Нескучное занятие – творческое занятие. Дидактический материал занятия имеет большой спектр применения. Это может быть, как и отдельное занятие, так фрагментарное использование заданий на других занятиях.

СОДЕРЖАНИЕ






Введение
Занятие-игра «Путешествие в мир радиоэлектроники»
Остановка «Галерея физиков»
Остановка «Пузырек под абажуром»
Остановка «Почемучки – стишочки - всего четыре строчки»
Остановка «Экспериментаторы»
Остановка «Вокзал неразгаданных тайн»
Заключение
Список литературы
Приложение























ВВЕДЕНИЕ

Нескучное занятие – творческое занятие


Важнейшая проблема, волнующая всех педагогов, повышение эффективности занятия.
Снижение уровня знаний обучающихся в значительной степени объясняется качеством занятия: однообразие, шаблоном, формализмом и скукой.
Ш.А. Амонашвили говорил, что когда есть стандарт ведения урока, «вся ответственность за такой урок лежит на невидимых плечах разработчиков стандартов». Конечно, занятие требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но все же привкус романтики необходим, как атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству.
Самым эффективным в плане реализации возникшей проблемы является нетрадиционный урок (занятие). Заботясь о развитии обучающихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными.
Существует много видов нетрадиционных уроков. Самые разные типы нетрадиционного занятия в копилке творчески работающего педагога. Но успешное проведение занятия зависит от ряда действий педагога, так и обучающихся. Дидактические требования к нетрадиционному занятию:
Занятие должно повышать любознательность и интерес к предмету, стимулировать работоспособность обучающихся.
Занятие должно расширять и углублять знания обучающихся, полученные на предыдущем занятии.
Занятие должно помогать педагогу изучать индивидуальные способности обучающихся, выявлять среди них одаренных детей.
В занятие должны быть включены элементы занимательности, которые необходимы для жизнерадостной деятельности.
Предлагаемые на занятии материал должен быть доступен обучающимся и соответствовать их уровню развития.



Данная разработка подготовлена под проект программы «Радиоэлектроника», в основу которой положен собранный материал из разных источников (научно-популярной литературы). Цель, которой - помочь учащимся лучше понять и полюбить интересную, но далеко не легкую науку-физику. Она также может оказать помощь педагогам дополнительного образования и студентам, подготовке и проведении занятий по радиоэлектронике.
Дидактический материал занятия имеет большой спектр применения. Это может быть, как и отдельное занятие, так фрагментарное использование заданий на других занятиях.

Занятие – игра
«Путешествие в мир радиоэлектроники»
Группа обучающихся делится на команды.
Руководит игрой педагог.
Путешествуя, дети задерживаются на остановках и выполняют задания.
Педагог по ходу выполнения задания оценивает работу команд.

Педагог: Ребята, сегодня на уроке мы будем путешествовать.
Путешествуя, мы будем знакомиться с учеными-физиками и их работами-открытиями. Мы повторим физические величины, покажем свои знания физических законов, умения решать задачи, составлять схемы. То есть, путешествуя, мы еще раз проверим себя, проверим наши знания, умения, способности, эрудицию. В добрый путь.



