Технологическая карта урока русского языка по теме Наречие как часть речи (6 класс)


Технологическая карта открытого урока русского языка
Учитель Каширина Л.Л, МБОУ «Гимназия №1».
Тема: Понятие о наречии как части речи.
Результаты деятельности:
Личностные (ЛР):
- самоопределение (познавательная инициатива открывания нового знания, умения)
- смыслообразование (ценностное отношение к умению правильно определять наречие как часть речи) Метапредметные (МПР):
П – ориентироваться в учебном материале, использовать знания предыдущего урока, сравнивать и анализировать материал, использовать знаково-символические модели (выбирать необходимые элементы для составления понятия «Наречие»)
Р- принимать и сохранять учебную задачу, целеполагать под руководством учителя ,
-планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать над созданием модели ;-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.
К - строить понятные высказывания;
- взаимодействовать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, выполнять взаимоконтроль
Предметные (ПР): - научиться осознанно выделять наречия в тексте, работать над опознавательными признаками данной части речи.
Цель: Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа действий для правильного определения наречия как части речи, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.
Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная
Организационный.
1. Самоопределение к деятельности
Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок.
Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку.
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.
Наш урок я хочу начать прекрасными строками из стихотворения Ивана Бунина «Бушует полая вода… » (1892)
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Всё ли в содержании данного отрывка вам понятно? Обратимся к словарю.
О каком времени года идёт речь в стихотворении? Что на это указывает?
Слова какой части речи помогают нам при описании того или иного времени года? Найдите их в строках. Выпишите в тетрадь словосочетания в столбик, определите главное и зависимое слово.
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Работа со словарём: полая – вода, разливающаяся после ледохода,
пролётные – о птицах, появляющихся весной и осенью при пролёте, перелёте
Весна, полая – после ледохода, грачи, чёрные бугры, тепло, свет, лужи
и т.д.
Радостью при встрече весны
Положительное отношение к учебной деятельности.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Ученики проверяют свою готовность к уроку
Определять характер деятельности.
Запись словосочетаний:
Полая вода
Пролётные стада
Чёрные бугры
Белые пары
Солнечным пятном
(Указывают на признак предмета)
2Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действииПодготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Организовать работу учащихся для воспроизведения и фиксирования знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий
Найдите в тексте слово, которое выражает данное настроение. К какой части речи оно относится? Встречались ли мы ранее со словами данной части речи? Как вы определили часть речи?
Есть ли в тексте другие наречия? Назовите.
Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке
Весело - наречие.
По вопросу.
глухо, протяжно, важно
(в полдень, утром)
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности
Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании
3.Этап выявления места и причины затруднения Выявить места и причины затруднения Определить,в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей
Почему допустили ошибки?
Проанализировали деятельность: недостаточно знаний по данной части речи Соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение
Одного вопроса недостаточно
4. Этап построения проекта выхода из затрудненияПостановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Создать ситуацию, при которой учащиеся сформулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения
Узнать, что такое «наречие».
Поупражняться в умении отличать наречие от других частей речи.
Самостоятельно применять полученные знания.
Учащиеся предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить.
Понятие о наречии как части речи.
Выбрали способ построения нового знания.
План характеристики части речи.
1.На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
2. От какой части речи зависит?
3.Как изменяется?
4.Каким членом предложения является?
Выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?)
Моделирование

