Музыкальная гостиная (открытое мероприятие)


Внеклассное мероприятие: «Слушаем военные марши» (открытое мероприятие)
Дата проведения: 12. 02. 2015г.
Форма мероприятия: музыкальная гостиная
Аудитория: 6 класс (12-13 лет)
Место проведения: учебный класс
Оборудование: компьютер, интерактивная доска StarBoard, презентация «Слушаем военные марши», коллаж «Из истории русской военной музыки», электроорган
Технология: проектная деятельность
Цель мероприятия: способствовать развитию образного мышления детей
Задачи мероприятия:
развитие восприятия художественного образа музыкального произведения
познакомить кадет с историей известных военных маршей
формировать интерес к познанию и пониманию художественных произведений разных видов искусства: музыки и литературы
способствовать формированию музыкального вкуса
Методы:
словесный (рассказ)
наглядный (показ слайдов)
наглядно-слуховой (прослушивание музыкальных произведений)
Межпредметные связи: 1. Музыка – знакомство с одним из жанров музыки (военный марш). 2. Литература – тексты маршей. 3. История – становление русской военной музыки, история создания маршей. 4. Информатика – создание презентации PowerPoint.
Технологическая карта мероприятия:
Этап мероприятия Время,
мин Деятельность воспитателя Деятельность кадет
Формирование компетенций
Предварительный этап: отбор литературы и её изучение, подбор вспомогательных материалов (фотографий, репродукций), написание сценария, распределение ролей среди кадет. Репетиции, индивидуальные репетиции; Информационная компетенция: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее сохранение и передача
Организационный 4 Озвучивает эпиграф к мероприятию, приветствует участников гостиной Кадет инициативной группы начинает работу с презентацией PowerPointЦенностно - смысловая компетенция: целеполагание.
Коммуникативные: умение общаться и слушать других
Основной 40 Рассказывает об истории возникновения русской военной музыки
Объявляет начало игры и ведёт «Угадай марш!»
Предлагает исполнить «Флагманский марш»
Музыкальное сопровождение Кадеты инициативной группы рассказывают историю знаменитых русских маршей разных лет – от петровских времён до наших дней
Участвуют в игре
Исполняют песню А. Розенбаума «Флагманский марш» Учебно-познавательная: сфера искусства (музыка)
Общекультурная: особенности национальной и общечеловеческой культуры.
Компетенция личного самосовершенствования: освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития
Рефлексия 6 Воспитатель подводит итоги музыкальной гостиной, благодарит участников и гостей. Высказывают свои пожелания о дальнейших мероприятиях такого рода в классе Коммуникативная компетенция: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Ход мероприятия
325183526733500
Воспитатель: Эй, музыканты, где ваши ноты?
Ждет вас сегодня много работы…
Вспомним былые славные битвы,
Марш заиграйте, старый забытый!
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной. По этим строчкам, вы догадались, что мы будем говорить с вами о таком жанре музыки, как марш. Что же это за жанр? Послушаем его определение.
Воспитатель: Марш — (итал. marcia, фр. marche, от marcher — идти) — род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войск или спортсменов. В зависимости от предназначения и условий использования марши бывают:
1.Военно-строевой.
2.Торжественный.
3.Траурный.
4.Спортивный.
5.Сказочный.
Воспитатель:
Наша гостиная посвящена военным маршам. Особенности военных маршей:
Размер 4/4
Марш-песня
Четкость ритма
367855514859000Умеренный темп
Исполнение духовым оркестром.
Начало работы с презентацией.
Слайды:1-2 (рассказ о становлении русской военной музыки)
Слайд 3: Звучит «Преображенский марш»
Кадет кратко рассказывает историю появления марша
Слайды 5-6: Звучит марш лейб-гвардии Уланского полка
Воспитатель: рассказывает историю создания марша лейб-гвардии Уланского полка
Слайды 7-8: звучит песня «Солдатушки, браво, ребятушки!»
(рассказ о солдатских песнях)
Воспитатель: А сейчас мы послушаем один известный и очень знакомый марш (звучит песня «Варяг»). Узнали?!
0190500А кто нам расскажет об истории создания этого замечательного марша?
(кадет рассказывает об истории создания марша)
Под впечатлением подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенд». В апреле 1904 года Н. К. Мельников и Е. М. Студенская опубликовали переводы этого стихотворения. Причём у каждого из них был свой вариант. Перевод Е. Студенской русским обществом был признан более удачным. И вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка А. С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».
