Мастер-класс «Методические приемы в педагогической технологии игрового, интерактивного, развивающего обучения в преподавании математики»
Д О Н Е Ц К АЯ ОШ № 91
из педагогического опыта работы
учителя математики УВК № 91
Смоляги Людмилы Ивановны
Донецк 2016
152403810
«Моя школа – мой другой дом.
Мои коллеги – моя другая малая Родина»
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УЧИТЕЛЯ
СМОЛЯГА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА – учитель математики УВК № 91
г. Донецка, учитель-методист, «Відмінник освіти»
Образование полное высшее. Закончила Ростовский-на-Дону Государственный университет.
Стаж работы 59 лет. Учитель математики. Административный стаж – 40 лет (с 1967-2007г.). Прошла все ступени школьной иерархической лестницы.
Имеет квалификацию «Специалист высшей категории». Звание «Учитель-Методист» со 2 июня 1993г.
Исповедую триаду слова «Люблю»:
- Люблю детей, учащихся.
- Люблю школу, учиться.
- Люблю свою работу
“ Математика-это царица и
служанка всех остальных наук’’
( Cоболев)
Основные педагогические технологии, используемые в моей профессиональной деятельности:
- модульное обучение (Т.И.Шамова; П.И.Третьяков; Е.В. Сковин);
- теория поэтапного формирования умственной деятельности
(П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина);
- концепция опережающего обучения;
- технология игрового, развивающего, интерактивного обучения;
- личностно-ориентированное обучение;
- ИКТ;
- психолого-педагогическое проектирование социального развития личности.
Педагогическая технология – это организация педагогического процесса в соответствии с определенной концепцией.
Проблемы методического объединения учителей математики УВК №91 на 2010-2015год:
Повышение качества обученности учащихся и результатов выпускников по НВТ средствами дальнейшего внедрения новых современных технологий
- информационно-коммуникативной;
- личностно-ориентированной;
- компетентно-ориентированной;
- деятельного подхода в обучении;
Психолого-педагогическое проектирование социального развития личности
Проблемы, над которыми работает учитель математики:
Развитие жизненных компетентностей учащихся на уроках математики;
Психолого-педагогическое проектирование социального развития личности;
Мониторинг учебных достижений учащихся по математике;
Коррекционно-воспитательные работы на уроках математики
«Методические приемы в педагогической технологии игрового, интерактивного, развивающего обучения в преподавании математики»
Мастер-класс – это деятельность учителя по передаче секретов своего мастерства коллегам, форма общения и распространения педагогического опыта.
Особенности Мастер-класса:
новый подход к обучению;
метод самостоятельной работы в небольших группах;
активная деятельность всех участников;
постановка проблемы и решение ее через различные ситуативные задания;
создание атмосферы инициативы, творчества.
«Любое творчество индивидуально!»
Цель Мастер-класса:
Показать методические приемы и элементы педагогической технологии через систему заданий для учащихся разных возрастных групп на уроках математики и во внеклассных занятиях по предмету, способы выявления способных и одаренных детей для участия в предметных олимпиадах и для организации индивидуальной работы с учащимися.
Ход занятия
Сообщение темы и целей занятия.
Уважаемые коллеги, в своей педагогической деятельности использую различные педагогические технологии:
- развивающего;
- интерактивного;
- игрового;
- личностно-ориентированного;
- проблемного обучения.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается поток представлений об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любо-знательности»В.А.Сухомлинский
А «Деятельность – единственный путь к знанию» Б.Шоу
Особое внимание уделяю организации начала урока.
Творческие, посильные задания с интересом решают школьники, включаясь в урок. По мнению швейцарского ученого Леонарда Эйлера – это превосходная умственная гимнастика.
Надеюсь, что Вы с интересом примете участие в Мастер-классе и предложенная система творческих заданий позволит взглянуть на математику по-новому, обогатит ваше образное мышление и расширит ваш кругозор.
I этап
«Индуктор» – начало, яркое, загадочное с проблемным материалом.
Уравнение-проблема.