Остановка «Галерея физиков»
(На доске вывешиваются без подписи портреты ученых. Напротив каждого портрета стоит номер).
Задание: узнать ученого-физика на портрете, рассказать о его работах (за биографию каждого ученого команда получает пять баллов).
Ампер Андре Мари (1775-1836) – французский физик, математик и химик. Основные физические работы посвящены электродинамики. Обнаружил влияние магнитного поля на проводник с током. Разработал теорию магнетизма. Изобрел коммутатор, электромагнитный телеграф. В амперах измеряют силу тока в проводнике.
Фарадей Майкл (1791-1867)- английский физик, основоположник учений об электромагнитном поле, иностранный почетный член Петербургской АН (1830). Обнаружил химическое действие электрического тока, взаимосвязь между электричеством и магнетизмом, магнетизмом и светом. Открыл в 1831г. электромагнитную индукцию- явление, которое легло в основу электротехники. Установил законы электролиза, названные его именем. Доказал тождественность различных видов электричества. Ввел понятия электрического и магнитного поля. Высказал существование электромагнитных волн.
Попов Александр Степанович[4 (16) марта 1859, пос. Турьинские Рудники Верхотурского уезда Пермской губернии, ныне Краснотурьинск Екатеринбургской области – 31 декабря 1905 (13 января 1906), Санкт-Петербург], российский физик и электротехник, один из пионеров применения электромагнитных волн в практических целях, в том числе для радиосвязи. Изобрел первый мире радиоприемник (7 мая 1895 г.). Указал путь к радиолокации.
Эйнштейн Альберт (14 марта 1879, Ульм, Германия 18 апреля 1955, Принстон, США), физик-теоретик, один из основателей современной физики, создатель теории относительности, автор основополагающих трудов по квантовой теории и статистической физике.
Вольта Александро (1745-1827) – итальянский физик, изобретатель источника постоянного электрического тока (вольтов столб). Открыл взаимную электризацию разнородных металлов при их контакте. Построил чувствительный электроскоп, конденсатор, электрометр, описал проект телеграфа. В вольтах измеряют напряжение электрического тока.
Яблочков Павел Николаевич (1847-94), российский электротехник. Изобрел (патент 1876) дуговую лампу без регулятора электрическую свечу («свеча Яблочкова»), чем положил начало первой практически применимой системе электрического освещения. Работал над созданием электрических машин и химических источников тока.
Кулон Шарль Огюстен (1736-1806)- французский физик и инженер. Работы в области электричества, магнетизма, прикладной механики. Сформулировал законы трения, качения и скольжения. Построил прибор для измерения силы - крутильные весы. Экспериментально доказал основной закон электростатики (закон Кулона). Сконструировал магнитометр. Его именем названа единица электрического заряда.
Ом Георг Симон (1787-1854) – немецкий физик. Исследования в области электричества, акустики, оптики, кристаллооптики. Экспериментально открыл основной закон электрической цепи, связывающий между собой силу тока, напряжение, сопротивление (закон Ома). Ввел понятие “Электродвижущая сила”, “падения напряжения”, “проводимость”. Выполнил первые измерения электродвижущий силы источника тока. Высказывал мысль о сложном составе звуков. В Омах измеряют сопротивление электрического тока.
Ломоносов Михаил Васильевич [8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская Куростровской волости Архангелогородской губ. 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург], первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Якоби Борис Семенович (1801-1874) – русский физик. Исследования вел в области Электромагнитизма, исследовал точки в электролитах. Прославился открытием гальвано пластики (процесс получения отслаиваемых покрытий) применил этот способ для изготовления полых фигур для Исаакиевского собора в Петербурге. Построил первый электродвигатель, телефонный аппарат - передающий буквы.
Томсон Уильям (с 1892 за научные заслуги получил титул барона Кельвина, Kelvin) (1824-1907), английский физик, член (1851) и президент (1890-95) Лондонского королевского общества, иностранный член-корреспондент (1877) и иностранный почетный член (1896) Петербургской АН. Труды по многим разделам физики (термодинамика, теория электрических и магнитных явлений и др.). Дал одну из формулировок второго начала термодинамики, предложил абсолютную шкалу температур (шкала Кельвина). Экспериментально открыл ряд эффектов, названных его именем (в т. ч. эффект Джоуля Томсона). Активный участник осуществления телеграфной связи по трансатлантическому кабелю, установил зависимость периода колебаний контура от его емкости и индуктивности. Изобрел многие электроизмерительные приборы, усовершенствовал ряд мореходных инструментов.
Таунс Чарлз Хард (р. 1915), американский физик, один из основателей квантовой электроники. Создал (1954, независимо от Н. Г. Басова и А. М. Прохорова) первый квантовый генератор мазер. Обосновал (1958, совместно с А. Л. Шавловым) возможность создания лазера. Нобелевская премия (1964, совместно с Басовым и Прохоровым).
Эдисон Томас Алва (1847-1931), американский изобретатель и предприниматель, организатор и руководитель первой американской промышленно-исследовательской лаборатории (1872, Менло-Парк), иностранный почетный член АН СССР (1930). Для деятельности Эдисона характерны практическая направленность, разносторонность, непосредственная связь с промышленностью. Автор св. 1000 изобретений, главным образом в различных областях электротехники. Усовершенствовал телеграф и телефон, лампу накаливания (1879), изобрел фонограф (1877) и др., построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882), обнаружил явление термоионной эмиссии (1883) и мн. др.
Герц Генрих Рудольф (1857-1894), немецкий физик, один из основоположников электродинамики. Экспериментально доказал (1886-1889) существование электромагнитных волн (используя вибратор Герца) и установил тождественность основных свойств электромагнитных и световых волн. Придал уравнениям Максвелла симметричную форму. Открыл внешний фотоэффект (1887). Построил механику, свободную от понятия силы.


