Программа Преодоление фонетико-фонематического недоразвития
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новоселезневская средняя общеобразовательная школа
Структурное подразделение Новоселезневский детский сад «Ивушка»
п. Новоселезнево, Казанского района, Тюменской области.
Рассмотрено на заседании педагогического совета детского сада
Протокол № ___
от «___ » ________ 2016 года «Согласовано»
Заведующая структурным подразделением Новоселезневский детский сад «Ивушка»
_________/ С.Г. Астафьева
«___» ________ 2016 года «Утверждаю»
директор МАОУ
Новоселезневская СОШ
________/ Е.А. Дубынина
Приказ № ___ от «__»______2016 г.
Рабочая программа
«Логопедические занятия»
Дошкольное образование
2016-2017 учебный год
Разработала:
Батт Ирина Игоревна
Учитель-логопед
п. Новоселезнево, 2016 г.
Пояснительная записка
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (6 год жизни)» Каше Г.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., учитывая также логокоррекционный опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ, научно-методических рекомендациях Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.А. Гуськовой, О.И. Крупенчук и др. Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
1.Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2.СанПин 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 г.;
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
4. Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155;
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.
На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Реализация личностно ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррекции. С этой целью в первые две недели сентября логопед проводит обследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова каждого ребенка.
После обследования перед логопедом встает задача — воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов.
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:
Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний, старший дошкольный возраст) ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета: Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольника.
В программе реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения;
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития;
детской речи;
- принцип коррекции и компенсации;
- принцип, определяющий ведущую деятельность.
Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения языковых единиц.
Недостатки в развитии фонематического слуха и звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Методы и приемы их исправления.
Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.
Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом. В процессе восприятия чужой речи ребенок должен осмыслить содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребенок не только говорит, но и слушает. Он воспринимает собственную речь благодаря взаимодействию речедвигательного и слухового анализатора. Дети с хорошо развитой речью в процессе общения не фиксируют внимание на том, какие звуки, в какой последовательности они произносят. Доказано, что нормально развивающиеся дети довольно рано подмечают ошибки в произношении. Если в момент разговора ребенок допустит какую-то неточность, то тут же благодаря четкой работе слухового анализатора заметит и сам ее исправит.
Изучение недостатков произношения и различения фонем у дошкольников показало, что картина нарушения речи у них неоднозначна. Наиболее типичным является:
• недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например: звуки [с] и [ш] могут заменяться нечетко произносимым смягченным звуком [ш];
• смешение звуков, т. е. в одних случаях ребенок употребляет звуки [с], [ш] правильно (санки, шуба), а при усложненных вариантах речи взаимозамещает их;
• замены звуков более легкими по артикуляции («Фамаéт потóим тáми» — «Самолет построим сами»);
• искаженное произношение звуков в сочетании с вышеперечисленными дефектами.
Признаком фонематического недоразвития является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими характеристиками.
Трудности различения звуков выявляются при выполнении специальных диагностических заданий, предполагающих достаточный уровень развития фонематического восприятия. Например:
• выделить определенный звук из ряда других звуков;
• повторить ряды слов и слогов с оппозиционными звуками (изолированно эти звуки ребенок произносит правильно): па-ба, ба-па, да-да-та, та-та-да и т. д.;
• определить наличие (отсутствие) заданного звука в слове. Например: звук [с] в словах: сани, чай, щетка, стакан, шапка, курица, замок;• самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком;
• назвать ряд слов, содержащих определенный звук.
Как правило, подобные задания вызывают затруднения у детей с ФФН. Несформированность фонематических представлений снижает у этих детей готовность к овладению звуковым анализом. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово.
Совокупность всех перечисленных отклонений в произношении и фонематическом развитии не позволяет детям позже полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки:
• замены согласных букв («зелезо» — железо, «лека» — река и т. д.);
• пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.);
• перестановка букв и слогов («кошолатка» — шоколадка, «петерь» — теперь, «логова» — голова, «моколо» — молоко и т. д.);
• замены гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е — и (сел — «сил»), о — у (пол — «пул»);• вставка лишних букв («пошала» — пошла).
Развитие связной речи детей с ФФН.
