План конспект урока на тему Внутренняя политика Александра III
План конспект урока «Внутренняя политика Александра III»
Цель урока: дать оценку личности Александра III, создание условий для осознания и осмысления материала средствами технологии критического мышления, развивающего обучения.
Задачи урока: 1) сформировать представление о личности Александра III, показать роль К.П. Победоносцева в формировании политической программы; подвести учащихся к оценке внутренней политики Александра III;
2) Развивать навыки составления характеристики исторического деятеля.
3) Продолжать формирование ценностного отношения учащихся к нравственным качествам выдающихся государственных деятелей.
Формирование метапредметных умений
Личностные УУД:
- определять правила работы в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль;
- выделять то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД:
- проводить поиск информации;
- проводить анализ учебного материала;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- уметь работать в группе и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- уметь выражать свои мысли.
Использованные технологии:
технология критического мышления;
технология проблемного обучения; развивающего обучения
Оборудование урока: карта »Россия в пореформенный период»; иллюстрации с портретами Александра III и К.П. Победоносцева;
ксерокопии документов, карточки-задания, атлас
Основные понятия: контрреформа; миротворец
Тип урока: изучение нового материала c применением проблемно- диалогической технологии
Ход урока
I Организационный моментII Актуализация знаний
«Король умер, да здравствует король!»
Уместна ли эта фраза сегодня на уроке?
О ком пойдет речь?
Да, действительно тема нашего урока «Внутренняя политика Александра III»
Рукой железной правя твердо,
Ты порождал любовь и страх,
Флаг российский реял гордо
В нам чуждых странах и морях.
Таких Царей, как Ты, не будет,
Вот почему Ты мог сказать:
«Когда Царь Русский рыбу удит-
Европа может подождать!»
Елена Семенова - современная поэтесса
III Изучение нового материала
Первый этап - погружение в проблему
Учащимся предлагается проанализировать оценки современников и ученых личности и политики Александра III. (Высказывания приведены в приложении 1)
Возможно сообщение о личности императора (приложение 2).
Задание: 1. Какое противоречие Вы увидели?
2. На основании выявленного противоречия, какой у Вас возникает вопрос?
Учитель организует учащихся на поиск решений, при этом используется дидактический материал, задания, которые ставят учеников перед противоречием.
Учащиеся формулируют проблему: Александр III продолжил либеральные реформы своего отца или проводил консервативную политику?
Второй этап урока – выдвижение версий и гипотез. Это этап активного поиска ответа на проблемный вопрос. Все гипотезы, версии и предложения фиксируются на доске и в рабочих листах учащихся. Можно использовать прием «корзина идей». На доске нарисовать значок корзины, в которой условно будут собраны все гипотезы и версии учеников.
Третий этап – актуализируются освоенные детьми знания по курсу истории или обществознанию для решения проблемы, определяется, «что известно».
Затем четко формулируется то, что «неизвестно» для решения данной проблемы, т.е. конкретно следует изучить. Работа учащихся организована в парах.
- Вспомните основные либеральные реформы? (реформы записываются на доске)
1.Судебная реформа.
2. Земская реформа.
3. Реформа в области просвещения.
4. Цензурная реформа.
Четвертый этап урока - открытие нового знания, поиск решения проблемы. В процессе совместной деятельности (парной, групповой) учащиеся проверяют различные гипотезы, используют текст учебника (стр. 217- 224).
Пятый этап урока состоит в применении нового знания. Делается вывод по проблеме. Определяется, чьи гипотезы и версии подтвердились.
Вывод: Все перечисленные реформы претерпели изменения. С приходом на пост министра внутренних дел Д.А.Толстого в отставку были отправлены все министры, защищавшие реформы Александра II, начинается пересмотр реформ, получивший название – контрреформы.
Чтобы проводить новый курс, царь пытается заручиться поддержкой всех слоев населения.
Составляются таблицы: »Социальная политика»
«Контрреформы Александра III»
*Проводится первичное закрепление нового материала с помощью простых тестов.
На шестом этапе организуется письменная рефлексия: сравниваем, что знали и что нового узнали, анализируем.
Подводим итог урока (приемы: синквейн; эссе; телеграмма)
Оценивание производится с помощью взаимопроверки или самооценки.
