Инновационный проект «Проектно-исследовательские технологии как способ формирования ключевых компетенций обучающихся»
Направление: современные модели обучения и воспитания
Инновационный проект «Проектно-исследовательские технологии как способ формирования ключевых компетенций обучающихся»
(на примере работы объединения «Проектирование»)
Автор: Адыева Валерия Викторовна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино МР Мишкинский район РБ, руководитель объединения «Проектирование».
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться конструировать, исследовать, открывать. Для того чтобы учение было интересным, обучение должно содержать элементы исследовательского поиска. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Приоритетным направлением в работе педагогов стало создание условий для формирования творческой личности, способной самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе полученных знаний и социального опыта. Важное место в реализации этих задач занимает исследовательская деятельность, способствующая раннему выявлению и развитию профессиональных склонностей, формированию лидерских качеств, умений работать в команде, умению самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, аргументировано доказывать свою точку зрения, приобщению к научному труду. Эти качества в последние годы стали определять, как ключевые компетенции. Поэтому так актуально использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности.
Формирование компетентности обучающихся – важная задача, стоящая перед современным образованием. Эту задачу позволяет решить использование технологии проектно – исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в образовательном процессе современных образовательных технологий с учетом особенностей каждой ступени образования, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.
Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов, деловые и ролевые игры и многое др. Таким образом, наиболее эффективной, формирующей ключевые компетенции, является проектно-исследовательская технология.
Мною разработан инновационный проект: «Проектно-исследовательские технологии как способ формирования ключевых компетенций обучающихся».
Основная цель данного проекта – формирование ключевых компетенций обучающихся посредством применения проектно-исследовательской технологии.
Данный проект реализуется с 2012 учебного года, можно утверждать, что он прошел апробацию и имеются стойкие положительные результаты. Опыт работы представлен на примере работы детского объединения «Проектирование».
В 2012 году была разработана программа детского объединения «Литературное краеведение», целью работы которой было изучение творчества поэтов и писателей, выходцев из Мишкинского района, путем исследования их творчества, последующим написанием исследовательских работ, подготовкой презентаций к защите, созданием брошюр по итогам работы. В ходе занятий мною совместно с обучающимися было выявлено, что особенности творчества тех или иных писателей необходимо изучать в связи с этнографическими особенностями их национальности, а также в связи с историей села и района. Таким образом, направленность программы – литературное краеведение, стало для нас узким, стали необходимы изменения как в целях, задачах, так и в содержании самой программы. На первый план вышли задачи освоения проектных технологий, в связи с чем объединение было переименовано в «Проектирование», и спектр изучаемых явлений, событий, персоналий у нас расширился.
Новизна программы состоит в активном изучении местного материала, посредством использования дидактического принципа «от ближнего к дальнему, от простого - к сложному». При освоении знаний о своем селе, актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности, креативному мышлению и творческому созиданию.
Данная программа является наиболее оптимальной для реализации проекта «Проектно-исследовательские технологии как способ формирования ключевых компетенций обучающихся».
Сущностью системы обучения является организация активной, сознательной, творческой деятельности обучающихся среднего и старшего звена посредством проектно–исследовательской деятельности. Данная технология позволяет ученику иметь возможность выступать в различных коммуникативных ролях и являться субъектом собственной коммуникативной стратегии, что способствует развитию коммуникативной компетентности. Учащийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки проектной компетентности. Находя нужную информацию, обрабатывая и используя ее для решения поставленных задач, он развивает информационную компетентность. Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими, анализируя и корректируя свою деятельность, принимает различные социальные роли. Это способствует развитию социальной и рефлексивной компетентностей. При работе над проектом формируется способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, то есть развиваются ценностно-смысловые компетенции. При работе над этнографическими исследованиями, изучением культуры, традиций, обрядов различных национальностей, идет знакомство с духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов, с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; с культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций; ролью науки и религии в жизни человека, то есть, формируются общекультурные компетенции. При активной самостоятельной работе над исследованием изучаемых объектов ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания – так начинается формирование учебно-познавательных компетенций. И при окончании реализации собственных исследований, проектов, ученик осознает, что овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что его успехи зависят от него самого, и заключаются они в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения – так идет формирование компетенции личностного самосовершенствования.
Для формирования различных компетенций у обучающихся в своей работе использую исследовательские, поисковые, творческие, социальные типы проектов. По количеству обучающихся, участников проекта: индивидуальные, парные и групповые. По времени работы над проектом: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. Этапы работы над проектом: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Стараюсь через различные формы организации формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности. В качестве тем мои обучающиеся выбирают наиболее актуальные проблемы: экологические проблемы, проблемы охраны природы, проблемы патриотического отношения к родному краю, к людям, живущим в нем, к особенностям той или иной национальности. Воспитанники выполняют краткосрочные и долгосрочные проектные работы.
Помимо этого, занятия носят межпредметный характер, когда воспитанники исследуют тему, объект, явление в различных пересекающихся плоскостях, синтезируя при решении поставленных задач знания, умения, навыки на основе литературы, русского языка, истории, этнографии, краеведения и ИКТ.
Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села Мишкино, опросы, интервьюирование, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, школы, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой родного края, творчеством и жизнью поэтов-земляков, бытом жителей малой родины. Проделанная работа помогает приобрести коммуникативные умения и навыки, даёт опыт творческой работы.
Воспитанники в процессе изучения определенной темы и написании исследовательских работ сталкиваются с различными материалами, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам ее людей. При анализе получаемой информации работа приобретает для них важное значение, так как является своеобразной «капсулой времени», в которой они отправляют в будущее то, что им удалось узнать, описать, сравнить, проанализировать, высказать свою точку зрения. Ребята с большим интересом изучают архивные данные, открывая для себя новое, рассматривают старые фотографии, газетные подборки, беседуют с участниками изучаемых событий, прогнозируют что-либо. Результатами их работы являются сочинения, презентации, исследовательские и проектные работы, что немаловажно для понимания воспитанниками важности выполняемого ими дела. Хорошей мотивацией для воспитанников служит возникновение устойчивого интереса к истории родного края, достижения на районных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах.
Возможно и доступно применение данного проекта в любых общеобразовательных учреждениях, так как любой район, город богат на местные этнографические, исторические, литературные материалы. Благодаря разработанности проекта, его апробации и стойких результатах, возможна адаптация на местном литературном, историческом, этнографическом материалах и использование ее другими педагогами и руководителями детских объединений.
Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, формирование патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы, истории, культуры родного края, традициями народов, населяющих то место, где можно реализовать данный проект.
Стабильность достигнутых результатов
Годы
Муниципальный
Республиканский
Всероссийский
Международный
2012-2013
3
1
1
1
2013-2014
9
4
1
2014-2015
3
2
4
1
2015-2016
14
3
5
Приложение 1
Направленность, темы и результаты выполненных проектов.
В качестве тем мои обучающиеся выбирают наиболее актуальные проблемы: экологические проблемы, проблемы охраны природы, проблемы патриотического отношения к родному краю, к людям, живущим в нем, к особенностям той или иной национальности. Воспитанники выполняют краткосрочные и долгосрочные проектные работы.
