Синквейн в коррекционной работе по развитию речи дошкольников
Синквейн в коррекционной работе по развитию речи дошкольников
мастер - класс для педагогов
подготовила Муравлёва Е.А. ,учитель-логопед МБУ ДО «ЦРТДиЮ» г. Новошахтинска
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Как сделать современного дошкольника социально мобильным, выпуская его во взрослую жизнь, в школу? Как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации? Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы? Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.
Одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна. Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей умения находить точные слова, делать выводы и кратко их формулировать. Также способствует ускоренному накоплению словарного запаса, развитию грамматического строя речи, умению составлять ассоциативные ряды, развивает коммуникативные способности. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Работа над составлением синквейна создаёт условия для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное. Способствует активизации познавательной деятельности дошкольников, уточняет содержание понятий. Являясь эффективным методом развития активного лексического словаря ребенка, способствует формированию основных понятий: слово, признак предмета, действие предмета, предложение и позволяет ребёнку быть активным участником образовательного процесса.
Правила составления синквейна:
правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов. Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет, работу можно построить по определенному плану: детям предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее - называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос; добиваемся от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево – растет, цветет, качается, засыхает, скрипит); дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит); взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец. После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна – мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.
Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух. Лексические темы служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Правила и свободные темы вводятся по желанию или замыслу ребенка.
Подводя итог вышесказанному, хочется сформулировать значение работы по составлению синквейнов:
1) Способствует речевому развитию : активизирует словарь детей, учит краткому пересказу, учит подбирать синонимы,способствует умению выразительно читать стихи.
2) Развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.
3) Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.
4) Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.
5) Содержит игровой момент.
6) Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.