Дети с ФФН по мере исправления и совершенствования звуковой стороны речи и нормализации фонематического восприятия оказываются способными к усвоению основной функции связной речи — коммуникативной в объеме, предусмотренном общеобразовательной программой. Постепенно осуществляется работа по обогащению словарного запаса детей. У них совершенствуется умение использовать различные части речи в соответствии с целью высказывания. Продолжается работа над диалогической и монологической формой речи в тесной связи с формированием звуковой стороны речи. Пересказ занимает значительное место в системе формирования связной речи дошкольников. Для овладения пересказом дети должны уметь: прослушать текст, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, осмысленно и связно передать текст, правильно оформив его фонетически. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка с ФФН и от эффективности предшествующей коррекционной работы по формированию звукопроизношения, фонематического восприятия и других видов работы по развитию речевой деятельности.
В целях активизации интереса и внимания детей важно использовать ряд методических приемов: подбор картинок (карточек) к прочитанному тексту, пересказ какой-либо выделенной части рассказа, дополнение деталей или эпизодов, пересказ от первого лица, пересказ с изменением времени действия. Выбор произведений для пересказа детьми с ФФН первое время достаточно ограничен их речевыми особенностями. Тексты должны быть доступны по объему, иметь четкую композицию с легко определяемой последовательностью событий, быть динамичными и привлекательными по сюжету. Полезно использовать тексты, содержащие диалог. Текст не должен содержать слова неусвоенной звуко-слоговой структуры, сложные грамматические обороты. Широко используется план пересказа в различных вариантах: сначала план, составленный логопедом или воспитателем, позже — составленный вместе с детьми. Вначале детей обучают отвечать на вопросы, относящиеся к отдельным частям рассказа. Затем формулируются разделы плана. Очень полезно для детей с нарушением фонематического восприятия формировать действия пространственного моделирования текста, в котором фиксируются его основные части. Логопед может использовать прием отраженной речи. На основе знания индивидуальных особенностей речевой и познавательной деятельности детей с ФФН логопед сам начинает высказывание, а ребенок повторяет его. Во втором полугодии требования к пересказу повышаются. Помимо повествовательных текстов используются описательные. Детей обучают контролировать соответствие пересказа прочитанному тексту, обнаруживать пропущенные детали в пересказе товарищей, оценивать качество пересказа с фонетической точки зрения (правильность произношения звуков, темп, плавность, отсутствие длительных пауз и т. д.), выразительность.
Взаимодействие логопеда и воспитателя.
В задачу воспитателя входит выявление степени отставания детей в усвоении программного материала по всем видам учебной и игровой деятельности. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью в первые две недели воспитатель определяет возможности детей в речевой, изобразительной, конструктивной деятельности, в овладении счетными операциями и т. п.
Совместно с логопедом воспитатель анализирует особенности речевого развития детей. Воспитатель должен иметь представление о том, пользуется ли ребенок краткой или развернутой формой высказывания, владеет ли разными типами связной речи, доступными по возрасту детям старшей группы: пересказом по картине, серии картин, описанием, рассказом из личного опыта и др.
При оценке состояния навыков по этим направлениям следует учитывать общеобразовательные программные требования для данной возрастной группы. Исходя из неоднородности состава детей в группах ФФН, обусловленной различной этиологией нарушения и социокультурными факторами, важно в результате первичного обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, предлагаемого для средней и старшей группы детского сада общеразвивающего вида. Возможны разные варианты соответствия программным требованиям: полностью соответствует, отстает, значительно отстает. После проведенного обследования воспитатель получает представление о состоянии навыков каждого ребенка по направлениям: элементарные математические представления, речь, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, игровая деятельность, двигательные навыки, музыкально-ритмические способности. Это позволит при проведении занятий усилить их коррекционную направленность и адресно осуществить индивидуальный подход.
Занятия, направленные на развитие правильной связной речи детей (уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи), проводятся в течение года как воспитателем, так и логопедом.
Процесс воспитания и обучения в детском саду предусматривает определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
Необходимо отметить, что логопед и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.
Воспитатель ориентируется на программный материал, предлагаемый для данного возрастного уровня детей дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида. Он осуществляет обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей вне занятий в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей. Процесс обучения родному языку имеет некоторое своеобразие.
