Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки Праздник русской берёзки (5 класс)
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе
Тема: ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЕЗКИ.
ЦЕЛЬ:Возрождениерусскихнародныхтрадицийнауроках изо и музыки.
Задачи:
Закрепить представления учащихся о русском народном песенном творчестве;
Развитие абстрактного мышления;
Закрепить навыки учащихся в рисовании по мокрой бумаге;
Научить детей работе с берестой;
Воспитание нравственного и эстетического вкуса» бережного отношения к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:Костюмы:"березка”, "семик”, два коробейника, сказочница; спиленная береза, листочки, ленты, бумага, кисти, краски, клей, ножницы, береста, печенье.ТСО: фонограммы народных мелодий и песен.
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Прошлое, традиционное уходит, если кет к нему бережного любовного отношения. Человеческая память коротка, но есть еще и другая, память. Она называется культурой. Культура сохраняет правила» обычаи, традиции. В образах праздника передается информация о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна. И отмечая календарный праздник, люди часто не знают причин, побуждающих вести себя именно так, а не иначе: почему на Троицу» например» наряжают березку, а на Рождество и Новый год - елку» почему на масленицу сжигают чучело и пекут блины и таких примеров множество.
С давних времен люди ощущали себя частью природы, чувствовали себя участниками природных событий... А одним из способов этого участия и были календарные праздники. Человеческий разум очень давно постиг тайну круговорота бытия и его связи с космическими силами. Эта тайна пряталась в образе праздника.
Праздники - это мосты от взрослых к детям и наоборот.
Сегодня мы вспомним про добрый, старый праздник - ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЕЗКИ!
Этот праздник непростой» – Троицей зовется.
Он березонькой густой в душах отзовется,
Ветерочком прошумит в ивах придорожных
И объявит, что венки завивать всем можно.
В народном календаре этот праздник тесно связан с культом поминовения, почитания предков и прославления расцветающей природы. Символом этого расцвета в России была молодая березка. Отмечается Троица на 50-й день после Пасхи.
II. ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.
(Выходят коробейники)
1-й коробейник:
Начинаюхоровод,
Подходи честной народ.
Пусть сердца раскроются
На святую Троицу.
2-й коробейник:
Подходи, честной народ,
Коробейник продает
Березовые веточки
Для Катеньки и Светочки,
Для Машеньки и Дашеньки, -
Наташеньки и Глашеньки -
Для всех девчат» для всех ребят,
Для всех березовый наряд!
1-й коробейник:
Естьвеники длябани,
Для Маши и для Вани.
Свежие» пахучие,
Нежные и жгучие!
А вот венички для Венечки и Сенечки,
А вот квас - для всех вас!
Коробейники вместе:
Подходи честной народ,
Начинаем хоровод!
(Девочки выходят, встают вокруг березы в хоровод «Во поле березка стояла», затем садятся на свои места)
1-й коробейник:
Ау, народ, тот кто песни поет,
Кончай хоровод, выходи наперед.
2-й коробейник:
Небобелое, небо синее
Над любимою нашей Россиею.
Ветер голосом и в подголосках
Нынче песни поет о березках!
1-й коробейник: А, вы, люди добрые, знаете ли песни о нашей российской красавице? Тот из вас, кто больше других споет начальные строки или куплет песни, где были бы слова "береза”, "березка”, "березовый" получит наш приз - зеленый листочек, у нас сегодня будут и другие конкурсы, а в заключении: у какой команды будет больше листочков – та команда получит наш главный приз!
(Дети поют по одному куплету)
2-й коробейник: Молодцы! Много песен о березке знаете. А сейчас, посмотрите: кто к нам в гости пришел?
(Входит "семик", мальчик, одетый в тряпье, с горбом, в руках ведро с разными лентами.)
Семик:Я - Семик. Прихожу в четверг перед Троицей. Седьмая неделя после Пасхи носит название семиковой, или еще "русальной", "зеленой", "гряной". В старину меня любили и почитали, В этот день в лесу зеленые ветки и траву собирали, чтобы на Троицу - в воскресенье - дом ими украсить, Коробейник:А почему, Семик, в народе тебя называют девичьим праздником?
Семик:Девушки меня особо любили. В день Семика они шли в лес и тайно завивали венки: сплетали между собой вершины молодых березок, скручивали ветки вроде венка, заплетали косички, перевязывая иногда ветки лентами... И при этом загадывали о своей судьбе, Одну березку срубали, приносили в село, украшали платками, лентами, бусами, водили около нее хороводы, проводили различные игры.
