Решение проектных задач на уроках русского языка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 63 с углубленным изучением китайского языка г.Владивостока»
Обобщение опыта
Тема: «Решение проектных задач на уроках русского языка»
Хлебодарова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
«Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю.
Я знаю, где и как эти знания применить».
Условия возникновения опыта.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Возникает противоречие между задачей, стоящей перед современной школой создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе и традиционным обучением, которое строится на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. В результате теряется любознательность, способность самостоятельно мыслить, блокируется познавательная активность ребенка, делая в итоге практически не возможным процесс самообучения, самовоспитания, а следовательно, и саморазвития. Мониторинг уровня общеучебных умений и навыков, анализ результатов контрольных работ по русскому языку и литературе показал, что уровень знаний учащихся невысокий, речевые умения развиты слабо, единицами достигается оптимальная степень применения знаний. Даже коммуникативная деятельность по результатам тестирования оказалась невысокой.
Однако модернизация современного образования ставит задачу перед учителем: содействовать расширению ключевых компетенций школьников и, как следствие этой деятельности, создавать условия для формирования ключевых компетентностей.
Таким образом, возникло противоречие между задачами современного образования, направленного на компетентностно-деятельностный подход в обучении, и снижением уровня качества знаний и умений школьников.
Значимость данного направления определяется пониманием проектной деятельности как инструмента повышения качества образования, выявления и обучения талантливых школьников.
В связи с этим считаю, что необходимо усилить и больше уделять внимание поиску новых путей по внедрению в учебный процесс современных технологий, направленных на развитие любознательности и формирование способности самостоятельно мыслить. Следует осуществить переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений;
- от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций;
- к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию детей в выборе содержания и методов обучения.
По моему мнению, основным приоритетом непрерывного образования является формирование умения учиться.
Уроки русского языка помогают мне формировать у учащихся умения самостоятельно добывать знания, применять их на практике. Становление этих умений в младшем школьном возрасте проходит свой начальный и, может быть, наиболее ответственный этап.
Актуальность темы.
Эксперты не раз отмечали беспомощность наших детей в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных знаний от их повседневной жизни. Наши дети не умеют правильно понимать и использовать инструкцию, не понимают учебную задачу и не владеют навыками самоконтроля. Поэтому, актуальность моего опыта заключается в использование в образовательном процессе метода проектных задач, который позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы и дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
При разработке федеральных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.
Я пытаюсь решить эту проблему через организацию и решение проектных задач на уроках русского языка.
Я согласна с тем, что метод решения проектных задач составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе его выполнения.
Теоретическая база опыта.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира.
Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуально развития и образования. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, и в целом - восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания.
Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию.
Почти одновременно с педагогическими исканиями Дьюи, в России появились первые разработки проектов.
Основателем считают С.Т.Шацкого, который в 1905 году организовал группу исследователей, которые проводили первые работы с детьми и учителями. Метод проектов привлек внимание советских педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Более того, сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев) провозгласили его единственным средством преобразования “школы учебы” в “школу жизни”, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний на уроках под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий проектов, которые часто имели общественную направленность. Темы их говорят сами за себя: “Поможем ликвидировать неграмотность”, “Вред алкоголя”
Неудивительно, что уровень общеобразовательной подготовки школьников падал, учащиеся приобретали лишь знания и навыки, связанные с выполняемой ими практической работой. Поэтому метод проектов был осужден, и в дальнейшей практике советской школы не применялся.
За рубежом (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии и др.) метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 90-ые годы в связи с реформированием школьного образования, поиском активных форм познавательной деятельности школьников, появлением и интенсивным развитием сетевых и информационно-коммуникационных технологий.
Среди современных педагогов, занимающихся вопросами проектного обучения, а также методологической основой - является теория А.Б.Воронцова «Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения», теория Матяш Н.В., Симоненко В.Д. «Проектная деятельность младших школьников», а также «Организация проектной деятельности младших школьников» М.В.Дубовой. Они не только разрабатывают теорию проектного обучения, но и предлагает конкретные методы работы.
Решая проектные задачи, мы учим школьников деятельности - не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Образование не сводится лишь только к знаниям без развития умений. Обучение деятельности предполагает на определённом этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива учащихся под руководством учителя.
Я согласна с высказыванием Л.С. Выготского, который писал: "То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно" Ведь это одно из важнейших положений психолого-педагогической теории.
Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, памятки, презентации, схемы- опоры, оформление стенной газеты. Выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект.
Проектные задачи - это тот материал, на котором наиболее естественным образом могут быть построены уроки в начальной школе
Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата ("продукта"), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Отличие проектной задачи от проекта заключатся в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и другие.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и по содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет "этикетки" с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. В проектной задаче нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, она отличается большим объёмом и неоднородностью материала.
