе, на голове. Скоро мальчишки стали похожи на индейцев из племени тамбу- ламбу. Посмотрели друг на друга и со смеху покатились.
А тут на лавочку с ними присел дед, за сердце держится, наклонился вперед, видать. плохо старику. Рядом примостилась внучка, девчонка лет пяти, гладит деда по руке, что-то лопочет про лекарство в правом кармане.
Внезапно на Серегу напал приступ великодушия- сорвал с руки ленточку и протянул старику:
-Нате, с праздником вас, с Днем Победы!
Дед ничего не ответил, только смерил мальчишек усталым и грустным взглядом.
Берите, это же акция «Георгиевская ленточка»,- настаивал Димка.
Дед задумчиво покачал головой и отвел глаза. И тут внучка тихо заметила:
А у дедушки уже есть такие, только он эти ленточки никому не отдаст
Она потянула деда за руку, которую он держал на груди, и друзья увидели три звезды на черно-оранжевых ленточках. Что это за были ордена, ребята не знали. Но видать, дед был настоящим героем.
Несколько минут продолжалось молчание, потом друзья. Не сговариваясь, сорвали с себя все ленточки, положили их на скамейку и отправились по домам.
По дороге даже не разговаривали. Стыдно было
III Беседа по рассказу
Классный руководитель. Вот такая история, участником которой мог стать любой из вас.
-Можно ли сказать, что герои этого рассказа хорошие ребята? (Да, заботились о других- леточек набрали на весь класс, старика пожалели, совесть у них заговорила)
-А что они сделали не так? (Обвешались ленточками, с ветераном обращались неуважительно.)
-Почему они решили, что надо обвешаться этими ленточками? (Они подражали мотоциклисту, им показалось, что это круто и модно.)
- Подражать другим-это хорошо или плохо? (Смотря чему подражать, нужно думать.)
-Есть ли у этих ребят критическое мышление? (Наверное, нет, иначе они бы смогли дать оценку наряду мотоциклиста и не стали бы подражать ему.)
-Во время проведения акции встречались ли вам люди, подобные этому мотоциклисту?
-А что плохого в том, чтобы обвешаться георгиевскими ленточками? (Эти ленточки не для моды и крутизны, а символ памяти о прошедшей войне, о подвигах наших прадедов)
-Какой же орден был на груди у старика? (Орден Славы всех трех степеней)
Да, Георгиевская ленточка стала сейчас доступна всем, а когда то получали ее вместе с орденом Славы за личный подвиг на поле боя.
IV. Информационный блок. Рассказы об ордене
Классный руководитель. Сейчас вы послушаете информацию об ордене Славы. (Сообщения учащихся)
1. Подвиг на поле боя
Ученик 1.В Указе об учреждении ордена Славы четко написано, за что вручается этот орден и что такое личный подвиг на поле боя. Прочитаем лишь несколько строк .
-Находясь в загоревшем танке, продолжать выполнять боевую задачу.
- В минуту опасности спасти знамя своей части от захвата противником.
- Из личного оружия меткой стрельбой уничтожить от 10 до 50 солдат и офицеров противника.
- Презирая опасность, первым ворваться в окоп противника, решительными действиями уничтожив его гарнизон.
-Лично захватив в плен вражеского офицера.
-Будучи в ночной вылазке, уничтожить склад противника с военным имуществом.
-Рискуя жизнью, спасти в бою командира от угрожающей ему непосредственной опасности.
-Пренебрегая личной безопасностью, в бою захватить неприятельское знамя.
-Будучи раненым, после перевязки снова вернуться в строй.
-Под огнем противника проделать для наступающего подразделения проход в проволочных заграждениях противника.
-Рискуя жизнью, под огнем противника оказывать помощь раненым в течение ряда боев.
-Стремительно врезавшись на своем танке в колонну противника, смять ее и продолжать выполнять боевое задание.
2. Батальон славы.
Название «Батальон Славы получил» 1-й батальон 215-го гвардейского полка. В середине января 1945 г. Батальон разорвал оборону фашистов за Вислой. Бойцы батальона нанесли дерзкий и стремительный удар, который открыл путь войскам дивизии для про движения вперед. Чудеса героизма проявили при этом все воины батальона. Более 30 раненых отказались идти в тыл и продолжали сражаться, а сержант И.Е.Петров закрыл своим телом амбразуру, когда путь наступающим бойцам преградил огонь вражеского пулемета.
Ученик 2. Это был единственный случай, когда крупное подразделение в полном составе было награждено орденами. Все рядовые и сержанты 1-го батальона удостоились ордена Славы III степени, командиры взводов были представлены к ордену Александра Невского, командиры рот- к ордену Красного Знамени.
Ученик 3. По решению Военного Совета 69-й армии 1-й батальон стал называться «батальоном Славы». Думаю, что каждый из вас, принимая участие в акции «Георгиевская ленточка», будет ясно себе представлять, какой ценой доставалась эта ленточка на войне.
3. Самый храбрый.
Ученик 4. Представляете, каким нужно быть героем, чтобы к трем орденам Славы прибавить еще и «Золотую Звезду» Героя Советского Союза! О таких людях можно сказать, что это храбрейшие из храбрых.