Так, проект «Конституция РФ» был рассчитан на три месяца, проект «Священные рощи мари» – на 4 месяца, а проект «Творчество Г.В. Баталовой» является бессрочным. Проекты, разработанные обучающимися, имеют практическую направленность. Ученики изучают дополнительную литературу по теме, проводят различные исследования, знакомятся с методиками и диагностиками. Так, выполняя проект «Утилизация батареек в с. Мишкино», обучающиеся 9 класса использовали метод опроса, в проекте «Традиции имянаречение мари, жителей Мишкинского района РБ» ученица 8 класса познакомились с новым для нее методом интервьюирования. Важно быть разносторонним человеком, поэтому проектные работы мы с ребятами выполняем по разным направлениям: литературоведение, краеведение, этнография, экология. Первый проект, выполненный с Аксентьевой Еленой, 11 класс, 2012 год, был посвящен изучению творчества местной поэтессы «Творческая биография Г.В. Баталовой. Образ лирической героини» - 2 место муниципальный этап республиканского конкурса МАН «Эверест», часть работы вошла в поэтический сборник поэтессы, выпущенный Усковым В.И., редактором газеты «Дружба» с. Мишкино, кроме того Елена приняла активное участие в творческом вечере, посвященном памяти поэтессы. Далее эта работа была продолжена в 2014 году Андреевой Дианой 11 класс «Творческая биография Г.В. Баталовой. Образ Родины» - 2 место муниципальный этап конкурса «Дорогами Отечества», 1 место республиканский этап конкурса «Дорогами Отечества», была выпущена брошюра с подборкой стихов на выбранную тематику. В 2016 году Александровой Дарьей (7 класс) «Творческая биография Г.В. Баталовой. Образ времен года» - 2 место МАН «Эверест», 2 место муниципальный этап конкурса «Дорогами Отечества», 2 место республиканский этап конкурса «Дорогами Отечества», ученицей создан сайт, посвященный поэтессе. В рамках региональной научно-практической конференции учащихся «Сады нашего детства» в 2013 году ученицами 11-го класса Батршиной Дианой и Саетгареевой Эльзой был выполнен проект «Загадка яблока», в процессе которого были рассмотрены символическое значение, философское восприятие, роль яблока в представлениях различных культур, и данная работа стала победителем. Продуктом проекта стала брошюра «Загадка яблока». Огромный интерес представляет собой этнографическое направление. Одной из первых проектных работ стало исследование Адыева Нияза (6 кл.) «Родословная семьи Адыевых» в 2012 году, в ходе которого было составлено генеалогическое древо, а также разработан герб семьи. Проект занял 2 место на муниципальном этапе республиканского конкурса МАН «Эверест» и отмечен Почетной грамотой Министерства образования РБ в рамках Республиканского конкурса «Мой край родной - Башкортостан». В Мишкинском районе компактно проживают марийцы, являющиеся язычниками, а это огромный материал для исследования, наблюдения, изучения. В 2013 году Адыев Н. 7 кл., изучая особенности проведения традиционного марийского праздника «Уярня» выполнил проект в рамках Международного конкурса компьютерной графики и анимации «Цифровая пастель 2013» Открытого детско- юношеского фестиваля искусств «Либеровская весна» и стал лауреатом в номинации «Презентация», отмечен Дипломом III степени. В 2014 году Шамсутдиновой Кристиной была начата работа «Липа в жизни мари, жителей Мишкинского района РБ» - 2 место муниципальный этап республиканского конкурса «Дорогами Отечества», 2 место муниципальный этап республиканского конкурса МАН «Эверест», 3 место в республиканской НПК «Сады нашего детства», эта же работа была отмечена дипломом 3 степени Всероссийского конкурса учебно- исследовательских экологических проектов «Человек на Земле». Продолжением этой работы стал проект «Молебные рощи мари, жителей Мишкинского района РБ» - отмечена дипломом 3 степени Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», стала победителем НПК «ПОИСК» 2016 год, продуктом проекта является брошюра о правилах поведения в священных для мари местах, о запретах, и электронный вариант карты с отмеченными деревнями, где имеются молебные рощи. Проектные парные проекты Шайхивалиевых Айгуль и Гузель (11 кл.) «Татарская свадьба в прошлом и настоящем», Чалаевой Надежды и Васильевой Юлии (8 кл.) «Марийская свадьба. Свадебные традиции мари Мишкинского района РБ» в 2014 году заняли 3 призовые места и отмечены дипломами 3 степени Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле». Данные проекты были направлены на изучение традиций и обрядов в татарской и марийской свадьбах, в сравнении с современными правилами их проведениями. Яндугановой Анастасией (8 класс) в 2016 году выполнен проект «Традиции имянаречения мари, жителей Мишкинского района РБ», 1 место муниципальный этап конкурса «Дорогами Отечества», 3 место республиканский этап конкурса «Дорогами Отечества», в процессе которого были изучены традиции имянаречения у народов, проживающих в Мишкинском районе в сравнении с мари, выявлена традиция повторного имянаречения, ее обряды и польза. Снят и смонтирован видеофильм о правилах проведения этого обряда и выполнена брошюра. Этот проект также принят к участию в XI Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле - 2016», результатом стал диплом 6 степени (2 место). Очень важным видится и воспитание патриотизма у ребят. Сложно любить что-то далекое, неосязаемое, легче понять, принять, оценить, полюбить то, что рядом. Нужно знать историю своего народа, поэтому важно сближать детей с историческими событиями страны, республики. В 2012 году в рамках республиканского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся, посвященном 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года «Недаром помнит вся Россия» учениками 10 класса Бакрадзе Беллой, Аксентьевой Еленой, Баженовым Иваном был выполнен проект «Информированность обучающихся МБОУ Лицей № 1 села Мишкино об Отечественной войне 1812 года и участии в ней башкир», который стал победителем на муниципальном этапе. Ребята проводили опрос, выявили слабые места, и разработали театральную постановку, в ходе которой на сцену выходили исторические личности и раскрывали ход войны и роль башкир, их участие, их вклад в победу над французской армией. Данное исследование также было отмечено Дипломом в зональном этапе республиканского конкурса-фестиваля «Жемчужины Башкортостана», посвященного участникам-землякам в Отечественной войне 1812 года в номинации «За научность и достоверность исследовательской работы». Чувство патриотизма необходимо формировать при изучении родного края, родного села, родной школы. В связи с этим, в конце 2013 – начале 2014 году группой ребят был начат проект «История восьмилетней школы с. Мишкино РБ». Исследование шло по следующим темам: «История 8-летней школы во временной период 1952 – 1978 годы» - Шамсутдинова Кристина, 2 место муниципальный этап республиканского конкурса МАН «Эверест», лауреат Республиканского конкурса «Дорогами Отечества - 2014»; «Виды деятельности обучающихся в 8-летней школе с. Мишкино»- Исаев Александр - 3 место муниципальный этап Республиканского конкурса «Дорогами Отечества - 2014». Чтобы быть патриотом, нужно быть гражданином своей страны, знать ее правовые основы. На уроках литературы, изучая творчество таких писателей как М.Е. Салтыков – Щедрин «История одного города», «Премудрый пескарь», А.