Результат решения задачи может быть представлен в виде различных тестовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определённую форму ответа.
Проектная задача имеет определённую структуру:
1. Описание проблемной ситуации (без прямой задачи)
2. Содержание в относительно скрытом виде набора (системы) заданий (действий). Количество заданий – это количество действий, которые необходимо совершить для решения задачи.
3. Создание реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
Проектная задача – это “три П”:
Проблема– Поиск информации – Продукт
Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.
Через опыт решения серии подобных задач на протяжении пяти первых лет обучения в школе младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фактически задает «стратегию решения» этой задачи. В 4—5 классах целесообразно вместо упорядоченной системы заданий использовать их неупорядоченный набор; в этом случае дети сами строят свою «стратегию» решения задачи. В предельном случае некоторые задания вообще не выделяются явным образом изначально. Выявление их в общем контексте задачи возлагается на самих учащихся. Такая форма проектной задачи является наиболее приближенной к собственно проекту.
Итак, проектная задача — это система (для 4—5 классов — набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Фактически проектная задача задает общий способ получения нового (до этого неизвестного) результата.
Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе существуют только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).
Часто использую проектные задачи после изучения большой темы для того, чтобы составить полное и ясное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков.
Своих учеников хочется видеть думающими, с хорошим багажом знаний, умений и навыков, творческими, способными анализировать любую жизненную ситуацию, умеющими преодолевать трудности, ставить цели, их добиваться, искать разные способы действий, конструктивные пути разрешения проблем, позитивно относиться к окружающим людям.
Новизна опыта.
Изучив научную и методическую литературу по теме: «Организация проектной деятельности младших школьников» пришла к выводу, что воспитание личности имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования. Уроки по решению проектных задач помогут сформировать у младших школьников целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и реализовать их.
Новизна опыта состоит в организация образовательной технологии с использованием заданий, необходимых учителю в процессе обучения учащихся решению проектных задач и использовании метода проектных задач для совершенствования уроков русского языка в начальной школе. Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы «Решение проектных задач на уроках русского языка»
Технология опыта.
Нельзя не учитывать тот факт, что очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Для решения этой проблемы как нельзя лучше подходит актуальный в образовательном процессе метод проекта, который формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. Поэтому тема «Решение проектных задач на уроках русского языка в начальной школе» имеет свою актуальность, так как именно конструирование, решение таких задач я и хочу рассмотреть в данной работе.
Цель :Создать систему проектных задач, для успешного развития социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников.
Задачи:
Изучить всю доступную информацию по проектным задачам и проектной деятельности учащихся.
Мотивировать учащихся на работу над проектными задачами, объяснить преимущество этого рода деятельности.
Внедрить данную работу в классно-урочную деятельность без ущерба для освоения программы.
Разработать проектные задачи и привести их к единой системе.
Апробировать и использовать проектные задачи, чтобы подготовить младших школьников к полноценной проектной деятельности в подростковой школе
6. Отслеживать результаты влияния проектных задач на усвоение содержания образования путём диагностического мониторинга.
В вопросе воспитания новых качеств личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин мною отводится важное место. Для меня на протяжении нескольких лет привлекательным и интересным стал поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Именно он позволил наиболее полно проявить себя как учителю, так и ученикам.
Мне хотелось бы остановиться на уроках русского языка. Они как нельзя лучше позволяют ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи.
Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным. И моя задача в том, чтобы воспитать думающих, знающих, умеющих применить весь свой арсенал знаний в любой жизненной ситуации, используя различные формы и методы работы.
Как же сделать учебный процесс интересным и захватывающим, как привлечь внимание детей к данной проблеме?
В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
В 4 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Сделать ребёнка активным участником образовательного процесса, вовлечь в работу – моя главная задача. Всю свою работу я строю на уважении к личности ученика и признании его бесценного жизненного опыта. Разумное сотрудничество позволяет сделать урок полноценным и радостным, а познание активным.
В своей работе использую сочетание групповых, парных и индивидуальных форм работы, эвристические и исследовательские методы
Очень важно овладеть основами способа проектирования и сформировать интерес к нему ещё на этапе начальной школы. Эта цель может достигнута с помощью решения проектных задач.
Решение проектных задач не является ещё одной педагогической техникой, которая может быть просто добавлена к уже существующим учебным, практическим, исследовательским или творческим задачам. Проектные задачи меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогом, отбор учебного содержания, составления расписания учебных занятий.
