Разработка урока по теме: Свойства соединений железа.


Министерство образования и науки Республики Хакасия.
Саяногорский политехнический техникум.
Методический кабинет









Разработка урока
по учебной дисциплине «химия»
по теме: Свойства соединений железа(11) и (111)
для студентов 1 курса всех специальностей.









Преподаватель:
Жихарева Людмила Васильевна


















г. Саяногорск 2014 г.

Тема урока: Свойства соединений железа(11) и (111).

Цель урока: Изучение свойств соединений железа (11) и (111).
Задачи урока:
Образовательные.
Повторить сведения о положении переходных металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строении их атомов.
Вспомнить физические и химические свойства железа, его оксидов и гидроксидов, закономерности изменения их свойств в зависимости от степени окисления металла.
Рассмотреть биологическую роль железа.
Развивающие. Продолжить формирование умения находить главное в изучаемом материале, наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать познавательный интерес к предмету, умение правильно излагать свои мысли.
Воспитательные. Воспитывать умение слушать преподавателя и своих однокурсников, умение работать в группе, быть внимательным к себе и к окружающим.

Тип урока: Комбинированный урок.
Методы обучения, используемые на уроке: беседа, поисковый метод, объяснение, лабораторная работа.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.
Продолжительность урока: 90 мин.
Оборудование и реактивы:
Штативы с пробирками, стеклянные палочки, растворы сульфата железа(11), хлорида железа(111), гидроксида натрия, красной кровяной соли, желтой кровяной соли и роданида калия, универсальная индикаторная бумага.
Дидактический материал:
Карточки с заданием: «Тест наоборот» ( 6 вариантов).
Блиц-вопросы по теме: Строение и свойства железа (34 вопросов).
Карточки с заданием (18 вариантов) для закрепления темы.

Урок включает 2 этапа:

Первый этап - подготовка к уроку. По мере изучения материала студенты постепенно рассматривают подгруппы главные и побочные периодической системы, их строение, свойства соединений. Группа студентов готовит сообщения на темы:
- краткий экскурс в историю железа.
- биологическая роль железа для организма человека.
- происхождение названий «желтая кровяная соль» и «красная кровяная соль».
Второй этап – ход урока.
- повторение пройденного материала в виде фронтальной беседы, блиц-опроса и задания « тест наоборот».(30 мин.)
- изучение нового материала с демонстрацией опытов.(35 мин.)
- закрепление материала в виде самостоятельной работы.(20 мин.)
- подведение итогов (5 мин.)

Методика проведения урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение элементов побочных подгрупп, строения их атомов, особенностей строения и свойств.
Повторение пройденного материала:
1. Ответьте па следующие вопросы:
- Каково положение переходных металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева?
- В чем особенности строения атомов переходных элементов? Привести пример.
- Как изменяется радиус атомов d- элементов в пределах одного периода? Почему?
- Почему для металлов побочных подгрупп характерны переменные степени окисления? Привести примеры молекул.
- Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов переходных металлов в зависимости от степени окисления? Привести примеры.
Заслушаем сообщение на тему: история железа, чтобы затем продолжить наш разговор о свойствах железа и его соединениях.( приложение 4)
- Какие природные соединения, содержащие железо, вам известны?
- ( двое студентов у доски выполняют задания) Расскажите о строении атома железа и обсудите возможность перехода валентных электронов. Представьте электронно-графическую схему.
- Составьте уравнения реакций для цепочки превращений. Для реакций, протекающих в растворах, составьте ионные уравнения, а в уравнениях окислительно-восстановительных реакций расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

FeС12 Fe (OH)2

·
Fe2O3 FeO Fe
FeС13 Fe (OH) 3

2. Задание « Тест наоборот» ( см. приложение 2) и блиц- вопросы. ( см. приложение 3 )
Половина группы выполняют задание « тест наоборот», остальные работают вместе с преподавателем. К доске выходит желающий ответить на вопросы. За две минуты надо ответить на максимальное количество вопросов. При ошибочном ответе или отсутствии ответа право отвечать переходит к другому студенту.
Повторение завершаем сообщением на тему: биологическая роль железа для организма человека. (приложение 5)
Изучение нового материала.
Наиболее характерные степени окисления железа в сложных веществах +2 и +3. Изучать свойства солее железа мы будем, проводя лабораторные опыты и заполняя таблицу. ( Приведена таблица после ее заполнения студентами.) (два студента работают у доски, остальные – на своих местах).
Сравнение свойств солей железа (11) и (111).

