Методическая разработка урока «Слияние стилей в творчестве Дж. Гершвина. Рапсодия в стиле блюз» (7 класс)
Методическая разработка
нетрадиционного урока «Слияние стилей в творчестве Дж. Гершвина. Рапсодия в стиле блюз»
Данный урок музыки для учащихся 7-го класса разработан на основе программы «Музыка» (авт. Е.Д.Критская), раздел «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Выбранная форма урока – урок-суд (урок-игра) с элементами театрализации, позволила создать условия, необходимые для творческой работы.
План – конспект урока
Тема: «Слияние стилей в творчестве Дж. Гершвина. Рапсодия в стиле блюз »
Тип урока: углубление и расширение знаний.
Форма урока: урок-суд с элементами театрализации.
Цель: расширить и закрепить знания учащихся о понятии «джаз», как жанр; продолжить знакомство с творчеством Джорджа Гершвина.
Задачи:
в игровой форме познакомить учащихся с музыкальными понятиями «лёгкая» и «серьёзная» музыка;
развивать музыкальное восприятие, тембровый слух, вокально-хоровые и ритмические навыки, внимание, память, творческие способности;
воспитывать музыкальную культуру учащихся.
Музыкальный репертуар: спиричуэлс «Go Down Moses»; Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»; ария Порги из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина; 1 часть из «Симфонии № 5» Л. Бетховена; «Танцуем буги» А. Шмитца.
Программное обеспечение: компьютерная презентация.
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер.
Ход урока
Организационный момент.
Введение в тему урока.
«Он всегда верил в свою звезду»Айр Гершвин
Учитель: Здравствуйте друзья! В разгаре ХХI век! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое – серьезное искусство и легкое – развлекательное. Много хорошего по-настоящему талантливого, а много и такого, что искусством вряд ли назовешь! Как же отличить настоящее искусство от подделки? Что останется в наших душах навсегда, а что уйдет, не затрагивая нас?
Изучая тему «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» хотелось бы обратиться к одному из великих наших современников – Дж. Гершвину (показ портрета). На самом ли деле он был первым и, пожалуй, единственным, кто сумел соединить, казалось бы несоединимые стили: джаз и европейскую симфоническую музыку. Постараемся дать ответы на эти вопросы.
Урок у нас сегодня необычный. Это урок-суд, и мы будем слушать, и исследовать нравственную сторону дела Д. Гершвина, который обвиняется в безнравственном и бездарном взаимопроникновении стилей.
Так ли это? На вопрос дает ответ наше судебное заседание, в котором:
Вы – защита, Вы – обвинение, Вы – суд присяжных (раздаются роли).
Я же выступлю в роли Главного распорядителя.
И от вашего вердикта будет зависеть, виновен Гершвин или нет.
Так как снимать и фотографировать нельзя, то у нас будут работать художники, которые будут все фиксировать.
Итак, встать – суд идет!
3.Работа по теме урока.
Учитель - судья: Слушается дело Д. Гершвина о взаимопроникновении стилей «Л» и «С»
-Вам первое слово, Обвиняемый.
Ученик-Гершвин: Я, Дж. Гершвин, сын эмигрировавшего из России в 1890 году Якова Гершовица, родился в 1898 г в Нью-Йорке. Здесь протекала большая часть моей жизни. Музыкальный быт Нью-Йорской улицы был единственной питательной средой эстетических впечатлений детских лет. Больше и чаще других на улицах звучали песни афроамериканцев, необычные, ещё сохранившие связи с первобытным искусством Африки. По сей день в моей памяти звучит спиричуэлс: «Go Down Moses».
Поет ученица «GoDownMoses» в обработке К. Уайта
Мое музыкальное образование носило случайный характер. В 15 лет я стал продавцом в музыкальном салоне. В мои обязанности входило играть и напевать, чтобы то, что я показываю – продавалось. А уже с 18 лет я стал композитором. Я родился под знаком Саксофона. Джазовые ритмы, интонации негритянских песен, гармоний – всё это меня безумно привлекало, и всё это я с жадностью впитывал в себя.
Фортепианный ансамбль учащихся исполняет «Танцуем буги» А. ШмитцаВ 20-е годы ко мне пришел настоящий успех. Обо мне всё чаще и чаще пишут в газетах и журналах. Отзывы очень разные, поэтому я не удивился этому судебному заседанию и пришел, чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.
Обвинение- ученик: Я предлагаю послушать фрагмент 1 части из 5 симфонии Бетховена.
Звучит фрагмент
Эта симфония написана в сонатной форме. Мы знаем, что эта форма основывается на сопоставлении и развитии 2-х тем, как правило, контрастных и состоит из 3-х разделов. Применяется эта форма, чаще всего, в инструментальных произведениях.
