Методические указания для проведения викторины по Инженерной графике
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский авиационный техникум имени В.П. Чкалова»
(ГБПОУ ВО «ВАТ имени В.П. Чкалова»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ
Специальность: 151901 Технология машиностроения
Квалификация: техник
Форма обучения: очная
Воронеж
2016
Методическая разработка рассмотрена и одобрена
на заседании предметной (цикловой) комиссии
Общепрофессиональных дисциплин
Протокол №______ «___» ____________2016 г.
Председатель_______________В.М. ТюряевМетодические указания для проведения викторины по инженерной графике разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины по специальности среднего профессионального образования 151001 Технология машиностроения.
Организация-разработчик:
ГБПОУ ВО «ВАТ имени В.П. Чкалова»
Разработчик:
Г.А. Плотникова преподаватель ГБПОУ ВО «ВАТ имени В.П. Чкалова»
Е.В. Наумова, преподаватель ГБПОУ ВО «ВАТ имени В.П. Чкалова»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
План мероприятия 6
Материалы для проведения викторины 6
Список использованных источников 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В век развития технического прогресса изучение такого предмета, как инженерная графика приобретает особо важное значение. Знание условностей черчения, умение читать чертежи, работать по ним, а также передавать с помощью графического языка свои технические замыслы является обязательным условием высокой производственной — технической культуры человека. Изучение курса инженерной графики, подготавливает учащихся к будущей практической деятельности, помогает лучше познать современную технику, технологию производства, вникать в суть технического прогресса. Кроме того, развивает эстетический вкус, учит анализировать, наблюдать, развивает техническое мышление, пространственные представления, т.е. формирует у студентов весьма важные свойства всесторонне развитой личности. Работа преподавателя не должна ограничиваться уроками. Рамки учебной программы не дают возможность углубленно изучать темы, не позволяют включать творческие задания и игровые практикумы в том объемы, в каком хотелось бы преподавателю. Поэтому графическое образование учащихся может быть расширено и продолжено за счет внеклассной работы. Она способна выявить наклонности ученика, его индивидуальные качества, способности к творческой работе, разносторонние интересы. Существуют различные формы внеклассной работы по инженерной графике: — кружок; выставки, викторины, турниры, олимпиады. Все эти формы работы побуждают познавательный интерес к предмету, активизируют их на более углубленное изучение, воспитывают дух соревнования, формируют у учащихся умение применять элементы графики на уроках других предметов, учат самостоятельно вникать в суть затронутых вопросов.
Данное мероприятие можно приобщить к неделе отделений. Организовать выпуск газет в группах, провести выставки графических работ и презентации технических идей, сформировать команды для участия в турнире. Во время подготовки к турниру ребята изучают литературу, придумывают название, эмблему, приветствие, готовят домашнее задание. Учащиеся группы могут помогать участникам турнира в подготовке к мероприятию, а затем выступать в качестве болельщиков. А поскольку во время игры будет проводиться разминка и для болельщиков, то заработанные ими очки идут в общий счет игры. Собственно игра — это итог большой работы всего коллектива. План подготовки мероприятия включает в себя следующую работу:
• за несколько дней до мероприятия вывешивается объявление, в котором сообщается день и час проведения мероприятия.
•подготавливается сценарий турнира.
а) ставятся конкретные цели и задачи:
цели: выявить лучшую команду и лучших игроков, развить познавательный интерес к предмету; задачи: образовательная -проверить, закрепить и обобщить знания и умения путем решения творческих заданий;
развивающая — развитие пространственного воображения и логического мышления;
воспитательная — формирование навыков коллективной работы.
б) определяются, какие конкурсы, технические задачи и практические задания будут предложены учащимся.
Конкурсы данного мероприятия проводятся в игровой форме, однако содержание их должно соответствовать характеру мероприятия — проверить технические знания, практические умения, смекалку учащихся. Задания должны быть разноплановыми и охватывать весь спектр изучаемых тем. Они не должны быть громоздкими. Все мероприятие должно охватывать не более академического часа.
Все конкурсы будут оцениваться жюри определенным количеством баллов. во время игры жюри будет объявлять промежуточные результаты и комментировать ход игры. Результаты соревнований заносятся в таблицу жюри и в таблицу на доске. Задача жюри выявить победителей игры и наиболее активных игроков и болельщиков с целью поощрения этих ребят призами. В состав жюри могут войти преподаватели и представители администрации.
Преподавателю необходимо проконтролировать подготовку команд к турниру. Домашнее задание включает в себя теоретические вопросы на применение знаний внутри предмета. Важно продумать оформление места проведения турнира (плакаты, высказывания), и подготовить призы участникам и болельщикам.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступительное слово преподавателя
2. Приветствие команд. (Эмблема, песня-презентация)
3. Разминка
Чертежные инструменты
Шрифт
Лекальные кривые
Проецирование
Машиностроение
Блиц-турнирПодведение итогов
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА
Разминка
1 Разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине.
Ответ: один человек берет яблоко вместе с корзиной.
2 В комнате четыре угла, в каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?
Ответ: четыре кошки.
3 Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
Ответ: По истечении 7 дней
4 Зачем на шляпке гвоздя делают рисунок в виде сетки?
Ответ: Рисунок в виде сетки увеличивает шероховатость поверхности шляпки гвоздя и тем самым препятствует соскальзыванию молотка.
