Презентация к докладу на тему: Проблемные ситуации на уроках русского языка
Концептуально методические подходы на уроках русского языка и литературыСергеева Надежда Дмитриевнаучитель русского языка и литературы МКОУ Стрельношироковская ОШ
Эпиграф «Метод - это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» С.Л. Рубинштейн
Размышления в пути«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы» Э. Кинг
Попутчики Ученики 5, 6, 8 классов
Умение задавать вопросы Познавательные УУД Коммуникативные УУД Поиск и выделение необходимой информации; Выбор наиболее эффективных способов решения Смысловое чтение Формулировать вопросы и ответы однозначно адекватные друг другу Постановка вопросов Проявлять интерес к собеседнику Обеспечивать взаимопонимание Вести диалог Обозначить свою позицию
Правила общенияНет мнений правильных и неправильных. Есть мнения разные.Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.Когда говорю я, все слушают и стараются меня понять.Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его.Я – сам(а) и вместе со всеми.
«Метод критического мышления»Проектная деятельность Проблемное обучениеНа распутье
Приёмы Анализ и синтезСравнение и сопоставлениеКлассификация и дифференциацияВсе виды пересказа Все формы учебного монолога и диалога Доклады и сообщения Учебные исследования и учебные проекты Обсуждение, дискуссия, диспут Сочинения и изложения Создание проблемной ситуацииЛингвистический экспериментИспользование наглядности
Технологии проблемно-диалогического обученияПроблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие – то трудные для себя задачи , но ему не хватает данных и он должен сам их искать.4 этапа научного творчества Постановки проблемы Поиска решения. Выражения решения Реализации продукта
Цель урокаЭтапы урокаТворческие звенья деятельности учащихсяЗНАНИЕВведение1.Постановка – формулирование вопроса учебной проблемы или темы урока2.Поиск решения – открытие субъективно нового знанияВоспроизведение3.Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме4.Реализация продукта – представление продукта учителю и классуСтруктура проблемного урока
Сравнительная характеристика диалоговПобуждающийПодводящийструктураОтдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысльСистема посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мыслипризнаки- мысль ученика делает скачок к неизвестному-переживание учеником чувства рискаВозможны неожиданные ответы учеников-прекращается с появлением нужной мысли ученика-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога-почти невозможны неожиданные ответы учеников-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщениерезультатРазвитие творческих способностейРазвитие логического мышления
Тип проблемной ситуацииТип противоречияПриёмы создания проблемной ситуацииС удивлениемМежду двумя и более положениями1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. (Что удивляет? Что интересного заметили? Какие видите факты?)2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием (Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы еще не знаем?)Между житейским представлением и научным фактом3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. (Вы сначала как думали? А как на самом деле?)С затруднениемМежду необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. (Вы смогли выполнить задание?В чем затруднение?)5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. (Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущие?)6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. (Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?)Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.Приёмы создания проблемной ситуации
Например, болеть душ…й, болеть сердц…м. Далее разворачиваю с классом подводящий к теме диалог:Учитель: В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? Ученики: В окончаниях существительных.Учитель: За какими согласными следует неизвестная гласная?Ученики: За шипящими и цУчитель: А какая это может быть гласная?Ученики: о или е Заканчивается диалог одной из двух возможных фраз: «Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?». Ученики: Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и цПодводящий к теме диалог
Этап постановки учебной проблемы Тема: «Гласные в суффиксах имён существительных -ек, -ик».(5 класс)УчительУченик- На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки.Ученики выписывают слова.- Какие слова вы выписали?- Пёсик, овражек.- Обозначьте суффиксы в этих словах.- В слове пёсик (-ик), овражек (-ек)- С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?- В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек. - Какой возникает вопрос?- Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?
Этап поиска решения учебной проблемыТема: «Гласные в суффиксах имён существительных -ек, -ик» (5 класс)УчительУченик Приём1. Одновременное предъявление противоречивых фактов.Формулируют проблемный вопрос.- Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего зависит выбор гласной в суффиксе. - Возможно, в одушевлённых существительных пишется суффикс –ик (пёсик), а в неодушевлённых –ек . (ошибочная гипотеза)- Все согласны или есть возражения?- Существительное мячик с суффиксом –ик неодушевлённое. (контраргумент)- Ещё какие есть гипотезы?- Может быть, после мягких согласных пишется суффикс –ик (пёсик), а после твёрдых - -ек (овражек). (ошибочная гипотеза)- С этой гипотезой согласны?- В слове ёжик суффикс –ик после твёрдого согласного.
- Что вы заметили?- И. п. пёсик, овражек Р. п. пёсика, овражка Д. п. пёсику, овражку В. п. пёсика, овражек Т. п. пёсиком, овражком П. п. о пёсике, об овражке - Давайте возьмём ещё другие слова. Например, мячик, платочек. Также просклоняем. Что вы заметили?- Сформулируйте правило.- При склонении существительного «пёсик» суффикс –ик сохраняется, а при склонении слова «овражек» буква Е из суффикса выпадает во всех падежах, кроме винительного.- Сравним сформулированное вами правило с правилом, представленным в учебнике. Ученики склоняют. - Суффикс –ик сохраняется, а из суффикса –ек гласный выпадает.- Что вы заметили?- Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек, если гласный сохраняется, то пишется суффикс –ик.- Давайте возьмём ещё другие слова. Например, мячик, платочек. Также просклоняем. Что вы заметили?- Сформулируйте правило.
РезультатыДоносить свою позицию, понимать других, договариваться делать что- то сообща.Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат.Добывать, преобразовывать и представлять информацию.Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности.
В конце пути Воспринимать любую информацию Общаться в любой ситуации, как в учебной, так и в не учебной. Иной характер взаимодействия между собой и учителем Дети которые знают зачем говорить, что говорить, и как говорить.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!