Конспект урока по теме Безработица, ее причины и последствия
Конспект урока
АВТОР: Романов Михаил Владимирович
Березниковская ООЩ – филиал МБОУ Юрьевской СОШ
Предмет: Обществознание
Класс : 8
Тема урока «Безработица, ее причины и последствия»
Место урока в теме:
изучение нового материала
Тема: Безработица, ее причины и последствия
Задачи урока
Познакомить учащихся с характером труда в условиях рыночной экономики, его влиянием на занятость работников в условиях конкуренции.
Раскрыть причины и последствия безработицы.
План изучения нового материала
I. Безработица — спутник рыночной экономики.
II. Причины безработицы.
Экономические и социальные последствия безработицы.
Роль государства в обеспечении занятости.
Безработица — спутник рыночной экономики.
Задача данного этапа урока — сформировать понятие «безработица» и раскрыть особенности проявления безработицы в условиях рыночной экономики.
Приступая к изучению первого пункта плана, полезно включить учащихся в обсуждение подводящих к проблеме урока вопросов:
каждый ли человек имеет возможность заработать себе на жизнь? Что делать, если человек готов трудиться, а подходящего места работы нет?
Результаты обсуждения ответов на вопросы помогут подвести учащихся к пониманию особенностей и характера труда в рыночной экономике, сравнить их с трудом в условиях командной экономики. Можно предложить учащимся после знакомства с учебным текстом выделить и назвать эти особенности. Вероятно, они назовут следующие характеристики труда: добровольный, свободный, преимущественно основанный на частной собственности.
Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащиеся находят существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане. Им предлагается привести примеры, характеризующие положение каждой из названных категорий населения. Далее учитель задает классу вопрос: кого можно признать безработным? Найти правильный ответ учащимся поможет обращение к содержанию рубрики «Ситуация» в учебном тексте, его совместный с учителем анализ.
Иной вариант усвоения понятия «безработица» — выполнение следующего учебно-познавательного задания:
Определите положение граждан с точки зрения их занятости в хозяйственной жизни страны.
а)программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности
б)студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза
в)рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости
г)женщина, ушедшая с работы в отпуск по уходу зародившимся ребенком
д)мать, имеющая ребенка-инвалида и работающая в режиме неполного рабочего дня
е)учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности
Следующие проблемы, требующие внимания учителя и учащихся:
определение уровня безработицы и осмысление зависимости уровня безработицы в стране от состояния дел в экономике.
Добиться успешного усвоения первой проблемы можно, предложив учащимся решить следующую задачу, используя информацию учебного текста: в 2001 г. в России численность занятых в экономике составила 64,7 млн человек, а численность безработных — 6,3 млн человек. Определите уровень безработицы в России в то время.
Учитель напоминает учащимся, какая категория граждан включается в состав трудоспособного населения страны, и обращает внимание на расчетную формулу, приведенную в учебном тексте. Можно предположить, что учащиеся дадут следующий правильный ответ: «Уровень безработицы в России в 2001 г. составил 9,8 процента».
Для усвоения второй проблемы учителю необходимо дополнительно пояснить, что для рыночной экономики характерно циклическое развитие, т. е. чередование периодов спада и подъема в экономике. Усвоению материала также будет способствовать обращение к материалам рубрики «Факты». Учитель может предложить кому-нибудь из учащихся построить на основе данных рубрики график или диаграмму на доске и помочь школьникам проанализировать полученные сравнительные данные.
В целях закрепления изученного и проверки результатов его усвоения учитель может предложить выполнить ряд учебно-познавательных заданий:
1) Школьники учатся и еще не могут работать, пенсионеры уже не могут работать, есть люди, которые просто не хотят работать. Кого можно отнести к категории безработных? Отличаются ли безработные от неработающих? Поясните свой ответ.
2) Восемнадцатилетний юноша остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте оставшемуся без работы, как вести себя в этой ситуации. Что необходимо для получения статуса безработного и пособия на время поиска работы? Предложите свой план действий.
Причины безработицы.