Взаимодействие работы логопеда и родителей
Первым делом, стоит отметить традиционную форму «Родительское собрание» или «Групповая консультация». К преимуществам относится групповой характер взаимодействия, часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, кроме того, неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На групповых консультациях сами родители могут делиться опытом друг с другом. Кроме того, на консультациях будут уместны демонстрации тематических презентаций, где доступно будут освещены важные вопросы.
Стоит обратить внимание на такую форму работы, как «Индивидуальная консультация» На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушениях конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома.
«Открытый урок» так же является познавательной и полезной формой взаимодействия. При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему.
Все вышеперечисленные формы, безусловно действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить, что, темп жизни диктует нам свои правила, и у родителей не всегда есть время для того, чтобы прийти на консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома. Что же делать в этих случаях?
Во-первых, все более широкое распространение имеет консультация по телефону. Но она лишена подкрепления наглядностью, а это, как известно, снижает степень усвоения информации.
Если пойти дальше, то на помощь приходит интернет с электронной почтой. Здесь уже можно не только сообщать сведения о диагностическом обследовании и давать общие рекомендации, но и можно пересылать родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и прочее.
Отдельно стоит выделить форму, которая получает в последнее время все большее распространение – сайт логопедической службы. Бесспорным преимуществом данной формы является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Кроме сего прочего, сайт может содержать как собственные методические наработки, так и ссылки на различные информационные ресурсы, материала и статьи других авторов.
Общая характеристика организации учебного процесса: Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у воспитанников. Наполняемость групп для логопедических занятий 3-4 обучающихся.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта воспитанников.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы.
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий.
логопедического кабинета для занятий;
наглядных пособий;
дидактического материала;
учебной литературы;
зеркал;
средств ИКТ.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
В структуру занятий может входить:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звукослоговой анализ слов;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Формы работы:
1. Обследование:
фронтальное;
индивидуальное.
2. Коррекционные занятия:
групповые и индивидуальные занятия по указанным в программе темам.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
игровые,
наглядно - демонстрационные,
словесные.
Направления работы:
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Обогащение словарного запаса
Количество часов, на которое рассчитана программа:
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Распределение материала внутри урока может быть различным: оно зависит от этапа обучения, от сложности усвоения артикуляции, восприятия и дифференциации звуков, от индивидуальных особенностей, систематичности коррекционного процесса и других факторов. Планируемые результаты (средний, старший возраст).
• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
• различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
• овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
Планируемые результаты ( подготовительная группа).
• правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• производить элементарный звуковой анализ и синтез;
• читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
• отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
• выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.
Содержание тем коррекционных занятий:
Работа по устранению недостатков в произношении того или иного звука включает следующие этапы:
Обследование
Подготовительный этап.
Постановка звука.
Автоматизация звука.
Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.
На первом этапе готовятся органы артикуляции к постановке звука. Для этого проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, по формированию фонематических процессов, по выработке направленной воздушной струи, по отработке опорных звуков. Основным приёмом является артикуляционная гимнастика.
На втором этапе используются все возможные приёмы, чтобы добиться правильного звучания того или иного звука: подражание артикуляции, описание правильной артикуляции в доступной для ребёнка форме, постановку звуков с опорой на артикуляцию других, имеющихся в речи ребёнка, звуков, использование шпателей, зондов.
На третьем этапе поставленный звук вводится в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводится в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе подбирается речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и связных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки и звуки, которые ещё у ребёнка не поставлены.
Четвёртый этап связан с обучением ребёнка, различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки. Последовательность работы та же, что и при автоматизации звука.
Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 4 человек).
Тематическое планирование.
№ Наименование раздела программы, тема занятия Всего часов Виды учебной деятельности обучающихсяДата проведения
Группа № 6
По плану Факт
I Обследование. 1ч(20мин) Выполнение артикуляционной гимнастики. Работа с дидактическими картинками. С 1 по 15 сентября II Подготовительный этап. 2ч 2.1 Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» 1 ч Выполнение артикуляционной гимнастики.
«Заборчик»
«Трубочка»
Чередование «Заборчик» - «Трубочка»
«Открыть – закрыть заборчик»
«Блинчик»
«Маляр»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
« Фокус»
«Остудим чаек» или «Парус» 20.09.2016 г 2.2 Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /ш/. 1ч Выполнение артикуляционной гимнастики.