28k+30n+31m=365Говорят, что уравнение вызывает сомнение, но итогом сомнения может бать озарение.
Нужно найти хотя бы одно решение уравнения.
Красочно оформленное уравнение вывешиваем в центре классной доски.
Ответ представите в конце занятия.
А теперь я предлагаю путешествие в математику!
«То что я успел познать – чудесно. Надеюсь, так точно чудесно то, что мне еще предстоит познать»
Сократ
Развиваем гибкость ума, смекалку, интуицию у учащихся 7-11 классов.
7 класс.
На примерах этого типа заданий учу переформулировкам условий задач либо переключаю с прямого хода мыслей на обратный.
Прием – Думай! Работай! Твори!
«Учиться можно только весело! Чтобы переварить знания, нужно поглощать их только с аппетитом.» А.Франс
Задача№1
Чему равно произведение цифр на мобильном телефоне?
(нуль)
Задача №2
Какой диаметр у компакт-диска?
(12 см.)
Задача №3
Этот дом составлен из 10 спичек.
Поверните дом к нам другой стороной, переложив лишь 2 спички.
4206240571500
Задача №4
У двух зрячих один брат слепой, но у слепого нет зрячих братьев. Как это может быть?
(У него 2 сестры)
11 класс.
На примерах следующего типа заданий отрабатываю навыки расширения сферы поиска решения, учу извлекать из текста не только то, что сказано прямо, но и то, что содержится между строк.
Задача №1
Дано 5 спичек. Сложите из них 2 равносторонних треугольника. А теперь из 6 спичек – 4 равносторонних треугольника. Какое геометрическое тело получим?
(Первая задача решается на плоскости, другая – в пространстве, получим тетраэдр.)
Задача №2
В лесной школе после первой контрольной по математике животные получили по 5-ти бальной системе отметки:
ЕНОТ – «1»
БАРСУК – «2»
КОЗЕРОГ – «3»
ОБЕЗЬЯНА – «4»
А сколько баллов получила КОРОВА?
(4 балла. Считаем замкнутые линии в буквах)2.Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые.
7 класс.
На примере этого типа заданий учу объяснять, делать выводы, отрабатывать вычислительные навыки, находить закономерности.
Задача №1
Можно ли найти 7 таких последовательных натуральных чисел, чтобы их сумма была простым числом?
(Нет. Сумма взятых чисел – число составное)Задача №2 (Метод – групповая работа учащихся)
Найдите пропущенные числа, разбившись на группы.
26
52
11
44
Учащиеся в классе получили следующие результаты – разные ответы.
13
26
52
19
26
52
26
26
52
11
22
44
11
18
44
11
33
44
Как мыслили учащиеся класса?
11 класс.
На примере этого типа задач осуществляю развитие творческого мышления учащихся.
Кто быстрее!
Задача №1
Выбрать из десяти ответов один пример, к которому подойдет ответ: 26111917. Калькулятором не пользоваться. Отвечать почти мгновенно.
№1: 38733929
№2: 34522141
№3: 21421242
№4: 12346256
№5: 23562564
№6: 10045244
№7: 54235214
№8: 52135009
№9: 62341428
№10: 23455652
(ответ - №8)
Задача №2
Какой цифрой будет заканчиваться результат: 930? Логически обосновать.
(ответ – 1для четных показателей степени)
Без логики нет математики.
Задания этого типа носят занимательный характер, развивают мышление, не требуют запаса математических знаний, привлекают тех учащихся, которые не очень любят математику.
Включи смекалку!
Задача №1
Известно, что:
MIX 36 равен 18
MIX 325 равен 30
MIX45 равен 20
MIX30 равен 0
Вычислить MIX531.
(равен 15.MIX – это произведение цифр.)
Задача №2
7 класс. В трех мешках находится крупа, вермишель и сахар. На одном мешке написано «крупа», на втором – «вермишель», на третьем – «крупа или сахар».
В каком мешке что находится? Известно, что содержимое каждого мешка не соответствует надписи?