Начинать новое всегда страшно, но и интересно. Время бежит вперед. Современные дети сейчас не те, что были несколько лет назад. Они требуют от нас нового подхода в обучении.
Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный. Данную технологию я использую в своей практике четвертый год. Проектную задачу использую в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. Я применяю проектные задачи на разных уроках. И нужно отметить, что применение проектной задачи в учебном процессе вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Некоторые проектные задачи я беру уже разработанные другими учителями из методических пособий по данной теме, однако всегда что-то меняю в структуре этих задач, подстраиваясь под уровень своих воспитанников и общеобразовательную программу в данном классе. Но мне самой очень нравится составлять такие задачи. Чем я в основном и занимаюсь. Это как вдохновение, идея приходит неожиданно, и начинается детальная проработка сюжета с включением разнообразных заданий
Все необходимые средства и материалы предоставляются детям в начале урока, либо готовятся заранее по заранее составленному списку. Моя цель – показать в короткий промежуток времени весь процесс работы. Считаю, что важно именно на начальном этапе доводить проектную деятельность до конца, чтобы ребята четко различали понятия “исследование”, как бескорыстное изучение информации и проектную деятельность, где есть обязательный результат и продукт. Ребята четко должны различать результат не материальный, то есть качественное изменение и продукт, который был получен в результате практической работы. При подведении итога необходимо, во-первых отметить, как дети “прошли” все этапы работы, обращая особое внимание на то, что проектная задача как и любой проект строго ограничена во времени.
Приведу примеры проектных задач:
-Информационная проектная задача направлена на сбор информации о каком-то слове, объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Это «Речь в моей жизни», «Русские семейные имена», «SMS как новый речевой жанр», «Язык развлекательных передач».- В ролевом решение проектной задачи учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить инсценировку рассказа В.Осеевой «Волшебное слово», по теме «Вежливые слова», инсценировка сказки «Спор между звонкими и глухими согласными» по теме «Звонкие и глухие согласные звуки».- Проектные задачи, нацеленные на социальные интересы самих учеников, могут быть использованы в жизни класса и школы. Так, например, результатом разработки темы «Антонимы» может быть подборка «Антонимы в пословицах», «Антонимы в стихах» или составление разговорного словаря антонимов. Составление схемы-опоры по теме «Состав слова» помогло в процессе обобщения знаний. Памятка «Главные члены предложения и части речи» стала основной помощницей в изучении трудной темы. Наглядное пособие по написанию «Разделительного мягкого знака» служит для проверки правильности написания таких слов.
Творческий подход решение проектной задачи предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть книжки- малышки, схемы, опоры. «Гласные и согласные бывают такие опасные …» можно представить в виде газеты «Молнии». Подготовку к данной деятельности начинаю уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать. Например, во втором классе использовались проектные задачи при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.
Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу. Наработанный материал используем для словарно – орфографической работы на уроках: диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческие диктанты.Решение проектной задачи «Крылатые слова и выражения» направлен на получение знаний о богатстве родной речи.Цель : прививать любовь и уважение к родному языку.Задачи: 1. Формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы.2. Учить детей структурировать информацию, правильно излагать свои мысли устно и письменно.3. Совершенствовать у детей навыки работы в группе.4. Расширить представления детей о родном языке, о его многообразии. Не секрет, что после изучения темы недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, стараюсь более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для меня важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.
На основе изучения метода проектных задач сделала для себя вывод, что не стоит проектную деятельность превращать в массовое паломничество, ведь реальных проблем, детских противоречий, которые требуют разрешения в форме проекта не так много. А проектные задачи позволяют проблему придумать, представить парадоксальную ситуацию и коллективно, в короткий промежуток времени разрешить ее.
В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
рефлексировать
целеполагать
планировать
Познавательные УУД:
моделировать
Коммуникативные УУД:
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию
Я хочу показать исключительно практический характер использования проектных задач в образовательном процессе. Приведу примеры разработок и решения проектных задач на разных этапах начального образования, которые уже применила в свой педагогической деятельности. Представленные материалы своевременны и актуальны. Опишу структуру проектной задачи как прообраза проектной деятельности на примере урока русского языка в 1 классе
Тема урока: Путешествие по стране Знаний. Операция: Спасти учёного кота.
Цели:
Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая таким образом у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы.
Работать над развитием речевых навыков.
Систематизировать и обобщить знания учащихся по русскому языку: проверить умения находить орфограммы слабых позиций в словах; определять тип высказываний и ориентироваться в схемах высказываний, объясняя работу.
Отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации.
Развивать рефлексивные и творческие способности учащихся.