И. Солженицына «Жить не по лжи!», у ребят возник вопрос «Какие мы имеем права и обязанности?». Ответом стал проект «Конституция РФ», 2013 год. Целью данного проекта стала адаптация главного документа государства для подростков. Все участники проекта, обучающиеся 10 класса Андреева Диана, Шахмадеева Юлия, Сахаутдинов Вадим, Фатхутдинов Артур, стали победителями муниципального этапа Всероссийского конкурса проектов, посвященных 20-летию Конституции Российской Федерации, а также стали победителями и были отмечены Министерством образования РБ Дипломами II степени на региональном этапе Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации в номинации конкурса учебных проектов. Знакомство с символикой своей страны также имеет большую роль в формировании гражданского самосознания. В рамках Республиканского конкурса на знание государственной символики РФ и РБ в номинации «Исследовательская работа» в 2014 году Адыев Н. (7 кл.) стал победителем среди средней возрастной группы на муниципальном этапе. В проектной работе рассматривалась история создания герба МР Мишкинский район РБ, фольклорные и исторические предпосылки. Был разработан опросник для обучающихся среднего звена на знание истории района, его символики. Этот же проект был награжден Дипломом V степени X Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле». В 2016 году работа была продолжена в форме парного проекта (Яндуганова А. и Адыев Н. 8 кл.) в рамках Районного конкурса презентаций, посвященного 85-летию со дня образования Мишкинского района РБ и 305-летию со дня основания с. Мишкино. Работа заняла 2 место. Воспитание гордости за свое Отечество, за народ, за своих земляков, внесших свой вклад в историю страны, невозможно без изучения военных лет, без встреч с ветеранами. Так, в 2015 году в рамках районного конкурса видеороликов, посвященных 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. возник проект «Мы помним, мы знаем», выполненный Шамсутдиновой Кристиной (10 кл.). Проект занял 2 место в номинации «Видеоролик о героях-земляках, героических поступках и событиях». Экологическое воспитание подрастающего поколения является в моей деятельности одним из приоритетных. В наш высокотехнологичный век, к сожалению, угроза экологической катастрофы стоит на высоком уровне. Здесь мы с детьми используем тот же подход, что и при формировании патриотизма. На начальном этапе было ознакомление с данной проблемой. Одним из путей ее мы видели в пропагандистской деятельности. Так, в 2012 году Адыев Н. принял участие во Всероссийском конкурсе экологических проектов «Твой след на планете», проводимом ВДЦ «Орленок», и стал лауреатом в номинации «Экологическая презентация». Далее был определен проект «Листовки за охрану природы» и «Экологический видеоролик» в рамках Международного молодежного экологического конкурса «ЭКО-2015», на который Адыевым Н. (7 кл.) были представлены серия листовок и ролик «Сказка о нашей родине – планете Земля». Оба проекта стали победителями. Нужно заниматься спасением природы здесь и сейчас, делать все то, что зависит от нас в данном месте и в данный период времени. В связи с этим в 2016 году обучающимся 7 класса Мукимовым Марселем была начата работа «Утилизация ТБО с. Мишкино». Проблема и предполагаемые пути решения», в процессе которой изучалось отношение жителей села к данной проблеме, изучено состояние проблемы в странах Европы, в России, в Башкортостане, и, конкретно, в с. Мишкино. Было проведено анкетирование, а также разработан ряд рекомендаций, направленных на формирование экологической культуры населения для решения проблемы раздельного сбора ТБО именно в селе. Кроме того, обучающийся разработал и выполнил макет мусоросборника, который отлично впишется в ландшафт любого учреждения. Это проект отмечен грамотой на муниципальном уровне - 1 место на районном этапе республиканского конкурса «Дорогами Отечества-2016», 2 место на муниципальном этапе республиканского конкурса МАН «Эверест», лауреат Республиканского конкурса «Дорогами Отечества - 2016». Своеобразным продолжением темы экологии стала работа обучающихся 9 класса Галиакбаровой Альбины и Мустафина Чингиза «Утилизация батареек в с. Мишкино» 3 место на муниципальном этапе республиканского конкурса МАН «Эверест». Этот проект - новый этап в проектной деятельности моих воспитанников, так как он приобрел характер социальной акции. Ребята, помимо социологического опроса, информационно-агитационной акции, также сделали сами красочные контейнеры для сбора батареек, совместно с руководителем договорились с руководителями различных учреждений, магазинов о размещении этих контейнеров с целью сбора отработанных батареек у населения села и района. Кроме того, ребята разработали информационную брошюру, в которую помимо материалов, освещающих результаты и вредность неправильной утилизации батареек (выброс их на свалки и т.д.), вошли и адреса пунктов приема батареек в с. Мишкино и в г. Уфа. Характер акции приобрел уровень районного масштаба, и теперь во многих школах села также устанавливаются контейнеры для сбора батареек на утилизацию. Эти проекты тоже приняты к участию в XI Всероссийском конкурсе учебно- исследовательских экологических проектов «Человек на Земле - 2016», результаты - Дипломы 4 степени. Кроме того, они заинтересовала организаторов международной научно-практической конференции «Инновационные технологии и экология», которая проходил в мае в г. Сочи. Исследования ребят вошли в сборник работ по итогам конференции. Вовлечение ребят в выполнение подобных экологических проектных работ способствуют формированию у них бережного отношения к природе, готовности к рациональному природопользованию, к сохранению природных богатств и жизни вообще. Современная действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует проектная деятельность, которая дает уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активного творца. В наш век информационных технологий уже невозможно работать без обучения детей использовать все плюсы нашего времени. Составление презентаций, разработка буклетов и брошюр, является обязательным для всех моих юных исследователей. В связи с этим практически все воспитанники принимают участие в муниципальном этапе республиканского конкурса «КРИТ» в номинации «Юный издатель». Результаты участия таковы: 2014 год: Андреева Диана10 кл. – 1 место, номинация «Брошюра», Павлова Юлия 10 кл.-1 место номинация «Газета», Шамсутдинова Кристина – 2 место номинация «Брошюра», Сахаутдинов Вадим – 3место номинация «Брошюра». 2015 год: Шамсутдинова Кристина 10 кл. – 1 место номинация «Брошюра», Шайхивалиева Айгуль 11 кл. - 2 место номинация «Брошюра», Шайхивалиева Гузель 11 кл. - 2 место номинация «Брошюра». 2016 год: Галиакбарова Альбина 9 кл. - 1 место номинация «Брошюра», Мустафин Чингиз 9 кл. - 1 место номинация «Брошюра», Яндуганова Анастасия 8 кл. – 1 место номинация «Брошюра», Александрова Дарья 7 кл. – 2 место номинация «Брошюра», Мукимов Марсель 7 кл. – 3 место номинация «Брошюра».
У моих воспитанников скопился достаточно большой объем материала, и перед нами встал вопрос – можем ли мы как-то это оформить еще в один проект? Ответ пришел следующий. Определены новые участники нашей группы исследователей, которые реализуют групповой проект «Эрвел». Так мы решили назвать виртуальный музей, куда войдут выполненные в течение этих 4 лет работы моих воспитанников. По плану юных сайторазработчиков будут выделены направления: «История Мишкино и МР Мишкинский район РБ», «Этнография», «Краеведение», «Талантливые люди нашего района», «Экология».
Приложение 2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
село Мишкино Республика Башкортостан
Образовательная программа детского объединения
«Проектирование»
Ф.И.О., должность автора:
Адыева Валерия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 2
с. Мишкино РБ
Мишкино
Программа «Проектирование»
Тип программы: авторская
Направленность программы: краеведческая, литературная, этнографическая
Характер программы: образовательная, развивающая, воспитывающая
Режим занятий: 2 часа в неделю
Возраст: 12-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка.
