Методическая разработка урока математики в 5 классе Вычисления с многозначными числами
Разработка урока математики по теме
«Вычисления с многозначными числами»
(5 класс)
Учитель Шароглазова С.Н.
Тема урока: Вычисления с многозначными числами
Цель урока: закрепить правила выполнения действий с многозначными числами
Задачи урока:
-обучения: отработать навыки выполнения сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел; закрепить навыки решения текстовых задач;
-развития: развитие мышления, творческой и мыслительной деятельности, активности; формирование умения четко и ясно излагать свои мысли;
-воспитания: интереса к предмету, воспитание веры в свои силы, учить работать коллективно и самостоятельно.
Вид урока: урок закрепления знаний, обобщения знаний, полученных в начальной школе с применением творческих и занимательных заданий.
Оборудование: «цветок» с вопросами для устной работы, картинки с изображением сказочных героев; карточки с заданиями тестов; карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы, цели урока.
Психологический настрой на урок (Начало урока. Известно: как начнешь урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность детей. Включить ребят в работу — важная задача учителя. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность)Улыбнемся друг другу, дети!
Сядьте тихо, удобно, закройте глаза!
Повторяйте за мною следующие слова:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться
Я радуюсь этому (пауза)
Внимание мое растет,
Я как разведчик, все замечу,
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно (пауза)
Я хочу учить и
Я очень хочу учиться
Я готов к работе,
Работаю!!
Открыли глаза, приступаем к работе!
Актуализация опорного материала.
Устный опрос «Мини-экзамен».
У каждого в жизни будут экзамены, придется тянуть билеты, и сейчас мы попробуем к таким экзаменам подготовиться.
На доске висит «цветок», на его лепестках находятся вопросы. К доске выходит 1 учащийся, отрывает лепесток, читает вопрос, просит кого-нибудь из учащихся ответить.
Во время проведения устного опроса 4 учащихся получают индивидуальные задания.
Вопросы на лепестках:
1. Как называются компоненты при сложении и вычитании?
2. Как называются компоненты при делении и умножении?
3. Сформулируйте правило округления натуральных чисел.
4. Сформулируйте правило сравнения натуральных чисел.
5. Сформулируйте правило записи чисел при сложении или вычитании в столбик.
После проведения опроса собрать индивидуальные задания.
2) Запись даты, темы урока.
3) Графический диктант.
Правила диктанта. Учащиеся отмечают в своих тетрадях верное утверждение как символ Λ, неверное - __ . В результате должна получиться некоторая последовательность этих символов.
Учитель зачитывает вопросы:
Верно ли утверждение:
1. Пятизначное число больше двузначного (Λ)2. В числе 2961 в разряде тысяч стоит 9 (__)
3. При округлении числа 4502 до сотен получили 4500 (Λ)
4. Вычитание выполнено верно: 245-181=64 (Λ)
5. Произведение 25·123·10·0·679·39 равно 0 (Λ)
6. Делитель может быть равен нулю (__)7. 300 меньше 100 в три раза (Λ)После проведения графического диктанта учитель рисует на доске получившийся рисунок и просит учащихся проверить, поменявшись тетрадями (взаимопроверка). Кто выполнил без ошибок, получает «5».
Рисунок: Λ_ΛΛΛ_Λ.
Далее учитель говорит, что это непросто рисунок, а горы, вершины, которые нам следует покорить. У каждой вершины свое название.
Д ПЗФ Т
Λ_Λ Λ Λ_Λ.
Д- графический диктант, П – примеры, З- решение задачи, Ф – физминутка, Т-тест.
3. Закрепление ранее изученного материала. Выполнение заданий.
1. Двигаемся покорять вершину П. Прежде чем приступить к заданию, внимательно посмотрите на примеры и скажите, а чем отличается их запись? (Наличие скобок) А влияют ли скобки на результат? Давайте это проверим.
Вычислить:
б) (35·52+60)·25-960:24 – 1 вариант (46960)
1880; 1820; 40; 47000; 46960
в) 35·52+60·25-960:24 – 2 вариант (3280)
1820; 3320; 40; 1500; 3280
На доске после примеров записаны (прикреплены на листах) ответы действий, но не по порядку. Цель: учащиеся могут проконтролировать себя.
Учитель дает время на решение примеров, затем над примером записываются ответы, их записывают учащиеся, выходя по очереди.
После этого сравниваются ответы. Сравнение записывается на доске и в тетрадях.