Чертежные инструменты
1 Какой из карандашей заточен неправильно? Почему?
Ответ: второй карандаш заточен неправильно – нет маркировки твердости карандаша.
2 Найдите изображение ножек циркуля, правильно подготовленного к работе.
Ответ: №2
Шрифт
3 Найдите ошибки в словах, написанных стандартным шрифтом?
Ответ:
Написано: Надо написать:
Ш
Т
А
И
4 Написание слова «нос» имеет горизонтальную ось симметрии, слова «потоп»- вертикальную. Как надо написать слово «НАТАША», чтобы и оно обрело ось симметрии?
296749343699400233862718563100НОС
ПОТОП
НАТАША
Ответ: вертикально
Лекальные кривые
5 Расстояние между двумя студентами 4 метра. Они пошли в разные стороны таким образом, что это расстояние оставалось неизменным. По какой линии они шли?
Ответ: по окружности.
6 Часовой, охраняя объект, перемещался так, что сумма расстояний от него до двух баков оставалась постоянной. По какой кривой перемещался часовой?
Ответ: по эллипсу.
7 Человек идет с постоянной скоростью вдоль радиуса вращающейся карусели. Какой будет траектория его движения относительно земли?
Ответ: спираль Архимеда.
8 Коза, привязанная к цилиндрическому колышку, пасется, двигаясь вокруг колышка. Если веревка намоталась на колышек, то коза. Стремясь отойти как можно дальше от него и натягивая все время веревку, будет двигаться по кривой. По какой?
Ответ: по эвольвенте.
Проецирование
9 Сколько здесь квадратов?
Ответ: 30
10 Куб, окрашенный со всех сторон, распилили на маленькие кубики.
1 Сколько получится кубиков совсем неокрашенных?
2 У скольких кубиков окрашена будет одна грань?
3 У скольких кубиков будут окрашены две грани?
4 У скольких кубиков будут окрашены три грани?
5 У скольких кубиков будут окрашены четыре грани?
Ответ:
1.не окрашенные -1
2. одна окрашенная грань -6
3. две окрашенные грани -12
4.три окрашенные грани -8
5. четыре окрашенные грани –ни одного кубика.
11 Вы видите три детских кубика. Все они повернуты к нам одним и тем же рисунком – бабочкой. Какие картинки мы увидим на каждом из кубиков, взглянув на них сверху. Развертка кубика дана ниже.
Ответ:1-гриб; 2- морковка; 3- ягодки
12 Найдите на каждом рисунке лишний предмет.
Ответ:
1 морковь
2 перо
3 книга
4 пирамида
5 конус
6 призма
12 На рисунке даны три проекции и аксонометрическое изображение детали. Беря по порядку цифры с прямоугольных проекций и заменяя их буквами с соответствующих элементов аксонометрического изображения, прочитайте, кому принадлежат слова: «Где крик, там нет истинного знания».
Ответ: Леонардо Да Винчи.
13 Сколько здесь треугольников?
Ответ: 17
14 Коснулась ли муха в данный момент поверхности стеклянного конуса? А может она под конусом и мы видим ее через прозрачную стенку?
Ответ:
1. Муха коснулась поверхности конуса
2. Муха под конусом
3. Муха над конусом
Машиностроение
15 На рисунке цифрами обозначены элементы, которые часто встречаются в технических деталях. Запишите номера элементов в соответствии с названиями.
Ответ:
Лыска – 7
Ласточкин хвост – 11
Ребро – 8
Буртик – 1
Торец – 12
Бобышка – 9
Фаска – 6
Паз – 3
Скос – 4
Проточка – 5
Галтель – 2
Гофр - 10
16 Выполните технический рисунок детали.
Ответ:
17. В мастерской имеется пять различных станков. Известно, что каждый из пяти рабочих этой мастерской умеет работать только на двух станках и на каждом станке умеют работать только два рабочих. Расставьте рабочих у станков так, чтобы каждый стоял у станка, на котором умеет работать.
Ответ:
Блиц – турнир
Как называются проекции на чертеже и соответствующие им виды?
Какой из видов главный и почему?
От чего зависит количество видов?
Какой линией на чертеже выполняется невидимый контур?
На каком расстоянии от контура изображения проставляют размеры?
Отражается ли масштаб на размерных числах чертежа?
Что называется сопряжением?
Чем отличается аксонометрическая проекция от технического рисунка?
Какие вы знаете «аксонометрические проекции»?
Какое изображение называется сечением?
Чем отличается разрез отсечения?
Как обозначается разрез?
Как обозначается секущая плоскость?
Как обозначается направление взгляда?
Назовите простые разрезы?
Назовите сложные разрезы?
Чем отличается местный и дополнительный виды?
В каких случаях выполняют соединение вида и разреза?
Подведение итогов, награждение
Номинации:-
Лучшая команда
Интеллектуальный игрок
Активный болельщик
Каждое задание турнира может проводиться на скорость или ограничиваться временем на усмотрение преподавателя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Чекмарев А.А. Справочник по черчению/ А.А. Чекмарев, В.К.Осипов. – М.: изд. центр «Академия», 2013.- 352 с.
http://chertejnik.narod.ru
http://www.uchportal.ru
http://nsportal.ru