Соли Fe
( Fe SO4).
Химические свойства
Соли Fe
( Fe С13).

+
Гидролиз

+

+
Взаимодействие с растворами щелочей

+

+
Способность к окислению( восстановительные свойства)

_

+
Способность к восстановлению( окислительные свойства)

+

_
Отношение к нагреванию

_

+
Качественные реакции

+


Используя универсальную индикаторную бумагу, исследуйте характер среды водных растворов выданных вам солей железа. Составьте уравнения гидролиза.
а) Fe SO4 + 2Н2О ( FeOH)2 SO4 + Н2 SO4
Fe + Н2О ( FeOH) + Н
б) Fe С13 + Н2О ( FeOH) С12 + Н С1
Fe + Н2О ( FeOH) + Н
Каковы условия взаимодействия солей с растворами щелочей? Проведите соответствующие реакции и составьте уравнения в молекулярном и ионном видах.
Растворимые соли железа реагируют с растворами щелочей при комнатной температуре:
Fe SO4 + 2NaОН Fe(OH)2 + Na 2 SO4
Fe + 2ОН Fe(OH)2
Fe С13 + 3 NaОН Fe(OH) 3 + NaС1
Fe + 3ОН Fe(OH)3
Каково ваше мнение о восстановительных свойствах солей железа? Составьте уравнение реакции окисления сульфата железа перманганатом калия в кислой среде и расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
10 Fe SO4 + 8 Н2 SO4 + 2К Мn О4 5 Fe2 (SO4)3 + К2 SO4 + 2Мn SО4 + 8Н2О
4. Могут ли соли железа проявлять окислительные свойства? (уравнения реакции записывает преподаватель)
Fe SO4 + Zn Fe + Zn SO4
2 Fe С13 + Н2 S 2Fe С12 + S + 2НС1
Из уравнений видно, что соли железа (11) и (111) проявляют окислительными свойства.
5.Какое отношение солей к нагреванию? Приведите примеры солей железа, подвергающихся разложению при нагревании.
Соли железа FeSO4 , FeС13 не разлагаются при нагревании в лабораторных условиях, а нитраты железа(11 )и (111) термически неустойчивы:
2Fe(NO 3) 3 2 FeO + 4NO2 + O2

4Fe(NO 3) 3 2 Fe2 O3 + 12NO2 + 3 O2

6.Какие реакции называют качественными? Проведите экспериментально взаимодействие соли железа(11) с красной кровяной солью и реакцию соли железа(111) с желтой кровяной солью. Составьте уравнения реакции в молекулярном и ионном видах. Отметьте признаки проходящих реакций.
7.Каково происхождение названий « желтая кровяная соль» и «красная кровяная соль»? (приложение 6)
Закрепление материала:
Самостоятельная работа по пройденной теме. (см. приложение 1)
Подведение итогов: объявление и комментарии оценок, д\з – повторение материала по теме: металлы побочных подгрупп V111 группы.



Приложение 1.
Самостоятельная работа по теме:
Металлы побочной подгруппы V111 группы. Железо и его соединения.
Вариант-1

Для веществ с металлической кристаллической решеткой нехарактерным свойством является:
а) теплопроводность;
б) пластичность;
в) низкая температура кипения;
г) электропроводность.
2. Распределению электронов в атоме железа соответствует ряд чисел:
а) 2,8,13,3; б) 2,8,6,10;
в) 2,8,16; г) 2,8,14,2.
Напишите электронную формулу атома железа.
Укажите число неспаренных электронов в нормальном состоянии атома железа:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома железа.
Степень окисления железа в ионе (FeO4)
Раствор красной кровяной соли является реактивом для обнаружения:
а) Fe; б) Fe; в) Fe; г) Fe3O4.
Напишите уравнение реакции.
Вариант- 11