1. Экспозиция Завязка действия. Вступление (может быть, а может и не быть) ГП – Св.П – ПП - ЗП
Переход к Разработке
2. Разработка Драматический центр сонатной формы. В этом фрагменте ясно слышится столкновение, борьба человека с судьбой.
3. Реприза Развязка действия. Это повторение экспозиции, где звучат ГП и ПП
4. Кода Дополнительный, завершающий раздел, построенный в данном случае, на материале ГП.
Как видите, для раскрытия сложной музыкальной драматургии Бетховен обращается к классической Сонатной форме, а в этой части – это форма Сонатного allegro. Вы, господин Гершвин, используя «легкий, легкомысленный» джаз, пытаетесь проникнуть своей несерьезной музыкой в формы, которые сложились до Вас, и уже многие века никому и в голову даже не приходило, что-то изменить в этих традициях. Вот в этом мы Вас и обвиняем. И поясните, что такое Джаз?
Защита - ученик: - Это целая музыкальная противоречивая культура. Только что Вы слышали, с каким восхищением вспоминал и рассказывал о нем Гершвин. Джаз – появился среди афроамериканцев, быстро распространился в других странах. Он родился как искусство прикладное, но начиная с 40-50 гг. джаз стал серьезным искусством.
В джазе существует три компонента:
а) ритм особый свинг (качание);б) гармония;в) импровизация.
Основные жанры джаза: блюз, спиричуэлс.
Обвинение - ученик: Получается, что джаз – это простенькая музыка каких-то африканских народов. Ну, разве можно её сравнить с серьезной классической музыкой?
Учитель- судья: Есть еще вопросы к защите?
Обвинение - ученик: Нет.
Учитель - судья: Переходим к главному вещественному доказательству - к «Рапсодии в стиле блюз».
Обвинение - ученик: Почему же именно Рапсодию принято считать сочинением, открывшим новые возможности использования Джаза в симфонической музыке?
Учитель- судья: Обвиняемый, вопрос к Вам:
Ученик - Гершвин: Я решил участвовать в конкурсе под названием: «Что есть симфоническая музыка?». Внезапно мне пришла в голову идея. Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его роль. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и в его основе должны лежать только танцевальные ритмы. Я решил разбить это ошибочное представление. Я писал очень быстро. В голове рождался замысел Рапсодии. Я слышал ее как музыкальный калейдоскоп Америки – наш кипящий котел, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху. Друзья посоветовали назвать новую музыку «Рапсодией в блюзовых тонах». Получилось очень хорошо, ведь слово blue в английском языке имеет несколько значений. Это и лирическая песня (блюз) и цвет (голубой). Есть также и другие смысловые оттенки: голубой цвет- цвет грусти, печали, а ведь именно эти настроения типичны для блюзов!
Слушание «Рапсодии в стиле блюз»
Обвинение - ученик: Это хороший джаз, больше похож на шлягер.
Учитель- судья: (стук). Ведите себя корректно, иначе я вынуждена буду Вас удалить из зала заседаний.
Обвинение - ученик: Извините Ваша честь, только о чем эта музыка? Непонятно!
Учитель- судья: Защита, Ваши доводы!
Защита - ученик 1: В основе произведения слышится 4 темы:
Вступление Завязка действия
1 тема Звучит у кларнета
2 тема Звучит у медных духовых инструментов - танцевальная3 тема Синкопированная по ритму, песенная
Средний раздел Рапсодии
4 тема Праздничная – кульминация всего
Каждая из этих тем варьируется. Звучит так, как будто композитор просто импровизирует.
Защита - ученик 2: Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошки вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет… Дж. Гершвин смог совершить чудо. Он – принц, который взяв Золушку за руку, открыто, объявил о ней перед всем миром как о принцессе, к немалой ярости завистливых ее сестер.
Защита - ученик 3: Тема Рапсодии, не теряя родства с джазовой музыкой, представляются нам как сгусток упругой энергии, как и в сонатной форме. В музыке есть движение, широта, дыхание, устремленность к кульминации. Джаз был поднят на новый уровень, и он вошел в мировую симфоническую музыку как симфоджаз.
Учитель- судья: Обвинение, вы согласны с защитой? Есть ли у защиты ещё доводы?
Защита - ученик 4: О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему национальна!
Учитель- судья: Приступаем к опросу свидетелей по данному делу. Вызывается 1-й свидетель. Представьтесь. Что вы можете сказать по данному вопросу?
1-й свидетель: Я…… Как у гражданина России, у меня вызывает чувство сопричастности к истории своего народа, когда я слушаю и смотрю оперу «Иван Сусанин», где прослеживается основная идея- любовь к Отечеству. Джордж Гершвин нашёл героев для своей оперы «Порги и Бесс» среди самых бесправных граждан США - негров. Большую роль в опере играет хор, который олицетворяет народ: страдают, смеются, тоскуют. Это первая национальная американская опера, которая не оставит равнодушными слушателей. В доказательство я попрошу вас послушать главного героя оперы Порги.
