Педсовет на тему Интеграция урочной и внеурочной деятельности


Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности
Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается. А.С.Макаренко.
1 часть. Теоретическая.
Начну педсовет с выдержки из федерального государственного образовательного стандарта: «Внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Внеурочная деятельность – это осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты ФГОС и цельности образования».
В условиях сельской школы нет и не может быть четкого разграничения урочной и внеурочной деятельности детей. Малочисленность школы позволяет подходить более гибко к построению урочной и внеурочной деятельности. Урок может логично переходить в воспитательные мероприятия или занятие внеурочной деятельностью и наоборот. В этой связи сельской школе особенно важно обеспечить идеи интеграции, что означает:
− взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеурочной деятельности;
− органичную связь содержания урочной и внеурочной деятельности, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках, во внеурочной работе;
− взаимосвязь общего и дополнительного образования;
− гибкий характер организации учебного процесса, включающий в себя формы и методы внеурочной деятельности детей, неформальные способы взаимодействия педагогов и учащихся;
- введение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов;
− объединение ряда педагогических средств урочной и внеурочной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях и др.).
В работе нашей школы идеи интеграции урочной и внеурочной деятельности пока воплощаются слабо. Анализ посещения занятий внеурочной деятельностью показывает, что они мало чем отличаются от занятий урочной деятельностью, не просматривается расширение программного материала на занятиях внеурочной деятельностью. Поэтому сегодня будут приведены примеры интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, которые в корне отличаются от привычной вам формы ведения занятий.
Начну с небольшого отступления. Интеграцию внеурочной деятельности в образовательном учреждении можно представить на внутреннем и внешнем уровне. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами. Сегодня остановимся на внутришкольной интеграции, которая может быть рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях:
– осуществление внутренних связей используемого средства, например, внутрипредметные связи;
– осуществление связей между педагогическими средствами, например, межпредметные связи;
– интегрирование одних средств в систему другого средства (интегрированный урок, занятие внеурочной деятельностью);
– интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (обучение в разновозрастных группах, проблемно-тематический день и др.).
Различают также вертикальные и горизонтальные межпредметные связи. В сельской школе можно осуществлять одновременно интеграцию по горизонтали, то есть межпредметную, и по вертикали между классами. Интеграция ведет к рождению новых педагогических средств и может осуществляться в следующих направлениях:
– расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам; повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;
– усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;
– использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.
Высокий уровень интеграции урочной и внеурочной деятельности детей предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование; его сложно однозначно отнести к учебной или внеурочной деятельности, это комплексное педагогическое средство.
Представлю наиболее распространенные интегративные средства, которые прошли апробацию в школах и показали свою высокую воспитательную и образовательную эффективность.
Естественным и востребованным способом интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей являются занятия в разновозрастных группах (РВГ), когда организуется разновозрастное обучение, то есть совместная учебная и внеурочная деятельность детей. В этом случае успешно решаются не только образовательные задачи (прочность усвоения учебного материала, актуализация ранее изученного, опережающее обучение и др.), но и комплекс социальных и воспитательных задач, недоступных для традиционного урока, например:
− расширение и обогащение социального опыта взаимодействия детей, который весьма ограничен в условиях малочисленного классного и школьного коллективов;
− развитие коммуникативных умений и навыков;
− воспитание у старших детей чуткого, внимательного отношения к людям через заботу о младших; − развитие ответственности, самостоятельности, организаторских способностей;
− развитие речи, умений излагать в доступ- ной форме информацию для других; − овладение способами совместной работы в группах и микрогруппах, развитие самоуправления и самоорганизации;
− защита и поддержка тех детей, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников;
− организация взаимообучения;
− воспитание у младших уважительного от- ношения к старшим и т. д. [1].
Проектная деятельность учащихся сегодня широко используется в образовании, она связана с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания конкретного продукта, обладающего объективной и субъективной новизной; представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и реализуются ими в результате теоретической проработки новой информации.
