Рабочая программа по биологии 9 класс Трайтак Д.И.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
для 9 классов
на 2014-2015 учебный год
(9а - 2ч/нед; 9б - 2ч/нед; 9в -2ч/нед.)
Составитель программы:
А. П. Егорова, учитель биологии
(ФИО учителя и предмет)
Без категории
(квалификационная категория)
_________________________________
(подпись учителя)
Используемая программа
и примерное планирование «Общая биология»
Д. И. Трайтак, Т.М. Ефимова
(ФИО автора)
Пояснительная записка.
Настоящая Рабочая программа по биологии (далее Программа) разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, программы «Общая биология. 9 класс» (авторы Д. И. Трайтак, Т.М. Ефимова) и Учебного плана школы на 2014/2015 уч.г.
На изучение содержания научно-регионального компонента по биологии отводится 5 часов.
Основными содержательными линиями в изучении материалов НРК являются:
биологическое разнообразие природы ЧР;
современное состояние здоровья населения ЧР;
экологические проблемы ЧР и рациональное природопользование.
Содержание национально-регионального компонента (НРК) направлено на:
расширение природоведческих, экологических, валеологических знаний на основе местного материала;
воспитание позитивно ценностного отношения к природе ближайшего окружения и региона, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний в повседневной жизни.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи курса:
· освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
· овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.
Программа предназначена для обучающихся 9 классов и рассчитана 68 часов в год, 2 часа в неделю. Для изучения используется учебник: Ефимова Т.М.. Биология. Основы общей биологии. 9 класс. М.:Мнемозина, 2013г.
В рабочую программу внесены следующие изменения: изучение разделов «Химический состав живого», «Строение и функции клетки», «Происхождение и эволюция человека» увеличено на 1 час. Увеличение произведено за счет сокращения количества часов в изучении разделов «Введение», «Организм – целостная система», «Популяции». Изучение раздела «Эволюционное учение» увеличено на 2 часа за счет сокращения изучения раздела «Возникновение и развитие жизни на земле» также на 2 часа. Обоснованием таких изменений является сложность в восприятии материала учащимися.
Содержательная часть и требования к усвоению содержания.
Введение
Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Живые системы - объект изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция, самовоспроизведение. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого.
ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ
Химический состав живого
Неорганические и органические вещества. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ.
Строение и функции клетки - элементарной живой системы
Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Строение и функции прокариотической и эукариотической клеток.
Клетки растений, грибов, животных. Строение бактериальной клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотроф и гетеротрофов. Фотосинтез. Энергетический обмен. Биосинтез РНК и белка.
Жизненный цикл клеток. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организма. Типы деления клеток.
Организм - целостная система
Вирусы - неклеточная форма жизни. Вирусы – бактериофаги.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Деление клеток простейших организмов. Спорообразование. Почкование. Вегетативное размножение. Значение бесполого размножения в природе.
Образование и развитие половых клеток. Половое размножение. Особенности полового размножения у растений и животных. Осеменение и оплодотворение.
Двойное оплодотворение у цветковых растений. Значение полового размножения в природе и эволюционном развитии живого.
Индивидуальное развитие организмов. Этапы и стадии онтогенеза животных и растений. Влияние факторов окружающей среды на рост и развитие организмов. Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Законы действия экологических факторов на живые организмы. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Практические работы:
«Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений».
«Сравнение строения растительной и животной клетки».
«Изучение тканей растений и животных».
«Отработка приемов вегетативного размножения растений».
«Влияние длины светового дня на развитие растений».
НАСЛЕДСТВЕННОСТЪ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Основные закономерности наследственности и изменчивости
Основные понятия генетики: гены, аллели, генотип, фенотип.
Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Независимое расщепление признаков при дигибридном скрещивании.
Хромосомная теория наследственности. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомное определение пола организмов.
Основные формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение наследственной изменчивости.
Практическая работа:
«Изучение ненаследственной изменчивости листьев у комнатных растений».
Генетика и практическая деятельность человека
Генетика и медицина. Наследственные заболевания, их предупреждение.
Селекция - наука о методах создания новых сортов растений, пород животных. Порода. Сорт. Этапы развития селекционной науки. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор и гибридизация. Использование знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых пород и сортов. Достижения селекционеров в создании продуктивных пород животных высокоурожайных сортов культурных растений. Значение селекции.
НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОПУЛЯЦИИ, СООБЩЕСТВА, ЭКОСИСТЕМЫ
Популяции
Основные свойства популяции как надорганизменной системы. Половая и возрастная структура популяций. Изменение численности популяций. Сохранение и динамика численности популяций редких и исчезающих видов.
Биологические сообщества
Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. Взаимосвязь и взаимозависимость популяций в биоценозе. Тип взаимодействия организмов в биоценозе (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Структура пищевых связей и их роль в сообществе.
Практическая работа:
«Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе».
Экосистемы
Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Правило экологической пирамиды.
Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем. Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие экосистем.
Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о рациональном природопользовании.
Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Компоненты биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.
Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.
Практические работы:
«Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме».
«Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе (на примере конкретной экосистемы)».
ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Эволюционное учение
Додарвиновская научная картина мира.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Естественный отбор как направляющий фактор эволюции. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов результат действия эволюции.
Вид как макробиологическая система. Критерии вида. Современные представления о видообразовании. Доказательства эволюции (данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, биогеографии).
Возникновение и развитие жизни на Земле
Гипотеза А. И. Опарина о происхождении жизни. Единство химического состава живой материи. Геохронология жизни на Земле. Понятие о палеонтологии как науке о древней жизни.
Усложнение строения растений в процессе эволюции (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Главные отличительные признаки основных отделов растений. Многообразие видов растений - условие устойчивости биосферы и результат биологической эволюции. Охрана растительного мира.
Многообразие видов животных как результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные. Хордовые животные. Усложнение строения животных организмов в процессе эволюции (на примере позвоночных). Охрана редких и исчезающих видов животных.
Происхождение и эволюция человека
Развитие представлений о происхождении человека. Свидетельства происхождения человека от животных. Доказательство родства человека и человекообразных обезьян. Различия между человеком и человекообразными обезьянами. Основные этапы эволюции человека.
Роль деятельности человека в биосфере. Экологические проблемы, пути их решения.
Практические работы:
« Изучение внутривидовой формы борьбы за существование».
«Изучение доказательств эволюции».