Программа объединения «Проектирование» краеведческой, литературной, этнографической направленности разработана на основе:
- Устава школы, образовательной программы основного общего образования и основного среднего образования МБОУ СОШ №2 с. Мишкино;
- Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования;
- Учебного плана на учебный год и положения о рабочей программе ФГОС.
- авторской программы Болотиной Л.А. «Программы для учреждений дополнительного образования детей» выпуск 4-М ГОУ ЦРСДОД, 2002 г.
- программы развития воспитания молодежи.
- Конституции РФ.
- Конвенции ООН «О правах ребенка».
- Закона РФ об образовании.
- Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
Направленность программы.
Формирование патриотического сознания.
Формирование гражданского поведения и правовой культуры.
Формирование коммуникативной культуры.
Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности.
Формирование опыта социально-значимой деятельности.
Поисково-исследовательская и проектная направленность программы.
На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. В нашем регионе широкое распространение получило историческое краеведение, что обусловлено, богатой историей и культурой нашего края.
Наш край уникален этнографическими особенностями в силу того, что в одном месте мирно живут и сохраняют свои традиции народы различных национальностей, поэтому так актуальны исследования по традициям, обрядам, быту, религии. Наш район богат плеядой творческих людей, что позволяет организовать плодотворную работу и по литературному краеведению. История нашей земли неотделима от истории целой страны, поэтому важно и нужно привлекать к изучению исторических, политических процессов подрастающее поколение, ведь это способствует формированию патриотизма.
В поисках путей решения, стоящих перед обществом задач необходимо обращаться и к этнографии, и к истории, и к литературному краеведению.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления подрастающего поколения о тех или иных вопросах, явлениях, но и расширяет их кругозор.
Если брать примером изучение творчества писателей, то в этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы – слово. Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли.
Изучая исторические процессы, события, воспитанники при определении темы и написании исследовательских работ сталкиваются с различными материалами, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. При анализе получаемой информации работа приобретает для них важное значение, так как является своеобразной «капсулой времени», в которой они отправляют в будущее то, что им удалось узнать, описать, сравнить, проанализировать, высказать свою точку зрения. Ребята с большим интересом изучают архивные данные, открывая для себя новое, рассматривают старые фотографии, газетные подборки, беседуют с участниками изучаемых событий, прогнозируют что-либо. Результатами их работы являются сочинения, презентации, исследовательские и проектные работы, что немаловажно для понимания воспитанниками важности выполненной ими работы.
Занимаясь этнографическими изысканиями, подростки приобретают этнокультурную компетентность, практические навыки межэтнического общения. Повседневный опыт должен подкрепляться знаниями. Нужно отчетливо понимать, чем "ассимиляция" отличается от "аккультурации" или что стоит за категорией "диаспора". Выстраивание эффективной национальной политики вне каких-то реальных концепций, вне научного мировоззрения, с точки зрения этнографов, невозможно. В России, при сохранении этнического многообразия, сейчас реализуется попытка сделать доминирующей российскую идентичность - создать, сплотить многонародную нацию россиян. Поэтому так важно в первую очередь знать культуру, религию своего народа, осознавать свою национальную самобытность, при этом быть толерантным к другим народам не голословно, а зная их национальные особенности.
Целью современного образования является воспитание высоконравственного творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитание такой личности во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
На современном этапе, когда произошли изменения отношений граждан России с государством и обществом, человек получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, но в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Если мы хотим построить гражданское общество и правовое государство в полном смысле этих слов, то необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно внести современное образование на всех этапах.
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:обновление содержания образования;внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
На наш взгляд, самой эффективной технологией для реализации поставленной цели является метод проектов. Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Именно эта инновационная технология и положена в основу работы курса «Проектирование». Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности, и умение работать в коллективе. В ходе проектно-исследовательской направленности достигаются такие цели, как:
- реализация творческих способностей обучающегося;
- создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
- развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков,
и она уже заслуживает особого внимания окружающих.
Актуальность программы напрямую связана с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, а также ФГОС общего образования. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в развитии образования отмечает что «Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования. В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике»В этом случае, ориентиром цели дополнительного образования может быть не «модель выпускника, соответствующая нормам и требованиям», а модель маршрута. Это не что иное, как проект, пути постижения самого себя, постижения окружающего мира и своего места в нем, т.е. модель пути постижения смысла жизни, где одной из ключевых компетенций является проектная компетенция.Формированию у учащихся проектных компетенций способствует использование в педагогической практике новых образовательных технологий. К их числу, безусловно, относится метод проектов. Технология проектного обучения альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.Проектная деятельность может применяться на занятиях как метод и как технология отдельного вида деятельности. Метод - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Применение проектной методики предполагает, что этот метод в педагогической деятельности учителя будет основным. Проект может рассматриваться как технология, так как имеет цель, определенные стадии, четко определенные по времени и предполагаемый результат. Рассмотрим проектную деятельность с точки зрения технологии.Задачами применения проектной деятельности являются:умение самостоятельно конструировать свои знания;развитие познавательных, творческих навыков учащихся;умение ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. В основе проекта стоит решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Проект предполагает не только осознание проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результат выполненного проекта должен быть «осязаемым», т.е. конкретный практический результат, готовый к применению.В процессе работы над учебным проектом учащиеся: учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации; видеть новые проблемы в знакомой ситуации; распознавать структуру объекта и его новые функции; самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые; находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности. Привлекательность метода проектов обусловлена прагматической направленностью на результат. Его можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Использование метода проектов позволяет на практике осуществить личностно ориентированное обучение, используя множество дидактических подходов, активизировать интерес и вовлеченность в работу, реализовать поставленные педагогические цели на всех уровнях.В настоящее время в общеобразовательных учреждениях большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Научно-исследовательские и проектные работы, стали одной из основных форм работы многих учеников, они носят творческий, поисковый, исследовательский характер, помогают в развитии самостоятельности, индивидуальности ребенка. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года «Анализ состояния теории и практики дополнительного образования, позволили расширить известные определения понятия “образовательная компетенция” это совокупность социального опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность учащихся к решению исследовательских задач с неформулируемым условием». Организация объединения дополнительного образования детей является одним из элементов системы образования и на современном этапе развития образования. В объединении дополнительного образования детей образовательная деятельность 1.Направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укреплению здоровья; на профессиональное самоопределение, адаптацию воспитанников к жизни в обществе; на формирование их общей культуры. 2.Учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурные традиции.3.Основной реализуемой образовательной программой является дополнительная образовательная программа.4.Создаются условия для раскрытия творческого потенциала детей.5.Организуются и проводятся массовые мероприятия с детьми.Эффективность применения проектной деятельности в объединении дополнительного образования заключается в том, что:происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку, учиться, направлять его познавательную деятельность;вводятся элементы исследовательской деятельности;формируются личностные качества у учащихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, развивается умение работать в коллективе, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды;происходит включение учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).Таким образом, объединение дополнительного образования имеет большие возможности для организации и внедрения проектной деятельности, которая способствует социализации учащихся.
