Тема: Защита творческих проектов». (1 час) Раздел программы: «Кулинария». (Технология приготовления блюд из теста).
МОУ «Приволжская средняя общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района
Республики Марий Эл
План-конспект урока по теме:
"Защита творческих проектов».
По разделу: Кулинария.
8 класс
Автор: Балашова Т.А.
Учитель технологии
пгт.Приволжский
2015г.
Урок №
Тема: "Защита творческих проектов». (1 час)
Раздел программы: «Кулинария». (Технология приготовления блюд из теста).
Изба красна углами, обед — пирогами.
Тип: Урок комплексного применения ЗУН: Нестандартные формы урока. Практическая реализация знаний, умений и навыков по основам технологии.
Цель: Систематизировать знания и закрепить умения, полученные учащимися по разделу в целом.
Задачи:
1) Расширить знания обучающихся по технологии изготовления блюд из теста в соответствии с народными традициями. И составлению творческого проекта.
2) Помочь учащимся в создании творческого проекта выполненного из теста с соблюдением народных традиций.
3) Содействовать формированию у обучающихся навыков личной гигиены и эстетического вкуса.
Наглядные пособия: схема сервировки стола для банкета-чая, схема-звездочка (план проекта), плакаты по технике безопасности и санитарному минимуму. Оборудование: бельё, посуда, приборы и предметы сервировки стола к выбранным праздникам для гостевых столов, инструкционные карты ,ТСО.
Оформление кабинета: детская выставка прикладного творчества, на стенах прикреплены листы с русскими пословицами. Музыкальное сопровождение: Ой ты Порушка Паранья. Форма проведения: защита проектов и театрализация народных костюмов.
1)Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
2)Вступительная часть(2 мин. Рассказ учителя): Любую выполняемую работу (приготовление ужина, сервировка стола, пошив изделия, вязание изделия, посев и посадка овощных и цветочных культур и т.д.) можно рассматривать как творческий проект. Каждый проект-это реализация ваших идей и замыслов. Как правильно его выполнить? Какова последовательность проектирования? Об этом мы с вами говорили на предыдущих уроках.
3) Постановка проблемы ( 5 мин.):
Проектирование-это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учетом заданных условий. Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни как домашней, так и производственной. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, экономической, социальной и т.д. По программе курса технологии после изучения каждого из разделов отводится урок по защите творческого проекта. Вот и сегодня мы проводим такой урок. Урок защиты проектов по разделу «Кулинария». Темы проектов мы посвятили недавно прошедшим старинным праздникам Рождеству Христову, зимним святкам и Крещению. На Рождество всей семьей садились за стол. По многовековому неписаному обычаю, который соблюдался гораздо строже писаных законов, на скатерть ставился лишний прибор. Для кого? По христианской традиции- для того, кто заглянет на огонек. На праздничный ужин принято было приглашать одиноких соседей, стариков, тех, кому веселье праздника не в радость, а в тягость. Рождество помогает уменьшить самый страшный дефицит нашего трудового времени- дефицит доброты, милосердия, терпимости. Темы проектов посвящены изделиям приготовленным из теста. Они и относятся к разделу «Кулинария», который мы с вами изучаем ежегодно. Сегодня на уроке вы поделитесь со всеми нами своими знаниями полученными при выполнении проектов.
Перед вами этапы выполнения проекта.
1)Организационно-подготовительный:
-выбор темы;
-разработка идей;
-обоснование выбора;
-подбор материалов для выполнения проекта;
-предварительный расчет себестоимости.
2)Технологический:
-конструирование изделия;
-составление плана изготовления изделия;
-выбор оборудования;
-изготовление изделия.
3)Заключительный этап:
-оформление проекта;
-оценка проекта.
Вопрос учителя: Вами проведена большая исследовательская и практическая работа. Как вы думаете, что нам осталось сделать ещё? Учащиеся приходят к выводу, что проект необходимо защитить.
Каждая группа учащихся представляет проект и защищает его (5-7 минут). Учащиеся отвечают на поставленные перед ними вопросы.
А сейчас девочки представят вашему вниманию проекты народных костюмов ,которые были сшиты на районные и республиканские конкурсы: «Сшей мне мамочка к пасхе красный сарафан» и «Пасхальная радость»
Физкультминутка. Показ народных костюмов под русскую народную песню: Уж ты, Порушка-Поранья.
Обсуждение творческих проектов.
-Какой из проектов понравился больше всего и почему?
-Какие новые идеи, разработанные в творческих проектах заинтересовали вас?
-Что бы вы хотели использовать в повседневной жизни?
Какой из проектов понравился больше всего и почему?
Какой из проектов имеет оригинальное решение при малой себестоимости?
Какой проект наиболее трудоемкий?
3.Заключение (5 мин.).
Учитель оценивает работы учащихся с кратким комментарием.