«Заборчик»
«Трубочка»
Чередование «Заборчик» - «Трубочка»
«Открыть – закрыть заборчик»
«Блинчик»
«Маляр»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
« Фокус»
«Остудим чаек» или «Парус» 22.09.2016 г III Постановка звука. 1 ч 3.1 Воспитание правильного произношения звука /ш/. 1 ч Находить букву –Ш в словах. Виды упражнений:
«Заборчик»
«Трубочка»
Чередование «Заборчик» - «Трубочка»
«Открыть – закрыть заборчик»
«Блинчик»
«Маляр»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
« Фокус»
«Остудим чаек» или «Парус»
Вырабатывание плавного и длительного, а так же резкого и короткого ротового выдоха.
27.09.2016 г
IV Автоматизация звука. 9 ч 4.1 Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
Ша-ша, шо-шо, шу-шу, шэ-шэ и т.д. 29.09.2016 г
04.10.2016 г
4.2 Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в закрытом слоге. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
Игры для Тигры
«Кораблики»
Аш-ош-уш-ышАша-ушу
Иш-еш-ёшЕш-еш еш-ёш, иш-еш06.10.2016 г
11.10.2016 г
4.3 Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в сочетании с согласными. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Новые слова»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
–«Учусь говорить правильно» (деление слова на слоги) 13.10.2016 г
18.10.2016 г
4.4 Автоматизация звука [ш] в словах. 2 ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Мой, моя, моё»
«Подбери слово к схеме»
«Раскрась звуковую схему»
«Доскажи словечко»
«Подбери слова на слоги»
«Загадки»
«Что делает?»
«Живое-неживое»
«Один-много»
«Четвертый лишний»
«Посчитай»
«Новые слова»
«Подбери слово-предмет к признакам»
«Озорные буквы» (сложи слова)
«Слово рассыпалось»
«Расшифруй слова»
«Ребусы»
«Кроссворды»
20.10.2016 г
25.10.2016 г
4.5 Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. 1 ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Мой, моя, моё»
«Подбери слово к схеме»
«Доскажи словечко»
«Загадки»
«Что делает?»
«Измени порядок слов в предложении»
«Составь предложение»
«Вчера, сегодня, завтра»
«Исправь предложение» 27.10.2016 г V Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении. 1 ч 5.1 Дифференциация звуков /ш/ - /с/, в слогах, в словах, в предложениях. 1 ч Виды упражнений:
«Загадки»
«Четвертый лишний»
«Новые слова»
«Озорные буквы» (сложи слова)
«Слово рассыпалось»
«Расшифруй слова»
«Ребусы»
«Кроссворды»
«Доскажи словечко»
«Измени порядок слов в предложении»
«Составь предложение»
«Пересказ с картинками»
«Рассказчики»
«Собери группу»
Скороговорки
«По дорожке» 01.11.2016 г
II Подготовительный этап. 1 ч 2.1 Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /ж/. 1 ч Выполнение артикуляционной гимнастики.
«Заборчик»
«Трубочка»
Чередование «Заборчик» - «Трубочка»
«Открыть – закрыть заборчик»
«Блинчик»
«Маляр»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
« Фокус» 03.11.2016 г III Постановка звука. 1 ч 3.1 Воспитание правильного произношения звука /ж/. 1 ч Находить букву –Ж в словах. Виды упражнений:
«Заборчик»
«Трубочка»
Чередование «Заборчик» - «Трубочка»
«Открыть – закрыть заборчик»
«Блинчик»
«Маляр»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
« Фокус»
«Остудим чаек» или «Парус»
Вырабатывание плавного и длительного, а так же резкого и короткого ротового выдоха.
08.11.2016 г IV Автоматизация звука. 9 ч 4.1 Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
Жа-жа, жо-жо, жу-жу, жэ-жэ и т.д. 10.11.2016 г
15.11.2016 г 4.2 Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в закрытом слоге. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
Игры для Тигры
«Кораблики»
Аж-ож-уж-ыжАжа-ужуИж-еж-ёжЕж-еж еж-ёж, иж-еж17.11.2016 г
22.11.2016 г
4.3 Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в сочетании с согласными. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Новые слова»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
–«Учусь говорить правильно» (деление слова на слоги) 24.11.2016 г
29.11.2016 г
4.4 Автоматизация звука [ж] в словах. 1 ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Мой, моя, моё»
«Подбери слово к схеме»
«Раскрась звуковую схему»
«Доскажи словечко»
«Подбери слова на слоги»
«Загадки»
«Что делает?»