Объединение дополнительного образования «Проектирование» позволяет внедрять современные проектные технологии с целью освоения учащимися современного стандарта, реализуемого с точки зрения компетентностного подхода по формированию и развитию сквозных универсальных учебных действий, которые являются условием дальнейшей их социализации.Кроме того, использование проектных технологий в данном объединении обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания, а также социализацию обучающихся. Среди задач, направленных на социализацию учащихся можно выделить: воспитательные задачи - содействовать формированию и развитию самостоятельности, умению объективно осуществлять самоанализ, способствовать формированию умений работать в группе, коллективе, навыков сотрудничества, развитию толерантности и взаимопонимания. Развивающие задачи - способствовать развитию коммуникативных способностей, умению жить в коллективе. Профориентационные - способствовать формированию профессионально важных качеств личности, формированию личностного и профессионального самоопределения через развитие познавательных и профессиональных интересов. Важно отметить прогнозируемые результаты занятия. При создании благоприятных условий для активизации познавательного интереса учащихся и реализации их способностей в игровой форме, у учащихся будут сформированы определенные знания по проектированию и навыки работы в группе, коллективе. Планирование активных методов обучения на всех этапах занятия позволяет педагогу реализовать с пользой для учащихся поставленные предметные цели, а также цели воспитания, развития и социализации. Занятие с применением игровых технологий дает возможность педагогу в роли консультанта, наставника, старшего друга, поэтапно получать запланированные результаты деятельности учащихся на занятии.Для организации занятия формируются малые группы «тройки», где учащиеся осуществляют различные взаимодействия, обратная связь в которых, сказывается на эффективности коммуникации. Работа в малых группах по три человека даёт возможность раскрыться каждому ребенку, а также скрыть какие-то неточности в работе.Использование игровых методов обучения на каждом этапе, а также роль учителя как старшего товарища приводит к повышению мотивации. Рефлексия, запланированная на каждом этапе занятия, позволяет фиксировать результат учащихся по усвоению нового материала. Анализ оценки деятельности на занятии учащийся проводит самостоятельно. При разработке таких занятий по всему курсу обучения с использованием технологии активных методов обучения педагог сможет планомерно осуществлять не только обучение, но и воспитание, развитие, а также социализацию учащихся, что дает возможность в дальнейшем их успешной адаптации в самостоятельной жизни.
Целесообразность использования проектных технологий на теоретических занятиях в объединении в том и заключается, что ключевые универсальные учебные действия, которые формируются в ходе занятия не только учебно-познавательные, но и личностные, коммуникативные и социальные. Условие успешности применения проектных технологий на практических занятиях - обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы, а также создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные, всесторонне развитые личности, способные обучаться самостоятельно, находить решения. Продуктивная деятельность на занятиях в дополнительном образовании способствует развитию мышления и способностей учащихся, развитию творческих умений и способности проектировать, выявлять потребности своей семьи, учебного заведения, общества в продукции и услугах.
Кроме того, использование проектной технологии позволяет активизировать самостоятельную деятельность, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями; развитие мыслительных способностей, сознательного самоизменения, самовоспитания, что способствует профессиональному самоопределению, социальному становлению, что и происходит как при этнографических, исторических, литературных изысканиях. Планирование и разработка, реализация социальных проектов в образовательном процессе ускоряет социализацию учащихся. Социальное проектирование дает возможность учащимся приобрести личный опыт в социально-значимой деятельности, опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Совместная деятельность взрослых и детей оказывает положительное влияние на их духовное становление, способствует развитию ключевых компетенций, формирует практические социальные навыки, проектировочные умения, способствует жизненному самоопределению.
Можно отметить, что дополнительное образование позволяет внедрять современные проектные технологии с целью освоения учащимися современного стандарта, реализуемого с точки зрения компетентностного подхода по формированию и развитию сквозных универсальных учебных действий, которые являются условием их дальнейшей социализации.
Успешность применения проектных технологий на занятиях в дополнительном образовании - обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию образовательного процесса. Это создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта. Проектные технологии стимулируют практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор ключевых компетенций. Продуктивная деятельность на занятиях в дополнительном образовании способствует развитию мышления и способностей учащихся, развитию творческих умений и способности проектировать. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные, всесторонне развитые личности, способные обучаться самостоятельно, находить решения и применять приобретённые знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Несомненно, наиболее эффективным способом развития социальной компетентности и самоопределения учащихся является использование проектных технологий.
Программа дополнительного образования «Проектирование» призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Развитие этнографического и литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории. Возрастает роль регионов, пробуждается интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям.
Часто проблема современного общества заключается в отсутствии чувства Родины у многих жителей России. За один день чувство любви к Родине не возникнет, гордость, ответственность за свою Отчизну необходимо формировать при помощи продуманной, взвешенной образовательной политики, создавать условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими.
Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края, а через литературу – с историей, культурой, традициями народов, населяющих то место, где можно реализовать данную программу.
Новизна программы определяется активным использованием проектной технологии, что позволяет эффективно формировать у воспитанников различные компетенции.
Ведущая идея программы общая культура личности, патриотизм, гражданственность, которые должны стать важной движущей силой обучающихся, формирование национального самосознания в воспитанниках – гражданах Российского государства.
Курс программы дополнительного образования «Проектирование» призван дать достаточно полное, целостное представление о селе Мишкино, Мишкинском районе в плане этнографических особенностей народов, населяющих район, показать историческую взаимосвязь района и Республики, района и страны, а также показать воспитанникам какую роль играют выходцы нашего района в литературе республики, страны и даже мира. Необходимо учитывать и то, что поэты, писатели нашего района являются представителями татарской, башкирской, марийской и русской национальностей. А культура и традиции этих народов крайне интересны, и все это проявляется в творчестве каждого отдельного взятого творца слова. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу «от ближнего к дальнему, от простого - к сложному». При освоении знаний о своем селе, актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности.
Главной целью программы является систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма, а также – социализация обучающихся, формирование навыков исследовательско- проектной деятельности.
Кроме этого, преследуются следующие цели:
- сформировать познавательную потребность в освоении литературного, исторического, этнографического, краеведческого материалов;
- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских и проектных работ.
Для достижения этого в процессе реализации программы определены:
Образовательные задачи:
- изучение творчества писателей, поэтов - выходцев из Мишкинского района.
- ознакомление и изучение особенностей народов, проживающих на территории района;
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение навыками работы на ПК.
-формирование навыков исследовательской деятельности с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной, художественной литературой и периодической печатью.
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- углубление и систематизация знаний о своей семье;
- воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
- воспитание гуманизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе;
- воспитание речевой культуры школьников
Развивающие задачи:
- расширять знания учащихся по краеведению;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
- развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания.
- развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность.
Обучающие задачи:
- обеспечить усвоение знаний по истории семьи, села, района, исторических личностей, связанных с историей, этногрфией и литературой края; изучение основ поисковой и журналистской работы как допрофессиональная ориентация.
Социально-педагогические задачи:
- сформировать у обучающихся представление о месте Мишкинского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе, истории, этнографии края как об одном из компонентов культуры региона.
Методическое обеспечение программы.
Используемые технологии:
технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У. Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов)
поисковая деятельность;
организационная деятельность - организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов;
индивидуальная работа с учащимися;
методическая работа - составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов.
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села Мишкино, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, школы, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой родного края, творчеством и жизнью поэтов-земляков, бытом жителей малой родины. Проделанная работа помогает приобрести коммуникативные умения и навыки, даёт опыт творческой деятельности.
В основу программы положены следующие принципы образования:
- природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят);
- культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями);
- деятельность;
- личностный подход;
- опора на цели, интересы.
Возраст детей, на которых рассчитана данная программа – 12-16 лет.
Сроки реализации программы – 1 год.
