Логико-смысловая модель по теме Силы


Использование многомерных дидактических инструментов на учебных занятиях по физике в VII классе
Важнейшим средством в технологии дидактических многомерных инструментов является логико-смысловая модель изучаемой темы. Эта модель является своеобразной шпаргалкой, позволяющей усваивать, помнить и воспроизводить основной учебный материал. Модель служит не только наглядной иллюстрацией изучаемого материала, связей между частями целого, но и для формирования адекватного алгоритма действий, для подведения учащихся к объяснению ими сущности процессов и явлений, к межпредметным обобщениям.
Все модели дифференцированы по целям: ориентировочно-мотивирующие, обучающие, обобщающие, контрольные. Логико-смысловые модели различают по содержанию, по объектам изучения: факты, понятия, явления, законы, теории, системы, способы деятельности; по предъявлению: бумажные, электронные; по авторству: могут создаваться учителем, учащимися, методистами. В курсе физики VII класса при изучении темы «Механическое движение» мы использовали с учащимися готовую логико-смысловую модель, предложенную в журнале “Фізіка: праблемы выкладання” №3 за 2011год. Данную модель можно предлагать учащимся в начале изучения темы или в конце изученной темы. Тогда цель применения данной модели будет разная. В первом случае – это структуирование учебного материала, во втором случае – включение учащихся в процесс разработки ЛСМ, более осознанное усвоение учебного материала. Вторую модель мы составили с учащимися после изучения темы «Силы» (Приложение). Планируем и далее составлять ЛСМ.
Освоение технологии ДМИ – поэтапный процесс, включающий: 1) преодоление профессиональных и психологических барьеров и принятие ЛСМ как важного средства обучения; 2) первые опыты разработки и первые успехи применения моделей на уроках; 3) накопление опыта проектировать; 4) освоение широкого спектра ДМИ и вариантов его применения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Воскобейникова, Н.П. Методологические подходы к использованию логико-смысловых моделей в современных системах обучения. Образование в регионе. 2001. №8.
2.Добриневская, А.И. Многомерное пространство учебно-познавательной деятельности и качества образования учащихся // Кіраванне ў адукацыі. 2007. № 11. С.42-51.
3. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии -2/ Н.И. Запрудский. Минск, 2010. С. 172-184.
Логико-смысловая модель по теме «Силы», VII класс
Признаки Виды сил Характеристики
действия силы сил
сила трения (скольжения, качения, покоя)

изменение размеров вес тела (сила давления),
сила деформации точка приложения

сила упругости
(сила реакции опоры)
изменение формы направление

сила тяжести

изменение скорости модуль (числовое значение)
движения тела
СИЛЫ

динамометр
Измерение Нахождение
сил тяговый Fp=F1+F2 Fp=F2-F1 равнодействующей

силометр лабораторный
Fт=gm

с реечной Fт
передачей приложена к центру
| Fупр.|=| Fт| тела, направлена вниз
нахождение неизвестных
с применением формул
Fупр.(N)
Fд =P=gm приложена к телу, направлена качественные
противоположно деформирующей
силе
на изображение
сил
| Fтр.| =| Fтяги| Fд =P
действует на опору или подвес,
Формулы направлена вниз
Виды
задач
| Fтр.| =| Fтяги|
направлена против движения одного тела
по поверхности другого
Графическое изображение сил