План конспект урока Дворцовые перевороты (7 класс)
Дворцовые перевороты XVIII в. (план конспект рассчитан на 2 урока)
Класс: 7
Цели:
1)образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.
2) Развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам.
3)Воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.
Отношения, ценности, внутренние установки:
-выразить свое отношение к событиям XVIII века;
-задуматься о влиянии борьбы за власть на развитие государства.
Основные понятия :кондиции, гвардейцы, дворцовый переворот, фаворит, конституционная монархия, престолонаследник, абсолютизм, династия, Верховный тайный совет, манифест.
Оборудование: Генеалогическое древо Романовых, презентация, исторические документы, учебник.
Основные даты:
1725 – 1727 – правление Екатерины I
1727-1730 – правление Петра II
1730 – 1740 – правление Анны Иоанновны
1740 - 1741 – правление Ивана VI Антоновича
1741 – 1761 – Елизаветы Петровны
1761 – 1762 - правление Петра III
1762 – начало царствования Екатерины II
Ход урока:
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика.
Организационный момент. Проверка готовности к уроку;
Осуществление необходимых записей в классный журнал; I.Основная
Часть
Задача урока
Постановка целей урока Объявление темы урока
Тема нашего сегодняшнего урока: Дворцовые перевороты
Сегодня на уроке мы будем отрабатывать элементы семинарской практики с использованием исторических документов. Этот навык пригодится нам для дальнейшей работы по предмету. Поэтому цели нашего урока будут следующими:
1.Выяснить причины и сущность дворцовых переворотов .
2.Охарактеризовать движущие силы дворцовых переворотов.
3.Углубить знания по данной исторической эпохе. Запись в тетради числа, темы, слов кл р и д р
Оговаривание целей урока
Проблемный вопрос:
Беседа:
Работа с генеалогическим древом Романовых
Беседа
Самостоятельная работа с текстом учебника на стр.164
Беседа
Чтение с комментированием
Самостоятельная работа с текстом на стр.166
Сообщение
Работа с документом
Приложение 1
Также сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос:
Эпоха дворцовых переворотов - это случайный или закономерный период в российской истории?
Вспомните годы правления Петра Великого.
Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра:
I. Давайте вспомним эти события.
-Что, вы знаете о «Деле царевича Алексея»?
-Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?
Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: «Отдайте все..». Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего приемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной.
Давайте с вами выполним задание в рабочих тетрадях на стр. и заполним пропуски в генеалогическом древе.
Давай те разберемся с термином дворцовый переворот.
С помощью учебника на стр.164 попробуйте самостоятельно, дать определение к этому термину.
Что же было причинами дворцовых переворотов?
Итак, мы с вами выяснили причины дворцовых переворотов, теперь рассмотрим участников дворцовых переворотов. Одновременно в тетради по ходу работы нам необходимо будет делать записи. Начертим таблицу, которая так и будет называться
«Дворцовые перевороты 1725 – 1761 годов». Таблица будет из 4 столбцов:
Дворцовые перевороты
дата правитель опора, сподвижники 1725-1727 Екатерина I А.Д.Меншиков, П.А. Толстой, М.М. Голицын, А.Н. Остерман,гвардия. 1726 –создание Верховного Тайного Совета;1725 –открытие Академии наук;Экспедиция В.Беринга на северо-восточную оконечность Азии
1727-1730 Петр II Долгорукие,А.Н. Остерман 1727 –Меншиков в опале, ссылка в Березов;Флот-детище Петра Iветшает;нежелание заниматься серьезной государственной деятельностью.
1730-1740 Анна Иоанновна Бирон, гвардия. «бироновщина», кондиции-условия приглашения на престол;1730- упразднение Верховного Тайного Совета, создание Кабинета министров;социальная поддержка дворянства.
1740-1741 Иван Антонович Анна Леопольдовна, Бирон, Миних, Остерман Узник Шлиссельбургской крепости;«Дело Мировича»
1741-1761 Елизавета Петровна Фавориты: А.Г. Разумовский, И.И. Шувалов, гвардия Восстановление роли Сената;создание личной императорской канцелярии; 1755- открытие Московского университета; Отмена таможенных пошлин, усиление крепостничества.
1761-1762 Петр III Отсутствие поддержки 1762-«Манифест о вольности дворянства»1762-секуляризация церковных земель;1762-ликвидация тайной канцелярии.Заговор 28 июня 1782-убийство Gетра III
1762-1796 Екатерина II Гвардия, Орловы Эпоха дворцовых переворотов закончилась
Начинаем читать с первого ряда стр.165 пункт «Екатерина Первая» и входе чтения мы будем заполнять таблицу
В чем заключались намерения знати в правлении Екатерины I?
