И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» (второй урок по теме)
Надежда Семёновна Лосик
учитель начальных классов
МОУ-СОШ №13 г. Белгорода
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
(второй урок по теме)
Учебник: Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 / сост. Л.Ф. Климанова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
На первом уроке по данной теме дети ознакомились с содержанием сказки И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек» (прочитали, выписали новые слова и нашли их определения, выделили смысловые части текста, озаглавили каждую часть, проиллюстрировали их). Домашнее задание было дано дифференцированно: одна группа готовила вопросы к тексту сказки, вторая – готовила инсценирование фрагмента сказки, третья – выразительное чтение и выполнение заданий учебника по тексту; кроме того, всем учащимся предлагалось изготовить по прочитанной сказке книжки-малышки: на обложке обозначить условными обозначениями жанр произведения (сказка – круг, рассказ – прямоугольник, былина – ромб, басня – треугольник и т.д.), тематику (о животных – коричневым, о природе – зелёным, о детях – жёлтым, о Родине – красным, о приключениях – голубой), на внутреннем развороте с левой стороны написать отрывок из сказки, на правой – проиллюстрировать его.
Предметные цели урока:
Организовать деятельность учащихся по структурированию текста, выделению главного, характеризовать персонажей, находить аналог в пословицах;
Способствовать научению детей читать по ролям, передавать интонацией, используя средства выразительности речи, отношения автора к герою, пересказывать текст;
Обеспечить закрепление представлений о народных и литературных сказках.
Цели, направленные на развитие личности ребёнка:
Создать условия для формирования информационной грамотности: умение работать с текстом, структурировать, выделять главное;
Содействовать развитию коммуникативной культуры: умению общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи;
Обеспечить развитие у учащихся рефлексивной культуры;
Содействовать развитию у учащихся умению осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
Воспитывать заботливое отношение к качеству своей речи и речевого поведения;
Способствовать развитию у учащихся интереса к русской литературной сказке, уважения к природе.
Оборудование:
Мультимедийное сопровождение
Сюжетные иллюстрации к сказке
Карточки со словарными словами, опорными словами;
Карточки для групповой работы (тест, пословицы)
Ход урока:
I. Организационный этап
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.
II. Подготовка речевого аппарата
1) Дыхательная разминка.
Дыхательное упражнение: правая рука на поясе, левая – в верхней части живота. Вдох-выдох на 1,2,3,4.
2) Речевая разминка. Развитие чёткости произношения.
Чтение скороговорки, применяя средства выразительности речи: темп, громкость. Сначала – медленно, тихобыстрее, громчебыстро, громко, по движению руки учителя.
Не хочет косой косить косой;
Говорит: «Коса коса».
- Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? (Одинаковы по произношению слова «косой» и «косой». Одно из них (первое в значении «заяц», а другое – «коса» - инструмент, которым косят траву. Ещё одинаково звучат слова «коса» и «коса». Первое слово в значении «косая», другое – «инструмент». Можно и наоборот).
3) Традиционная страничка урока «Ударная» (На доске предложение)
Мы продолжаем путешествие в сказку.
1-ая группа составляет и задаёт вопросы к предложению, 2-ая и 3-я отвечают, используя логическое ударение.
(Пример:
- Кто продолжает путешествие в сказку?
- Мы продолжаем путешествие в сказку.
- Куда мы продолжаем путешествие?
- Мы продолжаем путешествие в сказку.
- Что мы делаем?
- Мы продолжаем путешествие в сказку.
- Что мы продолжаем?
- Мы продолжаем путешествие в сказку.
III.Сообщение темы урока
- Сегодня мы продолжаем путешествие в сказку И.С.Соколова-Микитова «Листопадничек»
IV.Этап повторения и закрепления изученного
Проверка домашнего задания:
- Ребята, в чём сходства и различия русских народных и литературных сказок?
(Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. Записывать и печатать их в книгах стали гораздо позже. У литературных сказок немало общего с народными сказками. Например, в авторских сказках так же, как и в народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Литературная, авторская сказка – это сказка особая, оригинальная, индивидуальная и необычная. Например, Пушкин писал свои сказки в стихах. Он рассказывает сказки просто и интересно. Их легко запоминать.)