Меня очень порадовал представленные сегодня творческие проекты. Они показывают ,что вам нравится заниматься творческой деятельностью и, главное, вы уже готовы быть грамотными хозяйками своего дома.
Организуется выставка проектов учащихся в виде демонстрации одежды сшитой в народных традициях.
Самоанализ урока
Урок №10 в курсе «Технология», 5-й урок в разделе «Кулинария» (Технология приготовления блюд из теста). Является итоговым уроком по разделу « Кулинария» и опирается не только на полученные учащимися знания с 5 по 8 класс в разделе «Кулинария», но и на поисковую и исследовательскую работу.
Цель: Систематизировать знания и закрепить умения, полученные учащимися по разделу в целом.
Задачи:
1) Расширить знания обучающихся по технологии изготовления блюд из теста в соответствии с народными традициями. И составлению творческого проекта.
2) Помочь учащимся в создании творческого проекта выполненного из теста с соблюдением народных традиций.
3) Содействовать формированию у обучающихся навыков личной гигиены и эстетического вкуса.
В изучении образовательного курса технологии 8 класса предлагается выполнение нескольких творческих проектов. Творчество в любой области представляет собой наиболее мощный и неиссякаемый источник интеллектуального развития, пробуждает потребность в знании.
Необходимое оборудование: ПК, проектор, экран, программное обеспечение Power Point.
Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах), дифференцированная-(домашнее задание было предложены на выбор ,по степени сложности). На уроке применялись ТСО, развивались коммуникативные навыки, использовались технологии: ИКТ, рефлексивная, личностно-ориентированная, игровая. Царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик». Каковы результаты такой работы с учащимися? Фиксируются мотивы предыдущих достижений; организация поиска самих учащихся (умение отбирать нужную информацию и работать с ней) – читальные залы, библиотеки, справочники, работа со словарями, интернетом. Проектное обучение даёт развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Этот метод позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей. Работая над проектом обучающиеся закрепляют знания по кулинарии ,а так же над темой «Защита творческого проекта» . Творческий проект (в предмете «Технология») состоит из 2-х частей: создания пояснительной записки и изготовления изделия. Пояснительная записка содержит несколько разделов. Во введении указывается цель работы, и даются основные понятия по теме. Историческая справка — это исследовательская работа ученика по направлению творческого проекта. При выполнении данного раздела выявляется мировая практика, традиции, т.е. закладывается база для дальнейшего проявления собственного творчества. Проектно-конструкторский раздел содержит рисунки, чертежи, перечень материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы. Технологический раздел содержит алгоритм изготовления изделия. В результате выполнения экономического раздела школьники знакомятся с азами экономики, знакомятся с такими понятиями, как себестоимость, калькуляция, ценообразование. Выполняя рекламу, ученик проявляет способности в умении представить свою работу с наилучшей стороны. Данная тема имеет межпредметные связи с черчением, экономикой ,изобразительным искусством, экологией, алгеброй. Используя данный метод на протяжении многих лет работы, я убедилась в том, что он позволяет развивать исследовательские, креативные, изобразительные способности школьников и создавать новые духовные ценности.
В данном классе отмечается высокая учебная мотивация и познавательная активность на уроках. Включая во внимание всё это, я пришла к необходимости проведения урока на основе системно-деятельностного подхода, где детям надо было самим определить тему урока, справиться с реальными трудностями, внести свою лепту в преодолении общей проблемы. Это помогло достичь поставленной цели урока.
На уроке использовались следующие методы обучения:
1.Частично-поисковый —знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности.
2.Метод генерации идей –обучающиеся высказывают свои идеи, решения поставленной проблемы. На уроке использовались следующие педагогические технологии: метод проектов, проблемное обучение, компьютерные технологии, здоровье сберегающие технологии, личностно — ориентированное обучение, технология творческих мастерски, проблемного диалога – работа в группах. Игровая технология – показ народных костюмов в игровой форме.
В процессе подготовки к уроку осуществлялся дифферецированный подход к учащимся. Было видно, насколько ответственно подходят девочки к подготовке презентации и оформлению творческого проекта. Я думаю, что полученные знания помогут обучающимся в работе над любым проектом.
Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ТСО была направлена на достижение поставленных целей.
На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.
На некоторых этапах учащиеся оценивали себя сами, а также проводили оценку работы всего класса. Я старалась создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную атмосферу. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения проведен показ народных костюмов
Урок носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Урок достиг поставленных целей.
Приложения
Критерии оценки проекта
Проект и изделие оценивается во время защиты проекта по следующим критериям:
доступность;
техническое совершенство;
эстетические достоинства;
безопасность;
соответствие общественным потребностям;
удобство эксплуатации;
технологичность;
стоимость
I СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Введение
Основная часть
2.1 Банк идей и предложений
2.2 Исследование проблемы
2.3 Технологическая часть
2.4 Экономическая оценка
2.5 Экологическая оценка
Заключение
Литература