Остановка «Пузырек под абажуром»
(Каждой команде раздаются карточки с изображение ламп).
Задание: узнать и рассказать, что это за лампа (задания оцениваются в пять баллов).
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПА, искусственный источник света, в котором электрическая энергия преобразуется в энергию оптического излучения. Источником излучения в электрической лампе может быть нагретый до высокой температуры проводник, электрический разряд в газе или парах металла либо люминофор.
Стеклянная колба
Нить накаливания
Держатели
Штенгель
Выводы
Лопатка
Цоколь

ЛАМПА ДНЕВНОГО СВЕТА, люминесцентная лампа с голубоватым свечением. Используется главным образом в целях общего освещения. Лампой дневного света часто неправильно называют все виды люминесцентных ламп.
ЛЮМИНЕСЦЕНТНАЯ ЛАМПА, газоразрядный источник света низкого давления, световой поток которого определяется в основном свечением люминофоров под воздействием ультрафиолетового излучения электрического разряда. Световая отдача до 85 лм/Вт, срок службы более 104 ч. Применяются главным образом для общего и местного освещения.
НАТРИЕВАЯ ЛАМПА высокого давления
(в светорассеивающей колбе), газоразрядный источник света, в котором оптическое излучение возникает при дуговом электрическом разряде в парах Na. Натриевая лампа низкого давления дает чисто-желтый свет. Световая отдача 100-170 лм/Вт, срок службы 5-7 тыс. ч., используется главным образом для освещения улиц. Натриевая лампа высокого давления дает золотисто-белый свет. Световая отдача 100-140 лм/Вт. Используется для наружного и внутреннего освещения. Один из наиболее эффективных современных источников света.
разрядная трубка
стеклянная внешняя колба
рассеивающее покрытие
бариевый газопоглотитель
цоколь
ИМПУЛЬСНАЯ ЛАМПА, источник света, предназначенный для получения кратковременных световых вспышек высокой интенсивности, в котором используется свечение низкотемпературной плазмы. Применяют при фотосъемке, для оптической накачки лазеров, в устройствах автоматики и телемеханики и т. д.
электроды
оболочка
токопроводы
КСЕНОНОВАЯ ЛАМПА, газоразрядный источник света высокого и сверхвысокого давления, в котором дуговой разряд происходит в атмосфере Хе. Представляет собой заполненную Хе кварцевую колбу (трубчатую или шаровую) с герметически встроенными электродами. Характеризуется спектром излучения, близким к солнечному. Применяется в прожекторах, кинопроекторах.
РТУТНАЯ ЛАМПА (дуговая), газоразрядный источник света, в котором при электрическом разряде в парах ртути возникает оптическое излучение главным образом в ультрафиолетовой и видимой областях спектра. Ртутные лампы применяют для освещения, светолечения, светокопирования и др. Световая отдача 30-70 лм.
электроды
оболочка
Остановка «Почемучки – стишочки – всего четыре строчки»
(Обучающимся каждой команды задаются загадки с физическим и техническим содержанием. За каждую отгадку один балл).
Педагог:
Я двадцать удивительных явлений
Стихами собралась вам показать.
Хочу я спектр ваших мнений
От вас услышать и понять:
Как разъясните вы явленья,
Точны ли ваши объясненья?
Ваши ответы помогут мне решить,
Как объективней ваши знанья оценить.

