Урок математики в 5 классе для детей с ОВЗ Окружность и круг
ТЕМА : Окружность и круг. Линии круга( радиус, диаметр)
Цели урока:
учить распознавать геометрические фигуры «окружность» и «круг», «видеть» радиус и диаметр, уметь их находить;
учить построению окружности с помощью циркуля по заданному радиусу и диаметру.
Учебные задачи, направленные на достижение:
Личностного развития:
продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметного развития:
расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Предметного развития:
формировать теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах;
продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса и диаметра);
формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся:
индивидуальная;
фронтальная;
самостоятельная работа;
работа в парах;
тестовый контроль.
Необходимое оборудование:
Проектор и экран.
Презентация “Окружность и круг”.
Набор геометрических фигур.
Циркуль .Стаканчики.
Ножницы.
Индивидуальный лист каждому учащемуся.
Планируемый результат
Различать окружность и круг;
находить радиус и диаметр на окружности;
правильно употреблять в речи математические понятия;
правильно чертить окружность с помощью циркуля;
знать соотношение между радиусом и диаметром.
Основные понятия
Окружность, круг; центр, радиус, диаметр, дуга, циркуль.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП Оргмомент.
Цель – активизация учащихся.
Деятельность учителя
Звонок голосистой птицей
Опять пролетел поутру.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру…
Путь этот цветами не выстлан,
Тернисты его рубежи,
Но в классе сидит любопытство,
Которому в будущем жить.
(С.Горшкова «Начинаем учиться»)
- Какой сегодня день?
- Какая сегодня погода?
- А что мы можем сделать, чтобы стало тепло и радостнее?
- Тихо садитесь. Улыбнитесь друг другу и мы начинаем урок.
Деятельность учащихся: (улыбнуться)
2. ЭТАП Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Деятельность учителя
1.Устный счёт. (слайд №3)
2. Какие единицы измерения длины вы знаете?
Сколько1км-?м, 1м-?дм, ?см, 1дм-?см, 1см-7мм.
3. Какие геометрические фигуры вы знаете?
А давайте посмотрим как вы узнаете геометрические фигуры на ощупь.4. Какие инструменты необходимы, чтобы изобразить линии и фигуры? Деятельность обучающихся:
1.решают примеры табличного случая устно.
2.называют единицы измерения длины.
3.Называют геометрические
4.Карандаш, линейка, циркуль.
Исправляют ошибки, дополняют решения, объясняют свои действия. Отвечают на вопросы.
Формирование УУД
Познавательные УУД :(Анализ объектов с целью выделения признаков)
Личностные УУД: (Формулировать собственное мнение и аргументировать его.)
Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
3 ЭТАП. Целеполагание и мотивация.
А сейчас вам надо отгадать загадки и тогда вы узнаете, с какими геометрическими фигурами мы будем работать.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется -…(окружность)
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.
На доске дата и запись: «Окружность и круг»
Сегодня мы узнаем, что такое окружность, круг, узнаем свойства этих фигур. Научимся пользоваться циркулем для изображения этих фигур.
(Окружность и круг всегда присутствовали в жизни человека облегчая ее: гончарный круг, колесо. А у многих народов окружность была символов солнца (Ярило). Очень многие тела и предметы, которые нас окружают, имеют форму круга, окружности и шара
( посмотрите на экран). В окружающем нас мире есть микрочастицы (?) и макротела )(?). Все эти тела стремятся к форме шара.)Записывают в тетради дату и тему урока
Приводят примеры (молекулы, планеты и т д )Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования к познавательной задаче.
Демонстрация целостности окружающего мира.
4 ЭТАП. Изучение нового материала.
Опыты. Цель – познакомить учащихся с понятиями «окружность», «круг», «радиус», «диаметр», «центр»; выявить соотношение между ними исследовательским путём.
Деятельность учителя
Постановка проблемы. Открытие нового.
Давайте выполним следующее задание.
1.Возьмите стакан, опустите горлышком в тарелку с окрашенной водой и оставьте отпечаток на бумаге. Сделайте так несколько раз. Какой след оставил стакан?
2. Теперь возьмите тарелку, приложите к листу бумаги и обведите ее маркером. Сравните получившийся след с первым опытом.
3. А теперь возьмите ножницы и аккуратно вырежьте по той линии, которую оставил маркер. Какая фигура получилась? (Круг)
В чем сходство и отличие полученных фигур.
Приведите примеры предметов, имеющих форму круга или окружности.
Какие предметы нам встречаются в жизни?
4. А сейчас свернем круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется диаметр. А если еще раз свернем пополам, то линия сгиба – радиус. Ребята, обратите внимание на линии сгиба, они пересеклись в одной точке, эта точка называется центром круга.