Таких героев за всю историю Великой Отечественной было всего четверо: старший летчик штурмового авиационного полка Иван Григорьевич Драченко, пехотинец Павел Христофорович Дубинда, артиллеристы Николай Иванович Кузнецов и Андрей Васильевич Алешин.
Ученик 5. Старшина Павел Христофорович Дубинда- сын потомственного моряка, родился и вырос на море. В первые годы Великой Отечественной принимал участие в героической обороне Одессы и Севастополя.
В одном из последних боев за Севастополь Дубинда был ранен, контужен и оказался в концлагере, откуда бежал, но вновь попал в руки эсэсовцев и оказался в другом лагере. Его заставили работать на судостроительной верфи в г. Николаеве. Однако мысль о побеге не оставляла Павла.
На верфи Дубинда познакомился с девушкой, работавшей в столовой. Она раздобыла для него документы и одежду. В марте 1944 г. Павел совершил дерзкий побег на машине шефа судоверфи. По фальшивым документам он смог выехать с завода, пробраться в Николаевский порт и вместе с отступающими немецкими войсками на барже переправиться в Очаков. Ночью на лодке, переплыв через лиман, Павел встретил передовые части 25-й стрелковой дивизии Красной армии. Получив автомат, Павел поклялся мстить врагам за Севастополь и своих боевых друзей. С этого момента он стал пехотинцем, но морская тельняшка всегда выглядывала из раскрытого воротника его гимнастерки
Ученик 6. 8 августа 1944 года в бою за село Скорлупка (Польша),командуя отделением, рядом павел Дубинда первым ворвался во вражескую траншею и уничтожил 7 гитлеровских солдат. Был награжден орденом Славы III степени.
Ученик 3. Всего через 12 дней в бою за железнодорожную станцию Мостувка в Польше младший сержант Дубинда, командуя взводом, атаковал станцию и выбил из нее противника. В этом бою был ранен командир роты- Павел Дубинда замени его, несмотря на то, что сам был ранен, продолжал командовать и обеспечил выполнение боевой задачи. В этом бою он лично уничтожил 10 солдат противника. Был награжден орденом Славы II степени.
Ученик 5. В октябре 1944 г. В боях за село Пешикен в Восточной Пруссии старшина роты Павел Дубинда, командуя взводом, первым прорвался во вражескую траншею и уничтожил 7 гитлеровских солдат. Был награжден орденом Славы второй степени.
Ученик 6. В марте 1945 г. в районе Кенигсберга взвод Павла Дубинды захватил в бою селение, уничтожив около роты солдат противника и захватив 2 пушки. Через несколько дней гитлеровцы попытались вернуть утраченные позиции и контратаковали превосходящими силами с артиллерийской поддержкой. Бойцы взвода отбили несколько атак, а когда закончились боеприпасы, Павел Дубинда захватил вражеский пулемет и огнем в упор заставил противника отступить.
Преследуя противника, бойцы взвода Дубинды ворвались во двор поместья и захватили там 40 солдат и 4 офицера противника.
Ученик 5. Последний бой Павел Дубинда принял в районе Мазурских озер. Командованию нужно было точно установить места вражеских кочующих артиллерийских батарей. В разведку послали взвод старшины Дубинды. Разведчики обнаружили батареи на плотах и указали авиации их координаты. Возвращались разведчики в расположение части мокрые, усталые, голодные. И тут на дороге заметили легковую машину. Павел решил взять «языка». Добыча оказалась солидной: в машине ехал генерал. Потащили его через линию фронта, но наткнулись на мощный пулеметный огонь. Павла тяжело ранило. Товарищи вынесли командира из поля боя и доставили в медсанбат, потом его переправили в один из московских госпиталей. В госпитале он получил ордена Богдана Хмельницкого III степени, Отечественной войны II степени, Славы I степени, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Звание Героя Советского Союза Павлу Дубинде было присвоено 29 июня 1945 г.
Ученик 6.После войны Павел работал боцманом на корабле антарктической китобойной флотилии «Слава»
Память о Павле Христофоровиче Дубинде живет в истории отечественного флота. В Центральном военно-морском музее существует раздел, посвященный герою-разведчику.
V. Заключительная беседа «Как чтить память?»
Классный руководитель. Сегодняшний классный час мы начали с черно-оранжевой ленточки
Лента красивая, создает ощущение праздника, но хорошо это или плохо, что ее так много? (Мнение детей)
А между тем у нас в России уже более шести веков существует традиция почитания погибших воинов.
Эту традицию установил князь Дмитрий Донской. Сразу же после победы на поле Куликовом он предложил церкви поминать павших воинов ежегодно в субботу, перед 26 октября (День памяти Дмитрия Солунского). Этот день получил название Дмитриевской субботы.
А не так давно к этой субботе прибавился еще один день особого поминовения- 9 мая. В этот день Церковь своими молитвами поминает всех усопших воинов, за веру, Отечество и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной Войны.
VI. Подведение итогов
Классный руководитель. Какие факты вызвали у вас а)удивление; б)восхищение; в)сожаление?



15