Рабочая программа по биологии, 5 класс, УМК Линия жизни, В.В. Пасечник
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет биологии
Уровень образования основное общее образование
Класс 5
Учебный год 2015-2016
Учитель Симованьян Т.Ф.
г. Ростов – на – Дону
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы МБОУ «Гимназия № 35», примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011г
Программа обеспечена УМК «Биология – 5» под редакцией В.В. Пасечника.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Цели программы:
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности
Задачи программы:
освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; культуры поведения в природе; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологии в 5 классе направлено формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции;. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Место курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 5 классе в объеме: 1 час в неделю, 35 часов в год.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2015-2016 учебный год на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 5 «А» - 34 часов в год, 5 «Б» - 34 часов в год, 5 «В» - 36 часов в год.
Содержание учебного предмета
Наука о жизни. Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Царство Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Царство Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Царство Растения. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Лабораторные и практические работы
1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. 2. Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов. 3. Изучение строения водорослей. 4. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах). 5. Изучения внешнего строения и цикла развития папоротников.
Тематический план
№
п/п Разделы учебной программы и основные содержательные линии Количество часов В том числе
контрольных работ практических
работ лабораторных работ
Наука о жизни 6 Клеточное строение организмов 6 1 1
Царство Бактерии 2 Царство Грибы 4 1 1
Царство Растения 14 1 3
Обобщающее повторение 3 ИТОГО ЗА ГОД 35 3 5
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Печатные пособия.
№ Авторы Название Год
издания Издательство
В. В. Пасечник Биология. 5 класс (учебник) 2013 М.: «Дрофа»
В. В. Пасечник Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс 2015 М.: «Дрофа»
В. В. Пасечник Биология. Поурочные разработки. 5 класс (пособие для учителя) 2012 М.: «Дрофа»
Интернет-ресурсы:
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Биология»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Биология»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий
Технические средства обучения (средства ИКТ):
1) Компьютер
2) Мультимедиапроектор3) Интерактивная доска
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1. Натуральные объекты (живые и препарированные растения, их части, микропрепараты, коллекции, гербарии);
2. Приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);
3. Муляжи и модели (объемные, рельефные);
Наглядные и демонстрационные пособия:
1. Средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);
2. Экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);
3. Портреты выдающихся ученых физиков, химиков, биологов
Результаты освоения предмета биология и система их оценки
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8)формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и 4503420617664500коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования.
предметные:
формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений по биологии
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по биологии являются устный опрос, экспериментальные умения, письменные и тестовые работы. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Нормы оценки знаний по биологии
Опираясь на изложенные рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Оценка устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Планируемые результаты изучения биологии в 5 классе
В результате изучения курса биологии 5 класса ученик научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических
объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Календарно-тематическое планирование (5 «А» класс)
№ Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности Виды контроля
план факт Наука о жизни (6 ч)
07.09 Введение. Биология – наука о живой природе Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества
Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии Текущий контроль
14.09 Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы Текущий контроль
21.09 Разнообразие живой природы Текущий контроль
28.09 Среды обитания организмов Текущий контроль
05.10 Экологические факторы Текущий контроль
12.10 Обобщение темы – «Биология - наука о жизни» Текущий контроль
Клеточное строение организмов (6 ч)
19.10 Устройство увеличительных приборов Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом
Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием
Текущий контроль
26.10 Строение клетки Текущий контроль
09.11 Ткани Текущий контроль
16.11 Лабораторная работа: «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» Фронтальный контроль
23.11 Процессы жизнедеятельности клетки Текущий контроль
30.11 Контрольная работа № 1 по теме «Наука о жизни» Фронтальный контроль
Царство Бактерии (2 ч)
07.12 Строение бактерий Выделяют существенные признаки бактерий
Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека Текущий контроль
14.12 Жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в нашей жизни Текущий контроль
Царство Грибы (4 ч)
21.12 Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Симбиоз грибов и растений. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Текущий контроль
28.12 Лабораторная работа «Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов» Фронтальный контроль
11.01 Плесневые грибы. Дрожжи. Текущий контроль
18.01 Контрольная работа № 2 по теме: «Бактерии . Грибы» Фронтальный контроль
Царство Растения (14 ч)
25.01 Разнообразие растений. Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. готовят сообщение «Роль растений в природе»
Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.
Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе
Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах
Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека
Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека
Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека
Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира Текущий контроль
01.02 Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Текущий контроль
08.02 Лабораторная работа: «Изучение строения водорослей» Фронтальный контроль
15.02 Лишайники Текущий контроль
22.02 Мхи Текущий контроль
29.02 Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения мхов» Фронтальный контроль
07.03 Хвощи, плауны. Текущий контроль
14.03 Папоротники Текущий контроль
28.03 Лабораторная работа: «Изучения внешнего строения и цикла развития папоротников» Фронтальный контроль
04.04 Голосеменные, их строение Текущий контроль
11.04 Многообразие голосеменныхТекущий контроль
18.04 Эволюция растительного мира Текущий контроль
25.04 Обобщение темы: «Споровые и голосеменные растения» Текущий контроль
16.05 Контрольная работа № 3 по теме: «Царство растения» Фронтальный контроль
Обобщающее повторение (2 ч)
23.05 Обобщающее повторение Структурируют изученный материал. Применяют полученные знания и умения на уроках и в жизни Текущий контроль
30.05 Обобщающее повторение Текущий контроль
Календарно-тематическое планирование (5 «Б» класс)
№ Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности Виды контроля
план факт Наука о жизни (6 ч)
03.09 Введение. Биология – наука о живой природе Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества
Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии Текущий контроль
10.09 Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы Текущий контроль
17.09 Разнообразие живой природы Текущий контроль
24.09 Среды обитания организмов Текущий контроль
01.10 Экологические факторы Текущий контроль
08.10 Обобщение темы – «Биология - наука о жизни» Текущий контроль
Клеточное строение организмов (6 ч)
15.10 Устройство увеличительных приборов Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом
Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием
Текущий контроль
22.10 Строение клетки Текущий контроль
29.10 Ткани Текущий контроль
12.11 Лабораторная работа: «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» Фронтальный контроль
19.11 Процессы жизнедеятельности клетки Текущий контроль
26.11 Контрольная работа № 1 по теме «Наука о жизни» Фронтальный контроль
Царство Бактерии (2 ч)
03.12 Строение бактерий Выделяют существенные признаки бактерий
Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека Текущий контроль
10.12 Жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в нашей жизни Текущий контроль
Царство Грибы (4 ч)
17.12 Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Симбиоз грибов и растений. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Текущий контроль
24.12 Лабораторная работа «Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов» Фронтальный контроль
14.01 Плесневые грибы. Дрожжи. Текущий контроль
21.01 Контрольная работа № 2 по теме: «Бактерии . Грибы» Фронтальный контроль
28.Царство Растения (14 ч)
28.01 Разнообразие растений. Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. готовят сообщение «Роль растений в природе»
Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.
Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе
Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах
Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека
Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека
Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека
Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира Текущий контроль
04.02 Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Текущий контроль
11.02 Лабораторная работа: « Изучение строения водорослей» Фронтальный контроль
18.02 Лишайники Текущий контроль
25.02 Мхи Текущий контроль
03.03 Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения мхов» Фронтальный контроль
10.03 Хвощи, плауны. Текущий контроль
31.03 Папоротники Текущий контроль
07.04 Лабораторная работа: «Изучения внешнего строения и цикла развития папоротников» Фронтальный контроль
14.04 Голосеменные, их строение Текущий контроль
21.04 Многообразие голосеменныхТекущий контроль
28.04 Эволюция растительного мира Текущий контроль
05.05 Обобщение темы: «Споровые и голосеменные растения» Текущий контроль
12.05 Контрольная работа № 3 по теме: «Царство растения» Фронтальный контроль
Обобщающее повторение (3 ч)
19.05 Обобщающее повторение Структурируют изученный материал. Применяют полученные знания и умения на уроках и в жизни Текущий контроль
26.05 Обобщающее повторение Текущий контроль
Календарно-тематическое планирование (5 «В» класс)
№ Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности Виды контроля
план факт Наука о жизни (6 ч)
02.09 Введение. Биология – наука о живой природе Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества
Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии Текущий контроль
09.09 Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы Текущий контроль
16.09 Разнообразие живой природы Текущий контроль
23.09 Среды обитания организмов Текущий контроль
30.09 Экологические факторы Текущий контроль
07.10 Обобщение темы – «Биология - наука о жизни» Текущий контроль
Клеточное строение организмов (6 ч)
14.10 Устройство увеличительных приборов Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом
Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием
Текущий контроль
21.10 Строение клетки Текущий контроль
28.10 Ткани Текущий контроль
11.11 Лабораторная работа: «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» Фронтальный контроль
18.11 Процессы жизнедеятельности клетки Текущий контроль
25.11 Контрольная работа № 1 по теме «Наука о жизни» Фронтальный контроль
Царство Бактерии (2 ч)
02.12 Строение бактерий Выделяют существенные признаки бактерий
Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека Текущий контроль
09.12 Жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в нашей жизни Текущий контроль
Царство Грибы (4 ч)
16.12 Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Симбиоз грибов и растений. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Текущий контроль
23.12 Лабораторная работа «Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов» Фронтальный контроль
30.12 Плесневые грибы. Дрожжи. Текущий контроль
13.01 Контрольная работа № 2 по теме: «Бактерии . Грибы» Фронтальный контроль
Царство Растения (14 ч)
20.01 Разнообразие растений. Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. готовят сообщение «Роль растений в природе»
Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.
Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе
Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах
Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека
Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека
Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека
Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира Текущий контроль
27.01 Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Текущий контроль
03.02 Лабораторная работа: « Изучение строения водорослей» Фронтальный контроль
10.02 Лишайники Текущий контроль
17.02 Мхи Текущий контроль
24.02 Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения мхов» Фронтальный контроль
02.03 Хвощи, плауны. Текущий контроль
09.03 Папоротники Текущий контроль
16.03 Лабораторная работа: «Изучения внешнего строения и цикла развития папоротников» Фронтальный контроль
30.03 Голосеменные, их строение Текущий контроль
06.04 Многообразие голосеменныхТекущий контроль
13.04 Эволюция растительного мира Текущий контроль
20.04 Обобщение темы: «Споровые и голосеменные растения» Текущий контроль
27.04 Контрольная работа № 3 по теме: «Царство растения» Фронтальный контроль
Обобщающее повторение (3 ч)
04.05 Обобщающее повторение Структурируют изученный материал. Применяют полученные знания и умения на уроках и в жизни Текущий контроль
11.05 Обобщающее повторение Текущий контроль
18.05 Обобщающее повторение Текущий контроль
25.05 Обобщающее повторение Текущий контроль