Предполагается проведение входной диагностики в начале года в виде анкетирования («Что я знаю о селе Мишкино и Мишкинском районе?»), написание сочинения «Чего я жду от занятий в объединении».
В конце года проводится в течение нескольких занятий защита проектных работ (выступает каждый член объединения), а также итоговое эссе «Год прожит не зря».
Формы и режим занятий:
Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские и проектные работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин, семинары, лекции с элементами беседы, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.
Данный курс предусматривает разнообразные типы занятий. Руководитель сам определяет форму работы по изучению края, литературы, по использовании исторической литературы и других материалов, связанных с историей и литературным наследием края.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу года обучения учащиеся должны знать:
-основные краеведческие термины;
-стороны социальной жизни людей, их взаимосвязь, культуру и быт;
-расположение села и района;
-краткую историю района;
-названия поселений, их местонахождение, историю возникновения, достопримечательности района;
-характеристику, культуру народов, проживающих на территории района;
- персоналии, прославившие район (не только поэтов и писателей).
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
- работать с источниками различного характера (архивы, Интернет);
- подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе;
- проводить проектно-исследовательскую работу;
- собирать, обрабатывать, оформлять поисковый материал;
- выступать с докладом;
- проводить опрос, анкетирование, беседу, интервьюирование;
- писать очерк, статью;
- анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию;
- оформлять презентации к докладам.
- актуализировать краеведческие знания, накопленные в повседневной жизни, а также в учебном процессе, обобщать и оценивать их;
- характеризовать жизнь и деятельность жителей, рассказывать о них, выражая свое впечатление, давая им свою оценку;
- общаться с одноклассниками, ровесниками, односельчанами (в урочной и внеурочной деятельности, повседневной жизни, исследовательской работе и т.д).
Оценка результатов обучения детей:
Контроль в объединении может проводиться в разных формах: собеседование, зачет, вопросник по программе, реферат, защита работы, контрольные работы, участие в конкурсах, выставках, КВН, викторина, открытое занятие, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений.
Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результаты, внести изменения в процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда.
Виды поощрения: Диплом, Грамота, Сертификат об окончании курса «Проектирование».
Участие работ в районных, республиканских и всероссийских конкурсах.
Выступление на больших праздниках, конференциях.
Внешние результаты реализации программы:
–достижения ребят на районных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах;
– устойчивый интерес к литературному краеведению;
– увеличение направленности и разнообразия проектов;
Внутренний результат:
- положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.
Методические пояснения по организации занятий.
Одна из главных особенностей работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования и проектирования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково – исследовательской работе по изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Определяя поисково – исследовательский метод, метод проектирования, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим. Этот метод обращается к личности школьника, его способности работать со своим опытом. Ученик в этой ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяя их личностным смыслом.
Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.
Наиболее эффективными методами сбора информации являются опросы: анкетирование, интервьюирование. Устная форма общения с респондентом требует особой подготовки, поскольку интервьюеру приходится располагать и группировать вопросы с учетом текущих обстоятельств, атмосферу беседы, возраста опрашиваемого.
Посильной задачей в процессе реализации программы является формирование архивов устной истории, то есть создание документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников событий, а также банка данных исследовательских работ, в которых отражается собранный материал, а также личная оценка ребенка.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- кабинет или классная комната,
- фонды сельской библиотеки,
- фонды школьной библиотеки,
- краеведческие источники,
- школьный музей,
- музеи села и района,
- тесное сотрудничество с различными организациями,
- желание детей заниматься,
- создание фонотеки и видеотеки.
Оценка рисков реализации программы.
Реализация Программы осуществляется в условиях наличия определенных рисков.
Внешние риски:
-недостаточное научное изучение исторических объектов и событий, творчества местных писателей, поэтов, художников;
Внутренние риски:
- слабая материально-техническая база;
- недостаточный квалификационный уровень специалистов;
- отсутствие условий хранения объектов культурного наследия.
Источниками финансирования программы «Литературное краеведение» являются:
- самообеспечение, спонсорская помощь;
- средства РОО;
Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы:
- сотрудничество с другими учреждениями дополнительного образования;
- участие в общероссийских, республиканских, районных акциях, движениях, экспедициях;
- использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);
- вовлечение в процесс краеведческого образования органов администрации (встречи, выступления представителей районной и городской администраций, молодежных движений), средств массовой информации;
- вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей.
Режим занятий.
Продолжительность занятий
Периодичность в неделю
Количество часов в неделю
Количество часов в год
1 час
2 раза
2 часа
68 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. Беседа. (1 час)
Знакомство с понятием «Проектирование». Этапы проекта. Виды проекта. Направленность проекта. (2 часа)
Тема «Поисково-исследовательская деятельность, проектно – исследовательская деятельность». (8 часов)
Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.
Тема «Поэты-земляки, поэты-любители родного края». (5 часов)
Теория: знакомство с жизнью и творчеством поэтов - земляков, поэтов – любителей.
Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, увлекающихся творческой поэзией, сбор информации о поэтах - земляках, поиск новых книг, картин.
Тема «Методика разработки и реализации проекта». (6 часов)
Теория: особенности содержания проектов.
Практика: методика реализации проектов
Тема «История школы. Истории учителей в истории школы». (6 часов)
Теория: изучение истории школы, учительских династий.
Практика: организация встреч с бывшими учителями школы, сбор информации об истории школы, обработка и оформление собранного материала.
Тема: «По дорогам боевой и трудовой славы». (3 часа)
Теория: знакомство с историями земляков – ветеранов ВОВ и ветеранов труда, их заслугами перед Родиной.
Практика: организация встреч с ветеранами войны и ветеранами труда, обработка и оформление материала данной тематики.
Тема: «История малой родины. Село Мишкино прошлых лет». (10 часов)
Теория: знакомство с историей возникновения села, бытом сельчан прошлых лет.
Практика: сбор информации об истории малой родины, оформление собранного материала.
Тема: «История малой родины. Населенные пункты Мишкинского района». (11 часов)
Теория: знакомство с историей возникновения населенных пунктов Мишкинского района.
Практика: сбор информации об истории населенных пунктов Мишкинского района, оформление собранного материала.
Тема: «Этнография родного края». (10 часов)
Теория: знакомство с историей, культурой и бытом народов, проживающих на территории Мишкинского района, их происхождение, расселение, этнической историей и их культурные взаимовлияния.
Практика: сбор информации о религии, культуре, быте народов, населяющих территорию Мишкинского района, оформление собранного материала.
Подведение итогов работы кружка подготовка и проведение краеведческой выставки с творческими отчетами по интересам членов кружка. (6 часов)
Календарно – тематическое планирование
№
п\п
Дата
Темы занятий
Часы
Теор.
Практ.
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
1
2
Проектирование: цели, задачи, этапы работы.
1
3
Моя малая Родина – село Мишкино. История далекая и близкая.
1
4
Моя малая Родина – село Мишкино. История далекая и близкая.
1
5
Работа по символике района. История разработки, выбор, авторы.
1
6
Народности, населяющие территорию района.
Д/з: Написание статьи, очерка, рассказа о районе, его символах.
1
7
Чем славно ты, мое село? (работа по персоналиям: известные люди села) – рекомендации по проведению бесед, интервью. Д/з: подготовить индивидуальные сообщения по выбранным персоналиям.
1
8
Практикум: выступления воспитанников (на основе собранных материалов в Интернете, на основе бесед, интервью).
