Как подарить детям радость чтения


Как подарить детям радость чтения
Читая авторов, которые хорошо пишут,
привыкаешь хорошо говорить.
Вольтер
Большую роль в развитии связной речи детей играет чтение художественной литературы. При чтении книг у ребенка активно обогащается словарный запас, развивается творческое воображение, образное мышление. Читающие дети более грамотно и развернуто излагают свои мысли, как устно, так и письменно. Родители часто спрашивают о том, как пробудить у детей интерес к чтению? Я хочу дать несколько советов родителям, которые хотят, чтобы их дети стали активными читателями.
- Ребенок должен знать, что чтение – это огромное удовольствие, с которым не сравнятся никакие игрушки. Для этого, конечно, нужно и самим родителям дружить с книгами. Нет ничего более эффективного, чем воспитание своим примером. Ребенок должен ежедневно видеть, что родители читают книги, газеты, журналы.
- Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
- Читайте как можно больше ребенку вслух. Ребенку, который только начал складывать слоги в слова, читать еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку, а скучное занятие отвращает. В результате неприязнь к чтению может закрепиться на всю жизнь. Когда же ребенок слушает выразительное чтение взрослых и одновременно заглядывает в книгу, он отдается на волю своей фантазии.
- Во время чтения поясняйте значения незнакомых слов и отвечайте на вопросы юного читателя, облегчая ему понимание текста.
- Беседуйте о прочитанном, старайтесь сделать так, чтобы книга стала предметом обсуждения, общей темой для разговора. Внимательно, с интересом слушайте рассуждения и впечатления ребенка после прочтения книги.
- Предложите ребенку нарисовать понравившихся персонажей или картинку к самому интересному отрывку из книги. Можно выучить любимый отрывок и разыграть его по ролям.
- Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Ошибки при чтении исправляйте деликатно.
- Берите для первого чтения только подходящие книги: с крупным шрифтом, с яркими картинками и интересным сюжетом.
- Объясните ребенку, что с книгой нужно обращаться бережно. Выберите место (полку) для хранения детских книг. Пусть у ребенка будет своя небольшая библиотека. В дальнейшем он сможет обмениваться книгами с друзьями.