«Живое-неживое»
«Один-много»
«Четвертый лишний»
«Посчитай»
«Новые слова»
«Подбери слово-предмет к признакам»
«Озорные буквы» (сложи слова)
«Слово рассыпалось»
«Расшифруй слова»
«Ребусы»
«Кроссворды»
01.12.2016 г 4.5 Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. 1 ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Мой, моя, моё»
«Подбери слово к схеме»
«Доскажи словечко»
«Загадки»
«Что делает?»
«Измени порядок слов в предложении»
«Составь предложение»
«Вчера, сегодня, завтра»
«Исправь предложение» 06.12.2016 г
4.6 Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в связной речи. 1 ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Доскажи словечко»
«Загадки»
«Что делает?»
«Измени порядок слов в предложении»
«Составь предложение»
«Вчера, сегодня, завтра»
«Сложи картинку»
«Пересказ с картинками»
«Рассказчики»
«Собери группу»
Считалочки
Скороговорки
«По дорожке» 08.12.2016 г V Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении. 1 ч 5.1 Дифференциация звуков /ж/ - /з/, в слогах, в словах, в предложениях. 1 ч Виды упражнений:
«Загадки»
«Четвертый лишний»
«Новые слова»
«Озорные буквы» (сложи слова)
«Слово рассыпалось»
«Расшифруй слова»
«Ребусы»
«Кроссворды»
«Доскажи словечко»
«Измени порядок слов в предложении»
«Составь предложение»
«Пересказ с картинками»
«Рассказчики»
«Собери группу»
Скороговорки
«По дорожке» 13.12.2016 г
II Подготовительный этап. 1 ч 2.1 Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /л/. 1 ч Выполнение артикуляционной гимнастики.
«Чьи зубы чище?»
«Лопаточка»
«Вкусное варенье»
«Гармошка»
«Грибок»
«Лошадка»
15.12.2016 г III Постановка звука. 1 ч 3.1 Воспитание правильного произношения звука /л/. 1 ч Находить букву –Л в словах. Виды упражнений:
«Чьи зубы чище?»
«Лопаточка»
«Вкусное варенье»
«Гармошка»
«Грибок»
«Лошадка»
Вырабатывание плавного и длительного, а так же резкого и короткого ротового выдоха.
20.12.2016 г
IV Автоматизация звука. 9 ч 4.1 Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
Ла-ла, ло-ло, лу-лу, лэ-лэ и т.д. 22.12.2016 г
27.12.2016 г
4.2 Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в закрытом слоге. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
Игры для Тигры
«Кораблики»
Ал-ол-ул-ылАла-улуИл-ел-ёлЕл-ел, ел-ёл, ил-ел29.12.2016 г
10.01.2017 г 4.3 Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в сочетании с согласными. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Новые слова»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
–«Учусь говорить правильно» (деление слова на слоги)
Тла-тло-тлу-тлы-тлэДла-дло-длы-длу-длэПла-пло-плу-плы-плэБла-бло-блу-блы-блэФла-фло-флу-флы-флэВла-вло-влу-влыКла-кло-клу-клы-клэГла-гло-глу-глы12.01.2016 г
17.01.2017 г 4.4 Автоматизация звука [л] в словах. 1ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Мой, моя, моё»
«Подбери слово к схеме»
«Раскрась звуковую схему»
«Доскажи словечко»
«Подбери слова на слоги»
«Загадки»
«Что делает?»
«Живое-неживое»
«Один-много»
«Четвертый лишний»
«Посчитай»
«Новые слова»
«Подбери слово-предмет к признакам»
«Озорные буквы» (сложи слова)
«Слово рассыпалось»
«Расшифруй слова»
«Ребусы»
«Кроссворды»
Лак, лапа, ласточка, лампа, ласка,глобус,гладкий,сладкий …. 19.01.2017 г 4.5 Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. 1 ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Мой, моя, моё»
«Подбери слово к схеме»
«Доскажи словечко»
«Загадки»
«Что делает?»