1) Работа с книжками-малышками. Учащиеся демонстрируют книжки-малышки:
Пример: сказка«Листопадничек» русского автора И.С.Соколова-Микитова о животных и приключениях (на обложке круг коричневого и голубого цветов) (далее следует пересказ фрагмента)
2) Работа с учебником.
Выборочное чтение текста сказки по вопросам. 1-ая группа задаёт вопросы к тексту, 2-ая и 3-я группы находят и читают ответы на вопросы в тексте сказки (деление на группы для данного задания аналогично дифференциации по домашнему заданию).
Пример:
- Когда родились у зайчихи зайчата?
- Какая мечта была у маленького зайчика?
- Как готовились к зиме животные?
- Что решил сделать самый маленький зайчонок, боясь зимы?
- Кого встретил зайчонок во время путешествия?
- Какой была бобровая хатка?
- Как стал зайчонок для бобрят нянькой?
- Когда было очень страшно зайчонку?
- О чём часто вспоминал он?
- Как зайчонок вернулся на родное болото?
- Хорошо ли было зайчонку в родном гнезде?
3) 2–ая группа «Минитеатр» (в каждой группе свой режиссёр)
Работает над выразительным чтением по ролям диалогов со следующими фрагментами сказки:
1-ый фрагмент:
«Бежал, бежал Листопадничек по лесу
Прыгай прямо в хатку»
2-ой фрагмент:
«Поздно вернулись бобры
подумал Листопадничек-зайчонок»
V. Этап применения и обобщения изученного
Работа в группах:
- Ребята, сегодня мы закрепим и обобщим знание сказки, работая в группах. В каждой группе будет своё задание.
Деление на 6 групп осуществляет учитель, формируя разноуровневые группы. Опережающих заданий не даётся. Всё выполняется на уроке.
1-ая и 2-ая группы готовят пересказ фрагментов сказки по картинкам.
3-я группа «Киностудия» составляет диафильм по фрагменту сказки стр.64 учебника.: в группе определяется редактор, который управляет работой художников – составителей кадров-слайдов. Учителем заранее готовятся бланки для кадров-слайдов, на которых дети рисуют кадры будущего диафильма
Бланк кадра-слайда:
4-ая группа работает с тестом по содержанию текста сказки. Ребята должны найти правильный ответ из предлагаемых.
Тест
1)Сколько зайчат родилось у зайчихи??
а)3
б)5
в)2
2)Как охотники называют осенних зайчат?
а)осеннички
б)листопаднички
в)подлистопадники
3)Когда птицы собрались к отлёту?
а)ранней осенью
б)поздней осенью
в)а предзимье
4)Как называется домик у бобров?
а)хатка
б)норка
в)избушка
5)Сколько этажей в бобровой хатке?
а)3
б)2
в)4
6)Что едят бобрятки?
а)берёзовую кору
б)ивовые ветки
в)листочки
7)Как можно выйти их хатки?
а)через дверь
б)через окно
в)под водой
8)Кем был зайчонок для зайчат?
а)братом
б)нянькой
в)другом
9)На чём выбрался Листопадничек из хатки?
а)на хвосте
б)на шее
в)на спине
10)Где спала зайчиха с зайчатами?
а)в гнезде
б)в норе
в)в дупле
5-ая группа работает с пословицами. Необходимо определить, к какому персонажу подходит та или иная пословица (на листе даётся перечень пословиц)
Пословицы Персонаж
1)Самая трудная дорога та, которую не знаешь.
2)Берегись бед, пока их нет.
3)Друзья познаются в беде.
4)Много спать - дела не знать.
5) Уменье силу одолеет.
6)Не всё коту масленица.
7)Без му
·ки нет и науки.
8)Хорошие речи хорошо и слушать.
9)На чужой стороне Родина милей вдвойне.
10)Всякой вещи - своё место.
11)От правды никуда не денешься.
12)Верному другу цены нет.
