Конспект урока по русскому языку для 2 класса КРО. Большая буква в именах собственных.
Конспект урока по русскому языку для 2 класса КРО.
Большая буква в именах собственных.
Автор: Гулиенко Е.А.
учитель начальных классов
КГУ «РСКШИ №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», г.Рудный
2012-13 уч.год Описание материала. Предлагаю вам сценарий урока по русскому языку для 2 класса КРО: «Большая буква в именах собственных».
Данный материал будет полезен учителям начальных классов работающих в классах КРО.
Цели:
1. Образовательные: формировать у учащихся представление об именах собственных и нарицательных, учить различать их на письме.
2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, развивать речевую память, коррегировать звукопроизношение, развивать подвижность артикуляционного аппарата, развивать орфографическую зоркость, развивать зрительное восприятие и память, развивать мелкую моторику кистей рук (формирование соразмерности движений, ручной умелости).
3. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Оборудование: учебник, зеркало на каждого ребенка, на каждого ребенка картинки с изображением предметов (бабочка, школа, банан, рыба, снеговик, забор), на каждого ребенка камень и подушечка, любая игрушка, бубен, кукла – мальчик.Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель: - сегодня на уроке мы познакомимся с именами собственными и нарицательными, будем упражняться в различении слов и звуков, в отработке правильной артикуляции.
2.Основная часть.
1. Игры на дифференциацию звуков.
Игра «Твердый – мягкий»
Цель: дифференциация согласных звуков по твердости мягкости.
Описание игры: учитель называет звуки, дети показывают в зависимости от звука или камень, или подушечку.
Дифференциация слов, близких по звучанию: Игра «Игрушка ошибается»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: любая игрушка.
Описание игры: Игрушка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать ребёнку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или называет другое слово. Дети должны внимательно прислушивается к словам, исправлять ошибки.
Игра «Кто быстрее».
Цель: Развитие речевого слуха и фонематического восприятия, умения различать отрабатываемый звук в своей речи.
Описание игры: перед каждым ребенком лежит карточка с изображением предметов (бабочка, школа, банан, рыба, снеговик, забор). Ребенок должен найти слова с заданным звуком – б.
2.Минутка чистописания.
Работа над скороговоркой.
-Послушайте скороговорку, определите, какой звук встречается чаще других:
Горкой, горкой, горочкой шел маленький Егорочка.
Протоптал Егорочка тропиночку до горочки.
Учитель: - Верно, это звук «Г». Сегодня мы будем прописывать букву Г. Дайте характеристику этому звуку. Покажите правильную артикуляцию этого звука (с зеркалами).
Игра «Поймай звук»
Инструкция: если услышишь звук Г – хлопни в ладоши.
Учитель произносит звуки: н, г, р, к, г, ш, г, н, ч, г, з, г, н.
Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики кистей рук (развитие ритмичности, соразмерности движений).
Выполняются упражнения «Дом», «Очки», «Колокольчик», «Птичка»
Анализ образца, показ учителя.
Дети прописывают: 1 строка – заглавная и строчная буква Г, 2 строка - грач, кенгуру, голубь, снегирь.Учитель: - Найдите букву в слове, подчеркните. Где она стоит? Определите какое слово лишнее? Почему?
Дети: - стоит в начале, середине, лишнее слово – кенгуру это не птица.
Учитель: - как мы должны заботиться о птицах и животных?
3. Артикуляционная гимнастика (выполняется с зеркалами).
Чередование упражнений «Улыбка», «Трубочка», «Болтушка», «Качели», «Часики», «Лошадка», «Грибок»
Дыхательное упражнение.
Учитель: - делаем упражнение «Фокусник» - положить кусочек ватки на нос, язык в форме чашечки выдвинуть изо рта. Воздушной струей постараться сдуть ватку.
4. Имена собственные и нарицательные.
а) Знакомство с понятиями «собственные и нарицательные».
Учитель: - все слова, которые обозначают имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия улиц, городов, рек, гор, городов и поселков, стран – это имена собственные. Потому что такое имя только у него, его собственное. А остальные слова – как их нарекли – назвали, так они и называются, и являются нарицательными.
- приведите примеры имен собственных, нарицательных.
б) Большая буква в именах собственных.
С.103 работа над правилом.
С.105 упр. 255 выписать из текста все имена собственные.
Динамическая пауза. Дифференциация по силе звучания: Игра «Тихо - громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Учитель играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом.
в) Закрепление.
С. 106 упр. 257 – выписать имена собственные – клички животных. Взаимопроверка в парах.
5. Игра на дифференциацию слогов.
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Оборудование: кукла-мальчик
Описание игры: учитель показывает игрушку и говорит, что малышу скучно, поэтому он плачет. Предлагает спеть вместе с малышом его песенку: сначала внимательно послушать, потом повторить. Учитель тонким голоском произносит слоги, а дети повторяют: «Ма-му, ма-мо, ма-мы, му-мы, му-мо, мы-ма-мо...».
Игра «Бабочка»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Описание игры: учитель предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы – бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока учитель произносит слоги («песенки»), но замирает, когда произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай...Психогимнастика.
Изобразить печального малыша – у него забрали игрушку. Малыш сердится, обижается. Малыш удивился красивой бабочке. Бабочка села ему на ручку, он с интересом её рассматривает. Бабочка полетела – малыш радуется, смеётся.
Итог урока.
Учитель: - с какими интересными понятиями мы сегодня познакомились? Как пишутся имена собственные? Приведите примеры.