Для веществ с металлической кристаллической решеткой нехарактерным свойством является:
а) теплопроводность;
б) пластичность;
в) низкая температура кипения;
г) электропроводность.
2. Распределению электронов в атоме кобальта соответствует ряд чисел:
а) 2,8,13,3; б) 2,8,15,2;
в) 2,8,16; г) 2,8,6,10.
Напишите электронную формулу атома кобальта.
3.Укажите число неспаренных электронов в нормальном состоянии атома железа:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома железа.
4.Степень окисления железа в ионе (FeОН).
5.Раствор красной кровяной соли является реактивом для обнаружения:
а) Fe; б) Fe; в) Fe; г) Fe3O4.
Напишите уравнение реакции.

Вариант- 2

1Для веществ с металлической кристаллической решеткой нехарактерным свойством является:
а) теплопроводность;
б) пластичность;
в) хрупкость;
г) электропроводность.
2. Распределению электронов в атоме кобальта соответствует ряд чисел:
а) 2,8,13,3; б) 2,8,15,2;
в) 2,8,16; г) 2,8,6,10.
Напишите электронную формулу атома кобальта.
Укажите число неспаренных электронов в нормальном состоянии атома кобальта:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома кобальта.
Степень окисления железа в ионе (FeОН).
Раствор желтой кровяной соли является реактивом для обнаружения:
а) Fe; б) Fе; в) Fe; г) Fe3O4.
Напишите уравнение реакции.
Вариант- 12

1Для веществ с металлической кристаллической решеткой нехарактерным свойством является:
а) теплопроводность;
б) пластичность;
в) хрупкость;
г) электропроводность.
2. Распределению электронов в атоме кобальта соответствует ряд чисел:
а) 2,8,13,3; б) 2,8,15,2;
в) 2,8,16; г) 2,8,6,10.
Напишите электронную формулу атома кобальта.
3. Укажите число неспаренных электронов в нормальном состоянии атома никеля:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома никеля.
4.Степень окисления железа в ионе (FeОН).
5.В реакции оксида железа(11) с углеродом окислителем является
а) углерод; б) Fe; в) Fe с зарядом +2; г) O с зарядом -2 .
Напишите уравнение реакции.

Вариант- 3

1Для веществ с металлической кристаллической решеткой нехарактерным свойством является:
а) теплопроводность;
б) пластичность;
в) хрупкость;
г) электропроводность.
2. Распределению электронов в атоме никеля соответствует ряд чисел:
а) 2,8,13,3; б) 2,8,15,2;
в) 2,8,16, 2. г) 2,8,6,10.
Напишите электронную формулу атома никеля.
3. Укажите число неспаренных электронов в нормальном состоянии атома никеля:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома никеля.
Степень окисления железа в ионе (FeОН).
В реакции оксида железа(11) с углеродом окислителем является
а) углерод; б) Fe; в) Fe с зарядом +2; г) O с зарядом -2 .
Напишите уравнение реакции.


Вариант- 13

1. К магнитным веществам относится:
а) цинк;
б) медь;
в) железо;
г) натрий.
2. Распределению электронов в атоме никеля соответствует ряд чисел:
а) 2,8,13,3; б) 2,8,15,2;
в) 2,8,16, 2. г) 2,8,6,10.
Напишите электронную формулу атома никеля.
3. Общее число полностью заполненных энергетических уровней в атоме,
содержащем 27 электронов, равно:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома .
Степень окисления железа в ионе (FeОН).
5. При окислении гидроксида железа ( 11 ) во влажном воздухе образуется :
а) гидроксид железа(111); б) Fe ; в) оксид железа (11); г) оксид железа(111) . Напишите уравнение реакции.