Задача
Дорогие ребята, вы любите сказки? Наверное, да. Ведь только там можно побывать в Волшебной стране, встретиться с необычными названиями, спасти друзей от злой колдуньи и многое, многое другое. А что для это нужно? Всего лишь ваши знания по учебному предмету, умение работать в команде и чуточку фантазии и воображения.
В добрый путь!
Напомните начальные строки из отрывка поэмы А.С.Пушкина «У Лукоморья…».
Уехал Кот Учёный в страну Знаний. Много ли, мало ли времени прошло, получают Маша и Алёша сообщение по Интернет-почте от Кота из вершины Фантазии:
«Дорогиепомогите унесломеняураганом следуйтепокартеинайдётеменя. Спаситепожалуйста.»
Не поняли ничего Маша и Алёша и обратились к вам за помощью расшифровать сообщение.
Должна быть описана модельная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. В моем случае – это сообщение помочь Учёному Коту. (письмо)
Необходимо составить набор действий для выполнения группой детей. (набор заданий для спасения Ученого Кота)
Задача должна быть решена, т.е. создан конечный продукт, который можно представить публично и оценить. (отчет о проделанной работе, в данном случае маршрут по карте Знаний).
Данная проектная задача имеет следующие задания:
Помогите героям расшифровать сообщение Кота.
«Дорогие ребята, унесло меня ураганом, следуйте по карте и найдёте меня. Спасите, пожалуйста.»
Маршрут по реке Речь (№1)
Запишите слова буквами, выделяя слабые позиции:
[п л а т о к] , [а л, б о м] , [с л, и д ы], [т, у л, п а н], [с, и р, э н,] .
3) Маршрут по дороге Поиска (№2)
Запишите названия предметов, пропуская орфограммы слабых позиций.
Маршрут в городе Догадок. (№3)
Стрелкой укажите, к какому типу принадлежит предложение по цели высказывания:
вопросительное
Наступила осенняя пора! повествовательное
побудительное
Маршрут по полуострову Высказываний (№4)
Выберите высказывание, которое подходит к такой схеме:
23177514986000
25565103016250032423106858000255651068580002251710685800019786606858000174371068580007658106350002330456858000.
На лесной полянке краснеют ягоды.
За чёрными деревьями блестели звёзды.
Над дорогой образовался туман.
Ну вот, вы и справились со всеми заданиями по данному маршруту.
Благодаря умелым действиям, учёный Кот спасён.
Операция: спасти учёного Кота завершена.
В содержании проектной задачи есть ориентир на ранее изученные темы, то есть данный урок несет характер качества проверки знаний учащихся. Но можно использовать проектную задачу, в качестве введения в новую тему, где школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения задачи и тем более конечного результата. Где результат также может быть представлен в любой форме.
В основе решения проектных задач учащимися младших классов лежат следующие принципы:
принцип системности;
принцип преемственности;
принцип проблемности;
принцип учебно-поисковой деятельности;
принцип мотивации;
принцип индивидуализации учебной деятельности.
Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Так в проектной задаче «Как Петя страну от Змея Горыныча спас» конечным детским продуктом является сборник по пожарной безопасности.
Приложение № 2 (распечатка)
Задача.
В некотором царстве, в Российском государстве случилась беда страшная. Напал на страну Змей Горыныч при 6 головах. Каждая голова извергала огонь. Все на своем пути он сжигал: и дома, и деревни, и леса, и даже целые города. Не было с ним ни какого сладу, никто не мог его победить.
И жил – был мальчик Петя. Учился он в обычном классе. Увидел Петя сон, о том, что только он может спасти страну от Чуда-Юда, но не мечом и ружьем, а хитростью и знаниями.
Задания:
I. Вот летит Змей Горыныч, все головы огнем дышат. Подлетел к Пете и говорит: «Сразиться со мной хочешь? Не получится!» И дыхнул на него искрами, которые тут же превратились в буквы: К И С П Ч И. Петя не растерялся и тут же из них составил слово:
Составь и ты это слово: ____________________________________________
Почему нельзя играть со спичками? Напиши: ______________________________________________________________________
II. Охнул Змей Горыныч и одна голова у него отпала. Говорит он: «Не победишь ты меня! Ты не знаешь горючие жидкости». И дохнул новыми искрами, которые снова превратились в буквы. Присмотрелся мальчик и догадался, что нужно в каждой строке зачеркнуть повторяющиеся буквы. Зачеркни и ты. Напиши, какие горючие жидкости получились у тебя.
