Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Школа России» на тему: Дикие и домашние животные
Урок окружающего мира во 2 классе
УМК «Школа России»
Могилина Галина Николаевна – учитель начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки Безенчукского района Самарской области
Тема урока: «Дикие и домашние животные».
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель урока: познакомить детей с разнообразием диких и домашних животных и их значение для человека, используя приёмы проектного обучения. Задачи урока:
обобщить знания учащихся о диких и домашних животных;
расширить представления учащихся о разнообразии домашних животных, их значение для человека;
формировать общеучебные умения и навыки: сравнения, обобщения, способности делать выводы;
формировать умение выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения;
развивать речь, внимание, мышление, познавательный интерес и умение делать выводы, основанные на выполненных действиях;
воспитывать у детей любовь и бережное отношение к животным, природе и к окружающей среде в целом;
воспитывать у детей чувство товарищества и взаимопомощи, ответственности.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский (анализ, сравнение и обобщение).
Оборудование:
учебники А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2 класс;
рабочие тетради к учебнику;
плакат «Природа»;
картины художников;
картинки с изображением животных и человека;
рисунок дерева;
сигнальные карточки «лес» , «дом»;
смайлики для рефлексии;
таблица свойств животных;
карточки для индивидуальной работы с учащимися VII вида;
фонограмма «Звуки леса»;
презентация к уроку;
компьютер, экран, проектор;
магнитная доска.
Выставки: книг о животных, рисунков, молочной продукции.
Ход урока
I Организационный момент. (Слайд № 1)
Громко прозвенел звонок – Начинается урок.Наши ушки на макушке,Глазки широко открыты.Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем.
Звучит фонограммы «Звуки леса»
- Ребята, обратите внимание, какое замечательное название урока - "Мир вокруг нас!" И как красив, удивителен этот мир. (Слайд № 2) В нём множество загадок - только разгадывай. Но, не будем отступать от своих правил и урок начнём с …повторения пройденного материала.
II. Проверка домашнего задания.
- О чём шла речь на прошлом уроке? (Речь шла о дикорастущих и культурных растениях.)
2 Фронтальный опрос. (Слайд № 3)
-На какие 2 группы можно разделить все растения? (Культурные и дикорастущие растения.)
-Как называются растения, специально выращенные человеком? (Культурные растения.)
(Слайд № 4 )-Какие 3 группы культурных растений вы помните? Приведите примеры.
(Деревья- яблони…, Кустарники – крыжовник…,травянистые – помидора…)
-Какие ещё бывают растения? (Дикорастущие.)
(Слайд № 5)
-Какие 3 группы дикорастущих растений вы помните? Приведите примеры.
(Деревья- берёза…, Кустарники – сирень…,травянистые – лопух…)
(Слайд № 6)
-Какое значение для человека имеют растения? (Кормят, одевают, лечат, дают много полезных веществ.) (Слайд №7 )-А сейчас мы поиграем с вами в игру «Молчанка». Приготовили сигнальные карточки.
Игра «Молчанка» с проблемной ситуацией.
Показываю картинку с изображением разных представителей культурных и дикорастущих растений. Если учащиеся считают, что растение культурное, поднимают знак – дом, а если дикорастущее – лес.
(Слайд № 8-17)
-Гладиолус, клубника, орешник, одуванчик, груша, жёлуди, смородина, капуста, (Дикорастущее, дети должны доказать, что это культурное растение.), шишки.-Ребята, а кто любит шишки и запасает их на зиму? (Белка.)
-А я нашла картинку белки. (Картинка лежит на столе учителя.)
-А где она живёт? (В лесу.)
-Куда мы её поселим? (В лес.) Прикрепляю картинку на лесную зону проекта.
-Ребята, как вы думаете, к какой группе животных относится белка? (Зверь.)
-А на какие 6 групп мы делим всех животных? Кто помнит? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)
- Молодцы!
III. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему.-А теперь отгадаем загадки. Готовы?
На столах учащихся лежат картинки животных.
Не мой бы труд, Не мой бы бег, Ты плохо жил бы, человек.Но в век машины и мотора, Боюсь в отставке буду скоро. (Лошадь)
- Кто это, ребята? (Лошадь)
-Найдите у себя на столе картинку лошади. Куда вы её прикрепите? (Ближе к дому.)
-И так, если вы считаете что животное дикое, то селим его в природу, а домашнее - к жилищу человека. Будьте внимательны!