На Троицу осматривали венки, гадали по ним и обязательно развивали. Если не развивать - дерево обидится. По-старинному обычаю, это было только девичье дело. Давайте, девочки, по-старинному обычаю "заплетем нашей березке косы".
Березка, березка,
Завивайся, кудрявая.
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли.
(Выходят девочки, берут ленты из ведра у Семика и украшают ими березку, поют при этом «Зачинную песенку».)
Завивайся ты, березка,
Завивайся ты, кудрявая!
Мы к тебе пришли по краю земли
Со яичками, со куличиками
И печеными птичками.
Яички-то красные, куличики прекрасные,
Пряники-то сдобные, для еды удобные!
(Ставят тарелку с печеньем на стол гостям и садятся на свои места.)
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учительизо:Красивая получилась у нас березка!Давайте покажем нашему гостю - Семику, да и другимгостям, что вы не только петь и плясать умеете, но и рисовать можете. Зарисуйте эту, или какую другую березку.
Вначале выполните рисунок карандашом, вы можете нарисовать всю березку в полный рост, а можете одну веточку с листочками и сережками. После того, как рисунок будет готов, смочите лист бумаги водой - вы будете рисовать по мокрой бумаге, как будто дождь прошел и помыл нежные березовые листочки.
А пока вы будете рисовать, еще один наш гость расскажет вам сказку.
(Выходит сказочница - девочка, одетая в русский костюм. Она ведет свое сказание, а дети рисуют.)Сказочница:В некотором царстве-государстве, а именно в том, в котором мы живем, жила-была березонька, белая, да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая. Спала она всю зимушку, веточки свои под снежком грустно опустив. Но вот пришла Весна-Красна, ка крыльях прилетела, солнышком пригрела, ветерком обвеяла, дождиком обсеяла. И проснулась березонька-красавица, всем стала нравиться. Проснулась, на теплом ветерке прогнулась, листочками обернулась, украсилась сережками, всем совсем понравилась, на праздник направилась. Праздник-то на поляне строится, называете Троица. Да не простая, а Троица Святая. Пошли к ней люди добрые, веселые, хоробрые Весну провожать, Лето красное встречать. Это сказка не кончается, а начинается. Всех гостей, друзей, всех хороших людей березка встречала и привечала. И нам ее встречать, встречать-величать, а ей ветками качать!
Рисуйте, девоньки, березку белую, березку кудрявую, русскую нашу красавицу!
/Дети рисуют, звучит народная музыка/
Учитель:Красивые получились у вас рисунки! Молодцы! А сейчас
подпишите свои работы и мы с ваш сделаем выставку, а оценит ваши работы сама березка. Объявляем перерыв, для гостей - отдых, а для девочек - оформление выставки.
ХОД ВТОРОГО УРОКА:
IV. ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.
/Дети оформили выставку и сидят на своих местах, входит девочка в костюме березки/
Березка:
Этоя, березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети веселиться с вами.
С праздником вас, дети, всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю!
1-й коробейник:
И тебя, березка, все мы поздравляем.
Счастья и веселья и тебе желаем.
У красы-березки платье серебристо,
У красы-березки - зелены косицы!
2-й коробейник: Березка, а посмотри какие рисунки девочки нарисовали в твою честь. Посмотри, да оцени, лучшие работы листочками одари, а мы пока проведем конкурc.
Конкурс-аукцион, очень уж секретный он,
Впрочем не такой секретный,
Но в познании заметный.
1-й коробейник:Мывам будем задавать вопросы о нашей героине - березе, а вы рискните дать правильные ответы.
/Березка смотрит выставку, делает себе пометки - кому листочек дать, коробейники поочереди задают вопросы, дети отвечают и за правильный ответ коробейники вручают листочки./
АУКЦИОН:
1-й К. Вопрос: Как в народе еще называли березу?
/Преснец, бреснец, вьюнок, повитуха, бреза, повилка./
2-й К. Вопрос: Какие породы берез, растущих в России, вы знаете?
/Белая веселка, болотная, карельская, плакучая, сланка, глухая, кустовая, каменная, шерстолистая/
1-й К. Вопрос:Когда в дом приходили сваты, ветки каких деревьев давали как согласие на замужество /береза/ а какие как отказ? /сосна, ель, дуб/
2-й К. Вопрос:Какую птицу крестили в день Троицы? /кукушку/
1-й К. Вопрос: Какую птицу назвали в честь березы?