«Измени порядок слов в предложении»
«Составь предложение»
«Вчера, сегодня, завтра»
«Исправь предложение» 24.01.2017 г
4.6 Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в связной речи. 1 ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Доскажи словечко»
«Загадки»
«Что делает?»
«Измени порядок слов в предложении»
«Составь предложение»
«Вчера, сегодня, завтра»
«Сложи картинку»
«Пересказ с картинками»
«Рассказчики»
«Собери группу»
Считалочки
Скороговорки
«По дорожке» 26.01.2017 г
V Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении. 1ч 5.1 Дифференциация звуков /л/ - /в / в слогах, в словах, в предложениях. 1 ч 31.01.2017 г
II Подготовительный этап. 1 ч 2.1 Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/. 1 ч Выполнение артикуляционной гимнастики.
«Чьи зубы чище?»
«Лопаточка»
«Маляр»
«Кто дальше загонит мяч?»
«Вкусное варенье»
«Индюк»
«Гармошка»
«Грибок»
«Лошадка»
«Барабанщик»
«Заведи машину»
«Останови лошадку»
«Пулемет строчит».
Вырабатывание умения держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.
Вырабатывание воздушной струи, направленной на широкий, поднятый к верху кончик языка. Отрабатывать опорные звуки [д], [с].
02.02.2017 г
III Постановка звука. 4 ч 3.1 Воспитание правильного произношения звука /р/. 4 ч Находить букву –Р в словах. Виды упражнений:
Артикуляционные упражнения
«Заведи мотор»
«Слоговые песенки»
07.02.2017 г
09.02.2017 г
14.02.2017 г
16.02.2017 г
IV Автоматизация звука. 9 ч 4.1 Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
Р-ра,
Рара-рарараР-ра-роРа-ру-ры-ро-рэ21.02.2017 г
28.02.2017 г
4.2 Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
«Придумай признак»
Ар-ор-ур-ырАрра-урру-рыырИр-ер-ёр
Ер-ер, ер-ёр, ир-ерМир, катер, Фёдор, комар.
02.03.2016 г
07.03.2017 г
4.3 Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Новые слова»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
Тра-тро-тру-тры-трэДра-дро-дры-дру-дрэПра-про-пру-пры-прэБра-бро-бру-бры-брэФра-фро-фру-фры-фрэВра-вро-вру-врыКра-кро-кру-кры-крэГра-гро-гру-грыТрава, матросы, дрова, квадраты, правда, пружина, брусника, кобра, Фрося, врунишка, крот, крышка, грабли, груда09.03.2017 г
14.03.2017 г 4.4 Автоматизация звука [р] в словах. 1ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Мой, моя, моё»
«Подбери слово к схеме»
«Раскрась звуковую схему»
«Доскажи словечко»
«Подбери слова на слоги»
«Загадки»
«Что делает?»
«Живое-неживое»
«Один-много»
«Четвертый лишний»
«Посчитай»
«Новые слова»
«Подбери слово-предмет к признакам»
«Озорные буквы» (сложи слова)
«Слово рассыпалось»
«Расшифруй слова»
«Ребусы»
«Кроссворды»
Рак, рама, Рая, рука, рубить, рыба, корыто, …
16.03.2017 г 4.5 Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. 1 ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Мой, моя, моё»
«Подбери слово к схеме»
«Доскажи словечко»
«Загадки»
«Что делает?»
«Измени порядок слов в предложении»
«Составь предложение»
«Вчера, сегодня, завтра»
«Исправь предложение»
Юра умеет рубить топором.
Шура руки мыла в ручье.
Мурка мяукает.
Рая пьет кефир.
Матрос поднимает трап.
Кедры растут в тайге.
В магазине продают продукты.
Зебра – травоядное животное.
Французы живут во Франции.
В кружке крыжовник.
Дядя Рома умеет играть в разные игры. 21.03.2017 г 4.6 Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи. 1 ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Доскажи словечко»
«Загадки»
«Что делает?»