Учащиеся должны знать:
- признаки биологических объектов: особенности строения и функций клеток, тканей и организмов растений, животных, грибов и бактерий, структуры и свойств популяций, экосистем, биосферы;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения, сохранения здоровья.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современно естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человек и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; значение биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родства человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах - основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах - органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных данного региона, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы;
- определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: умение находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и источниках значения биологических терминов; в различных источниках - необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; для оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В результате изучения материала по НРК учащиеся основной школы должны
Знать/понимать:
особенности строения предстваителей основных систематических групп: растений, грибов, лишайников своего края;
особенности строения и образа жизни основных групп беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих на территории ЧР;
важнейшие сорта основных сельскохозяйственных растений, райониованных в регионе;
основные породы сельскохозяйственных животных и птиц, разводимых в хозяйствах края;
важнейших вредителей и паразитов растений, животных, человека, встречающихся в Чувашии, меры профилактики и борьбы с ними;
местные виды редких и исчезающих растений и животных, меры по их охране;
особо охраняемые природные территории федерального, регионального и локального уровня;
значение местных видов растений и животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
местные традиции обряды, связанные с охраной животного и растительного мира;
основеные группы заболеваний детей и подростков в регионе;
этнические и природные особенности возникновения некоторых заболеваний населения республики (семейный эритроцитоз, гипотреоз и др.);
основные продукты питания жителей республики;
важнейшие группы лекаственных растений, произрастающих в ЧР;
уметь:
определять принадлежность предствавителей местной флоры и фауны к определенной систематической группе;
распозновать на таблицах, рисунках, коллекциях, растеня разных отделов, животных отдельных типов и классов, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
объяснить причины исчезновения отдельных видов растений и животных региона, смену биогеоценозов, роль местных растений и животных в природе и жизни человека;
анализировать и оценивать воздействие различных последствий деятельности человека регионального характера на окружающую природу;
проводить самостоятельный поиск информации: находить в местных СМИ необходимые сведения о представителях флоры и фауны края для подготовки рефератов и т.д.;
прогнозировать воздействие антропогенного влияния на окружающую среду и здоровье населения республики;
проводить фенологические наблюдения за растениями и животными края; работы на учебно-опытном участке;
соблюдать правила поведения в природе;
оказывать первую помощь при укусах животных в природе, при отравлении растениями;
Национально-региональный компонент
№ п/п
Тема урока
Содержание НРК
1
Исходный материал для селекции. Искусственный отбор.
Приемы выращивания и разведеения культурных растений и домашних животных. Селекция растений и животных в Чувашии. Межпородное скрещивание.
2
Многообразие методов селекции.
Основные сорта культурных растений и породы животных, районирование в Чувашии.
3
Биоценоз, его структура и устойчивость.
Природые ресурсы Чувашской Республики и проблемы рационального природопользования. Влияние промышленных предприятий республики на состояние окружающей среды и здоровье населения.
4
Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.
Охрана растений и животных в Чувашии: Особо охраняемые природные территории (ООПТ): государственный заповедник «Присурский», национальный парк «Чаваш вармане», природные парки, природные парки, памятники природы, заказники и др.
5
Роль деятельности человека в биосфере.
Экологические проблемы республики и их решение. Антропогенное воздействие на биоразнообразие ЧР.
Учебно-тематический план
№ п/п
Изучаемая тема
Количество учебных часов
Количество практических работ
Количество уроков с НРК
1
Введение
1
2
Химический состав живого
7
3
Строение и функции клетки
12
4
Организм – целостная система
8
5
5
Основные закономерности наследственности и изменчивости
7
1
6
Генетика и практическая деятельность человека
5
2
7
Популяции
3
8
Биологические сообщества
4
1
1
9
Экосистемы
6
2
1
10
Эволюционное учение
9
11
Возникновение и развитие жизни на земле
2
12
Происхождение и эволюция человека
4
2
1
ИТОГО
68
11
5
Тематическое планирование.
№
п/п
Тема урока
Основное содержание и понятия, изучаемые на уроке
Планируемые результаты
(требования к усвоению учебного материала)
Тип урока
ТСО,
ИКТ,
ЦОР
Оборудование, (приборы, иллюстрации, таблицы ит.п.)
1
Введение. Живые системы – объект изучения биологии
Биология, ботаника, зоология, протистология, микробиология, вирусология, морфология, физиология, генетика, эволюционное учение, экология, биосистема, свойства живых систем, уровни организации живого, методы исследования в биологии.
Учащиеся должны: называть известные биологические системы, уровни и методы их изучения, свойства биосистем; раскрывать смысл понятий «биосистема», «метод», описывать основные свойства биосистем, объяснять необходимость биологических знаний для человека на современном этапе развития общества; прогнозировать возможности применения биологических знаний в будущем.
Урок усвоения новых знаний
Иллюстративный ряд с изображением уровней организации живой природы от клетки до биосферы, учебник Т.М. Ефимовой, А. О. Шубина, Л. Н. Сухоруковой «Биология. 9 класс».
2
Химические элементы, составляющие живые системы. ПР «Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений».
Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.
Учащиеся должны: называть группы химических элементов, составляющих живое; характеризовать макро-, микро- и ультромикроэлементы; описывать роль отдельных химических элементов в организме человека, растений, животных; объяснять пути попадания химических элементов в организм человека, растений, животных; прогнозировать возможность накопления отдельных химических элементов в организме человека в связи с загрязнением окружающей среды.
Комбинированный урок
Таблица химических элементов Менделеева; иллюстрации и таблицы с изображением молекулы гемоглобина; образец горной породы «известняк-ракушечик»; комнатное растение с явными признаками азотного (фосфорного, калийного) голодания; учебник.
3
Неорганические вещества – компоненты живого
Физические и химические свойства воды, диполь, минеральные соли.
Учащиеся должны: называть неорганические вещества – компоненты живого; характеризовать строение молекулы воды и роль воды и минеральных веществ в клетке и организме в целом; выявлять причинно- следственные связи между строением молекулы воды, её химическими и физическими свойствами и функцией воды в живых системах; прогнозировать возможные последствия недостатка воды и других неорганических соединений в клетке и организме растений и животных.
Комбинированный урок
Иллюстрации и таблицы, отражающие строение молекулы воды и образование водородных связей; демонстрационный эксперимент «Модель живой клетки»; временный микропрепарат «Кристаллы минеральных солей в клетках растений»; натуральный объект «декальцинированная кость»; учебник.
4
Органические вещества. Углеводы
Мономер, полимер, РНК, ДНК, полисахариды.
Учащиеся должны: называть соединения, относящиеся к органическим; приводить примеры моно- и полисахаридов и называть их функции в живой клетке; характеризовать строение малых молекул и макромолекул органических веществ, моно- и полисахаридов; приводить примеры углеводов, встречающихся в клетках растений, животных и грибов; сравнивать строение моно- и полисахаридов, находить черты их сходства и различия.
Урок усвоения новых знаний
Иллюстрации и таблицы, отражающие строение молекулы глюкозы, полисахаридов; учебник.
5
Строение, функции и значение белков
Пептидные связи, пептид, пространственная структура белка, глобула, денатурация белка, ренатурация белка, ферменты.
Учащиеся должны: называть свойства и функции белков в клетке; характеризовать строение белков, их пространственную структуру (первичную, вторичную, третичную и четвертичную); приводить примеры, иллюстрирующие проявление той или иной функции белков; сравнивать строение регулярных и нерегулярных полимеров, полисахаридов и полипептидов; выявлять причинно- следственные связи между недостатком белков в рационе питания и нарушением здоровья человека.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Иллюстрации и таблицы, изображающие строение белка; учебник.
6
Строение и функции нуклеиновых кислот
Полинуклеотид, ДНК, аденин, гуанин, цитозин, тимин, комплементарность, РНК, урацил, виды РНК.