Вариант- 4

1. К магнитным веществам относится:
а) цинк;
б) медь;
в) железо;
г) натрий.
2. Атом имеет электронную конфигурацию нормального состояния.3d 4s.
Число протонов в ядре этого атома равно:
а) 26; б) 27;
в) 24 г) 25.
Напишите электронную формулу этого атома .
3. Общее число полностью заполненных энергетических уровней в атоме,
содержащем 27 электронов, равно:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома .
Степень окисления железа в молекуле (FeОН)С1.
5. При окислении гидроксида железа ( 11 ) во влажном воздухе образуется :
а) гидроксид железа(111); б) Fe ; в) оксид железа (11); г) оксид железа(111) . Напишите уравнение реакции.

Вариант- 14

1. Самым распространенным металлом из перечисленных в земной коре являются::
а) цинк;
б) титан;
в) железо;
г) натрий.
2. Атом имеет электронную конфигурацию нормального состояния.3d 4s.
Число протонов в ядре этого атома равно:
а) 26; б) 27;
в) 24 г) 25.
Напишите электронную формулу этого атома .
3. Общее число полностью заполненных энергетических уровней в атоме,
содержащем 27 электронов, равно:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома .
Степень окисления никеля в молекуле (NiОН)С1.
5. При окислении гидроксида железа ( 11 ) во влажном воздухе образуется :
а) гидроксид железа(111); б) Fe ; в) оксид железа (11); г) оксид железа(111) . Напишите уравнение реакции.

Вариант- 5

1. Самым распространенным металлом из перечисленных в земной коре являются::
а) цинк;
б) титан;
в) железо;
г) натрий.
2. Атом имеет электронную конфигурацию нормального состояния.3d 4s.
Число протонов в ядре этого атома равно:
а) 26; б) 28;
в) 24 г) 25.
Напишите электронную формулу этого атома .
3. Общее число полностью заполненных энергетических уровней в атоме,
содержащем 28 электронов, равно:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома .
Степень окисления никеля в молекуле (NiОН)С1.
5. Какой из металлов способен вытеснять водород из воды при температуре
( 700- 900 С) :
а) медь ; б) Fe ; в) натрий; г) серебро .
Напишите уравнение реакции.

Вариант- 15

1. Самым распространенным металлом из перечисленных в земной коре являются::
а) олово;
б) титан;
в) железо;
г) натрий.
2. Атом имеет электронную конфигурацию нормального состояния.3d 4s.
Число протонов в ядре этого атома равно:
а) 26; б) 28;
в) 24 г) 25.
Напишите электронную формулу этого атома .
3. На четвертом энергетическом уровне общее число энергетических подуровней в атоме железа равно::
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома железа .
4.Степень окисления никеля в молекуле (NiОН)С1.
5. В результате взаимодействия железа с хлором образуется::
а) FeС12. ; б) FeС1 ; в) FeС13; г) FeС14 .
Напишите уравнение реакции.
Вариант- 6

1. Самым распространенным металлом из перечисленных в земной коре являются::
а) олово;
б) титан;
в) железо;
г) калий.
2. Количество d-электронов, находящихся в наружном электронном слое атома элемента с порядковым номером 26:
а) 6; б) 8;
в) 2 г) 5.
Напишите электронную формулу этого атома .
3. На четвертом энергетическом уровне общее число энергетических подуровней в атоме железа равно:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома железа .
Степень окисления железа в молекуле) Fe(СrO)2.
5. В результате взаимодействия железа с хлором образуется::
а) FeС12.; б) FeС1 ; в) FeС13; г) FeС14 .
Напишите уравнение реакции.
.
Вариант- 16

1. Выберите важнейшее природное соединение железа:::
а) пиролюзит;
б) магнетит;
в) шпат;
г) кальцит.
2. Количество d-электронов, находящихся в наружном электронном слое атома элемента с порядковым номером 26:
а) 6; б) 8;
в) 2 г) 5.
Напишите электронную формулу этого атома .
3. На четвертом энергетическом уровне общее число энергетических подуровней в атоме кобальта равно::
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома кобальта .
Степень окисления железа в молекуле Fe(СrO)2.
5. Железо может взаимодействовать с:
а) FeС12 ; б) (к) H2SO4 ; в) (к)H NO3; г) HCI
. Напишите уравнение реакции.
.
Вариант- 7