Вопросы:

Как золотая птичка,
Одну минуту спичка
Почему в моих руках живет,
А кожу мне не жжет?
(дерево обладает малой теплопроводностью, поэтому тепло по древесине не идет и мы не обожжемся до тех пор, пока пламя не коснется пальцев)

Дым от костра восходит ввысь
И тает, уходя во тьму.
Ты у костра, ты приглядись:
Уходит ввысь. А почему?
(Дым от костра теплый, его плотность меньше, чем плотность более холодного воздуха, и он поднимается вверх под действием архимедовой силы.)

Во дворе мороз стоит,
Под ногами снег скрипит.
Ты подумай, расскажи,
Почему скрипит, скажи?
(Снежинки имеют кристаллическую структуру, и поэтому под ногами снег скрипит, так как ломаются сотни тысяч снежинок-кристалликов.)

Ударь о сталь кремнем, дружок, -
И вылетает искр пучок.
Внимай вопросу моему:
Что происходит, почему?
(При ударе возрастает температура тела. Повышение температуры в месте удара кремня о сталь настолько велико, что частички, отрываемые от стали, нагреваются до температуры самостоятельного свечения.)

Что за странное это явленье:
У них к друг другу постоянное стремленье.
Гвоздь так и тянется к магниту.
Но почему, ответь сию минуту?
(Железный гвоздь является ферромагнетиком, а попадая в магнитное поле постоянного магнита ферромагнетик намагничивается, создавая свое собственное магнитное поле, совпадающее по направлению с магнитным полем постоянного магнита)

Смотри, с конца паленое бревно
От тока ветра и его накала
В другом конце трещит и слез полно
Так почему трещит горящее бревно?
(При нагревании древесины влага содержащаяся в ней нагревается и испаряется, а водяной пар, увеличивая давление, разрывает волокна древесины, и слышен треск.)

Зимним днем расселись гости
Всюду в комнате моей,
Окна быстро запотели
Почему, скажи скорей?
(В зимнее время на улице холодно, а в комнате тепло. Ненасыщенный пар, выдыхаемый легкими людей, при соприкосновении с холодными стеклами окон становится насыщенным, выпадает роса, то есть окна потеют, если в комнате много людей.)

Белый след за самолетом
Виден в синей вышине,
Почему он возникает,
Кто точней ответит мне?
(Летящий самолет, выбрасывая частички дыма, вносит тем самым в пар центры конденсации. Пар быстро конденсируется, и за самолетом образуется облачный след.)

Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной,
Но почему потом повисло
Цветное в небе коромысло?
(Радуга возникает вследствие полного отражения и дисперсии лучей в дождевых каплях. При этом цветные лучи рассеиваются с наибольшей интенсивностью в направлении, образующем угол 42 с направлением солнечных лучей.)

Пред тобою звонкий мяч
Ударяется о землю, мчится вскачь.
Почему же этот мячик
Так красиво, быстро скачет?
(При ударе мяч деформируется, при этом возникает сила упругости, и мяч под действием этой силы устремляется вверх, а затем под действием силы тяжести вновь падает на землю.)