Звучит марш «Прощание славянки»
342836524955500Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется этот марш, часто исполняемый на праздновании дней Воинской славы России?
(ответы кадет)
Кто-нибудь знает историю создания этого марша?
Кадет рассказывает об истории создания марша
Автор, композитор В. Агапкин взял за основу старую, сохранившуюся в солдатской среде народную песню времен русско-японской войны 1904-1905 годов и обработал ее. Официально она была запрещена. Благодаря легко запоминающемуся напеву она быстро распространилась. Марш состоял из двух частей, мелодической первоосновой которых послужили запев и припев песни времен Русско-японской войны. Свои нотные наброски Агапкин решил отвезти в Симферополь: там жил и работал известный музыкальных кругах в то время композитор и нотоиздатель, военный капельмейстер Литовского 51-го пехотного полка Яков Богорад. Он бесплатно помог записать клавир и оркестровал марш. Вместе они сочинили трио и придумали и название маршу — “Прощание славянки”. Вскоре Богорад напечатал в симферопольской типографии сотню экземпляров нот. На обложке этого первого издания изображено: молодая женщина прощается с воином, вдали видны Балканские горы, отряд солдат. И надпись: “Прощание славянки” — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина”. Впервые публично новый марш был исполнен осенью 1912 года в Тамбове на строевом смотре 7-го западного кавалерийского полка, в котором служил автор.
Воспитатель: Ребята, этот год юбилейный. Совсем скоро мы будем отмечать великую дату – 70-летие Победы советского народа в ВОВ. И, конечно, мы обязательно вспомним замечательные марши времён войны.
(звучит песня «Священная война»)
Кто нам может рассказать историю создания этого марша?
337756513081000(ответы кадет)
Кадет рассказывает об истории создания песни «Священная война»
(звучит песня «Священная война»)
Сорок первый год разделил жизнь страны и народа на две эпохи. «До войны» — говорили люди о том, что было до 22-го июня.
И в первый же день боев с фашистами Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война», которое 24 июня было опубликовано одновременно в двух газетах — «Известиях» и «Красной Звезде». Композитор Александр Васильевич Александров, создатель и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии, прочел эти стихи. Утром он пришел на репетицию и написал па грифельной доске слова и мелодию сочиненной им песни...
И она отправилась воевать. Ее увезли на фронт три бригады Ансамбля, выехавшие обслуживать части действующей армии. А группа Ансамбля, оставшаяся пока в Москве, выступила прямо на перроне Белорусского вокзала перед призывниками.
С песней «Священная война» шли колонны советских солдат по фронтовым дорогам на запад, эту песню пели шепотом в партизанских землянках, на торжественных парадах и в короткие интервалы между боями.
Воспитатель: Закончилась война, Мы победили вместе с миром в наши города и сёла пришли новые песни, новые марши. И самым известным, самым главным победным маршем является этот.
-176530-3429000Звучит песня «День Победы»
Воспитатель: Песню «День Победы» любят все — и стар и млад.
Кадет рассказывает о создании песни на фоне кинохроники:
Автор ее стихов Владимир Гаврилович Харитонов (1920—1981) из когорты тех советских поэтов, «кому пришлось сразу же после получения аттестата зрелости cдавать труднейший, опаленный огнем и омытый кровью экзамен на гражданскую зрелость, на солдатское мужество», как говорится в одной из статей о нем и его творчестве.
Стихи сложились, и поэт отдал их молодому композитору Давиду Федоровичу Тухманову. «Получил от Владимира Гавриловича стихи, — вспоминает композитор, — и мне сразу же захотелось сделать эту песню в жанре старинного русского марша, ибо такую именно музыку разносили духовые оркестры, когда в сорок первом провожали на вокзальных перронах бойцов, а потом, в сорок пятом, — встречали их, вернувшихся с войны… Наверное, по всей стране звучали тогда старинные марши, вальсы…
(Участники музыкальной гостиной исполняют песню «День Победы».)
40417758064500Воспитатель: Дорогие друзья! Мы много готовились к этой гостиной, слушали песни, изучали историю их создания, узнали, что марши бывают разные. А давайте узнаем, кто лучше всех знает марши. Давайте, поиграем! (интерактивная игра «Угадай марш!»)

Воспитатель:
24079202794000Закрывая нашу музыкальную гостиную, предлагаю исполнить всем вместе наш любимый «Флагманский марш.» (участники гостиной и гости исполняют песню)
Всем спасибо за работу! До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!!!
Фотоотчёт