«Измени порядок слов в предложении»
«Составь предложение»
«Вчера, сегодня, завтра»
«Сложи картинку»
«Пересказ с картинками»
«Рассказчики»
«Собери группу»
Считалочки
Скороговорки
«По дорожке» 23.03.2017 г V Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении. 1 ч 5.1 Дифференциация звуков /р/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях. 1 ч Виды упражнений:
«Загадки»
«Четвертый лишний»
«Новые слова»
«Озорные буквы» (сложи слова)
«Слово рассыпалось»
«Расшифруй слова»
«Ребусы»
«Кроссворды»
«Доскажи словечко»
«Измени порядок слов в предложении»
«Составь предложение»
«Пересказ с картинками»
«Рассказчики»
«Собери группу»
Скороговорки
«По дорожке»
Крыло (р, л), ларёк (л, р)
Лара у Вали играет на рояле 28.03.2017 г
II Подготовительный этап. 1 ч 2.1 Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /рь/. 1 ч Выполнение артикуляционной гимнастики.
«Чьи зубы чище?»
«Лопаточка»
«Маляр»
«Кто дальше загонит мяч?»
«Вкусное варенье»
«Индюк»
«Гармошка»
«Грибок»
«Лошадка»
«Барабанщик»
«Заведи машину»
«Останови лошадку»
«Пулемет строчит».
Вырабатывание умения держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.
Вырабатывание воздушной струи, направленной на широкий, поднятый к верху кончик языка. Отрабатывать опорные звуки [д], [с].
30.03.2017 г
III Постановка звука. 4 ч 3.1 Воспитание правильного произношения звука /рь/. 4 ч Находить букву –Р в словах. Виды упражнений:
Артикуляционные упражнения
«Заведи мотор»
«Слоговые песенки»
04.04.2017 г
06.04.2017 г
11.04.2017 г
13.04.2017 г
IV Автоматизация звука. 9 ч 4.1 Закрепление правильной артикуляции звука /рь/ и автоматизация его в прямом слоге. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
Р-ра,
Рара-рарараР-ра-роРа-ру-ры-ро-рэ18.04.2017 г
20.04.2017 г
4.2 Закрепление правильной артикуляции звука /рь/ и автоматизация его в закрытом слоге. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
«Придумай признак»
Ар-ор-ур-ырАрра-урру-рыырИр-ер-ёр
Ер-ер, ер-ёр, ир-ерМир, катер, Фёдор, комар.
25.04.2017 г
27.04.2017 г
4.3 Закрепление правильной артикуляции звука /рь/ и автоматизация его в сочетании с согласными. 2 ч Виды упражнений:
«Слоговые песенки»
«Подбери слово к схеме»
«Половинки»
«Новые слова»
«Раскрась звуковую схему»
«Чего не стало?»
«Угадай» (по признаку, действию, описанию)
«Фотограф» (запомни)
Тра-тро-тру-тры-трэДра-дро-дры-дру-дрэПра-про-пру-пры-прэБра-бро-бру-бры-брэФра-фро-фру-фры-фрэВра-вро-вру-врыКра-кро-кру-кры-крэГра-гро-гру-грыТрава, матросы, дрова, квадраты, правда, пружина, брусника, кобра, Фрося, врунишка, крот, крышка, грабли, груда02.05.2017 г
04.05.2017 г
4.4 Автоматизация звука [рь] в словах. 1 ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Мой, моя, моё»
«Подбери слово к схеме»
«Раскрась звуковую схему»
«Доскажи словечко»
«Подбери слова на слоги»
«Загадки»
«Что делает?»
«Живое-неживое»
«Один-много»
«Четвертый лишний»
«Посчитай»
«Новые слова»
«Подбери слово-предмет к признакам»
«Озорные буквы» (сложи слова)
«Слово рассыпалось»
«Расшифруй слова»
«Ребусы»
«Кроссворды»
Рак, рама, Рая, рука, рубить, рыба, корыто, …
11.05.2017 г 4.5 Закрепление правильной артикуляции звука /рь/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. 1 ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Мой, моя, моё»
«Подбери слово к схеме»
«Доскажи словечко»
«Загадки»
«Что делает?»
«Измени порядок слов в предложении»
«Составь предложение»
«Вчера, сегодня, завтра»
«Исправь предложение»
Юра умеет рубить топором.
Шура руки мыла в ручье.
Мурка мяукает.
Рая пьет кефир.
