Урок Автомобильный и железнодорожный транспорт России


Данилко Н.П., учитель географии I категории
МОАУ «Гимназия №3 г. Орска Оренбургской области»
Железнодорожный и автомобильный транспорт. 9 класс
Цель урока: познакомить учащихся с сухопутным транспортом России на примере железнодорожного и автомобильного транспорта
Задачи урока:
Образовательные: охарактеризовать железнодорожный и автомобильный транспорт России; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические;
Развивающие: продолжить развивать у ребят умение работать с различными источниками географической информации, умение анализировать карты;
Воспитательные: воспитывать позитивное отношения к информации, желание анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников, объективно оценивать свою работу и работу одноклассников.
Оборудование урока: карты России - административная, железнодорожный и автомобильный транспорт, мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер)Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесный; проблемно-поисковый; самостоятельная работа;
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока:
Россия – страна дальних дорог «Малое отстояние – ещё не близость,
большое расстояние – ещё не даль»
Мартин Хайдеггер
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока учащимися. Определение источников информации.
II. Проверка усвоенных знаний.
1.Номенклатура.
2. Индивидуальные задания. Термины.
3. Фронтальный опрос по предыдущей теме.
III.Изучение нового материала.Опережающее индивидуальное задание: «Транспорт в моем городе»
Работа в группах по заданиям.
1. Пользуясь текстом учебника, дополнительным материалом и картами атласа,ответьте устно на вопросы.
Задание. I гр. – изучить железнодорожный транспорт. План изучения:
Себестоимость перевозки.
Скорость перевозок.
Надежность.
Комфортность.
Влияние природных условий.
II гр. – изучить железнодорожный транспорт. План изучения:
Особенности данного вида транспорта (грузы, достоинства и недостатки).
Доля в грузообороте транспорта.
Главные направления магистралей.
Проблемы, перспективы.
Влияние транспорта на окружающую среду.
III гр. – изучить автомобильный транспорт. План изучения:
Себестоимость перевозки.
Скорость перевозок.
Надежность.
Комфортность.
Влияние природных условий.
IV гр. – изучить автомобильный транспорт. План изучения:
Особенности данного вида транспорта (грузы, достоинства и недостатки).
Доля в грузообороте транспорта.
Главные направления магистралей.
Проблемы, перспективы.
Влияние транспорта на окружающую среду.
Выступление учащихся каждой группы, самооценка работы группы и работы своего соседа по парте. Поставьте оценки выступающим.
2. Краткая характеристика транспорта.
А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году (сообщения учащихся об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта и сети железных дорог в России).
Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Рассказ учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с атласами, текстом учебника, справочниками и обозначение на к/к важнейших ж/д магистралей страны; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.
Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.
Эта дороговизна является следствием:
1) плохих дорог;
2) недостаточного количества автомобилей малой и высокой грузоподъемности (менее 2 и более 8 тонн);
3) слабого использования дизельных двигателей;
4) плохого качества отечественных автомобилей.
Но автомобильный транспорт обладает большой маневренностью и скоростью движения, а также возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям.
3. Проблемы транспортной системы России.
Заключительным этапом урока является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная система России. Ответить на вопрос. Какие проблемы необходимо решать транспортному комплексу страны? Проверьте правильность своих ответов, сверив их с текстом учебника.
Предлагаемые вопросы для обсуждения:
Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?
Где, что и как нужно строить?
Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?
Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?
Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России?
Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.
III. Закрепление
Тест.
Домашнее задание: § 35(по уч. В.П. Дронов, В.Я Ром). Изучить карты в атласе «Транспорт России»
Найти пути решения поставленных на уроке проблем:
- Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?
- Где, что и как нужно строить?
- Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?
- Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?
- Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России?
IV. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление отметок
Спасибо за работу на уроке.