Конспект урока по ТРКМ «Решение задач на чугун»


Урок по химии : Решение расчетных задач на тему «Чугун и сталь».
Цель урока: ученики научатся применять прием «Лист решения проблем» при решении комбинированных задач.
Задачи урока:
Образовательная – обобщение знаний о чугуне и стали; применение навыков и умений работать с формулами нахождения «массовой доли выхода продукта реакции», «массовой доли чистого вещества».
Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии.
Воспитывающая – воспитание колаборативной среды, положительной мотивации учения.
Тип урока – применение знаний по теме.
Оборудование: ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
Эпиграф урока.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Л.Н.ТолстойУчитель приветствует учеников при входе в класс. Раздает жетоны с номерами от 1 до 4. Ученики объединяются в группы с одинаковыми номерами. На столах лежит раздаточный материал, полватмана – «мини доска», стикеры разных цветов, маркеры, простые карандаши. Ученики получают листы успешности , в которых будут оценивать себя. Назначаются 2 наблюдателя, которые будут наблюдать за работой учеников в группах.
1 стадия – вызов.
1 задание – индивидуально выполните тест по теме «Чугун и сталь».
Приложение 1.
Тест.
1.Чугун – сплав железа са) медью (40%); б) углеродом (от 0,3-1,7%); в) углеродом (2-4%); г) магнием (6%); д) кислородом (30%).
2.Чугун
а) хрупок; б) хрупок, не поддается ковке и прокатке; в) не поддается прокатке; г) не поддается ковке; д) пластичный.
3.Рудами называются
а) металлы средней активности; б)сульфаты; в)полезные ископаемые; г)минералы, пригодные для промышленного получения металлов; д)соли, пригодные для получения железа.
4.Пирометаллургия – это
а) восстановление металлов электрическим током; б) восстановление металлов из растворов солей;
в) восстановление металлов более активным металлом; г) восстановление металлов при высоких температурах; д) лабораторный способ получения металлов.
5. Составил металлогеническую карту полезных ископаемых Казахстана
а) Бектуров А.Б.; б) Сатпаев К.И.; в) Бекетов Н.Н..; г) Каблуков И.А. ; д) Азербаев Е.Н.
Самопроверка. Простыми карандашами отметите правильные ответы.
Правильные ответы показаны на слайде.
2 задание – прием ЗУХ.
Заполните колонки « знаю», обсудите в паре, обсудите в группе.
2 стадия – осмысление.
3 задание –
Задание: соберите формулы для расчета массовой доли выхода продукта реакции, массовой доли чистого компонента руды и массы чистого компонента руды.
W (примеси), η (%), m (практ.), m (руды), m (теор.), m (примеси), m (компонента руды),W(компон.руды),100%, Mr, Ar, n.
Работа в группе. Каждая группа делает презентацию своей работы, проверка полноты выполнения . Правильный ответ на слайде.
4 задание – заполните колонку «хочу узнать», обсуждение .Какова цель урока?
(предполагаемый ответ: как применить формулы для расчетов к теме «Чугун и сталь»).
На слайде тема урока : Решение расчетных задач по теме «Чугун и сталь».
Решать задачи мы будем, применяя прием «Лист решения проблем».
Задача 1.
Рассчитайте массу чугуна, содержащего93% железа, полученного из 2 т руды, содержащей 86% красного железняка, если выход чугуна составляет 72% от теоретически возможного.
Прием «Лист решения проблем».
Проблема Что есть для решения Чего не хватает Решение
Работа в группе. Ученики анализируют условие задачи, выявляют проблему, находят, что есть для решения проблемы, чего не хватает, предлагают пути решения проблемы. Оформляют решение задачи в тетрадях. Каждая группа отчитывается о выполнение работы.
Проверка правильности выполнения по слайду.
Физминутка. Разминка для глаз.
Задача 2.
Определите массовую долю углерода в чугуне, если при сжигании его образца массой 40г в токе кислорода образуется СО2 массой 4,4г.
Ответ:3%
Работа в группе, отчет, проверка.
3 стадия – рефлексия.
Возврат к приему «ЗУХ».Ответь те на вопросы: Что узнал? Чему научился?
Заслушаем наблюдателей, которые выявили лидеров и дают анализ работы каждого ученика.
Оценивание: ученики сдадут листы успешности.
Домашнее задание: составить задачу на примеси и решить, применяя прием «Лист решения проблем».