Матрос поднимает трап.
Кедры растут в тайге.
В магазине продают продукты.
Зебра – травоядное животное.
Французы живут во Франции.
В кружке крыжовник.
Дядя Рома умеет играть в разные игры. 16.05.2017 г 4.6 Закрепление правильной артикуляции звука /рь/ и автоматизация его в связной речи. 1 ч Виды упражнений:
«Чего не стало?»
«Доскажи словечко»
«Загадки»
«Что делает?»
«Измени порядок слов в предложении»
«Составь предложение»
«Вчера, сегодня, завтра»
«Сложи картинку»
«Пересказ с картинками»
«Рассказчики»
«Собери группу»
Считалочки
Скороговорки
«По дорожке» 18.05.2017 г V Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении. 1 ч 5.1 Дифференциация звуков /р/ - /рь / в слогах, в словах, в предложениях. 1 ч Виды упражнений:
«Загадки»
«Четвертый лишний»
«Новые слова»
«Озорные буквы» (сложи слова)
«Слово рассыпалось»
«Расшифруй слова»
«Ребусы»
«Кроссворды»
«Доскажи словечко»
«Измени порядок слов в предложении»
«Составь предложение»
«Пересказ с картинками»
«Рассказчики»
«Собери группу»
Скороговорки
«По дорожке» 23.05.2017 г Лист внесения изменений.
Дата внесения изменений Раздел, тема Содержание изменений Подпись Согласовано с зам. директора по УВР
Перечень обязательных диагностических работ
Логопедическое обследование проводится 2 раза в год. С 1 по 15 сентября проводится первое обследования для полного комплектования групп, которые будут заниматься в новом учебном году. Заполняется речевая карта, по результатам обследования дети зачисляются в логопедическую группу. В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку. В конце учебного года с 15 по 25 мая проводится итоговая повторная диагностика для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы .Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы:
Для разработки программы использована литература:
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочное планирование коррекциипроизношения звуков [р] и [л] на лексическом материале. СПб.: КАРО, 2009.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.
Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с: ил.
Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998.
Лылова Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей, логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернеров.- Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – 176 с.
Мезенцева М. Логопедия в картинках. - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013. – 48 с. – (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.
Саморокова О.П., Кругликова Т.Н. Сонорные звуки: называем и различаем. Планы конспекты логопедических занятий. М.:Издательство Гном, 2014. – 104 с.
Саморокова О.П., Кругликова Т.Н. Шипящие звуки: называем и различаем. Планы конспекты логопедических занятий. М.:Издательство Гном, 2014. – 104 с.
Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: Наглядно - методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012-72с.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб. речевого материала для логопедических занятий с детьми. - 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.
Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1980.
Оборудование и приборы:
Профессиональные логопедические постановочные зонды
Шпатель деревянный
Зеркала по количеству учеников.
Устройство для развития фонематического слуха «Элефон»
Игрушка для развития дыхания «Летающий шарик»
Язычок-гудок из фольги
Игрушка свисток
Дидактический материал:
Касса букв.
Индивидуальные кассы букв.
Звуковые сигналы.
Карточки с индивидуальными заданиями,.Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам.
Дидактические речевые игры.
Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.
Логопедические картинки для автоматизации звука [Р] (комплект 30 шт 1 инструкция с 14 играми).
Настольные логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей: Цепочки слов на сонорные звуки.
День рождения буквы Р. Логопедические игры/ И. В. Баскакина, М.И. Лынская. - М.: Айрис-пресс, 2013. – 32 с.: ил. – (Популярная логопедия).
Тренажер «Логопед и Я».
Логопедическая ромашка.
Литература рекомендуемая воспитанникам:
Автоматизация звука [Р] в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ Комарова Л.А. – М.: Издательство Гном, 2012. – 32с.
Учим звуки [Ш], [Ж]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет.2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 32 с. Азова Е.А.
Учим звуки [Р], [Рь]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет.2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 32 с. Азова Е.А.
Учим звуки [Л], [Ль]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет.2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 32 с. Азова Е.А.
Чудо – обучайка. Речевой слух. Пальчиковая моторика. Дикция, звуки [Р],[Рь]. Для детей 4-7 лет. Буйко В.И.- 47 с.