1. Выберите важнейшее природное соединение железа:
а) пиролюзит;
б) магнетит;
в) шпат;
г) кальцит.
2. Количество d-электронов, находящихся в наружном электронном слое атома элемента с порядковым номером 27:
а) 6; б) 8;
в) 7 г) 5.
Напишите электронную формулу этого атома .
3. На четвертом энергетическом уровне общее число энергетических подуровней в атоме кобальта равно:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома кобальта .
Степень окисления железа и марганца в молекуле) Fe(МnO4 )2.
5. Железо может взаимодействовать с:
а) FeС12 ; б) (к) H2SO4 ; в) (к)H NO3; г) HCI
. Напишите уравнение реакции.
.
Вариант- 17

1. Выберите важнейшее природное соединение железа:::
а) пиролюзит;
б) пирит;
в) шпат;
г) кальцит.
2. Количество d-электронов, находящихся в наружном электронном слое атома элемента с порядковым номером 28:
а) 6; б) 8;
в) 7 г) 5.
Напишите электронную формулу этого атома .
3. На четвертом энергетическом уровне общее число энергетических подуровней в атоме никеля равно::
а) 2; б) 3; в) 4; г) 1.
Составьте электроно-графическую формулу атома никеля.
Степень окисления железа в молекуле Ва FeO4 .
5. Гидроксид железа (111) может взаимодействовать с:
а) FeС12; б) FeSO4 ; в) H NO3; г) CI2
. Напишите уравнение реакции.

Вариант- 8

1. К металлам не относится последовательность элементов:
а) Са, Сd , Zn;
б) Fe, Ni ,Co;
в) S , As, Te ;
г) W, Bi, Os.
2. В атоме железа 26 протонов и 26 электронов. В ионе Fe с зарядом +2:
а) 26 протонов и 24 электрона; б) 26 протонов и 28 электронов;
в) 27 протонов и 26 электронов; г) 24 протона и 26 электронов. Напишите электронную формулу этого атома .
3. На внешнем энергетическом уровне в нормальном состоянии четыре d- орбитали с неспаренными электронами имеет атом:
а) Ni; б) Fe; в) Ва ; г) Со
Составьте электроно-графическую формулу атома.
Степень окисления железа в молекуле Мg FeO4 .
5. Гидроксид железа (11) может взаимодействовать с:
а) FeС12; б) FeSO4 ; в) H NO3; г) CI2
. Напишите уравнение реакции

Вариант- 18

1. К тяжелым металлам относится:
а) Са, Rb , Ti;
б) Fe, Ni ,Co;
в) S , As, Te;
г) К, Са, Сs.
2. В атоме железа 26 протонов и 26 электронов. В ионе Fe с зарядом +2:
а) 26 протонов и 24 электрона; б) 26 протонов и 28 электронов;
в) 27 протонов и 26 электронов; г) 24 протона и 26 электронов. Напишите электронную формулу этого атома .
3. На внешнем энергетическом уровне в нормальном состоянии две d- орбитали с неспаренными электронами имеет атом:
а) Ni; б) Fe; в) Ва ; г) Со
Составьте электроно-графическую формулу атома .
Степень окисления железа в молекуле Мg FeO4 .
5. Гидроксид железа (11) может взаимодействовать с:
а) FeС12; б) FeSO4 ; в) H С1 г) CI2
. Напишите уравнение реакции

Вариант- 9

1. К тяжелым металлам относится:
а) Са, Rb , Ti;
б) Fe, Ni ,Co;
в) S , As, Te;
г) К, Са, Сs.
2. В атоме никеля 28 протонов и 28 электронов. В ионе Ni с зарядом +2 :
а) 26 протонов и 24 электрона; б) 26 протонов и 28 электронов;
в) 28 протонов и 26 электронов; г) 24 протона и 26 электронов. Напишите электронную формулу этого атома .
3. На внешнем энергетическом уровне в нормальном состоянии две d- орбитали с неспаренными электронами имеет атом:
а) Ni; б) Fe; в) Ва ; г) Со
Составьте электроно-графическую формулу атома.
Степень окисления железа в молекуле К 3Fe(CN) 6
(а)
В схеме превращения FeС13 Fe (OH) 3 веществом (а) является:
а) FeС12; б) FeSO4; в) H С1 г) КОН.
. Напишите уравнение реакции
.
Вариант- 10