мкфмефмрмофмсмимнф _______________________________________
синиесифистиьс ________________________________________________
рмрарсрлро____________________________________________________
Почему горючие жидкости нельзя хранить на кухне и на балконе? Напиши. ______________________________________________________________________
III. Вздохнул тяжело Змей Горыныч и отпала у него вторая голова. Но не сдается он и спрашивает: «А чем опасен дым?» Петя не растерялся, открыл справочную литературу и прочитал:
«Во время пожаров очень опасен не только огонь, но и дым. В современных квартирах большая часть мебели изготовлена из химических веществ, которые при горении выделяют ядовитые газы. Достаточно 2 – 3 раза вдохнуть такой ядовитый дым, и можно потерять сознание. Поэтому сразу же обмотайте лицо мокрым полотенцем или платком и передвигайтесь по квартире пригнувшись, поскольку внизу ядовитого газа меньше»
Ответь на вопросы:
1. Чем опасен дым? ________________________________________________
2. Почему по квартире во время пожара нужно передвигаться пригнувшись? __________________________________________________________________
IV. Отпала у Чуда-Юда Поганого третья голова. Запаниковал он: «А вот электроприборы ты не знаешь?» Но для Пети этот вопрос не был сложным. Он тут же ответил…
Что ответил Петя? Какие электроприборы ты знаешь? Напиши. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схватился за оставшиеся головы Змей и кричит: «В каких случаях ты вызовешь пожарных?» и перечислил их. Петя тут же правильно ответил. Выдели и ты правильный ответ.
Запахло горелой резиной
Перегревается при работе розетка
Вы не знаете, по какой программе показывают мультфильм «Иван – царевич и Жар - птица»
Задымился провод
На кухне вкусно запахло пирогом
При включении в розетку проскакивает искра.
Отвалилась с грохотом четвертая голова.
V. Но Змей не сдается и вновь задает каверзный вопрос: «Почему так говорят: огонь маслом заливать - лишь огня добавлять».
Петя ответил:
Что ответил Петя? Напиши: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Со свистом отпала пятая голова. Осталась одна – единственная, но и она дает Пете задание: «Если скажешь, что ты будешь делать, чтобы не возникло пожара, никогда не буду беспокоить твою страну».
Петя быстро ответил, отвалилась последняя голова Змея Горыныча. Мальчик с облегчением вздохнул и вытер со лба пот.
Напиши и ты, что нужно делать, чтобы не возникло пожара. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление собственным поведением в групповой работе.
Результативность
Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия по решению проектных задач помогли достичь следующих результатов:
- возрос познавательный интерес обучающихся;
- повысилась мотивация к учебной деятельности на русском языке
-повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость; появился интерес к освоению нового материала
- увеличился уровень сформированности универсальных учебных действий
· совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
· ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.
Работая с детьми младшего школьного возраста при внедрении в учебный процесс проектных задач, я столкнулась и с определёнными трудностями:
· у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
· ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
· не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя).
Сравнивая полученные результаты, можно говорить о повышении высокого уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества учащихся с 31% до 54%. Следует отметить, что к концу 3 класса учащиеся научились взаимодействовать при работе в парах, о чем свидетельствует отсутствие детей с низким уровнем. Все учащиеся показали хорошо развитое умение по осуществлению сотрудничества и организации совместных действий.
Изучив и проанализировав данные использованных методик можно говорить о положительном влиянии метода решения проектных задач на сформированность коммуникативных универсальных действий, а так же на организацию и осуществление сотрудничества между учащимися, кроме этого в ряде случаев учащиеся объективно анализируют и оценивают свои действия, делают самостоятельно выводы и умозаключения.
Изложенные факты говорят о необходимости использования метода решения проектных задач для формирования универсальных учебных действий.
В ходе работы над проектными задачами учащиеся увидели реальное применение своих знаний. Дети с интересом участвовали в их решении, были заинтересованы в результате. Участие в такой работе позволило им понять границы своих знаний, появилась потребность их расширить; у них проявлялось чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый общий результат не будет достигнут. Кроме того, обучающиеся увидели, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае появляется возможность реализовать творческие способности ребят.
Функциями учителя в процессе решения обучающимися проектных задач выступают: консультирование, помощь в определении проблемы, замысла ее реализации; наблюдение за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся; поддержание рабочей обстановки в классе; нормирование труда школьников; оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.
И как показывает практика, внедрение работы над проектными задачами в учебный процесс, дает возможность развития целенаправленной, управляемой деятельности по нахождению способа решения проблемы.
Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности. Так что выход есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как для учителя, так и для учеников.
«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
Адресная направленность.
Данный опыт используют учителя начальных классов МБОУ «СОШ №63 г.Владивостока».
Данный опыт работы может быть использован педагогами школы 1 ступени любого общеобразовательного учреждения на уроках окружающего мира.