Выгоняли рогаПогулять на луга.И рога вечеркомПрибрели с молочком. (Корова) С хозяином дружит,Дом сторожит,Живёт под крылечком,А хвост колечком. (Собака)
На поляне возле елокДом построен из иголок.За травой не виден он,А жильцов в нем миллион. (Муравей) Не царь, а в короне,не всадник, а со шпорами,не будильник, а всех будит. (Петух)
Домовитая хозяйка Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком-Он поделится медком. (Пчела) Летом бродит без дорогиМежду сосен и берёз,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос. (Медведь)
Длинное ухо, комочек пуха.Прыгает ловко, грызёт морковку. (Кролик) Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)
Даже по железной крышеХодит тихо, тише мыши.На охоту ночью выйдетИ как днём всё видит.Часто спит, а после снаУмывается она. (Кошка) Хитрая плутовка, рыжая головка,Хвост пушистый - краса!А зовут ее... (Лиса)
У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (Рыба) щуки и карпа
Не зверь, и не птица, Всего боится. Наловит мух – И в воду – плюх! (Лягушка)
Земноводные
По мере разгадывания вывешиваются картинки животных.
-Давайте проверим нашу работу. Всех ли мы поселили правильно?
-Ребята, животные здесь живут, а как мы назовём эту группу животных? (Дикие - домашние животные.) Прикрепить таблички.
(Слайд №18 )-Ребята, как вы думаете, какая будет у нас сегодня тема урока? («Дикие и домашние животные»)
(Слайд №19 )-Зная тему, сформулируйте цели урока. Чему мы должны сегодня научиться? Всё ли мы знаем о жизни животных? (Научиться различать диких и домашних животных, больше узнать о жизни животных; создать проект урока.)
-Для того чтобы научиться различать диких и домашних животных, мы создадим проект нашего урока. Показать.
-Чтобы работа была плодотворной, надо четко и быстро выполнять все задания, уметь формулировать свои мысли, не бояться задавать вопросы и показывать свои знания.
-И так, продолжим? (Слайд № 20)
-Каких животных мы называем дикими? Приведите примеры и докажите, что это действительно дикое животное.
При затруднении задать наводящие вопросы: Где живут? Кто их кормит? Кто строит им жильё? Кто заботится о их потомстве?
(Живут в лесах, водоемах, сами заботятся о потомстве, сами добывают еду, сами строят жильё.)
Вывод: В природе множество животных, которые живут самостоятельно. Сами добывают себе пищу, защищают себя от врагов, сами устраивают себе жилище, выводят потомство и сами ухаживают за ними. Таких животных называют дикими.
-Проверим наше предположение в учебнике на стр. 66.(1 абзац) (Слайд № 21)
-Ребята, а к какой группе мы отнесём этих животных? Почему? (Эти животные живут рядом с человеком. Человек их кормит, строит им жилища, помогает им выращивать потомство, выводит новые породы.) (Слайд № 22)
Вывод: Животные, которых люди разводят, используют в своём хозяйстве, называют… домашними.
-Проверим наше предположение в учебнике на стр. 66. (2 абзац)(Слайд №23 )
Работа в группах Самостоятельная работа учащихся.
- Пока мы с вами побеседуем, ребята выполнят следующее задание.
Задание для 2 групп из трёх человек с 1 и 3 рядов. На парте лежат таблички со свойствами каждой группы. Ребята выбирают свойства каждой группы и прикрепляют на соответствующее поле. Диких – в природу, домашних – ближе к жилью человека.
-Во все времена люди с любовью и заботой относились к четвероногим помощникам, кормилицам и друзьям. Что животным нужна помощь человека мы поняли, а вот какое значение для человека имеют животные и чем они платят людям за их любовь, ласку, внимание? (Предположения детей.) (Слайд № 24)
(Они кормят, одевают, лечат, охраняют человека, дают много полезных веществ.)
-Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом запасает корм, до наступления холодов утепляет жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши. Знаете ли вы, какие у кого детёныши?
Игра «Отгадай детёныша»
- Сейчас я буду вам называть животного, а вы по рядам хором его детёныша:
1 Свинья – поросёнок;
Корова – телёнок;
Утка – утёнок;
2 Лошадь – жеребёнок;
Овца – ягнёнок;
Кошка – котёнок;
3 Курица – цыплёнок;
Собака – щенок;
Тигр – тигрёнок.
-А сейчас…(Слайд № 25)
Физминутка. №1
Мы работали, усталиМы давно не отдыхали
Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Ручками похлопали 1,2,3Ножками потопали 1,2,3Сели, встали, сели, всталиДружно руки вверх поднялиПотянулись, повернулись, улыбнулись,Глубоко вздохнули-Вот и отдохнули.
-Молодцы! А теперь проверим работу наших товарищей. Приготовили ручки.
Если задание выполнено неверно – хлопок, исправить и доказать.
«Дикие животные»
Живут в лесах, водоемах.
Сами заботятся о себе.
Сами добывают пищу.