5.Этап реализации построенного проекта. Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. Контролировать действия учащихся.
Для решения проблемы предлагается задание: выписать словосочетания с наречиями, сделать вывод.
Учащимся предлагается справочный и раздаточный материал. Использовать предметные действия с моделями.
Применить новый способ действий для решения проблемы.
Выдвинуть и обосновать гипотезы. Выслушать мнения, прийти к общему заключению.
Работа в группах Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково.
Преобразуем модель
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речиУсвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Направление действий учащихся, контроль.
Физкультминутка:
Сначала мы пойдём налево.А теперь пойдём направо Станем мы сейчас поближе А потом уйдём подальше Руки вверх поднимем дружно И помашем влево –вправо.А сейчас присядем ниже Головы поднимем выше.Дружно хлопаем руками.Тихо топаем ногами.Чтобы веселее стало,Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.
Решить (в парах), зафиксировать в тетрадях
Работа в группах Фиксирование, проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование .Словосочетания: шумит глухо, шумит протяжно, кричат весело, кричат важно.
Вывод: функцию прилагательных рядом с существительными при глаголе выполняют наречия
7. Этап самостоятельной работы с проверкой Достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия, создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.
А. Работа у доски.
Беречь тепло – тепло одеться Крыша дома – каникулы я провел дома Причинить зло – смеяться зло – лицо зло 
Определить части речи, доказать правильность своего ответа, сделать вывод.
Б. Работа с текстом.
Весна.
Весна долго не открывалась. Последние недели ст…яла ясная морозная погода. Днём на солнце таял снег. Вдруг изд…ли потянуло тёплым ветром. Надвинулся густой серый туман. В тумане полились воды. Затр…щали льдины. Двинулись вперёд мутные потоки. К вечеру туман ушёл. Небо про…снилось. Наутро яркое солнце быстро съело тонкий лёд. Тёплый весе(н,нн)ий воздух задр…жал от испарений земли. Залились звонко жаворонки над бархатом зелени. Высоко прол…тели с весе(н,нн)им гоготаньем журавли и гуси. Пришла настоящая весна.
Л.Н. Толстой.
Вопрос: Что объединяет данный текст с предыдущим? (тема и основные объекты, через которые авторы показывают приход весны: вода, яркое солнце, воздух, птицы)
Задания: 1. Вставить пропущенные буквы, найти наречия, указать, на какие вопросы они отвечают, и какую синтаксическую функцию выполняют.
2. Продолжить текст 2 - 3 предложениями, используя в них наречия.
1. Проверка орфограмм. Вывод.
2. Озвучиваются наречия, вопрос, синтаксическая функция.
3. Зачитывается творческая часть.
Индивидуальная работа
Самостоятельная работа Инструкция: 1.Поскольку наречие относится к неизменяемым частям речи, то оно грамматически не может сочетаться с пояснительным словом в определенной падежной форме.
2.Задайте к анализируемой части речи вопрос. Если возможна постановка падежного вопроса, причем в его состав всегда входит предлог, указывающий на грамматическую форму, то это не наречие.
3.Воспользуйтесь приемом «вставки» пояснительного слова. Между предлогом и существительным можно его вставить, а между приставкой раздельного написания и наречием нельзя.
Выявить причины ошибок и их исправить.
Возможные: невнимательность, не сумел применить правило и тд.
8. Этап включения в систему знаний и повторения Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Выявить границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний. Довести новые знания до уровня автоматизированного навыка.
Использование наречий в собственных текстах.
Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания.
Использование наречий в речи учащихся Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Организация рефлексии и самооценки.
Подводим итог совместной деятельности. Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке
1.Я знаю, что такое наречие.
2.Я умею отличать наречие от других частей речи.
3.В самостоятельной работе у меня все получилось.
4.Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
5.Я активно участвовал в открытии нового знания.
Оценка собственной деятельности на уроке Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.
Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки
Чем объясняется разнообразие вопросов, которые можно задать к наречию?
(подумайте дома) Дамашнее задание: Теория п.116, упр.

Справочный и раздаточный материал к уроку:
Историческая справка
На каком наречии говорит наречие? Давайте заглянем с помощью словарей и справочников вглубь истории. История нередко проливает свет на многое. Поэтому поговорим об этимологии названия.
Наречие- слово старое. Оно было ещё в древнерусском языке. Если попытаться определить его происхождение, то придётся выделить в нём корень –реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения, в том числе и “говорить”(глаголить). Это значение до наших дней сохраняется в корне - реч- , входящем в слово наречие, и отражает связь наречия с глаголом.( Кстати, слово наречие раньше означало и “слово”, “решение”, “вопрос”, “дело”, “спор”, “способ”, “предмет” и др.)
Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что означает “приглаголие” - находится при глаголе. И термин наречие, если его перевести на современный лад, будет соответствовать слову «наглаголие». Таким образом, функцию прилагательного при глаголе выполняет наречие, которое живописует глагол. Интересно?
Как же оно выглядит? В отличие от числительного … оно не умеет считать, не любит никакого порядка, то есть всё делает беспорядочно. Да и делает не само, а заставляет метаться глагол слева направо, то вниз, то вверх и всё равно кое-как. А ещё обожает наречие имя прилагательное. Прилипнет и никак отставать не хочет: очень доброе, слишком самоуверенное, чересчур заботливое.
Раздаточный материал
Говорят, наречияСовсем не изменяются.Это очень даже Просто проверяется.Слово ОЧЕНЬ мы возьмем.ОЧЕНЯМИ, ОЧЕНЕМ… Да, уже понятно нам: Нет слова ОЧЕНЯМ!Для примера мы тогда взяли слово НИКОГДА.Начинаем изменять:НИКОГДАМ и НИКОГДАТЬ.Да и здесь один ответ:НИКОГДОВ на свете нет! Верно, что наречия Совсем не изменяются, Вовсе не спрягаются И вовсе не склоняются!
Самый трудный я, друзья,
И воспитывать меня нельзя.
Знайте, с кем ни поведусь,
Всё равно не изменюсь!