Данный опыт могут использовать учителя, работающие по УМК «Школа России», а также преподаватели, работающие по другим учебно-методическим комплексам, педагогическая деятельность которых направлена на развитие учащихся, склонных к проблемному обучению и разделяющие идеи вариативного образования.
Приложение№1
Некоторые примеры решения проектных задач в рамках урока русского языка.
Цель:
· выявить степень осознанности действий учащихся и уровень овладения способами самоконтроля при решении орфографических задач по теме «Состав слова»,
· отследить степень сформированности навыков групповой работы.
Дорогие ребята!
Вам всем известен сказочный герой Кузька. Выполнив все задания, вы сможете разгадать тайну заветного сундучка, который принадлежал домовёнку Кузьке.
Задание 1.
Кузька со своим другом Лешонком были на осеннем празднике. Неожиданно листья заплясали в воздухе. «Летят, летят, изукрашенные грамоты, неведомо от кого неведомо кому». Большущий кленовый лист опустился к ногам Кузьки. Глянул, а на нём слова. Стал читать - не может понять! Помогите Кузьке прочитать, что было написано на листе. Но для этого вам придётся вспомнить изученные правила орфографии.
Кузька!
Куда ты прапал? Цел – невредим ли? Все дамовята: и бутеня, и детпапила, и вуколочька, и афонкасадонькой вспоминают тебя, скучяют и ждут. Когда ты вернёшься в нашудеривенку!
Задание 2.
На руки Лешонку упал л..сток, на котором была нарисована деревня Кузьки. Никак не могут они вспомнить, откуда ветер принёс этот л..сток, в какую сторону им идти. Стали перебирать «родственников» этого слова. Может, они им помогут?
А вы сами можете назвать эти родственные слова? Как вы обозначите домик, в котором живёт корень этих слов?
Задание 3. Перебирая «родственников», наши друзья дошли до домика Бабы – Яги. Остался у неё Кузька на всю зиму. Ел да спал, спал да ел. Толстел, скучал да и про сундучок свой забыл. Только Лешик переживал за своего друга. Пришлось Лешонку встретиться с Бабой – Ягой. Согласилась она отпустить Кузьку, если Лешонок справится с заданием. Помогите Лешонку справиться с этим заданием.
В каких из этих пословиц упоминается не тот, кто в остальных?
· … бояться – в лес не ходить.
· С … жить – по волчьи выть.
· За двумя… погонишься – ни одного не поймаешь.
· Работа не … - в лес не убежит.
· …ноги кормят.
В оставшихся пословицах употребляются однокоренные слова?
Задание 4. Прибежали к болоту. Кузька с Лешонком пробирались через болото. Но кикиморы встретились на их пути. Старшая из них закинула сундучок на сук длинной сухой коряги. Сколько ни прыгай – не достать. Хотели обратиться к двум лягушатам, но те наперебой кричали и делили слова, которые им дал учитель, горошинка, кувшинка, жемчужинка, малинка, снежинка между собой. Увидели их лягушки и попросили помочь, справиться с этой задачей.
Кузька разделил эти слова так :горошинка, жемчужинка, снежинка
Кувшинка, малинка
Лешонок: горошинка, жемчужинка,
Кувшинка, малинка, снежинка
Как вы считаете, кто правильно справился с заданием? Докажите.
Разберите по составу слова кувшинка и снежинка
Задание 5. Лягушата обратились к Водяному, но кикморы ни Водяному, ни лягушатам, ни Медведю с Лисой, которые хотели заступиться за Кузьку, не отдали сундучока. Стали кикиморы баловаться, озорничать, кидаться грязью. Кидаются комьями, а они из твердых превращаются в твёрд(енк, еньк, инк, иньк)ие,
круглые – в кругл(енк, еньк, инк, иньк)ие,
мягкие – в мяг(онк, оньк)ие,
грязные – в грязн(енк, еньк, инк, иньк)ие.
Какими комьями кидались кикиморы?
Задание 6. Весна вступила в свои права. Проснулись звери, прилетели птицы, ожили травы. Рад был вернувшимся Кузьке и Лешику дед Диодох. Радостью наполнился лес, речушки, озёра. Все шутили, смеялись. Дед Диодох, сощурив глаз, задал хитрые вопросы обитателям леса, речки, болота. Живое обсуждение прерывалось удивлёнными восклицаниями.
А как бы вы ответили на вопросы деда Диодоха?
· Как из маленького хвостика сделать большой?
· Можно ли рыбу превратить в человека?
· Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща?
Задание 7.
Старый леший увидел сундучок, который всё это время излучал яркий свет, и спросил у Кузьки, какую тайну скрывает этот сундучок? Кузька ответил, «Чтобы разгадать тайну, необходимо подобрать ключик к сундучку. Но для этого нужно произнести считалку. К сожалению, я её подзабыл. Вот она.