На улице ужасный гололед.
Автомобиль наш сделал поворот,
И занесло нас сильно вдруг.
Но почему, скажи мне друг?
(При большой скорости в гололед трение колес о полотно дороги оказывается недостаточным для создания необходимой центростремительной силы)

Алмаз и гранит непохожи на вид –
Но так разнолик углерод.
Почему же встречается чаще графит,
А алмазу, увы, не везет?
(Для образования алмаза требуются высокие температуры и высокие давления, поэтому алмазы могли образоваться только в глубинах Земли. Графит мог образоваться при менее высоких температурах и давлениях, поэтому он встречается на земле чаще.)

Загудел вдруг пароход,
Видно, задний дал он ход.
Но почему в тумане звук
Далеко услышан вдруг?
(В туманную погоду воздух более однороден, отсутствуют конвекционные потоки, поэтому звук будет слышен на более далеком расстоянии, чем в солнечную погоду)

Метеор к Земле летит,
Не долетит – сгорит.
Почему же он сгорит?
Кто точнее объяснит?
(Первоначально нагревается воздух, который адиабатно сжигается метеором при стремительном движении через земную атмосферу, а затем воздух передает определенное количество теплоты поверхностному слою метеора. Имея небольшую массу, метеор сгорает, не долетая до Земли.)

По параллельным проводам
Ток пущу, - сказал я вам.
Но почему же, господа,
Влияют друг на друга провода?
(Вокруг проводников с током существуют магнитные поля. По закону ампера действуют лишь магнитные силы, которые при одинаковом направлении токов притягивают проводник один к другому.)

Слетают птицы с проводов,
Когда включают ток.
Включают ток - взлетают вдруг
Но почему, ответь мне, друг?
(При включении тока высокого напряжения на перьях птиц возникает статический электрический заряд, вследствие чего перья птиц топорщатся и расходятся, а это пугает птиц, и они слетают с проводов.)

В шарах и зондах, знаем наперед,
Применяют гелий, водород.
Почему, скажи мне побыстрей,
Тогда он ввысь бежит скорей?
( Гелий и водород легче воздуха. Движение этих газов вверх обусловлено аэростатическим давлением воздуха, вытесняющего эти газы.)

Гальванических покрытий
Нынче множество кругом
Почему для них берутся
Чаще никель или хром?
(Металлы никель и хром обладают большой химической стойкостью, механической прочностью и после полировки дают красивый блеск.)

Электроскоп заряжен – листочки разошлись.
Я шарика не трогаю, внимательней вглядись.
Теперь я этот шарик ладонью обойму,
Листочки опадают, ответь мне, почему?
( Если поблизости от шара электроскопа расположить ладони, то листочки электроскопа опадают, так как на ладонях наводится заряд противоположного знака, который нейтрализует заряд, находящийся на листочках.)

Хоть брезент и намокает,
Но не пропускает дождь
Почему он промокает,
Если пальцем проведешь?
(Когда волокна брезента покрываются пленкой воды, они сближаются между собой под воздействием силы поверхности натяжения пленки, и брезент не пропускает воду. Если же проведем по брезенту пальцем, то образуем вмятину в поверхностном слое и создаем избыточное напряжение. Это способствует прорыву воды.)

Остановка «Экспериментаторы»
(Каждая команда получает планшет с заданием. Эксперимент оценивается в пять баллов).
Перед вами два резистора, по 3 Ома каждый, и один резистор на 6 Ом. Как их надо соединить в цепь, чтобы получить общее сопротивление 7, 5 Ом?
Перед вами два резистора, по 3 Ома каждый, и один резистор на 6 Ом. Как их надо соединить в цепь, чтобы получить общее сопротивление 5 Ом?
Перед вами два резистора, по 3 Ома каждый, и один резистор на 6 Ом. Как их надо соединить в цепь, чтобы получить общее сопротивление 1, 2 Ом?