Сами заботятся о потомстве.
Сами строят себе жильё.
«Домашние животные»
Живут с человеком.
Человек строит им жильё.
Человек выводит новые породы.
Человек ухаживает за ними.
Человек кормит их.
Человек заботится о потомстве.
-Так на какие группы можно разделить всех животных? (Дикие и домашние.)
-Молодцы! Спасибо, садитесь.
(Слайд № 26)
-А как вы думаете, всегда ли на Земле существовали домашние животные? (Предположения детей.)
IV Как появились домашние животные – рассказ учителя.Звучит фонограммы «Звуки леса»
-Давайте перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам. (Слайд №27,28 ) Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. К их жилищу часто подходили волки. Люди стали подкармливать их. Волки становились добрее, а их детёныши привязались к человеку и остались жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. (Слайд №29) Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Громким лаем, они предупреждали об опасности. Уже одиннадцать тысяч лет человек не расстаётся со своими четвероногими друзьями! За многие столетия человек вывел немало пород собак и продолжает выводить новые. (Слайд №30 ) Люди, которые разводят, воспитывают, выращивают собак, называются – кинологи, а наука – кинология.
Если вы захотите больше узнать о собаках и разновидностях пород, где можно найти эту информацию? (В библиотеке.)
-Совершенно верно, можно сходить в библиотеку, а у кого есть дома интернет, он может воспользоваться им. А ещё у нас с вами есть волшебная книга атлас-определитель – «От земли до неба», который может нам рассказать о многих животных и не только.
Показать атлас.
(Слайд №31 )
-Все домашние животные произошли от диких. Когда первобытные люди охотились на диких животных, они приносили детёнышей в свои стойбища. Дети играли с ними, животные привыкали брать пищу из рук людей и постепенно становились ручными. (Слайд № 32). Прирученных животных держали в загонах и на волю не отпускали. Так многие дикие животные стали домашними. Зимой этих животных содержат в специальных помещениях, кормят, ухаживают за ними. Ближе к весне у многих животных рождаются детёныши.
А знаете ли вы, ребята, что предком наших коров был - дикий тур. (Слайд №33 ) Много тысяч лет назад люди стали приводить и держать в загонах молодых турят. Понятно, что с взрослым животным им было, не справится. Видите, какие рога у тура. Он очень сильный. Даже с молодыми турятами было очень трудно. Одни убегали обратно в леса, другие становились очень свирепыми. Оставляли только самых смирных. От них и пошли первые домашние коровы. (Слайд №33 ). О том, что корову можно доить и получать чудесную пищу – молоко, люди узнали намного позже. Корова и сейчас оправдывает своё старинное название – кормилица.
-Ребята, поднимите руку у кого дома есть корова.
-А как вы помогаете ухаживать за ней?
-Корова даёт молоко. А что ещё можно сделать из молока? (Масло, сливки, творог, сметана, сыр, кефир, простокваша.) (Слайд №34 )
Обратить внимание на выставку.
-Ребята, посмотрите какое разнообразие можно сделать из молока!
-Совершенно верно. Вот какая коровка-кормилица. А вы любите молоко? Пейте дети молоко - будете здоровы.
Физминутка. №2 (Слайд №35 )
-С кем же мы дальше встретимся? (Слайд №36 )-Прошло много времени с той поры, когда наш древний предок подобрал беспомощных ягнят, отставших от матери - дикой овцы. (Слайд №37 )
Выкормил их, сделал домашними. Постепенно стадо овечек росло. Овцы так привыкли к человеку, к его заботам, что без присмотра просто погибли бы от голода, холода и от злых хищников.
-Какое значение для человека имеют овцы? (Слайд № 38) Особенно ценится овечья шерсть.
-А вы знаете, что человек научился делать из овечьей шерсти? (Из неё делают валенки, ткут ковры, вяжут кофты, шапочки, изготавливают ткани.)
-Из овечьих шкур шьют тёплые шубы, тулупы, шапки и воротники. А из кожи изготавливают обувь. Вы видите, ребята, как много пользы приносит нам робкая овечка.
(Слайд №39 ) Люди всё больше и больше заботились о животных: охраняли стада от хищников, запасали корм, устраивали надёжные загоны и тёплые хлева. Так появилась животноводство – разведение животных. Шло время. Число друзей человека среди животных росло.
-А сможете ли вы назвать домашних родственников диких животных?
Игра «Найди пару» (Слайд № 40-45 )
- Кабан – Свинья - Волк – Собака - Рысь – Кошка
- Утка - Утка - Гусь - Гусь - Заяц – Кролик
-Ребята, а как вы думаете, легко ли приручить животное? (Предположения детей.)