Учащиеся должны: называть виды нуклеиновых кислот и их функции в клетке, мономеры нуклеиновых кислот – нуклеотиды; характеризовать строение ДНК и РНК; сравнивать строение нуклеотидов ДНК и РНК, макромолекулярное строение нуклеиновых кислот.
Комбинированный урок
Иллюстрации и таблицы, отражающие строение ДНК и РНК, строение нуклеотида, процесс репликации ДНК; учебник.
7
Липиды. АТФ
Липиды, жиры, фосфолипиды, АТФ.
Учащиеся должны: называть компоненты, входящие в состав жиров и АТФ; характеризовать особенности строения АТФ; выявлять причинно – следственные связи между свойствами жиров и их функциями в клетке и организме; прогнозировать функции АТФ в клетке, исходя из её строения.
Комбинированный урок
Иллюстрации и таблицы с изображениями строения молекулы триглицерида, молекулы АТФ; учебник.
8
Контрольно – обобщающий урок по теме: «Химический состав живого».
Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, физические и химические свойства воды, мономер, полимер, РНК, ДНК, полисахариды.
Учащиеся должны продемонстрировать следующие знания по теме «Химический состав живого»: называть химические элементы, неорганические и органические вещества, входящие в состав живых систем; характеризовать особенности строения неорганических и органических соединений; выявлять причинно-следственные связи между строением и свойствами химических соединений и их функциями в клетке и организме; применять полученные на уроках знания о химическом составе живого для решения задач практического характера.
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний.
Иллюстрации и таблицы, отражающие строение молекул органических веществ (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ); учебник.
9
Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория.
Клеточная теория, электронный микроскоп, препаративная центрифуга,
Учащиеся должны: называть основные исторические этапы в изучении клетки, имена учёных, внёсших вклад в изучение клетки; характеризовать этапы накопления и развития знаний о клетке, основные положения клеточной теории; выявлять причинно-следственные связи между общими чертами строения клетки, принадлежностью её к определённому виду ткани и её функцией в организме.
Урок усвоения новых знаний
Таблицы с изображениями представителей разных царств живой природы, тканей растений и животных; микроскоп.
10
Многообразие клеток. Растительные и животные ткани. ПР «Изучение тканей растений и животных».
Цитология, ткань.
Учащиеся должны: узнавать и различать основные ткани растений и животных; называть характерные признаки основных растительных и животных тканей; выявлять причинно-следственные связи между общими чертами строения ткани и её функцией в организме растения или животного (человека).
Комбинированный урок
Таблицы с изображениями представителей разных царств живой природы, тканей растений и животных; микроскоп; готовые микропрепараты растительных и животных тканей: «Эпидермис листа герани», «Кончик корня», «Лубяные волокна льна. Поперечный срез», «Нервная ткань», «Поперечнополосатая мышечная ткань», «Кровь человека».
11
Структура клетки.
Органоиды, цитоплазма, мембранные и немембранные органоиды, фагоцитоз, пиноцитоз.
Учащиеся должны: узнавать и называть основные органоиды растительной и животной клеток; характеризовать строение и функции компонентов этих клеток; сравнивать строение растительной и животной клеток; выявлять причинно-следственные связи между строением компонента клетки и его функцией.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблица «Строение растительной и животной клеток», демонстрационный эксперимент «Модель живой клетки».
12
ПР «Сравнение строения растительной и животной клеток»
Органоиды, цитоплазма, мембранные и немембранные органоиды.
Учащиеся должны: узнавать на натуральных объектах основные органоиды растительной и животной клеток и называть их; характеризовать строение и функции компонентов клетки; сравнивать строение растительной и животной клеток; выявлять причинно-следственные связи между строением компонента клетки и его функцией.
Комбинированный урок
Микроскопы; предметные и покровные стёкла; готовые микропрепарты растительных клеток («Эпидермис чешуи лука») и животной клетки («Инфузория – туфелька»); пинцет; препаровальная игла; лист элодеи; стакан с водой.
13
Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты.
Ядро, ядерный сок, хроматин, хромосомы, ген, ядрышко, прокариоты, эукариоты.
Учащиеся должны: называть компоненты ядра, группы живых организмов, относящихся к прокариотам и эукариотам; характеризовать строение и функции хромосом, особенности прокариотной клетки; выявлять причинно-следственные связи между строением ядра и жизнедеятельностью клетки; сравнивать строение прокариотной и эукариотной клеток.
Комбинированный урок
Иллюстрации и таблицы, отражающие строение клетки, ДНК, ядра, хромосом; учебник.
14
Обмен веществ и энергии – основные свойства живых систем.
Автотрофы, гетеротрофы, энергетический обмен, пластический обмен.
Учащиеся должны: называть основные составляющие обмена веществ; характеризовать особенности клеток автотрофов и гетеротрофов; сравнивать и выявлять черты различия между пластическим и энергетическим обменом, строением клеток автотрофов и гетеротрофов.
Комбинированный урок
Иллюстрации и таблицы, отражающие строение растительной и животной клеток; учебник.
15
Фотосинтез.
Фотосинтез, строма, тилакоид, граны, хлорофилл, световая и темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды.
Учащиеся должны: называть этапы фотосинтеза и условия их осуществления; характеризовать строение хлоропластов, значение солнечного света, хлорофилла, углекислого газа и воды для фотосинтеза; кратко раскрывать сущность каждой фазы фотосинтеза; выявлять причинно-следственные связи между поглощением солнечной энергии хлорофиллом и образованием молекул АТФ, в дальнейшем расходуемых на синтез органических веществ, а также связь между сущностью процесса фотосинтеза и его ролью для планеты в целом; называть факторы, которые могут ограничивать или повышать продуктивность процесса фотосинтеза, и на основе этих данных прогнозировать лучшие условия для роста и развития растения.
Комбинированный урок
Иллюстрации и таблицы, отражающие строение растительной клетки, хлоропластов, этапы фотосинтеза, а также результаты опытов, поставленных учащимися заранее; учебник.
16
Обеспечение клетки энергией.
Этапы энергетического обмена, гликолиз, клеточное дыхание.
Учащиеся должны: называть этапы энергетического обмена; характеризовать каждый из этапов энергетического обмена; сравнивать процессы дыхания и горения; прогнозировать оптимальные для жизнедеятельности организма условия, используя биологические знания о процессах пластического и энергетического обмена.
Комбинированный урок
Иллюстрации и таблицы, отражающие строение клетки, митохондрий, АТФ, этапы энергетического обмена; на каждую парту: кусок накрахмаленного и отглаженного бинта (марли), чашка Петри со слабым раствором йода, ватная палочка; учебник.
17
Синтез РНК и белка.
Синтез белка, рибонуклеотид, транскрипция, триплет (кодон), генетический код, стоп-кодон, антикодон.
Учащиеся должны: называть условия, необходимые для процесса синтеза белка в клетке, этапы биосинтеза; характеризовать роль мРНК, тРНК, рибосом в процессах биосинтеза, а также каждый из этапов образования полипептида; выявлять причинно- следственные связи между содержанием информации в ДНК и синтезом соответствующей полипептидной цепи; сравнивать функции мРНК и тРНК, процессы, происходящие в ядре клетки и в цитоплазме на рибосомах, транскрипцию и трансляцию.