Остановка «Вокзал неразгаданных тайн»
(Здесь путешествующим командам вручают по листку с сетками физических кроссвордов и вопросами к ним. Обучающие должны быстро заполнить кроссворд. Команда получает за разгаданный кроссворд четыре балла).
Кроссворд №1





1











2























3













4









5


























6 7







8








9




















11


10


























































































Вопросы:
1. Чем меньше обладает серебро, а железо, алюминий и металлические сплавы обладают больше? /Сопротивление/
2. Это упорядоченное движение электрических зарядов. /Ток/
3. Миниатюрный электронный блок функционального назначения.
Один такой блок, объединяющий в миниатюрном корпусе транзисторы, диоды, резисторы, может выполнять функции целого тракта радиовещательного приемника, усилителя, генератора и т.д. /Микросхема/
4. Радиоэлемент действует подобно вентилю. Ток может протекать через него тока в одном направление, обратный путь для него затруднен. /Диод/
5. Эта деталь, пожалуй, наиболее многочисленна в приемниках и усилителях. Используют для ограничения тока в цепях для создания на отдельных участках цепей падений напряжений. /Резистор/
6. Радиоэлемент - электронный выключатель, который работает без механических частей./Транзистор/
7. Не радио, а говорит,
Не театр, а кино показывает./Телевизор/
8. Приспособился на крыши
И чего только не слышит
Раздаются издалече пение, музыка и речи./Радио/
9. Из железа тучка,
А из тучки ручка.
Эта тучка по порядку,
Обошла за грядкой грядку. /Лейка/
10. Через поле и лесок
Подается голосок
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там./Телефон/
11. Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас. /Антенна/

Кроссворд №2

1








































3


2

4














































































5










































6












7








8


















9






































































Вопросы:
1. Растянулась, как гармошка
Чудо печка под окошком./Батарея/
2. Через реки, горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо – сундучок./Радиоприемник/
3. То, что измеряют вольтметром./Напряжение/
4. Накопительный источник тока./Аккумулятор/
5. Преобразователь переменного тока в постоянный./Выпрямитель/
6. Основной инструмент для пайки./Паяльник/
7. Нет ушей, а слышит
Нету рук, а пишет./Магнитофон/
8. Она на белых камушках сидит.
Не подходите близко закричит./Наседка/
9. Кто по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно
Освещает дом оно./Электричество/





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Типы нетрадиционных занятий самые разнообразные, но не это главное. Главное в том, что обучающие вовлечены, их работоспособность максимальная, результативность занятия возрастает.
В период анализа данных занятий целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития обучающихся, так и картину обобщения - эмоциональный тонус занятия: не только в общении обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.











ПРИЛОЖЕНИЕ

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Борисов В.Г. Юный радиолюбитель. [Текст]/В.Г. Борисов: Радио и связь.- М.: 1983Пособие: Для руководителей кружков. - М.: Просвещение 1990. – 208 с.: ил.
Войцеховский Я. Радиоэлектронные игрушки (электроника дома, на работе, в школе). [Текст]/Я. Войцеховский: Пер. с польского.- М.:«Сов. Радио».1976.- 608с. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. [Текст]/ А.Ф. Воловик, В.А. Воловик: Учебник.- М.:Психолого - социальный институт, 1998. – 240 с.
Колонтаевский Ю.Ф. Радиоэлектроника. [Текст]/Ю.Ф. Колонтаевский: учеб. Пособие для СПТУ. - М.: Высшая школа, 1998. – 304 с.: ил.
Ланина И.Я.100 игр по физике [Текст]/ И.Я.Ланина: Кн. Для учителя.- М.: «Просвещение». 1995. – 224 с.: ил.
Степанов Н.Л., Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. [Текст]/ Н.Л Степанов, Е.Н. Степанов: Разработка и использование.
- М.: Творческий центр «Сфера», 2003. – 128 с.
Эрл Д. Гейтс Введение в электронику. [Текст]/ Эрл Д. Гейтс Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону.: Феникс 1998. – 640 с