Решение задачи
Сейчас будем задачу решать.
Решая задачу, о многом можно узнать.
Задачи учат нас рассуждать,
Анализировать, наблюдать, вычислять.
Решив задачу, мы поможем одному герою Э. Успенского. Только нужно отгадать, как его зовут. А отгадывать мы будем по его песне.
А я все чаще замечаю,
Что меня как будто кто-то подменил.
О морях и не мечтаю,
Телевизор мне природу заменил.
Что было вчера позабыть мне пора,
С завтрашнего дня,
С завтрашнего дня!
Ни соседям, ни друзьям.
Никому!
Не узнать меня!
Не узнать меня!!!
Если учащиеся затрудняются, то следует предложить загадку.
Острые ушки,
На лапах подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит.
Кот Матроскин так увлекся хозяйством (продажей молочных продуктов), что решил еще и магазин открыть по продаже вещей.
Вот давайте решим задачку про его магазин.
Работа с учебником, с. 55 № 186.
Вначале разобрать, что такое покупка оптом и в розницу.
Решение задачи предложить одному учащему. Он должен выступить в роли учителя. Это позволит установить более тесный контакт между учащимися. Дети пробуют отвечать на вопросы, которые задает им одноклассник. Учатся слушать друг друга. У детей развивается внимательность, заинтересованность.
количество сумма Цена 1 куртки
оптом 30 курток 72000 ?
розница 30 курток 93600 ?
1) 72000:30=2400(руб)
2)93600:30=3120(руб)
3120-2400=720(руб)
Ответ: на 720 руб оптовая цена меньше розничной.
-Ребята! Как вы думаете, Матроскин удачно занялся этим бизнесом? Приносит ли он ему доход?
3. Физминутка.
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад)
А теперь, ребята встали,
Быстро руки вверх подняли.
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели, вновь за дело.
4. Мы покорили вершины Д, П, З, Ф. Впереди вершина Т. На этой вершине вас ожидает еще один сказочный герой. Он постоянно попадал в нелепые ситуации. Пробовал быть художником, поэтом, механиком, врачом. Но у него ничего не получалось. Потому что плохо учился, почти не ходил в школу. И все-таки он был потешным, веселым. Кто же он? (Незнайка). На доске его фото.
Он предлагает вам выполнить тест с выбором правильного ответа. Вы должны внимательно прочитать задания и обвести в кружок ту букву, под которой написан верный ответ. После выполнения теста у вас получится слово, что оно обозначает, узнаете на следующем уроке.
Данный вид работы проводится в парах. На каждую пару выдаются листы с заданиями теста.
ТЕСТ
Вариант 1.
1. Округлите число 247842 до тысяч
а) 247800; б) 248800; в)249000; г)248000
2. Найти сумму чисел 3456+6545
о) 9000 в)990 р)10001 м)10011
3. Найти разность чисел 347001-189245
и)167756 а)157756 л)157765 с)147756
4. Произведение чисел 254·45 оканчивается цифрой
я)5 б)9 в)4 ф)0
5. Какое действие выполняется последним при нахождении значения выражения 2700+3000·600-8400:6?
и)вычитание к)сложение ч)умножение ю)деление
6. Вычислите 82-19·3
т)25 р)32 д)189 е)28
Вариант 2
1. Округлите число 247842 до сотен
а)247800 б)248800 в)247900 г)247800
2. Найти сумму чисел 3456+6546
р)10000 о)9000 в)9900 м)10010
3. Найти разность чисел 347005-123705
и) 1267756 а)223300 л)157765 с)147790
4. Произведение чисел 2544·450 оканчивается цифрой
я)5 в)4 ф)0
5. Какое действие выполняется первым при нахождении значения выражения 2700+3000·600-8400:6?
и)умножение к)сложение ч)вычитание ю)деление
6. Вычислите 64-18·3
т)10 р)138 д)20 е)28
4. Подведение итогов уроков.
Сегодня на уроке мы повторили, обобщили материал, необходимый для работы с многозначными числами.
А что именно мы повторили, узнали нового.
Узнаем это! На доске таблички с номерами от 1 до 6. Учащиеся подходят и отрывают эти таблички по порядку, читают, что на них написано. После открытия табличек от 1 до 5 на доске появляется фраза. Учитель открывает последнюю табличку и появляется фраза «Большое спасибо за урок!» Учитель читает ее и заканчивает урок, дает домашнее задание.
Домашнее задание: № 179, 184