1. К тяжелым металлам относится:
а) Са, Rb , Ti;
б) Fe, Ni ,Co;
в) S , As, Te;
г) К, Са, Сs.
2. В атоме кобальта 27 протонов и 27 электронов. В ионе Со с зарядом +2 :
а) 26 протонов и 24 электрона; б) 27 протонов и 25 электронов;
в) 28 протонов и 26 электронов; г) 24 протона и 26 электронов. Напишите электронную формулу этого атома .
3. На внешнем энергетическом уровне в нормальном состоянии три d- орбитали с неспаренными электронами имеет атом:
а) Ni; б) Fe; в) Ва ; г) Со
Составьте электроно-графическую формулу атома.
Степень окисления железа в молекуле К 4Fe(CN) 6
(а)
В схеме превращения FeС12 Fe (OH) 2 веществом (а) является:
а) FeС12; б) FeSO4; в) H С1 г) КОН.
. Напишите уравнение реакции



Приложение 2.
Тест по теме: Строение и свойства железа.
Вариант-1
Пользуясь предлагаемыми вариантами ответов, составьте вопросы так, чтобы правильным был только один вариант ответа.
( Вопрос по числу элементарных частиц в атоме железа.)
а) 30; б) 10; в) 15; г) 16.
2. ( Вопрос на соответствие химической формулы названию вещества.)
а) Fe(NO3) 3 ; б) Fe SO4 ; в) Fe (OH)2 ; г).Fe3O4.
3. ( Вопрос о степени окисления железа.)
а) +3; б) +2; в) +6; г) +7.
4. ( Особенность реакции железа с кислотой)
а)(к) H2SO4; б) H3PO4 в) H2CO3 г)HCl

Вариант-2
Пользуясь предлагаемыми вариантами ответов, составьте вопросы так, чтобы правильным был только один вариант ответа.
1. ( Вопрос по числу элементарных частиц в атоме железа.)
а) 6; б) 10; в) 15; г) 26.
2. ( Вопрос на соответствие химической формулы названию вещества.)
а) Fe(NO3) 3; б) Fe SO4 7H2O ; в) Fe (OH)2 ; г).Fe3O4.
3. ( Вопрос о степени окисления железа.)
а) +3; б) +2; в) +6; г) +7.
4. ( Особенность реакции железа с кислотой)
а) (к)H NO3; б) H3PO4 в) H2CO3 г)HCI


Вариант-3
Пользуясь предлагаемыми вариантами ответов, составьте вопросы так, чтобы правильным был только один вариант ответа.
1.( Вопрос по числу элементарных частиц в атоме железа.)
а) 6; б) 10; в) 15; г) 26.
2. ( Вопрос на соответствие химической формулы названию вещества.)
а) Fe(NO3) 3 ; б) Fe SO4 ; в) Fe (OH)2 ; г).Fe S2 ;
3. ( Вопрос о степени окисления железа.)
а) +3; б) +2; в) +6; г) +7.
4. ( Особенность реакции железа с кислотой)
а) (разб.)H NO3; б) H3PO4 в) H2CO3 г)HCI




Вариант-4
Пользуясь предлагаемыми вариантами ответов, составьте вопросы так, чтобы правильным был только один вариант ответа.
1.( Вопрос по числу элементарных частиц в атоме железа.)
а) 6; б) 10; в) 15; г) 26.
2. ( Вопрос на соответствие химической формулы названию вещества.)
а) Fe(NO3) 3 ; б) Fe SO4 ; в) Fe (OH)2 ; г).Fe S2 ;
3. ( Вопрос о степени окисления железа.)
а) +3; б) +2; в) +6; г) +7.
4. ( Особенность реакции железа с кислотой)
а) (разб.)H NO3; б) H3PO4 в) H2CO3 г)HCI