За морями, за…
За … лесами,
На пригорке …
На дверях висит замок.
Ты за…иди
И замочек…»
А вы, ребята, знаете, как звучит эта считалочка? Прочитайте её.
Задание 8.
И вот мы открываем сундучок! На дне его записка на неизвестном языке.
Зайчиха – ороксЗайчонок – э ороВолк – муфВолчонок – э муфСлониха – цабексКак на этом языке будут называться заяц, волчица, слон, слонёнок?
Помните, ребята, как Кузька объяснил, почему сундучок волшебный. Если положить в него рисунок, любую картинку, то сундучок сам сочинит и расскажет сказку.
Вы были свидетелями и участниками событий, связанных с Кузькой. Но рисовать Кузька не умеет. Какими вы представляете Кузьку и его друга Лешика? Нарисуйте героев этой сказки. Можно сделать героев этой сказки из бумаги или любого материала.
Приложение №2
Тема «О главном…»
Название проектной задачи«Главное в средствах языка и речи»
Создание справочного материала по теме: «Главное в средствах языка и речи»
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)Обучение младших школьников совместному решению задач.
Более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм, составление текста, предложений.
Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.
Планируемый педагогический результат:Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год.
Часть учащихся сможет восстановить пробелы в знаниях.
Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.
Замысел проектной задачи.
Создание справочного материала по теме: «Главные части в средствах языка», который поможет учащимся в проверке орфограмм.
Материалы для работы в группах (пункт 2)
Группа № 1
В какой части слова требуется вставить недостающие буквы?
Х..лодный, извес(?) ный, ул…тают, наки…ка, …кно, доблес(?)ный, с…сна, сапо…ки, сол(?)нце, чудес(?)ная, б…жали, прок…тился, св…тлеет, повя…ка, нак…рмить, поз(?)ний, повстр…чать, вкусн(?)ный.
Определите, на какие правила даны слова.
Выпишите их вместе с проверочными словами в такой последовательности:
1)слова с безударными гласными, проверяемыми ударением;
2) слова с парными и глухими согласными;
3) слова с непроизносимыми согласными.
Докажите графически, что проверочные слова подобраны правильно.
Группа № 2
В какой части слова требуется вставить недостающие буквы?
Низк… солнце ослепительно бил…. в глаза. Море горел…. Во всю ширину. Степь оборвал…сь сразу. Крут…. дорожка вел… вниз на обогретый песок, который почти незаметно сходил в воду. Солнце ещё немного поднялось над горизонтом. Теперь море сиял.. длин…. полосой на горизонте десятком морск…. звёзд. (В. Катаев)
Какие правила нужно использовать для того, чтобы правильно написать окончания?
Запишите текст, вставляя окончания глаголов и прилагательных.
Группа № 3
Какое предложение можно построить из набора слов каждой строки?
1) теплице, ученики, в, тюльпаны, школьной, вырастили
2) цветы, своим, они, наставникам, подарят
3) очень, тюльпаны, красивы
4) подарок, цветы, хороший
Подсказка! Сначала надо определить, какое из слов может назвать действующее лицо (предмет), то есть стать подлежащим. Затем – слово, которое может назвать действие лица (предмета), признак, состояние, то есть стать сказуемым. Далее нужно определить, какие слова могут пояснить подлежащее, какие – сказуемое, то есть стать в предложении второстепенными членами. Теперь можно строить предложение.
Группа № 4
Запишите предложения так, чтобы получился связный текст.
Составьте предложения из слов 2ой группы каждой строчки.
Озаглавьте текст.
Миша назвал щенка Тобиком.
У Миши был день рождения.
Дедушка подарил мальчику маленького щенка.
Каждый день мальчик играл со щенком.
вырос, Тобик, совсем, большим, скоро
грибами, Мишей, вместе, Тобик, ходил, в, с, за, лес
стал, хозяев, настоящим, защитником, пёс, своих
Что нужно знать, чтобы правильно составить текст?
Под руководством учителя группы выполняют задания.
Результат, который должны получить дети: справочное пособие, в котором будут чётко, наглядно, доступно описаны третьеклассниками главные понятия, без которых нельзя решить задачи русского языка:
части слова ( это корень);
части речи и их начальная форма
грамматическая основа предложения – главные члены предложения;
тема текста, его композиция (построение).
Итак, главные средства языка: части слова (и его главная значимая часть – корень слова), части речи, и их начальная форма; главные члены предложения, тема и композиция (построение) текста, его части.
За один – два урока третьеклассники успешно справляются с поставленной задачей и в дальнейшем успешно используют это справочное пособие на уроках.