-Один из самых древних и верных приёмов приручения – предложить пищу голодному животному. Но даже для животного пища не самое главное. Есть что-то сильнее голода и усталости, боли и смерти – есть сила, которая привязывает животное к человеку нерушимыми узами верности. Животное может отказаться от пищи и погибнуть, потеряв любимого хозяина, оно всецело предано человеку. В прекрасной книге «Маленький принц» (Показать книгу) французского писателя Антуана Сент-Экзюпери (Слайд №46) Лисёнок сказал Маленькому принцу: «…не забывай, ты всегда в ответе за тех, кого приручил.» Помните эти слова!
-Ребята, а какую роль сыграл человек в том, чтобы дикие животные стали домашними? Предположения детей.
-Подскажите, где следует поместить человека на нашем проекте? (В центре, между природой и домом.)
-А каких домашних животных вы видели сами или, может быть, они живут рядом с вами? Как вы помогаете заботиться о них? Рассказы детей.
-К миру домашних животных относятся не только звери, но и птицы, рыбы и насекомые. Как вы думаете, какие? (Слайд № 47-49)
- Закрепление.
- Вы хорошо работали на уроке. Я хочу убедиться в том, что наш урок не прошёл даром, и вы усвоили изученный материал. Проверим, всё ли вы запомнили, внимательны ли вы были на уроке?
На экране появляется слайд с названиями различных животных. Из каждой строчки дети должны выбрать лишнее животное, и сказать по какому признаку определяли.
Какое из животных лишнее. Почему? (Слайд №50)
Лиса, волк, медведь, коза.
Свинья, лось, лошадь, собака.
Котёнок, жеребёнок, щенок, корова.
-А сейчас мы поиграем с вами в игру «Молчанка». Приготовили сигнальные карточки.
Игра «Молчанка» (Слайд №51-59)
Учитель называет животных, а учащиеся, если считают названное животное диким, поднимают знак – лес, а если домашнее животное, то поднимают знак – дом.
Тигр, олень (и дикое, и домашнее, т.к. на севере люди разводят оленей и их называют оленеводами), корова, волк, курица, заяц, кошка, медведь.Подведение итогов.
-Пока мы подводим итог, ребята поработают с карточками. Задание для учащихся VII вида.
-Нужно заселить домашних и диких животных по своим домам.
-Чем отличаются домашние животные от диких животных?
-Только ли домашние животные требуют бережного отношения к себе?
-Используя наш проект, созданный сегодня на уроке, вы сможете рассказать родителям и друзьям как отличить домашних животных от диких?
-Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. И у нас с вами в классе выставка книг о животных, которые вы читали. Вы нарисовали рисунки. Обратить внимание.
-Проверим работу наших товарищей. Проверяется работа учащихся VII вида.
-Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: ХОРОМ
(Слайд №60) "Мир - прекрасен!"
Рефлексия.
-Сегодня вы все хорошо работали на уроке. Скажите себе: "Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!" - У вас на партах лежат смайлики, покажите мне с каким настроением вы уходите с урока.
(Слайд №61)
-Вот с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогут человеку.
Домашнее задание.
-А чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание. (Слайд №62) Дома вы ещё раз прочитаете в учебнике о диких и домашних животных на стр. 66-69. Узнаете ещё одну тайну из жизни животных, а на следующем уроке непременно мне расскажите.
В тетради выполните задание на стр. 26 № 3.
А может быть, кто то из вас захочет узнать больше о любимом животным и расскажет нам о нём.
-Вы все работали отлично. Молодцы! (Слайд №63)
-Следующий урок мы начнём с повторения. Я предлагаю вам, по желанию, взять рисунок, раскрасить его и вырезать. Он нам понадобится для работы на следующем уроке. Раздать детям раскраски.
Литература и информационные источники.
Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А. Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – 2 класс. М.: «Вако», 2004. – (Серия «В помощь школьному учителю»).
Муковникова О.Г. Природоведение 2 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». Программа 1-4. - Волгоград: Учитель, 2002.
Развивающие занятия в начальной школе: метод.пособие/ Л.В. Мищенкова. – М: Дрофа, 2007. – (Библиотека учителя начальной школы)
Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3: ИЗО, музыка, окружающий мир. Практ. пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008.
Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч. (автор А.А. Плешаков, 10-е изд., испр. и доп.- М.: «Просвещение», 2009 – (Школа России).Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса: В 2-х ч. (автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение» – (Школа России).От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, А.А. Румянцев, издательство «Просвещение»).
http://biblioteka-mel.ucoz.ru/lo
http://iramaks.ucoz.ru/publ/http_iramaks_ucoz_ru_publ_1/moi_razrabotki/3-1-0-12http://www.sc13.ru/modules.php?name=Content&op=showpage&pid=66www.webmechta.com
карп
МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