Урок по технологииРабота с бумагой. Аппликационные работы.


Урок . Работа с бумагой. Аппликационные работы.
Изделие: «Закладка из бумаги».
Задания и материалы в рабочей тетради: «Закладка из бумаги» (стр. 15) и приложение.
Задачи урока: повторить материал предыдущего урока (использование бумаги, свойства, изготовление симметричных фигур, правила работы с шаблонами); показать возможности использования закладки; формировать умение достраивать симметричную фигур; учить решать проблемы поискового характера (поиск центра фигуры); учить аргументировать свое мнение; учить создавать симметричную композицию из геометрических фигур; совершенствовать умение работать по плану; познакомить с алгоритмом выполнения изделия: разметка, раскрой, сборка, отделка; учить выполнять контроль над каждым этапом практической работы, показать возможности внесения коррекции в работу; воспитывать аккуратность, культуру труда; закреплять и совершенствовать приемы работы клеем; развитие пространственного мышления, учить осуществлять контроль качества выполняемых изделий по образцу.
Планируемые результаты:
Предметные: знать некоторые сведения о бумаге (свойства, использование), для чего используется закладка; экономно расходовать материал; соединять детали при помощи клея.
УУД:
Личностные: формирование позитивного отношения к труду.
Регулятивные: осуществлять действие по образцу (составлять симметричный орнамент из геометрических фигур); осуществление работы на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов; видеть ошибки и отклонения от заданной цели, вносить исправления; осмысление алгоритма составления симметричной аппликации из бумаги.
Познавательные: понимать важность соблюдения правил работы с шаблонами, а именно расположение с целью экономии материала; планировать практическую деятельность; соблюдать в практической деятельности заданные правила работы клеем; создание способов решения проблем поискового характера.
Коммуникативные: обосновывать собственное мнение.
Основные термины и понятия: шаблон, симметрия.
Ресурсы и оборудование.
У учителя: учебник, рабочая тетрадь, варианты расположения шаблона для проверки знаний учащихся, образцы закладок, игра «Дострой симметричную фигуру», готовое изделие.
У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, цветная бумага (желательно подготовить бумагу учителем), карандаш, ножницы, клей, приспособления для работы клеем.
Ход урока:
Вступительная часть (5 мин.).
Учитель: «Сегодня на уроке мы продолжаем работать с бумагой, расскажите, что вы нового узнали об этом материале на прошлом уроке? (при повторении данной темы учитель демонстрирует составленный на прошлом уроке кластер) Какие фигуры мы научились изготавливать? А что значит «симметрия»? Какие симметричные фигуры вы можете назвать?».
Учитель может предложить учащимся игру «Дострой симметричную фигуру» по ее половине. Здесь учитель, на выбор, может предложить индивидуальную работу, тогда необходимо подготовить для учащихся рисунки, желательно на листочке в клеточку или данную работу предложить выполнить на доске, пригласив для выполнения задания нескольких учеников.
Как мы размечали детали? При помощи какого приспособления? Получилось ли дома сделать свой шаблон? А как с ними правильно работать?».
У учителя на доске предложены различные варианты расположения шаблонов, учащиеся должны выбрать правильное решение. Варианты для ошибок могут быть следующие: а) размещение в центре; б) размещение грамотно, исходя из экономии бумаги, но шаблон расположен на цветной стороне; в) шаблон расположен не касательно одной из линий формата.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Учитель: «Каким способом мы соединяли детали в изделии? Какие правила работы клеем использовали? Давайте закрепим эти правила, открыв учебник на стр. 38. Прочитаем вместе правила работы клеем. Итак, какие приспособления нам необходимы для работы клеем? (подкладной лист, тряпочка, может быть и притирочный лист, кисть). В особом уходе нуждается кисть. Она может быть разной ширины, узкой кистью намазывают небольшие детали, а для более крупной заготовки берут более широкую кисть. Нельзя допускать, чтобы на кисти засыхал клей, после окончания работы ее нужно немедленно отмыть.
Клею даже посвящено стихотворение.
Эй,
Спасайтесь поскорей –
Убежал из кухни клей!
Никого он не жалеет:
Всех, кого не встретит,
Клеит!
Склеил вешалку и шляпу,
Склеил лампу и пальто,
К стулу он приклеил папу –
Не отклеишь, ни за что!
Гаснут в городе огни –
Тоже склеились они
И глаза слипаться стали,
Чтобы все скорее спали.