Чтобы родителям легче было ориентироваться в мире литературных произведений для детей, я предлагаю список книг для детей старшего дошкольного возраста по различным лексическим темам.
«Осень».
Стихотворения Ф. Тютчева, А. Толстого, А. Пушкина о6 осени; В. Сухомлинский
«Как начинается осень», «Осенний наряд»; В. Сладков «Осень на пороге»;
К. Твардовский «Лес осенью».
«Хлеб».
И. Соколов-Микитов «На полях»; В. Сухомлинский «Как из зернышка вырос
колосок», «Хлеб — это труд»; украинская народная сказка «Колосок», А. Ивич
«Как собирают урожай»; С. Погореловский «Слава хлебу на столе!»
«Овощи. Фрукты».
Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»; русская народная сказка «Мужик и
медведь»; В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»; Б. Житков «Баштан», «Сад»;
Р. Баумволь «Апельсин и яблоко».
«Деревья».
Л. Толстой «Дуб и орешник», «Старик и яблони»; В. Сухомлинский «Кого ждала
рябина»; И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем»; Н. Забила «Яблонька»;
Л. Воронкова «Берегите посадки».
«Насекомые».
В. Бианки «Приключение муравьишки»; Л. Квитко «Жучок»; И_Крылов «Стрекоза и
муравей»; В. Сухомлинский «Солнышко и божья коровка» «Пчелиная музыка», «Как
муравей перелез через ручеек», В. Строков «Насекомые осенью».
«Рыбы».
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Н. Носов «Карасик»; Е. Пермяк «Первая
рыбка»; русская народная сказка «По щучьему веленью».
«Дикие птицы».
Д. Мамин—Сибиряк «Серая шейка»; Б. Заходер «Птичья школа»;
С. Аксаков «Грачи прилетели»; В. Бианки «Прощальная песенка»; В. Сухомлинский,
«Птичья кладовая», «Любопытный дятел»; И. Соколов-Микитов «Гнёздышко»;
В. Бианки «Кто чем поёт?»; П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».
«Домашние птицы».
В. Житков «Храбрый утёнок»; В. Осеева «Добрая хозяюшка»; Я. Грабовский «Гусыня
Малгося»; В. Росин «Кто лучше?»; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»; С. Маршак
«Курочка Ряба и десять утят»; К. Ушинский «Чужое яичко».
«Дикие животные».
Русские народные сказки «Маша и Медведь», «Три медведя»;
М. Пришвин «Ёж»; Н. Сладков «Медведь и солнце»; В. Бианки «Купание медвежат»,
«Ёж-спаситель»; Л. Толстой «Как волки учат своих детей»; К. Ушинский «Лиса
Патрикеевна»; Е.Чарушин «Мартышки», «Слон».
«Домашние животные».
Л. Толстой «Котёнок»; Г. Гарин-Михайловский «Тёма и жучка»; Б. Емельянов «Кот
Агапыч»; В. Лифшиц «Друг»; М. Соловьёва «Малинка»; А. Перфильева «Лучик»;
Н. Раковская «Про Фомку»; В. Осеева «Кто хозяин?» ; М. Пришвин «Глоток молока»;
Ю. Коринец «Кто живёт у нас в сарае».
«Одежда. Обувь».
Русская народная сказка «Два Мороза»; Г.Х. Андерсен «Новый наряд короля»;
Ш. Перро «Кот в сапогах»; Н. Носов «Заплатка»; В. Орлов «Федя одевается»;
Л. Воронкова «Маша-растеряша»; Братья Гримм «Золушка»; С. Михалков
«Про мимозу»; братья Гримм «Стоптанные башмаки».
«Зима».
Русские народные сказки «Мороз Иванович», «Зимовье зверей»; И. Никитин
«Встреча зимы», « Кудесница зима»; Е. Трутнева «Первый снег»; Г. Скребицкий«Зима»; И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»; К. Ушинский «Проказы старухи Зимы»,
Г.Х.Андерсен «Снежная королева».
«Посуда. Продукты».
Русские народные сказки «Каша из топора», «Лиса и журавль»; К. Чуковский
«Федорино горе», «Муха—цокотуха»; братья Гримм «Горшок каши»; Н. Носов
«Леденец»; Л. Точкова «Чашка»; А. Барто «Всё на всех»; В. Драгунский «Денискинырассказы: Что любит Мишка»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой».
«Семья».
Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Осеев «Просто старушка», П.Воронько «Мальчик
помогай»; М. Родина «Мамины руки»; А. Седугин «Огоньки на том берегу»;
Р.Гамзатов «Мой дедушка»; С. Михалков «Наши дела»; С. Баруздин «Как Алёше
учиться надоело»; А.Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги»;
Е.Благинина «Посидим в тишине»; С. Погореловский «Попробуй волшебником стать».
«Профессии».
С. Михалков «А что у вас?» ; В. Маяковский «Кем быть?»; Е. Пермяк «Для чего руки
нужны»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; С. Маршак «Почтальон»; В. Суслов «Кто сильнее?»; С. Баруздин «Мамина работа»; А. Шибаев «Лучше дела не найти»;
В. Заходер «Слесарь».
«День защитника Отечества».
Р.Бойко «Наша Армия родная»; И. Шамов «На дальнем рубеже»; А.Жаров
«Пограничник»; С. Баруздин «Точно в цель!» ; Е. Благинина «Шинель»; А.Гайдар «Поход»; В. Хомченко «Солдатский колодец»;

«Весна».
Г. Скребицкий «Весна в лесу», «Сказка о весне»; Г. Ладонщиков «Медведь проснулся»; С. Аксаков «Грачи прилетели»; К. Ушинский «Весна идёт»; В. Бианки «Три весны»; С. Плещеев «Ласточка»; Н. Сладков «Ивовый пир». «Транспорт».
И. Калинина «Как ребята переходили улицу»; М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»;
Э. Мошковская «Нерешительный трамвай»; Э. Успенский «Троллейбус»;
М.Пришвин «Заработал трактор», С. Михалков «Как моют город»; В. Житков
«Светофор».
«Моя страна. Праздник весны и труда».
М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»; З. Александрова «Родина»; Б. Житков
«В Москве на улицах»; Н. Забила «Сердце нашей Родины»; К. Ушинский «Наше
Отечество»; И. Суриков «Вот моя деревня».
«Лето».
И. Суриков «Летом»; Л. Толстой «Гроза в лесу»; В. Сутеев «Под грибом»;
М. Ивенсен «Вот и лето подоспело»; И. Соколов-Митов «Дождик в лесу»;
А. Барто «Жарко»; К. Ушинский «Четыре желания».