Домашнее задание. № 30-31, характеристика исторического деятеля.
Литература:
1.Асмолов А.Г. Системно - деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования. -2008.-№2.
2.Данилов А.А. История России, XIX век. М.: Просвещение, 2014.
3.Манько А.В. Чтения об особах Российского императорского дома. М.: Просвещение, 1994.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.
Приложение 1
«Император повел русский государственный корабль иным курсом, чем Его отец. Он не считал, что реформы 60-70-х годов – безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России». (С.С.Ольденбург)
Г.В.Плеханов писал об эпохе 1880-х-начале 1990-х г.г. »Целых тринадцать лет Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы буря не разразилась».
Политика Александра III была направлена на стабилизацию общества, укрепление Российского государства, она опиралась на исторические традиции. И хотя акцент был сделан на ограничение реформ 60-х-70-х годов, проводились и либеральные мероприятия. Он вошел в историю как царь – миротворец, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами.
8 марта 1881 года состоялось обсуждение проекта Лорис - Меликова. За созыв представительства высказалась большая часть сановников. Слово взял один из второстепенных сановников. «Бледный, как полотно и, очевидно, взволнованный»,- с удивлением отметил очевидец». «Я в смущении, я в отчаянии, - почти с крика начал оратор, - сердце сжимается при мысли о предложенном проекте: в нем слышаться фальшь, скажу более, он дышит фальшью, едва ли не пришло время сказать: конец России, ведь в России хотят ввести Конституцию!». Беды России, по мнению оратора, порождены реформами. Теперь, восклицал оратор, обращаясь к царю, нам предлагают учредить верховную говорильню, и когда? «Когда по ту сторону Невы, лежит в Петропавловском соборе не погребенный прах благодушного русского царя, который среди белого дня растерзан русскими же людьми!».
Совещание было ошарашено. Впервые осуждались «Великие реформы». Их авторы обвинялись в гибели Александра II. «На всех нас лежит клеймо несмываемого позора. Мы все должны каяться!» - выкрикнул оратор. И Александр III неожиданно отозвался: «Сущая, правда, все мы виноваты. Я первый обвиняю себя!».
Кто он? Давний наставник царя, обер-прокурор Святейшего Синода – Константин Петрович Победоносцев. Являлся ярким представителем консерватизма, хранителем традиций, выступал «против всяких изменений ради идеала монархии», считал, что реформы погубят Россию. «Гением тьмы», «великим инквизитором» называли его современники. Именно он стал автором коронационного манифеста Александра III.
29 апреля 1881 года царь обнародовал Манифест, в котором говорилось: «Посреди великой скорби глаз Божий повелевает нам встать на дело правления, в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений».
Приложение 2
Личность Александра III
Стал наследником престола в 1865 году после неожиданной кончины старшего брата Николая. Его не готовили к императорскому венцу, и он получил обычное для великих князей военное образование, однако и его не сумел освоить в полной мере. Историю наследнику читал С.М.Соловьев, юридические науки К.П.Победоносцев. После смерти старшего брата цесаревич взял в жены его невесту датскую принцессу Дагмару, в православии Марию Федоровну. У них было трое сыновей – Николай, Георгий, Михаил и две дочери – Ксения и Ольга. Еще до вступления на престол объездил пол России. Предпочитал останавливаться в домах простых людей, вел долгие разговоры с людьми пожившими, знавшими толк в старинных обычаях и привычках, поражал современников своей простатой, знанием народной жизни; и русским (мужицким) складом характера. Внешне он тоже напоминал мужика, был излишне полн, чем вызывал насмешки в царской семье. Но окладистая борода и почти всегда военный мундир предавали его облику представительность и основательность. Отличался колоссальной физической силой: легко ломал подковы и сгибал серебряный рубль. Государственной экономией был похож на Петра I, даже брюки ему перештопывал ординарец. После смерти Александра II стал опасаться террора. Уже 2 марта принимая высших государственных сановников, император подчеркнул, что не обманывается относительно состояния дел в России, что не пойдет ни на какие уступки и готов мужественно встретить опасность. Он сказал: «Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело начатое им».
Может быть, реформы будут продолжены?!