Конспект занятия по наглядной геометрии на тему Круг,окружность, шар, сфера (3 класс)

Тема занятия: «Круг. Окружность. Шар. Сфера.»
Цель: Обобщить знания детей по теме круг, окружность, дать новые геометрические знания.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с геометрическими понятиями, расширить кругозор, повысить познавательную активность.
Воспитательные: развивать творческое мышление, ассоциативно-образное мышление, внимание, память, речь; развивать умение видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе, любознательность и интерес к предмету, самостоятельность.
Развивающие: воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоуважения, осторожность, аккуратность, усердие.
Учебные задачи направлены на достижение:
Предметного развития: Формировать теоретическое и практическое представление о геометрических фигурах;
Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Личностного развития: Продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
Развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметного развития: Расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
Продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Занятие построено по технологии критического мышления.

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Стадия
(фаза)

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Приемы и методы


Вызов
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по
изучаемому вопросу, активацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
- (слайд) Сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать с высказывания «Дорогу осилит идущий, а геометрию – мыслящий». Как вы это понимаете?
- Давайте и мы будем размышлять, думать и удивляться вместе, узнавать что-то новое!
А что нужно сделать, чтобы узнать новое? (вспомнить то, что изучали)
-( слайд) Распределите фигуры на две группы! Решайте сами по какому признаку! (цвет, величина, объем)
Какой признак нам сейчас наиболее важен? Почему? Проверьте!
(по слайду)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
Посмотрите на тему сегодняшнего занятия!
(слайд)
Каждая группа выберет себе для изучения одну геометрическую фигуру по загадке (карточки)
Опишите, что вы про нее знаете! А что хотели бы узнать?
(слайд) Сравним ваши выводы с информацией на экране!






вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
У круга есть одна подруга, Знакома всем ее наружность! Она идет по краю круга И называется -(окружность)
Ни угла, ни стороны, А родня – одни блины. (круг)
Он и мячик, и клубок, И Луна, и колобок. (шар)
В шаре мышь жила, как в норке, Съела мякоть всю до корки – Таковы ее манеры. Шар же превратился в (сферу)
Обсуждают, делают логические умозаключения.
Составление списка известной информации;

Систематизация материала



Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется в группах.

Осмысление содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому.
- Как вы думаете, есть ли что-то общее между этими понятиями? Какие из них связаны между собой? (слайд)
Потренируйтесь:
(ПОКАЖИТЕ ЦИФРУ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА, ДОКАЖИТЕ!)
Холодно относится к горячо так же как движение к чему? холодно : горячо = движение : ? (выберите правильный ответ)
1) покой, 2) взаимодействие, 3) молекула, 4) бежать
слагаемое : сумма = множители : ?
1) разность, 2) делитель, 3) произведение, 4) деление
светло : темно = притяжение : ?
1) магнит, 2) отталкивание, 3) движение, 4) взаимодействие
круг : окружность = шар : ?
пространство, 2) сфера, 3) радиус, 4) половина

Давайте откроем нашу тетрадь и попробуем на практике закрепить сделанные выводы о связи этих понятий!
(слайд) Каждая группа – свой № задания. Сравните результаты, сделайте выводы.
(проверяем по слайдам)
Что вы поняли, какой вывод можете сделать?
Ученики думают, размышляют, делают выводы по мере осмысления новой информации.




Показывают веерами в группах после обсуждения









3 Работа в тетрадях (с.32 – 33)
- Круг – часть плоскости, окружность – его граница.
- Шар – тело, полное внутри, сфера – его поверхность.
Методика на выявление у учащихся умения определять отношения между понятиями или связи между понятиями:
а) причина - следствие;
б)противоположность;
в) род - вид;
г) часть - целое;
д) функциональные отношения.

· Поиск ответов на поставленные вопросы


На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, материал рабочей тетради). Работа ведется в группах.

Рефлексия

Учителю дает творческие практические задания на основе изученной информации.
- А сейчас попробуйте сконструировать в группах модель своей геометрической фигуры, материал выберите сами!

(слайд) Сравните с эталоном! Что чувствуете? Получилось? Покажите свои модели! Я думаю, что на следующем занятии они нам пригодятся, чтобы расширить полученные знания!
Спасибо за работу!
Учащиеся соотносят «новую» информацию
со старой, используя знания, полученные на
стадии осмысления.

Конструирование и моделирование из подручных средств (пластилин, проволока, бумага и клей, вата, диски, нитки)

На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется в группах.


Технология критического мышления опирается на идею педагогического сотрудничества, т.е. активного, доброжелательного и продуктивного взаимодействия учителя и ученика в педагогическом процессе. Такое взаимодействие учитывает личностные характеристики взаимодействующих и обеспечивает освоение социальных навыков на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества. Организуется совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителя, построенная на демократических принципах. Дети учатся сотрудничать друг с другом, с учителем. С помощью современных способов деятельности и общения ребенок включается в такие формы активности, в которых он может освоить сущностные человеческие качества.
В курсе реализуются все формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальные, индивидуальные и групповые.
15