(В первом – сахар, 2 – крупа, 3 - вермишель)
Задача №3
11 класс. На столе стоят три одинаковые коробки, в одной находятся 2 желтых шара, в другой – 1 красный и 1 желтый, в третьей – 2 красных. Есть надписи «Два желтых», «Два красных» и «Желтый и красный».
Эти надписи не соответствуют действительности. Из какой коробки не глядя, надо вынуть шар, чтобы можно было определить содержимое каждой коробки?
(Из коробки с надписью «Желтый и красный»)
Задача №4
а) Что больше?
2006+2008 или 22007(2006+2008<22007)
б) Найти два числа, сумма, произведение и частное от деления которых равны между собой, то есть: a+b=a∙b=a:b (a=12; b=-1)
В геометрию тропинки одолеем без запинки.
Большие трудности у многих учащихся вызывают геометрические задачи. Чаще всего они требуют дополнительного построения.
Сегодня геометрия сопротивляется «всеобщей компьютеризации».
Именно в геометрии человек еще не проиграл интеллектуального соревнования компьютеру.
Метод – мозговой штурм!
«То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю.» Конфуций.
Задача №1
7(11) класс. Представьте себе, что вы охватили земной шар по экватору. А теперь прибавьте к длине окружности 1 метр. И снова охватите Земной шар, у вас получится зазор.
205359094614
3396615224155
Пролезет ли кошка через этот зазор?
Учащиеся 7 класса ответят «Нет»
Учащиеся 11 класса предложат решение.
C – длина окружности;
C+1– длина большей окружности
R=C2π; Rб=C+12πВычисляем величину зазора:
Rб-R=C+12π-C2π=12π(м.)=100 6,28≈15,9 ≈16 (см.)
(Ответ: Да, пролезет)
Задача №2
Если налить жидкость в бокалы различной формы – цилиндра, конуса, полушара, то в каком из бокалов будет объем больше?
(В бокале-полушаре)
Задача №3
Задача №4
81915438150Знаки тригонометрических функций на координатной плоскости легко запомнить, если знать выражение:
Подведем итог мастер-класса двумя нетрадиционными заданиями.
Задача №1
А – Выражение
Б – Законы
В – Графики
Г – Корни
Д - Преобразование
Дерево и уравнение
Литература и математика
Тождество и промышленность
Государство и математика
Сердце и математика
Установить соответствие:
И в заключение:
Составьте СЕНКАН – пятистрочное нерифмованное стихотворение, которое употребляется для размышления над темой, во время подведения итога урока.
Мастер-класс:
- Деятельность, метод работы
- Развивает, удивляет
- Проблемная, творческая
- Нововведение, инновация
Вернемся к уравнению-проблеме.
II этап
Инсайт! Озарение!
Уравнение-проблема.
28k+30n+31m=365Кто прокомментирует решение?
«Смотреть – не значит видеть!»
(365 – количество дней в году 28 – количество дней в феврале
30 – количество дней имеют 4 месяца в году
31 – количество дней имеют 7 месяцев в году
Значит, k=1, n=4, m=7)
Вывод
Роль применяемой технологии:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса;
- экономное расходование времени занятия;
- тренинг умственных действий;
- оценка деятельности, самооценка;
- развитие творчества, нестандартного мышления;
- создание благоприятной атмосферы для обучения и общения;
- обучение разным приемам и методам фантазирования;
- тренинг мышления путем решения нестандартных заданий, упражнений.
III этап
Рефлексия!
Рефлексия – оценка учебной деятельности, самооценка.
Я часто использую метод Рефлексии – осознание своего «Я» для:
- самоосмысления;
- самореализации;
- самоосознания;
- саморегуляции;
- самокоррекции;
- самооценки;
- самообразования;
- самоутверждения;
- самовыражения;
- самоуважения;
- саморазвития;
- самообучения;
- самоактуализации;
- самомотивации;
- самораскрытия;
- самодисциплины.
Игра, занимательные вопросы и задачи не средство для приятного времяпровождения, отдыха, развлечения. Я отвожу им гораздо более важную роль. Это один из самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта.
До следующей игры!
До новых встреч!