Выполнение большинства учебных проектов предусматривает освоение детьми знаний по комплексу изучаемых дисциплин и выходит по содержанию и объему учебного материала, времени и способам его освоения за рамки учебной деятельности детей. Как правило, учебные проекты являются лично и (или) социально значимыми. В то же время любой социальный проект, выполняемый учащимися во внеурочное время, предусматривает опору на приобретенные знания по учебным дисциплинам, а также усвоение новой информации, ее переработку в процессе самостоятельного поиска. Следовательно, эта деятельность благоприятно влияет на повышение образованности детей, совершенствование их учебной деятельности.
Общешкольные «ключевые» дела. Так, например, в прошлом году в рамках внеурочной деятельности должен быть реализован проект, посвященный годовщине 70-летию победы в ВОВ. В основе дела лежит яркая, привлекательная, значимая и в то же время понятная всем идея (тема), которая определяется и разрабатывается всеми членами коллектива. При планировании ключевого дела предусматривается, как провести данную идею через учебный процесс и внеурочную деятельность. Так, например, определяются специальные темы учебных занятий, учителя включают в содержание урока специальные вопросы, проблемы для обсуждения, учебные задачи и т. п. В отличие от обычных школьных, ключевые дела предполагают участие в их подготовке и проведении всех классных коллективов и школьных объединений. Они рассматриваются как значительные «воспитательные дозы». В небольшой сельской школе такие дела могут проводиться ежемесячно, некоторые из них приобретают традиционный характер.
Ключевые дела представляют собой комплекс различных творческих дел, выполнение проектов. Покажем это на примере некоторых ключевых творческих дел: – «Мне о России надо говорить»: «Легенды нашего края», Час общения «Деревня моя», краеведческое лото «Знаешь ли ты свой край», час общения «Мой край давным-давно».
Общешкольные ключевые дела предполагают формирование разновозрастных объединений для выполнения различных видов деятельности. Такие дела позволяют оптимально использовать кадровые и материальные ресурсы школы и социума для решения воспитательных, содержательных, организационных задач и представляют детям возможность выбирать виды и способы деятельности в соответствии со своими интересами.
День свободного выбора и творчества. Это эффективное интегративное комплексное образовательное и диагностическое средство. В этот день у ребенка есть возможность сделать осознанный выбор, принять самостоятельное решение, чем ему заниматься, в каких видах деятельности участвовать. В такие Дни создаются разновозрастные группы с учетом познавательных интересов и желаний детей. День может включать: 1) уроки по выбору; 2) занятия по интересам; 3) час свободного общения школьников и педагогов; 4) коллективное творческое дело. В такой день учащиеся имеют возможность выбирать, пробовать себя, проявить свои интересы и потребности. Они участвуют в нетрадиционных учебных занятиях, в совместной работе с учащимися других классов, когда сочетаются учебные и досуговые формы организации деятельности детей.
Ярким, убедительным подтверждением внешней и внутренней интеграции являются проблемно-тематические дни. Организация проблемно-тематического дня предполагает целенаправленную подготовку в течение недели (возможно и дольше) целостного и яркого события с учетом актуальной проблемы, которая пронизывает учебный процесс, многие учебные занятия и осуществляется во внеурочное время.
Проблемно-тематический день – это яркое событие, позволяющее каждому ученику найти ответы на важные и значимые для него вопросы, при этом поиск ответов осуществляет сам ребенок под руководством педагогов, приобретая для этого необходимые знания из тех дисциплин, которые он изучает.