Комбинированный урок
Иллюстрации и таблицы, отражающие строение клетки, строение белка, нуклеиновых кислот, этапы синтеза белка; учебник.
18
Клеточный цикл. Митоз.
Жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, генетический материал клетки, соматические клетки, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, интерфаза, хроматид, центромера, фазы митоза.
Учащиеся должны: называть основные этапы клеточного цикла, фазы митоза; характеризовать каждую из фаз митотического деления клетки, роль ядра и хромосом в передаче наследственного материала дочерним клеткам; сравнивать фазы митоза между собой; выявлять причинно- следственные связи между сущностью митоза и его биологической ролью; прогнозировать качественные характеристики дочерних клеток по сравнению с материнской, исходя из понимания сущности митоза.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Иллюстрации и таблицы, отражающие строение клетки, клеточный цикл, митотическое деление клетки; учебник.
19
Мейоз.
Мейоз, деления мейоза, гомологичный набор хромосом, конъюгация, рекомбинация, значение мейоза.
Учащиеся должны: называть основные этапы и фазы мейоза; характеризовать механизмы перекомбинации генетического материала в ходе мейоза; сравнивать мейоз и митоз; выявлять причинно-следственные связи между сущностью мейоза и его биологическим значением.
Урок усвоения новых знаний
Авторская презентация
Таблицы и иллюстрации с изображением строения клетки, хромосом, мейоза.
20
Контрольно-обобщающий урок по теме «Строение и функции клетки».
Органоиды, цитоплазма, мембранные и немембранные органоиды, фагоцитоз, пиноцитоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, мейоз.
Учащиеся должны: используя полученные знания, доказывать, что клетка является живой системой; показать степень усвоения знаний по изученной теме.
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний.
Иллюстрации и таблицы, с изображениями строения растительной и животной клеток, синтеза белка, этапов энергетического обмена, фотосинтеза, типов деления клетки; элементы схем, предназначенных для монтирования учащимися.
21
Вирусы – неклеточная форма жизни.
Вирусы, вирусология, строение вирусов, бактериофаг.
Учащиеся должны: называть отличительные черты строения и жизнедеятельности вирусов - возбудителей заболеваний человека; характеризовать в общих чертах процесс размножения вирусных частиц в клетке; сравнивать строение вирусов и клеточных организмов.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблицы и иллюстрации с изображениями строения вируса табачной мозаики, вирусов – возбудителей заболеваний человека и животных, фагов, жизненного цикла бактериофага; портрет Д.И. Ивановского; учебник.
22
Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Организм, автотрофы, гетеротрофы, сапротрофы, миксотрофы, голозои.
Учащиеся должны: называть основные группы органического мира; характеризовать представителей прокариот и эукариот (растений, грибов, животных), их роль в природе; сравнивать автотрофный и гетеротрофный типы питания, голозойный и сапротрофный способы питания; прогнозировать последствия для природных систем в случае истребления различных групп организмов.
Комбинированный урок
Таблицы и иллюстрации с изображениями одноклеточных организмов – бактерий, простейших, водорослей, грибов, а так же строения клетки, вируса; учебник.
23
Размножение организмов. Бесполое размножение. ПР «Отработка приемов вегетативного размножения растений».
Репродукция, формы бесполого размножения, вегетативное размножение, фрагментация, почкование, спорообразование, споры, зооспоры, гаметофит, клон.
Учащиеся должны: называть основные формы бесполого размножения; характеризовать данный тип размножения; выявлять взаимосвязь между сущностью митоза и результатами бесполого размножения; прогнозировать качественные характеристики потомства, полученного от материнского организма при бесполом размножении; применять полученные знания на практике (размножение культурных растений).
Комбинированный урок
Таблицы и иллюстрации с изображениями разных форм бесполого размножения в природе (растений, животных, бактерий, грибов), жизненных циклов мхов и папоротников, способов вегетативного размножения культурных и дикорастущих растений, укоренённых стеблевых и листовых черенков комнатных растений, комнатных растений, размножающихся вегетативно разными способами (отводками, листовыми и стеблевыми черенками, корневищами, луковицами, клубнями).
24
Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных.
Строение половых клеток, яйцеклетка, сперматозоиды, гаметогенез, полярное тельце, зигота, оплодотворение, формы полового размножения у животных, гермафродиты, партеногенез.
Учащиеся должны: называть отличительные особенности полового размножения; характеризовать строение половых клеток, этапы их формирования у животных; сравнивать половое размножение с бесполым; выявлять взаимосвязь между процессами , протекающими в ходе мейоза, и наличием гаплоидного набора хромосом в гаметах; прогнозировать качественные характеристики потомства, полученного в результате полового размножения; применять знания о сущности полового размножения в ситуациях с изменёнными условиями.
Комбинированный урок
Таблицы и иллюстрации с изображениями половых клеток животных и растений, этапов гаметогенеза, животных- гермафродитов и растений, этапов гаметогенеза, животных гермафродитов и раздельнополых, животных с наружным и внутренним оплодотворением, раздельнополых и обоеполых цветков растений, клонирования животных.
25
Половое размножение растений.
Двойное оплодотворение у цветковых растений, гаметофит, микроспоры, мегаспоры, генеративная клетка, вегетативная клетка, спорофит.
Учащиеся должны: называть отличительные особенности гаплоидного поколения у моховидных, папоротниковидных, семенных растений; характеризовать процесс двойного оплодотворения у покрытосеменных растений; сравнивать спорофит и гаметофит; выявлять взаимосвязь между сущностью двойного оплодотворения и преимуществами цветковых растений в распространении, расселении и перенесении неблагоприятных условий.
Комбинированный урок
Таблицы, иллюстрирующие жизненные циклы мхов, папоротников, голосеменных, обоеполые цветки покрытосеменных, сущность двойного оплодотворения у покрытосеменных.
26
Индивидуальное развитие организмов.
Онтогенез, типы развития у животных (прямой, непрямой), эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза, бластомер, бластула, гаструла, гаструляция, эктодерма, энтодерма, мезодерма, органогенез.
Учащиеся должны: называть этапы онтогенеза у животных и растений; характеризовать прямой и непрямой типы онтогенеза у животных, эмбриональную и постэмбриональную стадии онтогенеза животных, половое и бесполое поколение у растений; сравнивать стадии эмбрионального этапа онтогенеза животных, спорофит и гаметофит у разных групп растений; выявлять взаимосвязь между наследственной информацией, содержащейся в ядре клетки, и ходом онтогенеза.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблицы и иллюстрации с изображениями различных стадий онтогенеза у животных, в том числе непрямого онтогенеза у прудовой лягушки, эмбриогенеза на примере ланцетника.
27
Организм и среда его обитания. ПР «Влияние длины светового дня на развитие растений».
Экология, экологический фактор, абиотический фактор, биотический фактор, антропогенный фактор, оптимум, предел выносливости, ограничивающий фактор, биоритмы, суточные ритмы, сезонные ритмы, фотопериодизм.