Что можно сказать о длинах диаметров?
А что вы можете сказать о длинах радиусов?
5. А как начертить окружность иначе?
(Для этого существует Циркуль)
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился – и ни шагу.
Обратите внимание как пишется слово ЦИРКУЛЬ
Деятельность учащихся
1.Выполняют задание.
2.Выполняют задание и делают вывод (след является окружностью).
Дежурные собирают раздаточные материалы.
3.Выясняют сходство и отличия полученных фигур.
4.Знакомятся с понятиями диаметра, радиуса, центра и их свойствами.
4.Ответы учащихся.
Формирование УУД КоммуникативныеУУД (Постановка вопросов)
Познавательные УУД (самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели)Проводят наблюдение и эксперимент под рукородством учителя, анализируют,сравнивают,обобщают фкты и явления.
Познавательные: (эмпирический эксперимент, формулируют выводы наблюдений, сравнивают).
Познавательные:
применение полученных знаний в решении практической задачи.
Из истории.
Недаром древние греки считали окружность совершеннейшей и «самой круглой» фигурой. И в наши дни в некоторых ситуациях, когда хотят дать особую оценку, используют слово «круглый», которое считается синонимом слова «полнейший»: круглый отличник, круглый сирота и т.п.
Также считают и колесо – одно из самых замечательных изобретений человека.
Наверное, весь секрет кроется в свойствах удивительной линии – окружности.
5 ЭТАП. Практическая работа
Построить окружность радиусом 5 см.
Построить окружность диаметром 6 см,12см.
Деятельность учащихся
Вычисление радиуса и построение окружностей.
6 ЭТАП. Закрепление полученных знаний на уроке.
Давайте сделаем вывод и «соберем» разбежавшиеся правила.
Начало:
Окружность – замкнутая линия без самопересечений…
Круг – это часть плоскости,…
Радиус – это отрезок, соединяющий…
Диаметр – это отрезок, соединяющий…
Конец:
…все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.
…ограниченная окружностью.
…соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.
…две точки окружности и проходящий через центр.Назвать радиус, центр, диаметр, изображенные на рисунке.
Посмотрите на рисунок и назовите радиусы и диаметры.
Чему равен диаметр?
Как найти радиус, если известен диаметр?
Деятельность обучающихся : соединяют карточки начало с концом,
Отвечают на вопросы.
7 ЭТАП. Домашнее задание
Начертите с помощью циркуля окружности с диаметром 4см, чтобы получился рисунок.
8 ЭТАП.
ИТОГ УРОКА (Выставление оценок).
Рисуем снеговика с помощью готовых фигур на компьютере
Индивидуальная работа по карточкам: Обозначить точки буквами латинского алфавита. Выписать радиусы, диаметры, хорды по рисунку, затем проверяем друг у друга (на доске правильные ответы)
Тестирование по изученному материалу.
Тест «Выбери правильный ответ»
1. Окружность – это:
А. Замкнутая кривая линия.Б. Ломаная линия с центром в точке О.В. Замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удалён от всех точек окружности.
2. Диаметр - это:
А. Прямая, проходящая через центр окружности.Б. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности.В. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через её центр.
3. Все радиусы одной окружности:
А. Являются лучами.Б. Равны между собой.В. Имеют разную длину.
4. Радиус окружности – это:
А. Отрезок, соединяющий две точки окружности.Б. Прямая, проходящая через центр.В. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности.
5. Найди на чертеже предметы, в составе которых есть окружность
3200400426085
4457700136525114300136525
55943543180
2286000368304572000379730
2286000109220
Начало:
Окружность – замкнутая линия без самопересечений…
Круг – это часть плоскости,…
Радиус – это отрезок, соединяющий…
Диаметр – это отрезок, соединяющий…
Конец:
…все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.
…ограниченная окружностью.
…соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.
…две точки окружности и проходящий через центр.Начало:
Окружность – замкнутая линия без самопересечений…
Круг – это часть плоскости,…
Радиус – это отрезок, соединяющий…
Диаметр – это отрезок, соединяющий…
Конец:
…все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.
…ограниченная окружностью.
…соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.
…две точки окружности и проходящий через центр.Начало:
Окружность – замкнутая линия без самопересечений…
Круг – это часть плоскости,…
Радиус – это отрезок, соединяющий…
Диаметр – это отрезок, соединяющий…
Конец:
…все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.
…ограниченная окружностью.
…соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.
…две точки окружности и проходящий через центр.Начало:
Окружность – замкнутая линия без самопересечений…
Круг – это часть плоскости,…
Радиус – это отрезок, соединяющий…
Диаметр – это отрезок, соединяющий…
Конец:
…все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.
…ограниченная окружностью.
…соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.
…две точки окружности и проходящий через центр.