Задание: С помощью пункта «Петр Второй» заполнить самостоятельно вторую строку колонки.
1 учащийся у доски.
Вопрос: Кого называли «верховниками»?
Правильно. Запишем эти определения в наш исторический словарик в конце тетради.
Рассмотрим следующий исторический портрет Анна Иоанновна.
Слушаем сообщение учащегося «Анна Иоанновна».
Вопросы к сообщению:
1)Как проводила жизнь в Курляндии?
2)Внешность и характер Анны Иоанновны
«Эта грубая двухметровая по высоте и восьмипудовая по весу, необразованная и ленивая женщина все свое время проводила за картами и в пирах. Особенно Анна любила стрелять по воронам».
Следующий учащийся рассказывает о недолгом правлении Иоанна Антоновича (1740-1741 гг.).
1)Что нам известно о младенце?
2)Кем была мать царя?
3)Какой была правительница?
4)Чем закончилось правление Анны Леопольдовны?
Внимательно прочитайте документ и ответьте на вопросы в конце док-та.
Посмотрите на свои схемы и назовите следующего правителя? (Петр III).
Демонстрируется его портрет. Как шло его царствование мы узнаем из нашего диска. Перед просмотром хочу вам задать следующие вопросы (вопросы высвечиваются на экран):
Петр III правил всего 186 дней. Мог ли он удержаться на российском троне на более долгий срок?
Кто сменил Петра III на троне и в каком году это произошло?
Закрепление изученного материала:
О каком правителе идёт речь?
1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца.
2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…»
3. А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости».
4. В.И. Буганов –советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России».
5. Е.В. Анисимов – современный историк. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой».
6. С.Н. Синегубов – современный исследователь. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов».
Домашнее задание
П.20-21, вопросы в конце параграфа Ответ: с 1682 по 1725
Дело царевича Алексея побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ о порядке наследования престола
Император мог сам назначать своего приемника
Запись схемы в тетрадь
Примерный ответ:
Дворцовый переворот – это довольно краткий период, когда пять раз при помощи оружия происходила смена правителей на троне.
Причины переворотов
1.Усление роли гвардии в государственных делах.
2. Указ Петра I от 1722 г. о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет (указ действовал до 1797 г)
3. Появление дворянских группировок, борющихся за власть).
Учащиеся заполняют таблицу
Царствовала Екатерина, но фактическим правителем был ее первый министр Светлейший князь А. Меньшиков
ответ: верховниками называли членов Верховного тайного совета
Ответы:
1.Проводила все время за картами и в пирах
2.Была высокой (около 2х м.), необразованной, ленивой
Елизавета
Анна Ивановна
Петр III
Екатерина I
Петр II
Анна Леопольдовна
Приложение 1.
Елизавета Петровна ( Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991)Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, куда мужчины обязаны были приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждая первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления Софьи никогда на Руси не жилось так легко, ни одно царствование не оставляло по себе такого приятного воспоминания…
Вопросы к документу:
О какой войне идет речь в документе?
Приведите примеры (не менее 2-х) приятного воспоминания о правлении Елизаветы Петровны.
Приложение 2.
Дворцовые перевороты
дата правитель опора, сподвижники Краткая характеристика
1725-1727 Екатерина I А.Д.Меншиков, П.А. Толстой, М.М. Голицын, А.Н. Остерман,гвардия. 1726 –создание Верховного Тайного Совета;1725 –открытие Академии наук;Экспедиция В.Беринга на северо-восточную оконечность Азии
1727-1730 Петр II Долгорукие,А.Н. Остерман 1727 –Меншиков в опале, ссылка в Березов;Флот-детище Петра Iветшает;нежелание заниматься серьезной государственной деятельностью.
1730-1740 Анна Иоанновна Бирон, гвардия. «бироновщина», кондиции-условия приглашения на престол;1730- упразднение Верховного Тайного Совета, создание Кабинета министров;социальная поддержка дворянства.
1740-1741 Иван Антонович Анна Леопольдовна, Бирон, Миних, Остерман Узник Шлиссельбургской крепости;«Дело Мировича»
1741-1761 Елизавета Петровна Фавориты: А.Г. Разумовский, И.И. Шувалов, гвардия Восстановление роли Сената;создание личной императорской канцелярии; 1755- открытие Московского университета; Отмена таможенных пошлин, усиление крепостничества.
1761-1762 Петр III Отсутствие поддержки 1762-«Манифест о вольности дворянства»1762-секуляризация церковных земель;1762-ликвидация тайной канцелярии.Заговор 28 июня 1782-убийство Gетра III
1762-1796 Екатерина II Гвардия, Орловы Эпоха дворцовых переворотов закончилась