Учащиеся должны: называть основные группы экологических факторов, взаимодействующих на организм; характеризовать абиотические , биотические и антропогенные факторы, суточные и сезонные биоритмы; выявлять взаимосвязь между интенсивностью действия экологического фактора и степенью жизнеспособности особи; прогнозировать изменения состояния организма при воздействии факторов оптимального или близкого к критическим значения.
Комбинированный урок
Таблицы и иллюстрации с изображениями любого биоценоза, суточных и сезонных ритмов у растений, животных или человека, спячки животных в неблагоприятные периоды года.
28
Контрольно – обобщающий урок по теме «Организм – целостная система»
Вирусы, формы бесполого размножения, строение половых клеток, формы полового размножения у животных.
Учащиеся должны продемонстрировать: теоретические знания по теме «Организм – целостная система»; умение применять полученные знания в новых ситуациях; умения логично и связно формулировать ответы на поставленные вопросы, иллюстрировать свои ответы соответствующими рисунками и схемами.
Комбинированный урок
Таблицы (иллюстрации) с изображениями вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов, жизненных циклов высших растений, форм бесполого и полового размножения животных и растений, половых клеток и типов онтогенеза у животных, двойного оплодотворения у цветковых растений, суточных и сезонных ритмов у растений, животных или человека, спячки животных в неблагоприятные периоды года.
29
Основные понятия генетики.
Генетика, ген, наследственность, генотип, фенотип, изменчивость, локус, аллельные гены, аллель, гомозиготный организм, гетерозиготный организм.
Учащиеся должны: называть отличительные признаки таких свойств организма, как наследственность и изменчивость; характеризовать аллельные гены, генотип и фенотип, гомозиготный и гетерозиготный организмы; сравнивать изменчивость и наследственность, генотип и фенотип, гомозиготный и гетерозиготный организмы.
Урок усвоения новых знаний
Портрет Г. Менделя; таблицы и иллюстрации, изображающие гомологичные хромосомы с аллельными генами, примеры проявления наследственности; учебник.
30
Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования.
Гибридологический анализ, наследственный фактор, альтернативные признаки, моногибридное скрещивание, чистые линии, доминантный признак, рецессивный признак, закон доминирования, неполное доминирование.
Учащиеся должны: называть доминантные и рецессивные признаки растений гороха, выбранных для скрещивания Г. Менделем, формулировать первый закон наследования признаков Г. Менделя; характеризовать доминантные и рецессивные гены, генотип и фенотип гибридов первого поколения при полном и неполном доминировании; сравнивать гибриды первого поколения (при полном и неполном доминировании) с родительскими формами; прогнозировать генотип и фенотип потомства от скрещивания чистых линий при полном и неполном доминировании (при решении генетических задач).
Комбинированный урок
Портрет Г. Менделя; таблицы, иллюстрирующие опыты Г. Менделя с горохом (моногибридное скрещивание, первый закон Г. Менделя, неполное доминирование).
31
Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании.
Гибрид второго поколения, гипотеза чистоты гамет, закон расщепления, дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков.
Учащиеся должны: характеризовать сущность и результаты второго закона наследования признаков Г. Менделя, результаты дигибридного скрещивания; объяснять причины расщепления признаков во втором поколении при моно- и дигибридном скрещивании; выявлять причинно- следственные связи между генотипом особи и её фенотипом; прогнозировать возможные генотипы и фенотипы потомков при скрещивании гетерозиготных организмов (используя второй закон Г. Менделя).
Комбинированный урок
Портрет Г. Менделя; таблицы, иллюстрирующие наследование признаков при моногибридном скрещивании (закон расщепления) и при дигибридном скрещивании.
32
Хромосомная теория наследственности. Половые хромосомы и аутосомы. Хромосомное определение пола организмов.
Хромосомная теория наследственности, генетическая карта хромосом, аутосома, половые хромосомы, гомогаметные и гетерогаметные особи, хромосомное определение пола.
Учащиеся должны: называть имена учёных – генетиков, внёсших вклад в изучение законов наследования; характеризовать объект изучения генетиков – муху дрозофилу, сущность хромосомной теории наследственности, аутосомы и половые хромосомы; объяснять причины равновероятного рождения мальчиков и девочек; выявлять причинно-следственные связи между генотипом особи и её полом.
Комбинированный урок
Портрет Т. Х. Моргана; таблицы с изображениями объекта изучения генетиков – дрозофилы, генетических карт, кариотипа человека; учебник.
33
Формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. ПР «Изучение ненаследственной изменчивости листьев у комнатных растений».
Изменчивость, ненаследственная изменчивость, норма реакции.
Учащиеся должны: называть формы изменчивости, особенности и примеры ненаследственной изменчивости; характеризовать ненаследственную изменчивость; объяснять возможные причины возникновения ненаследственной изменчивости у организмов, её приспособительный характер; выявлять причинно- следственные связи между средой обитания и фенотипом особи.
Комбинированный урок
Результаты выполнения практической работы «Отработка приёмов вегетативного размножения растений» (заполненные таблицы и укоренённые растения); комнатные растения одного вида, выращенные при разных условиях освещенности, подкормки и т.д.; таблицы и иллюстрации с изображением примеров ненаследственной изменчивости (разнообразных адаптивных модификаций) у растений и животных.
34
Наследственная изменчивость
Наследственная реакция, мутация, мутаген, генные мутации, хромосомные мутации, геном, полиплоидия, комбинативная изменчивость.
Учащиеся должны: называть формы изменчивости, особенности и примеры наследственной изменчивости, виды мутаций; характеризовать мутационную и комбинативную изменчивость; объяснять возможные причины появления генных, хромосомных и геномных мутаций, случайный характер их возникновения; сравнивать формы изменчивости между собой; выявлять причинно- следственные связи между генотипом организма и его фенотипом; прогнозировать возможность генетических отклонений у особей, подвергшихся воздействию различных мутагенов.
Комбинированный урок
Таблицы с изображениями молекула ДНК, хромосом, схемы мейоза, примеров наследственной изменчивости у растений и животных (полиплоидии, кариотипа человека с синдромом Дауна и т.д.); учебник.
35
Контрольно – обобщающий урок по теме «Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов».
Основные закономерности наследственности и изменчивости.
Учащиеся должны продемонстрировать: теоретическое знание законов наследования признаков Г. Менделя; хромосомной теории Т. Моргана, форм изменчивости организмов; умение решать простейшие задачи на моногибридное и дигибридное (на усмотрение учителя) скрещивание при полном и неполном доминировании; знание теорий хромосомного определения пола человека и сцепленного с полом наследования; умение применять полученные знания в ходе контрольной работы.
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний.
Таблица «Строение молекулы ДНК»; портреты Г. Менделя, Т. Моргана; таблицы, иллюстрирующие наследование признаков при моно- и дигибридном скрещивании, кариотип человека; иллюстрированные примеры разнообразных адаптивных модификаций и наследственной изменчивости у растений и животных; учебник.
36
Генетика и медицина.
Генетика человека, генеалогическое древо, хромосомные болезни, генные болезни, медико-генетическое консультирование.
