Урок обобщающего повторения на тему: «Природные зоны России». (география 8 класс).
Урок обобщающего повторения на тему: «Природные зоны России». (география 8 класс).
Разработала учитель географии и биологии ГОУ «ВСОШ №3» г. Омск
Янулявичус Н.П.
.
Цели урока.
Систематизировать и закрепить знания о природных зонах России , о взаимосвязях в природных комплексах России и влиянии человека и его хозяйственной деятельность на них.
Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации, находить причинно-следственные связи.
Способствовать развитию экологической культуры.
Оборудование : Карта « Природные зоны России», фотографии животных и растений этих зон, настенные наглядно-демонстрационные пособия по природным зонам России.
План урока.
1. Орг.момент.
2. Актуализация знаний.
3.Систематизация изученного материала
4.Закрепление.
5.Подведение итогов
Ход урока.
1.Актуализация.
Опрос цепочка.
-Что такое ПТК? ( Природный территориальный комплекс - это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории ).
-Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса? (Все компоненты природы тесно и неразрывно связаны друг с другом:
солнечная радиация, географическая широта местности, рельеф, климат, почва, растительный и животный мир..).
2. Систематизация полученных знаний: Мы с Вами изучили тему «Природные зоны». Познакомились с разнообразием природных зон в России, с их природными условиями, а также изучили растительный и животный мир . Вспомним прошлые уроки и попробуем ответить на вопрос : « Почему Россия не везде одинакова ?»
На доске запись: «Природные зоны России».
Вспомним как называется закономерность смены природных зон на равнинах ? ( Природная зональность).
Задание учащимся:
1. По рисунку параграфа учебника География России определите :
- Как расположены природные зоны России?(Смена природных зон на территории России наблюдается с севера на юг: арктические пустыни, тундра ,лесотундра , тайга ,смешанные и широколиственные леса, лесостепи , степи, полупустыни и пустыни).
- Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана ? ( Арктические пустыни и тундра ).
- Какие не простираются до восточных окраин России? Почему? (Степи и пустыни .Связано с климатом, злаки и разнотравье не могут произрастать в условии холода).
2. Работа с контурными картами и картами атласа.
По настенной карте определить местоположение природных зон и обозначить их границы на контурной карте.
3. Ответьте на вопросы:
I. АРКТИЧЕСКАЯ ПУСТЫНЯ.
1. Почему лето в арктической пустыне холодное ? (Потому что она расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр).
2. Почему растительность не образует сплошного покрова ? ( холодное короткое лето большая часть территории покрыта льдом. Угол падения солнечных лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие территории имеют белый цвет, который отражает 70-80 процентов солнечной суммарной радиации).
3. Почему белые медведи впадают в спячку зимой ?( Зимой лед становится более мощным, труднее добывать пищу).
4. Почему преобладают в арктической пустынные хищники?( Растительный покров скуден, пища только в море).
5. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега ?( Любое темное пятно увеличивает отражающую способность снега и он быстрее начинает таить).
II.ТУНДРА
.По карте природных зон определите положение тундры на территории России ( Тундра занимает северное побережье России ).
Задание: найдите ошибку предложенном в тексте( текст на столе).
Зона тундры охватывает около 50 % территории России и находится в пределах арктического и субарктического климатических поясов; простирается от границы с Финляндией на западе до Берингова пролива на востоке. Зона занимает неширокую прибрежную полосу на крайнем севере Европейской части России и достигает максимальной ширины 500 км в Сибири; значительную протяжённость имеет также на крайнем северо-востоке России, где на юг простирается до северной части полуострова Камчатка. Тундра – это хвойная лесная чаща; вечная мерзлота залегает близко к поверхности и задерживает влагу, образующуюся при оттаивании верхнего слоя почвы. Типичная тундровая почва включает тонкий слой гумуса, под которым находится глеевый горизонт; ещё глубже вечная мерзлота. Многочисленны лишайники, мхи, кустарнички, кустарники, сосны, ели. Помимо оленей (используемых местным населением в хозяйстве), типичными обитателями тундры являются песец, овцебык, лемминг, белая сова, куропатки, бурые медведи и лоси.
III. ТАЙГА И СМЕШАННЫЕ ЛЕСА.
Самостоятельная работа в группах.
Учащиеся первой группы работают , изучая особенности тайги ; учащиеся второй группы изучают особенности смешанных
Задание для первой группы учащихся. Таблица чертится на доске.
Компоненты природных зон
Русская равнина
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Климат
Воды
Почвы
Растительность
Животные
Вопросы
- Назовите самую распространенную породу дерева в России? ( Лиственница).
- Почему почвы тайги , несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны?(Деревья многолетние ,
хвоя - неблагоприятный опад , образует кислоты ,промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса).
_ Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной? (Кедр-сосна сибирская).
- Как лиственница приспособилась к условиям тайги? (Сбрасывает хвою на зиму ,корни- в поверхностном слое почвы).
_ Как животные приспособились к условиям тайги.? (Спячка, линька ,запас жира).
Задание для второй группы учащихся.
Вопросы.
- Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?( Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима).
_ Почему почвы широколиственных лесов плодороднее , чем почвы
хвойных лесов? ( Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев каждой осенью обилен ; более длинное и теплое лето
увеличивает продолжительность процесса почвообразования ).
-Чем отличаются почвы смешенных лесов Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины ? ( Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу).
- Почему дикие животные открытых пространств степей , как правило живут стаями, а лесные животные – в одиночку ? (Копытные животные тайги - лоси, олени живут парами или семьями . Большое стадо не сможет укрыться в лесу и заметить хищников среди деревьев будет сложно . На открытых же пространствах легче заметить хищника и убежать... ).
IV.СТЕПИ
Задание
Перечислите главные признаки степей .
3. Закрепление. На столах раздаточный материал, содержащий немую таблицу- заполните её
Название природной зоны
Географическое положение
Типичный
облик
Климатические
условия
Почвы
Растительный и животный мир
Исп человеком
Проблемы и преспективы
Арктич.пустыни
Тундра
Тайга
Смешанные леса
Степи
.
4 . Подведение итогов . Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали , я очень довольна результатами нашего сегодняшнего урока .Выставление оценок за урок.
15