II.Следующий шаг в учебном процессе — изучение ианализ причин безработицы.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с характеристиками тех или иных причин безработицы. Учитель предлагает найти ответы на вопросы:
1) Какое влияние оказывают перемены в потребительском спросе на занятость в производстве, требования к квалификации работников? 2) Почему люди меняют место работы? 3) Как спад производства влияет на уровень безработицы? 4) Что такое «сезонная безработица»?
Далее учитель организует выполнение заданий 2 и 4 из рубрики «В классе и дома» и приведенного ниже:
В США сотрудник, постоянно использующий компьютер, получает в среднем на 15 процентов больше своего менее квалифицированного коллеги. Среднегодовой доход у мужчин, имеющих диплом колледжа, примерно на 70 процентов выше, чем у тех, кто некогда начал работать сразу же после окончания школы. Сделайте выводы на основе приведенных данных.
Можно предположить, что учащиеся отметят роль и оценку квалифицированного труда в США, влияние квалифицированного труда на его результаты и размер оплаты, связь между уровнями квалификации работника и условиями его занятости.
Необходима помощь учителя и в усвоении учащимися особенностей и экономической сущности российской безработицы. Так, информация учебного текста о том, что каждого третьего безработного россиянина не устраивает размер предлагаемой заработной платы, может быть дополнена необходимыми пояснениями. Существует масса рабочих мест, которые не обеспечивают важнейшее условие работы — материальную заинтересованность работника. Порой низкая оплата труда на основном (постоянном) месте работы не позволяет ощутить разницу в обеспечении уровня жизни по сравнению с существованием на случайные заработки, в том числе и на пособие по безработице. Задача увеличения средней заработной платы — одна из главных в стране.
Экономические и социальные последствия безработицы.
III.Следующий пункт плана изучается школьниками также самостоятельно. В целях закрепления изученного учитель помогает организовать выполнение задания 1 из рубрики «В классе и дома», участвуя в обсуждении и оценке результатов выполнения этого задания.
Далее учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: как снизить экономические и социальные издержки безработицы? Его обсуждение помогает сделать логический мостик к изучению проблемы роли государства I обеспечении занятости населения.
Роль государства в обеспечении занятости.
IV. Материал о роли государства в обеспечении занятости населения тесно связан с содержанием изученных параграфов «Рыночная экономика» и «Роль государства и экономике». Учителю целесообразно напомнить школьникам, что обеспечение занятости населения — одна из функций государства в экономике, регулирование же рыночных отношений, финансовая и социально-экономическая политика государства тесно связаны с проблемой распределения трудовых ресурсов общества и создания условий для их воспроизводства. Далее учитель предлагает познакомиться на основе учебного текста с двумя основными направлениями деятельности государства: а) созданием условий для занятости; б) реализацией мер социальной защиты от безработицы.
Знакомство учащихся с первым направлением полезно закрепить выполнением следующего задания:
Американские корпорации тратят ежегодно 30 млрд долларов на обучение своих сотрудников.
В чем заключется эффективность вложений в повышение квалификации и переподготовку работников? Актуальна ли подобная политика работодателей и государства для российского общества?
Работая с текстом параграфа, учащиеся знакомятся со статистическими данными, характеризующими выбор грпж данами путей поиска новой работы и предложенными рубрикой «Факты». Учителю важно обратить внимание на ТО, что наиболее массовый способ поиска работы (отметили 40 процентов респондентов) — непосредственное обращение к потенциальному работодателю. Обсудите с учащимися возможные причины подобного выбора участниками исследования и предложите выполнить следующее задание:
Вам исполнилось 15 лет, и вы решили поработать. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Предложите будущему работодателю информацию о себе, чтобы получить желаемое место работы.
Современное российское общество, направления политики
Формирование понятий «занятость» и «безработицу» важно связать с реальными процессами в жизни страны, изменениями, произошедшими в социально-трудовой сфере жизни российского общества, характере труда и положении наемного работника в результате рыночных преобразований. Разносторонний анализ этих явлений можно найти в рекомендованных учителю для изучения данной темы учебниках по экономике для вузов и школы.
Особенно важно использовать примеры не только государственных мер помощи населению в трудоустройстве, но и мер по стимулированию государством самостоятельной, активной деятельности граждан по обеспечению собственной занятости.
Домашнее задание
выполнить задание 3 из рубрики «В классе и дома».