Учащиеся должны: называть основные методы изучения наследственности и изменчивости человека, заболевания человека, имеющие наследственную природу; характеризовать генеалогический метод исследования, некоторые наследственные заболевания (Синдром Дауна), возможности медико – генетического консультирования и дородовой диагностики; выявлять причинно-следственные связи изменений в генах и возникновения генных и хромосомных генетических заболеваний человека; прогнозировать оптимальные условия рождения здорового ребенка, минимальный риск появления генетических заболеваний.
Комбинированный урок
Таблицы (иллюстрации) с изображениями генеалогического древа семьи с выраженным наследственным заболеванием, кариотипа человека с синдромом Дауна, метода пренатального диагностирования кариотипа плода; учебник.
37
Генетика и селекция.
Селекция, порода, сорт, закон гомологических ядов наследственности.
Учащиеся должны: давать определения понятий «селекция», «порода», «сорт»; характеризовать задачи и направления селекции, вклад генетики в развитие селекции; используя данные закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, выявлять общие признаки изменчивости у близкородственных видов (по рисункам учебника и иллюстрациям таблиц).
Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблицы (иллюстрации) с изображением многообразия сортов растений и пород животных, а так же рядов изменчивости у близкородственных видов растений и животных; учебник.
38
Исходный материал для селекции. Искусственный отбор.
Центры происхождения культурных растений, одомашнивание, искусственный отбор, методический отбор, массовый отбор, индивидуальный отбор.
Учащиеся должны: называть методы селекции, выделять важнейший из них; характеризовать искусственный отбор; приводить примеры создания методом искусственного отбора высокопродуктивных пород животных и высокоурожайных сортов растений; сравнивать бессознательный и методический отбор; выявлять связи между потребностями человека и направлением искусственного отбора на конкретных примерах).
Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблицы (иллюстрации) с изображением многообразия сортов растений и пород животных, созданных человеком; географическая карта полушарий; карточки с изображениями культурных растений; учебник.
39
Многообразие методов селекции.
Гибридизация, близкородственное скрещивание, неродственное скрещивание, эффект гибридной силы, отдаленная гибридизация, полиплоидия, искусственный мутагенез.
Учащиеся должны: называть наиболее используемые в настоящее время методы селекции, характеризовать такие методы, как гибридизация, искусственный мутагенез, получение полиплоидов; сравнивать близкородственное и неродственное скрещивание, а так же методы селекции растений и животных между собой; прогнозировать перспективы развития методов, основанных на конструировании генотипов организмов, а также возможности применения генномодифицированных организмов.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблицы (иллюстрации) с изображениями многообразия методов селекции, гибридов культурных растений – полиплоидов, сортов культурных растений, выведенных на основе искусственного мутагенеза; учебник.
40
Контрольно – обобщающий урок по теме «Генетика и практическая деятель человека».
Генетика человека, генеалогическое древо, хромосомные болезни, генные болезни, медико-генетическое консультирование, селекция, порода, сорт, закон гомологических ядов наследственности, центры происхождения культурных растений, одомашнивание и т.д.
Учащиеся должны продемонстрировать: теоретические знания о возможности применения генетики в селекции, медицине, фармакологии; умения применять полученные знания для решения задач, поставленных перед группой; умения логично и связно формулировать мысли, иллюстрировать свои ответы соответствующими рисунками и схемами.
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний.
Таблицы (иллюстрации) с изображениями генеалогического древа, близнецов, метода амниоцентеза (кордоцентеза), кариотипа человека, многообразия сортов растений и пород животных, созданных человеком, географических центров происхождения культурных растений, закона гомологических рядов изменчивости Н. И. Вавилова; методов, используемых в настоящее время в селекции.
41
Основные свойства популяций.
Популяция, внутривидовые взаимодействия особей, численность, плотность, иммиграция, эмиграция, структура популяции.
Учащиеся должны: называть основные свойства популяции; характеризовать структуру популяции; её численность и плотность; выявлять причинно – следственные связи между соотношением рождаемости и смертности, эмиграции и иммиграции, а также плотностью популяции; прогнозировать возможность длительного существования популяции при тех или иных воздействиях на её численность.
Урок усвоения новых знаний
Таблицы и иллюстрации с изображениями популяций животных и растений разных видов; коллекции насекомых; гербарные образцы растений одного вида; учебник.
42
Возрастная и половая структуры популяции.
Демография, возрастная пирамида, демографическая пирамида, возрастная и половая структуры популяции.
Учащиеся должны: характеризовать возрастную и половую структуру популяции; сравнивать демографические пирамиды разных популяций; выявлять причинно-следственные связи между периодичностью размножения вида, условиям среды, в которых он обитает, и структурой популяции; прогнозировать возможность длительного существования популяции исходя из соотношения особей разных возрастных групп.
Комбинированный урок
Таблицы и иллюстрации с изображениями демографических пирамид популяций животных и растений разных видов; коллекции насекомых; гербарные образцы растений одного вида; учебник.
43
Изменение численности популяций.
Саморегуляция популяций, ограничение численности популяций в природе, межвидовые взаимодействия.
Учащиеся должны: называть возможные причины изменения численности популяции; характеризовать внутривидовые и межвидовые механизмы, влияющие на численность популяции, сравнивать эти механизмы между собой; выявлять причинно- следственные связи между пищевым фактором , плотностью и численностью популяций.
Комбинированный урок
Таблицы и иллюстрации с изображениями опытов Г. Ф. Гаузе «Закономерности роста численности популяции инфузории – туфельки», животных и растений разных видов, межвидовых взаимодействий; учебник.
44
Биоценоз, его структура и устойчивость.
Биоценоз, пространственная структура биоценоза, ярусность, мозаичность, видовая структура, вид – доминант, вид - средообразователь, агроценоз.
Учащиеся должны: называть компоненты биоценоза; характеризовать пространственную (вертикальную и горизонтальную) и видовую структуру биоценоза; сравнивать ярусность различных биоценозов, вертикальную и горизонтальную структуры; выявлять причинно-следственные связи между освещённостью ярусов и приспособлением растений и животных в каждом ярусе; между ярусностью биоценоза и его видовым разнообразием.
Комбинированный урок
Таблицы и иллюстрации с изображениями схемы биоценоза дубравы, животных и растений разных видов; коллекции насекомых; гербарные образцы растений луга.
45
Разнообразие биотических связей в сообществе. ПР «Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе».
Пищевые связи, конкуренция, мутуализм, симбиоз, микориза.
Учащиеся должны: называть разнообразные биотические связи и приводить примеры конкуренции и мутуализма; характеризовать биотические связи между компонентами биоценоза; сравнивать конкуренцию и мутуализм, находить признаки сходства и различий; выявлять причинно-следственные связи между устойчивостью биоценоза и вмешательством человека извне.
Комбинированный урок
Рисунки животных и растений; коллекции насекомых; гербарные образцы луговых и полевых растений; дополнительная литература.
46
Структура пищевых связей и их роль в сообществе.
Пищевая цепь, продуцент, консумент, редуцент, пищевая сеть.
Учащиеся должны: называть структурные компоненты пищевой цепи; характеризовать группы продуцентов, редуцентов и консументов; сравнивать их согласно той функции, которую каждая группа выполняет в биоценозе; выявлять причинно-следственные связи между продуцентами, консументами и редуцентами в пищевой сети; между изменениями численности хищников и жертв в биоценозах.