Отличительные признаки проблемно- тематического дня:
– наличие актуальной проблемы, которая чаще всего представлена в виде вопроса, решение которого связано с поиском информации самими детьми в течение подготовки и проведения дня;
– общая проблема может разбиваться на подвопросы, каждый из которых рассматривается детьми самостоятельно за отведенный промежуток времени (на занятии, экскурсии, встрече, дискуссии, после уроков, дома и т. п.);
– целостность дня, то есть подчиненность проблеме, его интегративный характер, когда явно отсутствуют разграничение учебных предметов, учебных занятий и воспитательных мероприятий, а каждый этап дня, каждое действие детей соответствуют поставленной проблеме;
– гибкость в организации дня, отсутствие жестких временных и организационных рамок; в этот день проводятся не занятия по расписанию, а встречи детей, педагогов, родителей, специалистов по обсуждению конкретных проблем, время и место проведения которых строго не ограничивается, а гибко регулируется в зависимости от объема обозначенных детьми вопросов;
– значительную часть дня составляют импровизация, творчество, обсуждения, практическая деятельность детей, проектная и исследовательская работа;
– в подготовке и проведении дня участвуют родители, местные специалисты и жители, учащиеся старших классов, выпускники, учащиеся из других школ. Проблемно-тематический день – это результат совместного творчества и поиска взрослых и детей в школе и дома, на уроке и во внеурочное время.
Возможны разные подходы к определению содержания таких дней.
- Определяется тема, а затем проблемы, которые будут обсуждаться. Например, проблемы тематического дня «Я и вода».
– Какую воду мы пьем? (обсуждение сопровождалось исследованием состава воды из разных местных источников и разработкой рекомендаций по ее очистке и употреблению) – мате риал химии и биологии;
– Как защитить внутренние воды своего региона? (проводилась очная и заочная экспедиции по рекам и озерам, конкурсы, викторина, защита проектов) – география, ОБЖ;
– Сколько стоит вода? (учащиеся решали практические задачи по употреблению воды и определению способов ее экономии) – физика, биология, экономика;
– Как вести себя на воде? (обсуждались вопросы, с которыми могут столкнуться дети, находясь на реке, озере, разыгрывались ситуации, проводились конкурсы) – физкультура, ОБЖ, биология.
Примером является проблемно тематический день «Один день из жизни семьи»:
– «Ремонт в доме». – «Мой дом – моя крепость». – «Самая нужная вещь в доме». – «Выращивание культурных растений». – «Герб моей семьи». – «Читаем всей семьей». Возможны и другие варианты определения содержания проблемно-тематического дня. Т
Рассматривая проблемно-тематический день как интегративное средство учебной и внеурочной деятельности детей, можно отметить следующее:
– в сельских, особенно малочисленных, школах проведение таких дней позволит педагогам объединиться и рационально распределить обязанности для организации внеурочной деятельности детей, поскольку при подушевом финансировании не достаточно средств на оплату специалистов и организаторов дополнительного образования детей;
– в процессе проведения проблемно-тематических дней педагоги обеспечивают участие ребенка в различных видах деятельности, используя для этого собственные ресурсы, возможности социума и ближайших школ;
– педагоги совместно с родителями и детьми могут оформлять карты (маршруты) занятости детей во внеурочное время.
Таким образом, все перечисленные способы интеграции урочной и внеурочной деятельности является не только эффективным средством интеграции, но и рациональным способом решения проблемы организации внеурочной деятельности детей в сельской школе, особенно малочисленной и удаленной от районных центров.
Слово педагогам школы, которые расскажут о различных способах интеграции урочной и внеурочной деятельности.
2 часть. Анализ и самоанализ уроков.
РЕШЕНИЕ:
1.1.Педагогам активизировать работу по интеграции средств урочной и внеурочной деятельности.
1.2 Педагогам -предметникам разнообразить формы проведения занятий внеурочной деятельностью.
самообразовательной деятельности, посещению уроки коллег с целью изучения опыта реализации СДП.
1.3. Внести изменения в план внутришкольного контроля на 2 полугодие с учетом включения тематической проверки «Интеграция предметного содержания на уроках и занятиях внеурочной деятельности».
1.4. По итогам ВШК провести в ОУ в январе 2016г. день регуляции и коррекции.