1
9
Практикум: выступления воспитанников (на основе собранных материалов в Интернете, на основе бесед, интервью).
1
10
Литературная карта района. Идея, история создания проекта.
1
12
Поэты-земляки, писатели-земляки, поэты-любители и писатели-любители родного края. Практикум.
1
13
Поэты-земляки, писатели-земляки, поэты-любители и писатели-любители родного края. Практикум.
1
14
Поэты-земляки, писатели-земляки, поэты-любители и писатели-любители родного края. Практикум.
1
15
Проект. Методика подготовки материалов к проектной работе (теория подготовки, составление памятки проработки проекта)
1
16
Практикум. Написание этапов реализации проекта, его презентация, апробация).
1
17
Поэты-земляки, писатели-земляки, поэты-любители и писатели-любители родного края. Практикум.
1
18
Поэты-земляки, писатели-земляки, поэты-любители и писатели-любители родного края. Практикум.
1
19
Поэты-земляки, писатели-земляки, поэты-любители и писатели-любители родного края. Практикум.
1
20
История образования Мишкинского района. Посещение краеведческого музея. Д/з: эссе на тему «Образование и время - взаимосвязь»
1
21
История школы (семилетка): «Летопись школы». Знакомство с альбомами, записями, фото временного периода 52-72-х гг. Анализ полученной информации.
1
22
История школы (семилетка): Основные направления воспитательной работы в эпоху Советского союза.
1
23
История школы (СОШ № 2): «Летопись школы». Директоры, учителя, выпускники школы. Виртуальная экскурсия по сайту школы
1
24
История школы (СОШ № 2). Истории учителей в истории школы. (Знакомство с педагогами восьмилетней школы, интервьюирование, запись, составление статей по услышанному).
1
25
История школы (СОШ № 2). Истории учителей в истории школы. (Знакомство с педагогами восьмилетней школы, интервьюирование, запись, составление статей по услышанному).
1
26
По дорогам боевой и трудовой славы. «Герои Мишкинской земли» - беседа о героях Советского Союза, земляках-мишкинцах. «Афган – далекое и близкое». Знакомство с ветеранами ВОВ и «афганцами», составление вопросов, беседа, запись беседы с ними, оформление полученной информации в статью.
1
27
По дорогам боевой и трудовой славы. «Афган – далекое и близкое». Знакомство с «афганцами» - Бикбулатов Г.Г. и Фатхиннуров В.И.
1
28
«Афган – далекое и близкое». Составление вопросов, беседа, запись беседы, оформление полученной информации в статью. Поиск информации – военкомат, Совет ветеранов.
1
29
Встреча, беседа, оформление в статью, очерк, эссэ.
1
30
Презентация работы.
1
31
История малой родины. Село Мишкино прошлых лет.
1
32
Работа в Интернете, сбор информации.
1
33
Посещение Администрации МР Мишкинский район, беседа с секретарем Совета МР Мишкинский район о создании и развитии района как муниципального образования.
1
34
История создания герба, флага и гимна района.
1
35
Оформление полученной информации в электронный вариант, как заготовку для исследовательской работы
1
36
Подготовка презентаций на тем «Мой край родной- Мишкино»
1
37
История малой родины. Населенные пункты Мишкинского района.
1
38
Д.Большие Шады, д.Калмазан – история возникновения.
1
39
С. Новоторицкое - история появления и развития.
1
40
С. Чураево – барское поместье семьи Песляк.
1
41
Загадки топонимики. Работа в краеведческом музее. (по названиям населенных пунктов Мишкинского района)
1
42
Этнография родного края. Знакомство с расположением Мишкинского района. Его физико-географическое положение, население, национальности.
1
43
Народность мари. Восточные марийцы. Их отличие от луговых и горных мари. Районы побратимы в Мари Эл. Религия народа мари. Боги. Молебны. Священные рощи.
1
44
Традиции и обычаи народа мари. Аграрные календарные праздники народа мари. Их смысл. Традиционная одежда мари.
1
45
Современные мари. Современные традиции, обычаи праздники мари (наблюдения и изучение относительно мари Мишкинского района).
1
46
Определение тем для проектно-исследовательской работы. Консультация по написанию работы.
1
47
Работа над введением. Определение объекта, предмета исследования, выявление актуальности, обозначение цели, определение задач, выбор методов.
1
48
Работа над основной частью: теория, практика, сопоставление, анализ.
1
49
Работа над заключением. Основные его моменты.
1
50
Татары. Религия, традиции. Обычаи, праздники. Традиционная одежда татар.
1
51
Современные татары. Современные традиции, обычаи праздники татар (наблюдения и изучение относительно татар Мишкинского района).
1
52
Определение тем для проектно-исследовательской работы. Консультация по написанию работы.
1
53
Консультационное занятие.
1
54
Башкиры. Религия, традиции, обычаи. Праздники башкир. Традиционная одежда башкир.
1
55
Современные башкиры. Современные традиции, обычаи праздники башкир. (наблюдение и изучение относительно башкир Мишкинского района).
1
56
Определение тем для проектно-исследовательской работы. Консультация по написанию работы.
1
57
Консультационное занятие. Подготовка к защите работ.
1
58
Презентация и защита работ.
1
59
Презентация и защита работ.
1
60
Проектно – исследовательская деятельность.
Определение тем для проектных работ.
1
61
Работа над брошюрами по выбранным тематикам
1
62
Работа над брошюрами по выбранным тематикам
1
63
Работа над брошюрами по выбранным тематикам
1
64
Защита проектов.
1
65
Защита проектов.
1
66
Написание эссе
1
67
Отчетное выступление –презентация проектно- исследовательских работ с приглашением педагогов, обучающихся, представителей Администрации МР Мишкинский район РБ и РОО.
1
68
Итоговое занятие.
11
57
Список литературы
1.Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.3.Кульневич, С.В.Современный урок. Часть 1 [Текст]: научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК/ С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – С.244-251.4.Куприянов, Б.В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: / Б.В. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание.– 2006.– № 7.– С. 3 -7; 5.Мудрик, A.B. Социализация человека [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.6.Павлова, М.Б. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. [Текст]: пособие для учителя / М.Б.Павлова, Дж. Питт, М.И.Гуревич, И.А.Сасова – М.: Вентана – Граф. - 2003. - 296с. 7.Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса [Текст] / Е.С. Полат // Школьные технологии. - 2006. - №6. - С.43-47. 8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 9.Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе [Текст]: методическое пособие / М.Б.Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160с.10.Сасова, И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников [Текст]: пособие для учителя.- Москва: Издательский центр Вентана – Граф.- 2008- 294 с.11.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С.Сергеева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.12.Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков ; под. Ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 256с.13.Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М., 2005. – 172 с.- №2 – С.51-53.14.Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/ Б.В. Куприянов и др. / под ред. A.B. Мудрика. М.: Academia, 2004. - 239 с.15.Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского [Электронный ресурс] /ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. 16. Шевченко, Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания [Текст]: / Н.И. Шевченко – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.-208с.
Литература для учителя:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Учебник для 8 кл. - Уфа: Китап, 2005
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Уфа: Китап, 2009.
3. Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д, Янко. – М: Просвещение,1987
4. Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Внеклассная и внешкольная работы по литературе. Сб. ст. / под ред. Я.А. Ратковича. – М.: Просвещение, 1970
8. Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана Уфа: Гилем, 2012.