Комбинированный урок
Таблицы и иллюстрации с изображениями схемы переноса энергии в биоценозе, животных и растений разных видов; коллекции насекомых; гербарные образцы луговых растений.
47
Роль конкуренции в сообществе.
Правило конкурентного исключения Гаузе, конкуренция.
Учащиеся должны: называть пути экологического разобщения видов в биоценозе; характеризовать роль конкуренции в сообществе; знать правило конкурентного исключения; выявлять причинно-следственные связи между конкуренцией и составом сообщества.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблицы и иллюстрации с изображениями примеров экологического разобщения животных и растений разных видов в сообществе; коллекции насекомых; гербарные образцы растений разных биоценозов; учебник.
48
Организация экосистем. ПР «Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме».
Биологический круговорот, поток энергии, биомасса, биологическая продукция, экологическая пирамида, правило пирамиды биологической продукции, агроэкосистемы.
Учащиеся должны: называть функциональные компоненты экосистемы; характеризовать роль продуцентов, консументов и редуцентов в экосистеме; сравнивать экологические пирамиды разных экосистем между собой; выявлять причинно-следственные связи между биологической продукцией, численностью и биомассой на разных уровнях экологической пирамиды.
Комбинированный урок
Таблицы и иллюстрации с изображениями схемы круговорота веществ в экосистеме, экологических пирамид, животных и растений разных видов; коллекции насекомых; гербарные образцы растений разных экосистем; учебник.
49
Развитие экосистем.
Сукцессия, закономерности саморазвития экосистем.
Учащиеся должны: характеризовать сукцессию на примере зарастания старицы реки; сравнивать стадии сукцессии, нестабильные и стабильные сообщества; выявлять причинно – следственные связи между степенью сбалансированности биологического круговорота и сменой сообществ.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблицы и иллюстрации с изображениями схемы зарастания озера, животных и растений разных видов; коллекции насекомых; гербарные образцы растений различных биоценозов.
50
Биосфера – глобальная экосистема. ПР «Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе (на примере конкретной экосистемы)».
Биосфера, учение о биосфере В.В. Вернадского, живое вещество, косное вещество, биокосное вещество, биогенное вещество, глобальный круговорот веществ.
Учащиеся должны: называть компоненты биосферы; характеризовать границы биосферы, живое, косное, биокосное и биогенное вещество, приводить соответствующие примеры; выявлять причинно – следственные связи между деятельностью живых организмов и геологическим обликом Земли; прогнозировать возможные последствия для планеты из-за воздействия антропогенного фактора, влияющего на биогеохимические циклы в биосфере.
Комбинированный урок
Таблицы и иллюстрации с изображениями схем «Границы биосферы», «Круговорот воды», «Круговорот углерода в биосфере»; учебник.
51
Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.
Темпы современного вымирания видов, сокращение сообществ, переселение видов человеком.
Учащиеся должны: называть возможные причины вымирания видов; характеризовать темпы современного снижения биоразнообразия, воздействия антропогенного фактора на сообщества; сравнивать ранее существовавшие сообщества и их видовой состав после вселения новых видов; выявлять причинно – следственные связи между воздействием антропогенного фактора на сообщества и нарушением его видового состава; прогнозировать состояние естественных экосистем под воздействием деятельности человека.
Комбинированный урок
Плакаты природоохранного содержания; Красные книги России и РСФСР; биогеографическая карта мира; учебник.
52
Экскурсия по теме «Естественные и искусственные экосистемы в окрестностях школы».
Экосистема, сообщество, искусственная экосистема, естественная экосистема.
Учащиеся должны: выявлять и описывать участки сообществ, измененные под влиянием антропогенного фактора; характеризовать признаки естественных и искусственных экосистем; сравнивать экосистемы между собой; выявлять причинно – следственные связи между воздействием человека и изменением облика сообщества.
Экскурсия
Карандаши, блокноты (у каждого), пакеты для сбора природного материала; фотоаппараты ( на группу учащихся).
53
Контрольно – обобщающий урок по разделу «Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы».
Биоценоз, пространственная структура биоценоза, видовая структура, агроценоз, популяция, численность, плотность, иммиграция, эмиграция, структура популяции и т.д.
Учащиеся должны: называть компоненты пищевых цепей, сетей, экосистемы; узнавать и характеризовать пищевые цепи, сети, надорганизменные системы; сравнивать типы взаимодействия видов в сообществе; выявлять причинно – следственные связи между компонентами экосистем.
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний.
Иллюстрации с изображениями популяций растений и животных, природных биоценозов (дубравы, луга, водоёма), агробиоценозов, экосистем разного уровня, в том числе биосферы; схемы пищевых цепей и сетей.
54
Додарвиновская научная картина мира.
Зарождение эволюционных представлений, предпосылки возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Учащиеся должны: называть древних философов и учёных внесших вклад в формирование эволюционных представлений в науке; характеризовать додарвиновскую научную картину мира; предпосылки возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина; выявлять причинно – следственные связи между общественно-экономической обстановкой, сложившейся в Европе в 19 в., и научными взглядами и открытиями в додарвиновский период.
Урок усвоения новых знаний
Таблицы и иллюстрации с изображением упрощённой схемы систематических единиц царств растений и животных; краткие исторические справки об особенностях мировосприятия древних египтян, древних греков, европейцев эпохи Возрождения; портреты Аристотеля, К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка.
55
Чарльз Дарвин и его учение.
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина, основные движущие силы эволюции.
Учащиеся должны: называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; кратко характеризовать жизнь и научную деятельность Ч. Дарвина, основные положения его эволюционного учения; сравнивать научные взгляды Ч. Дарвина с идеями креационизма.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблицы и иллюстрации с изображениями биогеографических доказательств эволюции; портрет Ч. Дарвина; карта маршрута путешествия Ч. Дарвина на корабле «Бигль».
56
Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор. ПР «Изучение внутривидовой формы борьбы за существование».
Внутривидовая борьба, межвидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями внешней среды, естественный и искусственный отбор.
Учащиеся должны: называть движущие силы эволюции; характеризовать их; сравнивать естественный и искусственный отбор, различные формы борьбы за существование между собой; выявлять причинно – следственные связи между движущими силами эволюции и результатом их взаимодействия – приспособленностью.
Комбинированный урок
Таблица «Конкуренция в сосновом лесу»; гербарные образцы растений одного вида, выросших в разных условиях; результаты выполнения практической работы «Изучение внутривидовой формы борьбы за существование»; бумажные полоски (кружочки) разных цветов на доске; учебник.
57
Современные взгляды на факторы эволюции.
Популяция – единица эволюции, генофонд, мутационная изменчивость, естественный отбор, волны жизни, изоляция.
Учащиеся должны: характеризовать популяцию как единицу эволюции, показывать роль мутационной изменчивости и изоляции в эволюции; сравнивать направленный и ненаправленный пути появления новых признаков в ходе эволюции; выявлять причинно – следственные связи между факторами эволюции и результатом – появлением приспособленности у видов.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Биогеографическая карта мира; портрет Ч. Дарвина; учебник.
