Урок по технологии на тему: Основные способы вывязывания петель крючком

Тема урока. Художественные ремёсла. Вязание крючком. Правила подбора крючка в зависимости от вида изделия и толщины нити. Вывязывание основных видов петель.

Цель урока:
- познакомить учащихся с историей старинного рукоделия - вязания крючком;
инструментами, материалами и приспособлениями;
- сформировать навыки по организации рабочего места;
- научить правильным приемам работы;
- прививать интерес к ремёслам;
-совершенствовать эстетический вкус;
- расширять познавательный кругозор, фантазию;
- воспитывать аккуратность в работе;
- познакомить с профессией стилиста.

Оборудование:
образцы вязания крючком, схемы для вязания крючком, выставка работ учащихся, технологические карточки, инструкции - правила безопасной работы, инструкция «Прочитай, запомни и придерживайся в своей работе» - дидактический материал, выставка журналов по вязанию, ноутбук, планшет.

Методы: наглядно-демонстрационный рассказ, беседа, практическая индивидуальная работа, работа с учебником, самостоятельная работа. ИКТ.

Межпредметные связи: литература, русский язык, история, рисование.

Словарь: воздушная петля, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом.

Ход урока.
Девиз урока: «Рукам – работа, душе - праздник".

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Посмотрите, посмотрите,
Вяжет бабушка мне свитер,
А у бабушкиных ног
Как живой лежит клубок
Серый, круглые бока
У пушистого клубка
И бежит он к двери прытко,
Словно в сказке колобок.
Убежал бы, только нитка
Не пускает за порог

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Учащиеся помогают определить тему и цель урока)

- Сообщение темы и цели урока.


2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.
Один из самых распространенных видов декоративно - прикладного искусства – вязание крючком. Эта техника проста и доступна каждому. Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше. Сегодня невозможно представить свой гардероб без трикотажных вещей. Как бы мода не менялась, основные правила вязания остаются теми же. Они только постепенно пополняются остроумными технологическими придумками опытных рукодельниц и обогащаются новыми узорами на основе старых. Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна, неповторима, оригинальна
Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Связать можно и детские игрушки (ИКТ – показ вязаных игрушек, амигуруми, выставка детских работ). Вязаные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и ваш гардероб.
ИКТ, иллюстрации журналов – показ изделий, вязаных крючком.

Историческая справка о вязании крючком. Сообщения учителя и учащихся.

Вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра – чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. И шерстяная нить, подобно нити Ариадны, уводит нас сквозь лабиринт столетий в седую древность.
Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.
В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.
В V веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.
После крестовых походов на восток, в IX веке, вязание крючком проникло в Европу. В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев – вязаному берету – уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.
В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Начиная с XVI века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли “гулять по Европе”, а в XIX веке это искусство стало поистине ювелирным.
Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевра. Так называемое ирландское кружево и по сей день в цене.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30–40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.
(Выставка работ учащихся, демонстрация скатерти, подзоров, вставок в наволочки, которым более 60-ти лет, работы моей мамы).
Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг у друга. Основные, самые распространенные мотивы – различные геометрические фигуры, цветы (демонстрация иллюстраций журналов, образцов).
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц (показ иллюстраций). Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. (Демонстрация изделий, связанных учителем. Учитель в роли стилиста показывает на моделях - учащихся способы повязывания шарфов, разрешаю сделать фото).
- Чем занимается стилист?

Инструменты и материалы.

Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева (показываю крючки для вязания).
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.
Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы – номера от 2,5 до 15.
Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот кто вяжет плотно – более толстый крючок.
Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком – хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые).
Из льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий (образцы ниток для вязания).

·Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Блестящей пряжей называют вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.
Пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей называется фасонной пряжей.
Фантазийная пряжа изготавливается из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.
Вязать крючком можно также из лыка, толстой ковровой пряжи, тесьмы и других материалов.

Оборудование рабочего места. Правила безопасной работы – инструкции.

- Назовите основные правила охраны труда при работе с крючком (обобщение и дополнение учителя).
Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.
На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.

Основные виды петель.

Положение крючка в руке. Учебник – страница – 204.
Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.
Работа с учебником, страница 205, технологические карточки. на каждой парте.
Начальная петля. Учебник – страница – 205.
Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .
Воздушная петля (условные обозначения записываем в тетрадь, таблица с условными обозначениями на доске). Учебник – страница – 205.
Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.
Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.
Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая ее на крючок против часовой стрелки. Этот прием называют накидом и обозначают сокращенно “н”. После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получается воздушная петля.
Цепочка воздушных петель. Стр.-205.
Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.
После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”)
Соединительный столбик. Стр. -205.
Применяется он в филейном вязании для убавления петель.
Крючок вводят во вторую от начала цепочки (ряда) петлю и подхватывают с пальца рабочую нить, накидывая ее на крючок. На крючке находятся две петли. Через них протягивают нить. Получился соединительный столбик.
Столбик без накида. Стр.- 205.
Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н).
Столбик с накидом. Стр.- 205.
Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.
Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через эти две петли . Получился столбик с накидом (ст. с/н). .
Для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают три воздушные петли. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду.

Практическая работа.

Наша работа пройдёт под девизом: «Рукам – работа, душе – праздник»
– Почему мы так говорим?
Учащиеся работают на фоне тихой музыки. Во время работы показываю слайды – вазаные игрушки – амигуруми, загадываю загадки:

Чем больше крутится, тем меньше становится (клубок).

Маленькое, кругленькое за хвост не поднять (клубок).

Лежит старый дед в двести крестов одет,
Он без рук и без ног, а под лавку скок! (клубок).

Вязание основных видов петель:
- цепочка воздушных петель;
- столбик без накида.

Физминутка для глаз.

Посмотреть на кончик носа (считать до 4). Перевести взгляд вдаль (считать до 5). (Повторить 4-5 раз).

Учащиеся зачитывают интересные сообщения из истории вязания.

- столбик с накидом; стр.- 205.
Для тех, кто хорошо вяжет:
столбик с двумя накидами, стр.- 206.
столбик с тремя накидами, стр.- 206.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил охраны труда, оказывает индивидуальную помощь.,обращает внимание на самостоятельность в работе.

4. Закрепление изученного материала:

- Как нужно держать крючок?
- Какие крючки бывают?
- Что означает номер крючка?
- Какие нитки используют для вязания?
- Какие изделия можно связать крючком?
- Что такое амигуруми?

5. Итог урока.

Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания. Работы оформляются на доске (на стенде).
-Какие работы понравились больше?
- Как помогла нам пословица? «Рукам – работа, душе – праздник».
- Что интересного узнали на уроке?

6. Домашнее задание.

Выполнить и оформить наглядное пособие, вязаное полотно “Основные виды петель», которое на следующем уроке мы с вами превратим с помощью вашей фантазии в изделие. Нарисуйте эскизы будущих изделий.

Выбрать одну из поговорок о труде соответствующую личной оценке своего впечатления об уроке и зачитать.

Варианты поговорок.
Без труда не вынешь рыбку из пруда
Работа не волк в лес не убежит.
Не потопаешь, не полопаешь.
Терпение и труд все перетрут.
Всякая работа мастера хвалит.
Глазам страшно, а руки делают.
Торопливый дважды одно дело делает.
Кончил дело, гуляй смело.
С охотой можно и в камень гвоздь забить.
Ленивым всегда праздник.
Конец - делу венец.
Под лежачий камень и вода не течет.
Делу время, потехе час.
Усердная мышь и доску прогрызет.
Дело мастера боится.
Какие труды, такие и плоды

Урок окончен. Всем спасибо!