Развитие разговорной речи обучающихся в школе I-II вида
Развитие разговорной речи обучающихся в школе I-II вида
Педагог организует деятельность детей и в это время предлагает им новые слова и фразы. Он учит их понимать и выполнять поручения, отвечать на вопросы, сообщать о выполнении задания, обращаться с просьбой. На всех уроках расширяется и уточняется словарный запас детей. Чтобы познакомить детей с новыми словами и выражениями учитель: а) использует непроизвольно возникшую или создает нужную ему ситуацию, в этих условиях организует работу детей, в процессе которой обращается с ними, включает в свою речь определенные слова и фразы; б) может показать предмет, действие и назвать их; в) пополняет словарный запас синонимами.
Развитие речи учащихся имеет свои виды работ. Они определяются требованиями соответствующего раздела программы: 1) понимать обращения и выполнять поручения, выражать просьбу, желание, побуждение; 2) обращаться к товарищу по заданию учителя, а также по собственному побуждению; 3) сообщать о выполненной и предстоящей работе. В практику обучения глухих вошли такие виды работ, как обучение составлению поручений и отчета о их выполнении; 4) вести диалог. Эти виды работ направлены на развитие у глухих школьников навыка ведения ситуативного диалога по заранее определенной теме. Они могут быть использованы не только на различных уроках, но и во внеклассное время.
Работа по закрытой картинке - это один из распространенных в школе глухих видов работ. Цель работы – научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснять содержание картинки, которую они не видят. В процессе работы по закрытой картинке дети учатся в строгой логической последовательности задавать вопросы о её содержании, по словесным ответам учителя отображать его в рисунках, сравнивать их с картинкой.
Еще одним видом работ являются беседы. Главным условием бесед является их мотивированность, создание которой достигается путем специальной организации бесед. У глухих детей появляется много вопросов, когда они встречаются с новыми для них явлением, событием или предметом. Они хотят о нем узнать, но не умеют задавать вопросы. Если учитель вовремя поможет, то беседа пойдет при большой речевой активности детей. Весьма эффективными в плане развития разговорной речи могут быть беседы по прочитанным рассказам, которые проводятся на уроках чтения. Требования к содержанию и организации бесед растут с каждым годом обучения, рассматривается тематика бесед, усложняется содержание и формулировка вопросов, возрастает самостоятельность и активность детей.
Важное место в развитие диалогической речи глухих школьников занимают упражнения. Интересным видом упражнений является составление диалога по заданной ситуации. Его можно проводить как подготовительное в процессе работы над сочинением на основе личных впечатлений, творческого воображения и над изложением. Оно позволяет активизировать словарь по теме и приобретать навыки правильного формирования диалогической речи в устной и письменной форме. Упражнения по развитию разговорной речи необходимо проводить на всех уроках и во внеклассное время, создавая специальную ситуацию или используя естественную (Зыков С.А., Нестерович Т.В.).
Итак, виды и приемы работ по развитию разговорной речи в школе глухих многообразны. Все они направлены на установление общения детей не только с педагогом, но и друг с другом, имеют мотивированный характер. Учитель должен помнить о том, что нельзя давать глухому готовую схему ведения диалога, иначе малейшие изменения в его ходе вызывают большие трудности. Работа по развитию речи преимущественно ведется в устной форме, весь речевой материал должен восприниматься детьми слухо-зрительно.
Учитывая ряд перечисленных психологических особенностей учащихся с нарушениями слуха, возможно преодоление и других трудностей, которые возникают у них в овладении диалоги
·ческой речью. Нами был разработан ряд специальных заданий, упражнений и дидактический материал, помогающий более эффективному развитию разговорной речи обучающихся. В него вошли:
1) «Живые картинки». Это дидактический материал в виде картинок на которых все главные действующие лица двигаются, то есть могут перемещаться. Причем движения могут одним и тем же объектом совершаться разные. Например, такая «живая картинка»: Лес, деревья, кусты. Из-за елки выглядывает волк (1-ое действующее лицо). На полянке зайчик (2-ое действующее лицо). Зайчик может сидеть, бежать, прыгать, спрятаться от волка под кустик . На таких картинках возможны различные комбинации персонажей, действия, движения их могут увеличиваться и усложняться. Такой дидактический материал помогает детям расширить свой словарный запас, в данном случае это глаголы. (картинка «В огороде» – существительные, помогает уточнить смысл некоторых слов, правильно определить то или иное действие.
2) «Полузакрытая картинка».
Ребятам дается картинка, которая закрыта, но не полностью, отдельные части предмета (вещи, животного и т.д.) они могут видеть. По наводящим вопросам, которые относятся к видимым частям предмета, ученики должны, в конечном счете, ответить «Кто это?» или «Что это?» Например, дана «Полузакрытая картинка» на которой изображена лиса. Дети видят отдельные фрагменты: нос, лапы, хвост. Даны вопросы: 1) – Нос какой? (-Нос длинный (острый)) 2) – Лапы какие? (- Лапы мягкие (короткие)) 3) – Хвост какой? (- Хвост рыжий (длинный, большой)). И последний вопрос: - Кто это? (Это лиса). Все ответы на вопросы учитель записывает на доске. Таким образом, по отдельным (видимым) фрагментам ученикам удалось определить полное содержание картинки. Чтобы усложнить задачу, можно не давать ученикам готовые вопросы, а предложить им самим поставить их и самим же на них ответить. Также можно предложить детям нарисовать то, что, по их мнению, нарисовано на картинке. Цель «полузакрытой картинки» научить учащихся задавать вопросы и с их помощью выявить содержание картинки. К тому же ребят побуждают давать как можно более точную, развернутую характеристику картинки (по ее частям). Словарный запас обогащается новыми прилагательными. Использовать дидактический материал «Живая картинка» и «Полузакрытая картинка» можно и для отгадывания загадок (обычно загадки глухим детям даются с трудом). Так, например, загадка: «Хвост крючком, нос пяточком» (поросенок) будет легче отгадана, если ребятам в помощь будет предложена «полузакрытая картинка». Или другая загадка: «По лесочку прыг да скок. Под кусток и молчок». (заяц) Здесь может быть использована «живая картинка» с зайчиком, о которой мы уже говорили выше. Но только зайчика закроем квадратом из бумаги, а движения будем выполнять те же (прыгает, прячется).
3) Задания на карточках.
Сюда входят задания на формирование обобщающих понятий, систематизацию, дифференциацию предметов и т.д. Также можно использовать различные игры, шарады, ребусы, кроссворды.
Все задания, упражнения, разработанные нами для более эффективного развития разговорной речи обладают общими особенностями, а именно:
1) Все их можно использовать на различных уроках и во внеклассное время, причем одно упражнение можно применить как на уроке чтения, так, к примеру, и на уроке ознакомления с окружающим миром.
2) Они обладают достаточной наглядностью, красочны и ярки, что способствует большему интересу со стороны учащихся.
3) Все они соответствуют программному материалу, предусмотренному для глухих учащихся 1-ого класса.
4) Все задания и упражнения используются систематически и при этом постепенно модернизируются, усложняются и совершенствуются.
15