13)Была бы охота, заладится всякая работа.
6-ая группа работает со словарём из текста сказки.
- Дети, вспомните новые слова, их значения и с помощью мимики и жестов покажите их, чтобы другие угадали.
На предыдущем уроке дети выписывали новые слова:
Отведать – (устар.) попробовать, съесть или выпить немного.
Зябнуть – (устар.) испытывать чувство холода, страдать от холода.
Робеть – (устар.) пугаться, стесняться.
Плотина – техническое сооружение, переграждающее реку, для поднятия уровня воды.
Хатка – название небольшого дома на Украине, в Белоруссии и на юге России.
VI. Презентация группами результатов своей работы
1-я и 2-я пересказывают фрагменты сказки по иллюстрациям (по ролям).
3-я группа предлагает свои фрагменты фильма (в неправильном порядке), остальным ребятам надо определить последовательность фрагментов.
4-я группа даёт характеристики персонажей с использованием пословиц, объясняя свой выбор примерами из сказки.
5-ая группа представляет свой тест как экзаменационный.
-А теперь ребята, нам предстоит сдавать экзамен.
Экзаменатор читает вопросы. Предлагается на каждый вопрос 3 варианта ответа. У кого из членов группы правильный ответ?
6-ая группа с помощью мимики и жестов демонстрируют новые слова из произведения, остальные ребята должны угадать слова.
VII. Работа с текстом (в тех же группах)
- Ребята у нас на доске много слов, которые встречались в сказке: Болото, зайчонок, зайчиха, бобры, плотина, лес, выдра, медведь, лиса, журавли, речка. Из этих слов выберите те слова, которые вы считаете опорными, ключевыми.
Учащимся предлагается использовать алгоритм «Опорные слова»:
Опорные слова помогают передать в тексте самое основное.
По опорным словам можно вспомнить содержание текста.
Опорные слова называют ключевыми.
VIII. Характеристика персонажей
- Какой заяц в начале и в конце?
-Ребята, зачем автор придумал сказку «Листопадничек»? Какие качества характера украшают человека?
- На этом знакомство с литературными сказками не заканчивается. На следующих уроках мы продолжим путешествие в сказку.
IX. «Узнай название произведения»
- Ребята, на уроках внеклассного чтения мы знакомились и с другими произведениями И.С. Соколова-Микитова. По иллюстрациям на слайдах узнайте названия произведений (сказка «Заячьи слёзы», рассказы «Лесные музыканты», «Олени», «Тетерева», «Ночь в лесу», «Раннее утро», «Над болотом»).
X.Подведение итогов урока
- Встреча со сказкой – всегда праздник.
Детям предлагается прочитать стихотворение о сказках (на слайде):
В мире много сказок:
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
XI.Информация о домашнем задании
1-ая группа готовит пересказ сказки от лица зайчика Листопадничка.
- Расскажите о своём путешествии, передавая чувства и переживания, которые вы испытали.
2-ая и 3-я группы – придумайте продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы с зайчиком произойти?
XII. Рефлексия
- Что вам понравилось сегодня на уроке? Чему вы научились? Как в дальнейшем эти умения вам пригодятся?
- Как называется наш раздел?
- Зачем нужно постигать тайны природы?
- Чем является для человека природа
Цветопись настроения. Ребятам предлагается выбрать цвет, соответствующий настроению в данный момент:
Красный – восторг
Оранжевый – радость, веселье
Жёлтый – светлое, приятное настроение
Зелёный – спокойное состояние
Синий – грустное, неуверенное состояние
Фиолетовый – тревожное, напряжённое состояние
Чёрный – упадок, уныние
Белый – страх
У каждого ученика есть набор цветов – веер.
- Мне бы хотелось узнать, ребята, какое сейчас у вас настроение от работы на уроке? (учащиеся демонстрируют соответствующий цвет)
- Что вам понравилось сегодня на уроке? Чему вы научились? Как в дальнейшем эти умения вам пригодятся?
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Методическое пособие. – СПб.: АО «Мэрил», 1994
13PAGE 15
13PAGE 14315
15