(березовка-длиннохвостка)
2-й К. Вопрос:Что значит накормить "березовой кашей"?
/Похлестать веткой, наказать/
1-й К. Вопрос:Какие есть грибы, чье название связано с березой?
/Подберезовик - съедобный, трут - несъедобный/
2-й К. Вопрос:Как раньше называли березовый сок?
/Березуха, березовик, березовник/
1-й К. Вопрос:Живет в лесу юркий зверек, который называется... от корня слова "береза". Как?
/ Серая ящерица - берестовка, живет у гнилых пней/
/Выходит березка/
Березка:Молодцы, девчата, много вы знаете сведений о березе, но я вам еще одну загадку хочу загадать, но прежде несколько слов о рисунках: все рисунки красивые, но особенно мне понравились рисунки, которые выполнили: /перечисляет фамилии и раздает им листочки/
Ну, а сейчас загадка: "Дерева одежка ствол хранит надежно."Дети /хором/:Кора!
Береза:Правильно, это кора, а березовая кора называется - береста. Береста - это один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек, вещей, украшений, плетения, не зря в старину говорили, что береза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает. Посуда из бересты сохраняет продукты от плесени и сырости. Обувь из коры березы – лапти – легкая и удобная. Береста – прабабушка бумаги и по своим качествам во многом напоминает бумагу. Она хорошо режется, склеивается, плетется, сшивается, на ней можно рисовать, писать, выжигать, выполнять аппликационные работы.Собирают бересту ранним летом, когда заканчивается сокодвижение, причем с тех берез, которые повалены в бурю или спилены. Есть еще несколько примет для начала сбора бересты:
- Когда прогремит первый гром, как только появятся первые комары, когда листья на березе станут с пятачок.
Я вам сейчас раздам по кусочку бересты, а вы подумайте - что можно изобразить на нем, учитывая те линии, которые нарисовала сама природа. Одна команда рисует, вторая выполняет аппликацию.
Учитель изо:На предыдущем уроке мы с вами рассматривали бересту. Работа на бересте требует большей сосредоточенности, а еще, чтобы работа была завершена, ее надо поместить в рамочку, покрыть лаком и тогда ее можно подарить кому-либо, или украсить интерьер своей комнаты.
/ Дети работают, звучит народная мелодия/
Учитель изо:Воткакие должны получиться красивые работы!
/показывает законченную работу/
Вы свои работы закончите на кружке, а сейчас покажите гостям, что у вас получилось.
1-й коробейник:Близится наш праздник к завершению, давайте сосчитаем листочки.
/Коробейники собирают листочки и уходят считать их/
Учитель музыки:Хорошо вы, девчата, рисуете, и о березке много сведений разных знаете, но какой же праздник без танцев, без песен, без игр. Я расскажу вам об одном старинном обряде. Называется - обряд кумления. Когда-то считалось, если подружки в Троицын день покумились, значит быть верной дружбе крепкой. Совершая этот обряд девушки прощают друг другу обиды, нанесенные когда-либо и обмениваются веночками или платочками. Приглашай, березка, своих девчат-подружек, покумимся, породнимся!
Березка:
Эй,кума, сама, подходи, кума, покумимся.
Нам с тобой; кума, не годится браниться,
Нам с тобой, кума, любиться, дружиться!
/Девочки встают в хоровод с платочками/
1-ая девочка: Березонька желанная,
Подруга долгожданная,
Войди скорее в девичий круг,
Выбирай для кумленья себе подруг.
2-ая девочка:
Войди с зарею ясною,
С косою зеленовласою,
Иди скорее в круг,
Тебе здесь каждый друг!
/ Игра "Воротца”, девочки обмениваются платочками, целуются и садятся на места./
Березка:Ужвы милые девочки мои,
Уж вы верные подруженьки!
Ой, спасибо за рисунки подаренные,
За песни, за пляски удалые,
За хороводы народные,
За песни старые и модные.
За стихи и слова высокие,
Пожелания мне глубокие.
Праздник Троицу завершаем,
Всех гостей за стол приглашаем!
Учитель музыки:После обряда кумления все гости по-старинному обычаю приглашаются к столу, отведать пирогов, да блинов русских, кваску попить. Мы не будем нарушать традиции, представим слово нашим коробейникам и пройдем к столу.
/Коробейники объявляют команду-победительницу, вручают ей приз и приглашают всех к столу./
Праздник завершается чаепитием, всем гостям небольшие сувениры в виде букетика искусственных цветов.