Вариант-5
Пользуясь предлагаемыми вариантами ответов, составьте вопросы так, чтобы правильным был только один вариант ответа.
1. ( Вопрос по числу элементарных частиц вокруг ядра атома железа.)
а) 6; б) 10; в) 15; г) 26.
2. ( Вопрос на соответствие химической формулы названию вещества.)
а) Fe(NO3) 3 ; б) Fe OHCI ; в) Fe (OH)2 ; г).К 3Fe(CN) 6
3. ( Вопрос о степени окисления железа.)
а) +3; б) +2; в) +6; г) +7.
4. ( Особенность реакции железа с кислотой)
а) (разб.)HNO3; б) H3PO4 в) H2 S г)HCI


Вариант-6
Пользуясь предлагаемыми вариантами ответов, составьте вопросы так, чтобы правильным был только один вариант ответа.
1. ( Вопрос по числу элементарных частиц на внешнем уровне атома железа.)
а) 2; б) 10; в) 15; г) 26.
2. ( Вопрос на соответствие химической формулы названию вещества.)
а) Fe(NO3) 3 ; б) FeOHCI ; в) Fe (OH)2 ; г).К 3Fe(CN) 6
3. ( Вопрос о степени окисления железа.)
а) +3; б) +2; в) +6; г) +7.
4. ( Особенность реакции железа с кислотами)
а) выделяется водород; б) выделяется азот; в) выделяется NO ; г)выделяется NH3.















Приложение 3.

Блиц – вопросы по теме: Строение и свойства железа.

Число электронов на внешнем уровне в атоме железа.( 2)
Число d – электронов в атоме в нормальном состоянии( 6 )..
Число энергетических уровней у атома элемента № 26( 4 )
Количество протонов в изотопе железа с относительной атомной массой 57 ( 26 )
Общее число электронов в ионе Fe с зарядом +2..( 24 )
Степень окисления железа в феррате калия ( +6 )
Число изотопов железа ( 4 )
Какие элементы входят в триаду железа? ( железо, никель, кобальт )
Тип кристаллической решетки у
·-железа.. ( оцк)
Место железа по распространенности в природе среди металлов( второе после А1)
При горении железа в чистом кислороде образуется .( железная окалина)
Какую кислоту можно хранить в железной таре(к) .)H NO3;
Продукт взаимодействия железа с молекулярным хлором( хлорид железа ( 111)
Продукт взаимодействия железа с раствором соляной кислоты ..
( хлорид железа(11))
Количество нейтронов в изотопе железа с относительной атомной массой 57 ( 31 )
Свойства оксида железа ( 11 ) .( основные )
Общее число валентных электронов в атоме железа( 8 )
Агрегатное состояние оксида железа (111)( твердое)
Какие свойства оксида железа (111) доказывают его взаимодействие с расплавом гидроксида натрия?...............( кислотные)
Общее число всех орбиталей в атоме железа( 29)..
Формула железистой кислоты. (H FeO2)
Степени окисления в магнетите..( +2 и +3 )
Общее число электронов в ионе Fe с зарядом +3.( 23 )
Как изменяются свойства оксидов с возрастанием степени окисления железа?
( от основных к кислотным)
Степень окисления железа в пирите.( + 2)
Общее число электронов в атоме Fe..( 26 )
Степень окисления железа в FeС13.+3
Белок, содержащий железо и участвующий в газообмене в животном организме,..
( гемоглобин)
23. Заболевание, вызываемое недостатком железа в крови человека,.( анемия)