Я. Бжехва

Обсуждение стихотворения. Как все отреагировали на событие, описанное в стихотворении? Что это за событие? Что в итоге произошло? Какое правило работы клеем можно сформулировать? (Учащиеся отвечают на вопрос: клей необходимо зарывать, он должен находить в строго отведенном месте).
Анализ изделия. Работа с планом. (5-7 мин.)
Учитель: «Сегодня на уроке мы сделаем с вами закладку. Скажите, а для чего нужна закладка? (учащиеся высказывают свои предположения). Закладка – ленточка, полоска, вкладываемая в книгу, чтобы заметить нужную страницу. Закладка может быть куплена в магазине, а может быть сделана своими руками. Она может быть из бумаги, из ниток, ткани, из металла (демонстрация закладок).
На стр. 38 предлагается изделие. Скажите, сколько времени нам понадобится, чтобы сделать изделие «Закладка из бумаги», насколько сложно будет выполнить это изделие? (учащиеся рассматривают значки, предложенные авторами и отвечают на вопрос учителя).
Рассмотрим наше изделие (учитель также демонстрирует изделие), ответим на вопросы юного технолога. Учащиеся анализируют предлагаемое изделие и отвечают на вопросы учителя, предполагаемые ответы предлагаются в скобках.
1. Что я буду делать? (Будем делать закладку). В чем ее особенность? (Она симметричная из геометрических фигур: квадратов, треугольников).
2. Какие материалы и инструменты понадобятся мне для работы? (Картон, цветная бумага, ножницы, карандаш для разметки, клей и приспособления для работы клеем).
3. Как я буду выполнять работу? Какими способами? (Вырезать детали из бумаги и приклеивать их с помощью клея).
4. Что сделаю сначала, что потом? Составим самостоятельно краткий план работы, с учетом того, что нам нужно подготовить шаблоны (1. организация рабочего места, 2. подготовка шаблонов: вырезание из рабочей тетради, 3. разметка шаблонов на материале, 4. вырезание, раскрой деталей, 5. сборка).
5. Для чего я буду мастерить это изделие? Изделие можно использовать по назначению, вложить в книгу, учебник.
Изготовление изделия. (20-25 мин.)
Учитель: «Приступаем к практической работе, опираясь на подробный план в учебнике на стр.38 и на слайды на стр. 39. Будем осуществлять контроль над каждым этапом практической работы, опираясь на слайды учебника». Учитель демонстрирует каждый этап работы.
1. Организуй своё рабочее место.
Проверим по слайду №1, все ли материалы, инструменты мы подготовили.
2. Вырежи по шаблону 1 из рабочей тетради деталь из цветного картона, а по шаблону 2 три детали двух цветов из цветной бумаги.
Должно получиться 2 шаблона, один в виде прямоугольника, другой в виде квадрата.
Что здесь нужно сделать? Вырезаем шаблоны из приложения «Закладка из бумаги». Шаблон №1 – это полоска, прямоугольник, прикладываем к картону в уголок на изнаночную сторону и обводим карандашом, шаблон №2 обводим на цветной бумаге (только на изнаночной стороне), используем два цвета, то есть два раза на одной бумаге обвести шаблон и 1 раз на другой (здесь легче сделать следующим образом: ученик обводит шаблон № 2 три раза на одной цветной бумаге, после того, как детали будут вырезаны, учащиеся, сидящие за одной партой, могут поменяться друг с другом вырезанными деталями: две детали на одну).
3. Разрежь шаблон 2 по разметке.
Разрезаем по намеченным линиям, посмотрите на слайд №3, у нас должно получиться три треугольника: 1 большой и два маленьких.
4. По получившимся шаблонам вырежи детали из цветной бумаги.
Снова размечаем шаблоны на цветной бумаге на изнаночной стороне, 2 раза обводим большой треугольник и 4 должно получиться маленьких, помним, что размечаем на изнаночной стороне, экономим бумагу. После все детали вырезаются ножницами, перед этим необходимо повторить правила работы ножницами.








Посмотрите на слайд №4, в итоге получились следующие детали: 2 больших треугольника, 4 маленьких из цветной бумаги и еще 1 прямоугольник из картона,
5. Начинай клеить композицию от центра детали 1, центр детали найди по шаблону 1.
6, 7, 8. Приклеивай детали так, чтобы получилось симметричное изделие.
Перед тем как начать приклеивать детали, разложи симметричную композицию на картоне, начнем от центра.
Попробуйте ответить на вопрос: как нам найти центр фигуры? На этот вопрос учащиеся отвечают, а учитель открывает варианты в таблице. При этом учитель может демонстрировать наглядно предложенные варианты. Если какие-то варианты не названы, учитель озвучивает варианты сам. После называния вариантов, предлагается выбрать тот, который можно использовать в практической работе, при этом обсуждаются все «плюсы» и «минусы» вариантов, они отмечены в столбце «Примечания». «Попробуйте доказать, что выбранный вариант больше других подходит для выполнения задания».


Как найти центр фигуры?
Примечания

1.
Согнуть фигуру два раза
Но деталь помнем, и изделие получится неаккуратным.

2.
Отметить по линейке
Не умеем пользовать линейкой

3.
Наложить сверху шаблон (на шаблоне отмечен центр фигуры) и по центру проколоть шилом
Не умеем пользоваться шилом

4.
Вырезать ј часть шаблона №1, приложить к детали и отметить карандашом центр.
Самый оптимальный вариант, мы умеем вырезать и пользоваться карандашом при разметке.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Теперь можно разложить детали, но необходимо помнить, что симметрия должна быть не только по форме, но и по цвету.
Здесь можно учащимся продемонстрировать варианты закладки с правильной симметрией и с ошибкой, учащиеся при этом выбирают правильный вариант. Также обратить внимание на варианты, предложенные в рабочей тетради на стр. 15.
После того, как детали разложены, можно приступить к приклеиванию. Какие правила работы клеем нужно соблюдать?
Подведем итоги. (3-5 мин.)
Проводится выставка работ. Учащиеся подводят итог своей работе. Демонстрируют свои изделия и рассказывают, что получилось в работе, чему следует научиться? Сложно ли было выполнить работу, по сложности эта работа соответствует заявлено авторами? Как оцениваете свое изделие, выполнено ли оно аккуратно, или нужно что-нибудь доделать?
Учитель также анализирую изделия, обращает внимание также на аккуратность вырезанных форм, точность и правильность расположения деталей.


а)

б)

в)

.