Приложение№3
Для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий были использованы различные методики. Методика Овчаровой «Ковёр».
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные и регулятивные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Проводится коллективно на уроке. Учитель делит детей на произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:а) наличие центрального рисунка;
б) одинаковое оформление углов;в) симметричное расположение деталей относительно центра. Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно».Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.
По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.
Уровни коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:
Высокий – симметричное расположение деталей относительно центра, наличие центрального рисунка;
Средний – симметричное расположение деталей относительно центра, нет центрального рисунка;
Низкий – детали расположены не симметрично, нет центрального рисунка.
Полученные результаты представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
1 «Б» класс (27 детей),
3 «Б» класс (27 человек),
Количество учащихся % Количество учащихся %
Высокий 5 19% 11 41%
Средний 12 43% 10 37%
Низкий 10 38% 6 22%
Таблица 1– Уровни сформированности универсальных учебных действий в1 «Б» и 3 «Б» классах (методика «Ковер» Р. Овчаровой)
-10741313447600
Рисунок 1.
Сравнивая полученные результаты, можно говорить о положительной динамике развития сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи. В 1 классе19% детей имели высокий уровень коммуникативных универсальных учебных действий. К 3 классу успешно справились с заданием и продемонстрировали прекрасное владение коммуникативными умениями 41% учащихся. 38% первоклассников имели низкий уровень коммуникативных универсальных учебных действий, а к концу 3 класса количество снизилось до 22%.
Методика дополнения (И.А.Гальперин, Я.А.Микк и др.Цель: заполнить пропуски в тексте, в котором некоторые слова заменены точками. Задача учащегося – встать в позицию автора и восстановить пропущенные слова, стремясь сохранить общий художественно-эстетический смысл произведения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: познаваельные
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
В результате правильного понимания текста учащиеся могут заполнить пропуск не только тем словом, которое употребил автор, но и его контекстуальным синонимом.
Критерии оценивания: каждое правильно вставленное слово оценивается в 2 балла; слово-синоним (в том числе контекстуальный), не разрушающий авторский образ – 1 балл. Дополнительно даются 2 балла в том случае, если нет нарушения ритма стихотворения, и 2 балла, если соблюдается рифма.
71-100% баллов от общего числа возможных – высокий уровень.
36-70% - средний уровень.
0-35% - низкий уровень.
Полученные результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2 - Уровни использования речевых средств для решения проектных задач (методика дополнения И.А.Гальперина)
1 «Б» класс (27 детей),
3 «Б» класс (27 человек),
Количество учащихся % Количество учащихся %
Высокий 5 19% 8 30%
Средний 16 59% 15 55%
Низкий 6 22% 4 15%
169545181619800
Рисунок 2
Представленные данные свидетельствуют о том, что к концу 3 класса возросло количество детей с высоким уровнем с 19% до 30%, а количество детей с низким уровнем сократилось с 22% до 15%, что свидетельствует о положительной динамике развития использования речевых средств для решения коммуникативных задач.
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности:
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Полученные результаты представлены в таблице 3 и на рисунке 3.
Таблица 3 - уровни сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (методика «Рукавички»
Г.А. Цукерман)
1 «Б» класс (26 детей),
3 «Б» класс (26 человек),
Количество учащихся % Количество учащихся %
Высокий 8 31% 14 54%
Средний 12 46% 12 46%
Низкий 6 23% 0 0
6057909334500
Рисунок 3
Сравнивая полученные результаты, можно говорить о повышении высокого уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества учащихся с 31% до 54%. Следует отметить, что к концу 3 класса учащиеся научились взаимодействовать при работе в парах, о чем свидетельствует отсутствие детей с низким уровнем. Все учащиеся показали хорошо развитое умение по осуществлению сотрудничества и организации совместных действий.
Изучив и проанализировав данные использованных методик можно говорить о положительном влиянии метода решения проектных задач на сформированность коммуникативных универсальных действий, а так же на организацию и осуществление сотрудничества между учащимися, кроме этого в ряде случаев учащиеся объективно анализируют и оценивают свои действия, делают самостоятельно выводы и умозаключения.
Изложенные факты говорят о необходимости использования метода решения проектных задач для формирования универсальных учебных действий.
Библиографический список
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
2. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
4. Воронцов А.Б., В.М.Заславский, С.В.Егоркина. Проектные задачи в начальной школе. – М.: Просвещение, 2009. – С.175.
5. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
7. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
10. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
11. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
12. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
13. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
14. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
15. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
16. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
17. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.
18. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
http://schools.keldysh.ru/labmro
http//doob-054.narod.ru/project.html