Приложение 4.
Сообщение на тему: Краткий экскурс в историю железа.
Железо можно назвать главным металлом нашего времени. В таблице Д.И.Менделеева трудно найти другой металл, с которым была бы так неразрывно связана история цивилизации. В древности у некоторых народов железо ценилось дороже золота. Лишь представители знати могли украшать себя изделиями из железа, причем нередко в золотой оправе. В Древнем Риме из железа изготавливали даже обручальные кольца.
Слово «железо» произошло от санскритского слова «джальджа», что означает «металл»,»руда».Так полагают некоторые ученые. Другие считают, что в основе русского названия элемента лежит санскритский корень «жель», означающий»блестеть», «пылать». Первое железо, попавшее в руки человека, было, вероятно, неземного происхождения. Это метеоритное железо. С ним, видимо, и познакомились наши предки, когда на смену «бронзовому веку» пришел»век железный».Правда метеоритное железо не поддается ковке при обычных условиях. Его следует обрабатывать в холодном виде. Согласно легенде, оружейники, которые не знали этого секрета и не сумели отковать из небесного камня меч для бухарского эмира, были безжалостно казнены. Самый крупный метеорит найден в 1920 г. в юго-западной части Африки. Это метеорит «Гоба».Он весит около 60 т. Сегодня железо получают из различных природных соединений.

Приложение 5.
Сообщение на тему: Биологическая роль железа для организма человека.
Содержание железа в организме человека составляет 0,01%. Физиологическая роль железа обусловлена его способностью образовывать различные комплексные соединения с молекулярным кислородом, серой, азотом. Железосодержащие белки выполняют различные жизненно важные функции: гемоглобин транспортирует кислород от легких к тканям всех органов, миоглобин запасает его в мышцах в связанном виде. Гемоглобин – это продукт присоединения гема к особому белку – глобину. Гем – это плоский цикл комплексного соединения протопорфирина с ионом железа (+2). Ион железа окружен четырьмя атомами азота пиррольных ядер порфирина. Пятое место к его координационной сфере занято аминокислотой, которая связывает весь комплекс с белком. Шестое место свободно – это реакционное пространство комплекса, та, зона, в которой происходят реакции. Вот в эту зону и попадает кислород. Соединение гемоглобина и кислорода называется оксигемоглобином. Оно непрочно. При повышенном давлении кислорода(в альвеолах легких) оксигемоглобин образуется, а там, где давление ниже(в дышащей клетке), распадается, освобождая кислород. Впервые железо в крови человека было обнаружено в 19 веке. Это открытие стало настоящей сенсацией. Известен печальный факт, когда влюбленный студент-химик решил подарить избраннице своего сердца кольцо, сделанное из железа собственной крови. Периодически выпуская кровь, юноша получал соединение, из которого затем химическим путем выделял железо. Бедняга погиб от малокровия, так и не собрав железа, нужного для изготовления кольца. Почему? Дело в том, что содержание железа в крови человека составляет около 4 -7 г. т.е. весьма мало.
Какие продукты необходимо включать в рацион, чтобы восполнять недостаток железа? Из овощей- свеклу, из фруктов и ягод- яблоки и землянику, из зерновых и масличных культур – гречку и подсолнечник, горький шоколад.




Приложение 6.
Сообщение на тему: Происхождение названий «желтая кровяная соль» и « красная кровяная соль»

Сообщение о синтезе желтой кровяной соли было опубликовано в одном из научных журналов английским врачом Джоном Вудвортом в 1725 г. Ученый сообщал, что это соединение было известно задолго до него химикам – ремесленникам, которые получали соль из отходов, скапливающихся на бойнях ( кровь, шкуры животных), нагревая их с поташом и металлическим железом. Для выделения желтой кровяной соли реакционную смесь обрабатывали водой и путем кристаллизации выделяли из раствора кристаллогидрат состава К 4Fe(CN) 6 Н2О, который имел желтый цвет. Способ получения и цвет кристаллов определили название соли.
Красная кровяная соль впервые была получена в 1822 г. немецким химиком – аналитиком Леопольдом Гмелиным. Он синтезировал эту соль из желтой кровяной соли путем окисления сильным окислителем. Красная кровяная соль представляет собой темно – красные кристаллы, которые при растворении в воде образуют желтоватый раствор. Комплексный ион этой соли менее устойчив, чем у желтой кровяной соли, и распадается с выделением ионов СN . По этой причине красная кровяная соль представляет собой сильное ядовитое вещество.