9. Гладкова И. Б. Литературное краеведение: опыт изучения и применения в историко-культурологическом контексте. Дрофа.2010 г.
10. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник – 4-е изд., М.,2003г.
11. Еладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: проблемы, взаимосвязи. / «Внешкольник», №3, 2000г.
12. Литературное краеведение в школе / сост. М.Д.Янко. – М.: Просвещение, 1976
13. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. – в 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение, Владос, 1994
14. Методика преподавания литературы / под ред. Р.Ф. Брандесов, Т.В Зверс. – М.: Просвещение 1985
15. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. Туризм и краеведение. М. Просвещение, 1982г.
16. Психология. В.А. Крутецкий. Москва, Просвещение – 1986 г.
17. Педагогика. П.И. Педкасистый. Москва, Просвещение – 1998 г.
18. Румянцева Т.Б. Краеведение во внеурочной деятельности. /«Школа и производство» №3, 2010г.
Литература для воспитанников:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Учебник для 8 кл. - Уфа: Китап, 2005
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Уфа: Китап, 2009.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010.
4. Подборка газеты «Дружба»
5. Материалы краеведческой библиотеки
Интернет-ресурсы:
http://aplik.ru/shkolniku/avtorskaia-programma-po-literaturnomu-kraevedeniiu/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программа реализуется в период с 2012-2013 года, 2013-2014 года, 2014-2015,
2015-2016 учебного года.
Результаты участия обучающихся в конкурсах:
2016-2017 учебный год:
1.Районный конкурс «Недели и туризма» презентация –1 место (Адыев Нияз, Яндуганова Анастасия, 9 класс)
2015-2016 учебный год:
1. Районный конкурс презентаций, посвященный 85-летию Мишкинского района и 305-летию села Мишкино - Яндуганова Анастасия, 2 место.
2. Районный конкурс презентаций, посвященный 85-летию Мишкинского района и 305-летию села Мишкино – Адыев Нияз, 2 место.
3. Районный конкурс презентаций, посвященный 85-летию Мишкинского района и 305-летию села Мишкино – Шамсутдинова Кристина, 2 место.
4. «Дорогами Отечества» муниципальный этап, номинация «Литературное краеведение» - 2 место, Александрова Дарья.
5. «Дорогами Отечества» муниципальный этап, номинация «Природное наследие» - 1 место, Мукимов Марсель.
6. «Дорогами Отечества» муниципальный этап, номинация «Этнография» - 1 место, Яндуганова Анастасия.
7. МАН «Эверест» муниципальный этап, номинация «Экология» - 2 место, Мукимов Марсель.
8. МАН «Эверест» муниципальный этап, номинация «Экология» - 3 место, Галиакбарова Альбина, Мустафин Чингиз.
9. МАН «Эверест» муниципальный этап, номинация «Русский язык и литература» - 2 место, Александрова Дарья.
10. 11-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», диплом 6 степени 2 место, Яндуганова Анастасия.
11. 11-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Галиакбарова Альбина.
12. 11-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Мустафин Чингиз.
13. «Дорогами Отечества» республиканский этап, номинация «Литературное краеведение» -3 место, Александрова Дарья.
14. «Дорогами Отечества» республиканский этап, номинация «Природное наследие» - лауреат, Мукимов Марсель.
15. «Дорогами Отечества» республиканский этап, номинация «Этнография» - 2 место, Яндуганова Анастасия.
16. Открытый конкурс «Моя родина – Зауралье!», номинация «Этнография» - 1 место.
2014-2015 учебный год:
1.Региональный конкурс исследовательских работ «Сады нашего детства», г. Бирск, номинация «Ландшафтный дизайн» - Шамсутдинова Кристина 10 кл.) – 3 место.
2. «Дорогами Отечества» муниципальный этап, номинация «Литературное краеведение» - 2 место Андреева Диана .
3. «Дорогами Отечества» республиканский этап, номинация «Литературное краеведение» - 1 место Андреева Диана .
4. «Дорогами Отечества» муниципальный этап, номинация «Краеведение» - 3 место Шамсутдинова Кристина
5.10-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Адыев Нияз.
6.10-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Шамсутдинова Кристина.
7.10-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Шайхивалиевы Гузель и Айгуль.
8.10-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Чалаева Надежда и Васильева Юлия.
2013-2014 учебный год
1.Районный конкурс «Недели и туризма» презентация – 2 место (Адыев Нияз, 6 а)
2.Районный конкурс «Недели и туризма» сочинение - 2 место (Адыев Нияз, 6 а)
3. Региональный конкурс исследовательских работ «Сады нашего детства», г. Бирск, номинация «Лингвистика» - Саетгареева Эльза, Батршина Диана, 11 кл. – 1 место
4. Районный конкурс «Дорогами Отечества», номинация «История образования» - 2 место, Шамсутдинова Кристина 9 а класс
5. МАН «Эверест» номинация «Краеведение» - 2 место, Шамсутдинова Кристина 9 а класс
6. Республиканский этап конкурса «Дорогами Отечества», номинация «История образования»- лауреат, Шамсутдинова Кристина 9 а класс.
7. МАН «Эверест» номинация «Краеведение» - 3 место, Исаев Александр, 9 а.
8. (Районный этап) Всероссийский конкурс ученических проектов, посв.20-летию Конституции РФ - 1 место (коллективная работа обучающихся 10 класса: Андреева Д., Шахмадеева Ю., Сахаутдинов В., Фатхутдинов А.
9. (Республиканский этап) Всероссийский конкурс ученических проектов, посв.20-летию Конституции РФ - 2 место коллективная работа обучающихся 10 класса: Андреева Д., Шахмадеева Ю., Сахаутдинов В., Фатхутдинов А.
10. Районный, «КРИТ - 2014», номинация «Юный издатель» - 3 место, Сахаутдинов Вадим, 10 класс.
11. Районный, «КРИТ - 2014», номинация «Юный издатель» - 1 место, Павлова Юлия, 10 класс.
12. Районный, «КРИТ - 2014», номинация «Юный издатель» - 3 место, Андреева Диана, 10 класс.
13. Районный, «КРИТ - 2014», номинация «Юный издатель» - 2 место, Шахмадеева Юлия, 10 класс.
14. Международный конкурс комп. Графики и анимации «Цифровая пастель 2013» Открытого детско-юношеского фестиваля искусств «Либеровская весна»- Адыев Нияз, лауреат 3 степени.
2012-2013 учебный год:
1.Районный конкурс МАН «Эверест» номинация «Лингвистика» - 2 место,
Аксентьева Елена, 10 класс.
2. Районный конкурс МАН «Эверест» номинация «Краеведение» - 2 место, Адыев Нияз.
3.Районный конкурс исследовательских работ «Отечественной войне 1812 года посвящается» - 1 место, Аксентьева Елена, Бакрадзе Бэлла,
4. Зональный этап республиканского конкурса «Жемчужина Башкортостана» - победители конкурса исследовательских работ в номинации «За научность и достоверность» - Аксентьева Елена, Бакрадзе Бэлла.
5. Всероссийский конкурс экологических проектов «Твой след на планете», лауреат 4 степени – Адыев Нияз.
ыђЗаголовок 1ыђЗаголовок 2ыђЗаголовок 3ыђЗаголовок 4ыђЗаголовок 5ыђЗаголовок 6ыђЗаголовок 7ыђЗаголовок 8ыђЗаголовок 915