58
Приспособленность – результат эволюции.
Общие приспособления к среде обитания, маскировка, предостерегающая окраска тела, мимикрия.
Учащиеся должны: называть общие приспособления видов к среде обитания; характеризовать такие приспособления, как мимикрия, маскировка, предостерегающая окраска; сравнивать виды приспособлений между собой; выявлять причинно – следственные связи между средой обитания и приспособленностью видов.
Комбинированный урок
Коллекция плодов и семян растений, насекомых; изображения и чучела птиц и зверей; комнатные растения , гербарии растений, демонстрирующие черты приспособленности к условиям обитания; учебник.
59
Понятие вида в биологии.
История представлений о виде, современные представления о виде, репродуктивная изоляция, критерии вида (морфологический, этологический, экологический, генетический), вид.
Учащиеся должны: называть критерии вида; характеризовать понятия «вид», критерии вида; сравнивать представления о виде К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Ч. Дарвина и современных ученых.
Комбинированный урок
Таблицы и иллюстрации «Критерии вида»; изображения и чучела животных разных видов; гербарные образцы одного – двух видов растений; учебник.
60
Пути возникновения новых видов – видообразование.
Изоляция, географическая изоляция, экологическая изоляция, географическое видообразование, экологическое видообразование.
Учащиеся должны: называть пути видообразования; характеризовать механизмы изоляции и пути видообразования; сравнивать географическое и экологическое видообразование; выявлять причинно-следственные связи между механизмом изоляции и возможным путём видообразования.
Комбинированный урок
Таблицы и иллюстрации с изображениями процессов видообразования; биогеографическая карта мира; учебник.
61
ПР «Изучение доказательств эволюции».
Эволюционное древо, палеонтология, доказательства эволюции (палеонтологические, сравнительно – морфологические и анатомические, эмбриологические), эмбриология.
Учащиеся должны: называть доказательства эволюции; характеризовать их; сравнивать органы общего и различного происхождения у разных групп животных; сравнивать облик видов на различных этапах онто- и филогенеза.
Комбинированный урок
Таблицы «Эмбриологические доказательства эволюции», «Биогеографические доказательства эволюции», «Сравнительно – анатомические доказательства эволюции; биогеографическая карта мира; окаменелости, отпечатки, слепки, модели, рисунки ископаемых организмов; учебник.
62
Урок – обобщение знаний по теме «Эволюционное учение».
Зарождение эволюционных представлений, предпосылки возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина, основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина, основные движущие силы эволюции.
Учащиеся должны: называть древних философов и учёных внесших вклад в формирование эволюционных представлений в науке; характеризовать додарвиновскую научную картину мира; предпосылки возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина; называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; кратко характеризовать жизнь и научную деятельность Ч. Дарвина, основные положения его эволюционного учения.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Таблицы и иллюстрации с изображением упрощённой схемы систематических единиц царств растений и животных; краткие исторические справки об особенностях мировосприятия древних египтян, древних греков, европейцев эпохи Возрождения; портреты Аристотеля, К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Ч. Дарвина; карта маршрута путешествия Ч. Дарвина на корабле «Бигль».
63
Биогенез и абиогенез.
Биогенез, абиогенез, коацерватные капли, биогенез.
Учащиеся должны: называть гипотезы происхождения жизни на Земле; характеризовать основные положения гипотезы абиогенеза А. И. Опарина; сравнивать между собой существующие гипотезы происхождения жизни на планете; выявлять причинно-следственные связи между различными этапами происхождения жизни на Земле (по А. И. Опарину).
Урок усвоения новых знаний
Таблицы и иллюстрации «Развитие органического мира», сообщения учащихся ; учебник.
64
Развитие жизни на Земле.
Геологические эры, основные этапы эволюции растений, псилофиты, основные этапы эволюции животных.
Учащиеся должны: называть основные эры в истории развития жизни на Земле; характеризовать развитие жизни на каждую из эпох; сравнивать эры развития жизни между собой.
Комбинированный урок
Геохронологическая таблица.
65
Человек и приматы: сходство и различия.
Развитие представлений о происхождении человека, свидетельства происхождения человека от животных, доказательства родства человека и человекообразных обезьян, различия между человеком и человекообразными обезьянами.
Учащиеся должны: называть свидетельства происхождения человека от млекопитающих животных; характеризовать доказательства родства человека и человекообразных обезьян; сравнивать строение и физиологические особенности человека и человекообразных обезьян; выявлять причинно-следственные связи между научными фактами сходства человека и человекообразных обезьян и животным происхождением человека.
Комбинированный урок
Таблицы и иллюстрации «Сравнение анатомических черт строения человека и человекообразных обезьян», «Эмбриологические доказательства эволюции»; учебник.
66
Основные этапы эволюции человека.
Дриопитеки, австралопитеки, архантропы, палеоантроп, неоантропы.
Учащиеся должны: называть основные этапы эволюции человека; характеризовать австралопитека, архантропа, палеоантропа и неантропа; сравнивать облик человека на разных этапах эволюции.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблицы и иллюстрации с изображением этапов происхождения человека; карта основных мест находок ископаемых останков предков человека; гипсовые муляжи кисти орангутанга, гипсовые бюсты австралопитека, питекантропа, неандертальца, кроманьенца; учебник.
67
Роль деятельности человека в биосфере.
Взаимодействия человека и природы, ноосфера, концепция устойчивого развития.
Учащиеся должны: называть и характеризовать виды антропогенных воздействий на биосферу; этапы взаимодействия человека и природы; основные положения Концепции устойчивого развития; сравнивать масштабы воздействия на природу человека на разных этапах его эволюции; выявлять причинно-следственные связи между антропогенным воздействием и его последствиями в биосфере; прогнозировать будущее планеты, исходя из анализа современного состояния взаимоотношений природы и социума.
Комбинированный урок
Плакаты природоохранного содержания; Красная книга России; видеофрагменты.
68
Контрольно – обобщающий урок по разделу «Эволюция органического мира».
Биогенез, абиогенез, коацерватные капли, биогенез, геологические эры, основные этапы эволюции растений, псилофиты, основные этапы эволюции животных.
Учащиеся должны продемонстрировать: знания по разделу «Эволюция органического мира»; умения применять полученные знания для выполнения разнообразных заданий по структурированию материала, выбору правильного ответа, работе с текстом.
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний.
Таблицы и иллюстрации с изображением упрощённой схемы систематических единиц царств растений и животных; краткие исторические справки об особенностях мировосприятия древних египтян, древних греков, европейцев эпохи Возрождения; портреты Аристотеля, К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Ч. Дарвина.
Список литературы:
1. Трайтак Д. И., Андреева Н.Д. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.
2.Ефимова Т.М. «Биология. 9 класс: учеб. метод. пособие / Т. М. Ефимова, П. М. Скворцов. – М.: Мнемозина, 2011. – 240 с.
3. Ефимова Т.М. «Биология. Основы общей биологии. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. М. Ефимова, А.О. Шубин, Л.Н. Сухорукова. – М.: Мнемозина, 2012. – 303 с.
Заголовок 515