Учитель- судья: Секретарь предоставьте суду запись для прослушивания.
Слушание фрагмента арии ПоргиУчитель- судья: Спасибо. Приступаем к опросу следующего свидетеля, заявленного защитой. Представьтесь. Что вы можете сказать по данному делу?
2-й Свидетель: Я…….. из музыкальной литературы узнала, что Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной широкой публике музыку «чёрного населения» Америки. Он сочинил музыку не только к опере, чрезвычайно популярными стали многочисленные мюзиклы, песни Гершвина с их запоминающимися мелодиями. «Колыбельная Клары» признана золотым хитом 20-го века. И конечно никто не останется равнодушным к мюзиклу «Американец в Париже». Разрешите Ваша честь посмотреть фрагмент.
Учитель- судья: Ну что ж я думаю можно. Секретарь попрошу предоставить видео материал.
Просмотр видеофрагмента
Учитель- судья: Обвинение, Вы удовлетворены? Я думаю, что перед оглашением окончательного вердикта нужно дать слово обвиняемому.
Гершвин: Вы можете, конечно, судить меня, но поверьте мне – всё, что я написал, пронизано единой идеей – сделать музыку доступной каждому человеку, не отрываться от повседневного быта, не отворачиваться высокомерно от звучаний улицы песни негритянки стирающей бельё, от доморощенного джаза. Я не хочу возводить несокрушимых стен между музыкой классической и легкой. Я не сделал ничего безвкусного, безнравственного, пошлого, оскорбительного серьезной музыке. Я положил весь свой талант, все свои силы для того, чтобы поднять музыку американской нации до уровня классики.
Учитель- судья: Итак, пока высказывают своё мнение художники, суд просит подготовиться присяжных вынести вердикт! Расскажите о своих работах.
Комментарии художников, работавших в зале заседаний:
Художник-ученик 1: В своей зарисовке я изобразил обвинительную сторону. Мне кажется, что обвинение не учло огромнейший талант Дж.Гершвина, поэтому все доводы выглядели не совсем убедительно.
Художник-ученик 2: В своей зарисовке я изобразил самого Дж.Гершвина в образах его музыки. Мне показалось, что он сделал классическую музыку намного богаче. Симфоническая музыка зазвучала «по-американски», стильно.
Художник-ученик 3: Я так увлекся Рапсодией, что ничего больше не слышал, кроме этой пульсирующей энергии, сконцентрированной в ней. Я попытался изобразить самого Гершвина, играющего на рояле, музыкантов его оркестра.
Художник-ученик 4: Мне кажется, что саксофон в оркестре – главный джазовый инструмент, поэтому я изобразил группу медных духовых инструментов. Я делал зарисовки с удовольствием, быстро, рука сама бежала по бумаге за музыкой!
Учитель- судья: Предоставляем слово суду присяжных.
-Для обсуждения присяжным были предложены вопросы, на которые, посоветовавшись, мы готовы дать ответы.
1 Вопрос: Будет ли звучать музыка Гершвина в последующие десятилетия?Ответ: Конечно, будет. Она и сейчас звучит свежо, современно, ярко. Каждый из нас услышал в этой музыке что-то своё.
1.Вопрос: Можно ли её назвать классикой?Ответ 2: Конечно, эту музыку сейчас можно назвать классикой. Она любима, популярна, современна. Гершвин осторожно синтезировал джаз с серьезной музыкой. Он привнес в музыку романтизм.
2.Вопрос: Дал ли джаз почву для развития других музыкальных направлений?Ответ: Конечно. Это джаз-рок, рок-н-ролл, хард-рок, популярная музыка и другие направления.
3.Вопрос: Настоящее ли это искусство?Ответ: Да, так как его музыка настоящая, она никого не оставляет равнодушным.
Учитель- судья: Ваш вердикт?
Суд присяжных: Не виновен!
4.Итог урока.
Учитель- судья: Да, искусство джаза Джорджа Гершвина действительно гениально, самобытно, современно. Гершвин «всегда верил в свою звезду». Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино. Его музыка и сейчас звучит современно, ею наслаждаются в наш - XXI век. Я думаю, что этот урок послужит хорошим стимулом для ваших дальнейших творческих работ. Я очень благодарна вам за то, что вы так заинтересованно работали над этой проблемой и ваше творчество сподвигло нас с вами на создание этого урока. И хотелось бы закончить наш урок исполнением песни «Хлопай в такт» Дж. Гершвина.
исполняется песня «Хлопай в такт» Дж. Гершвина
5.Рефлексия.
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS – сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить то, как плодотворно он работал.