Сопроводительная записка к изделию на выставку декоративно-прикладного творчества.
«Подставка для комнатных цветов»
Выполнил: Бабкин Влад
10 класс
МОКУ «Гостомлянская средняя
общеобразовательная школа»
Медвенский район
Рук: Вытовтов Александр Вячеславович
Подставка для комнатных растений изготовлялась для практического применения по назначению. До этого мною были изготовлены несколько настенных полок для комнатных цветов. Прежние изделия выполнялись с помощью электролобзика и электрофрезера. В этом году решено было усложнить задачу и изготовить некоторые детали на токарном деревообрабатывающем станке. Основной целью является изготовление качественного, красивого изделия для участия в выставках и дальнейшего применения подставки в быту по его прямому назначению
Технология изготовления
Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.
При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты.
Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, резец, пила). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления – устройства, которые облегчают работу. Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.
Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.
Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.
Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.
Я же сделаю простое описание процесса изготовления изделия
Изображение №1
ОСНОВАНИЕ (позиция №1 изображение 1)
1 Выбрать заготовку 360Ч270Ч25 и подготовить пласти с помощью рубанка или шлифовальной машины.
2. Разметить по шаблону ( все шаблоны изготовлены из чертёжной бумаги)
3. Выпилить по линии разметки
4. Кромку обработать с помощью электрофрезера
5. В центре просверлить отверстие
· 250
6. Шлифовать пласти наждачной шкуркой
ОПОРЫ ПОЛОК (позиция №2 изображение 1)
1.Выбрать заготовку 200Ч90Ч9 (многослойная фанера)
2. Разметить по шаблону
3. Выпилить по линии разметки
4. Шлифовать поверхности.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СТОЙКА (позиция №3 изображение 1)
Состоит из двух частей до боковых полок одна часть и после них вторая. Так как в станок СТД-120М нельзя закрепить длинную заготовка.
Технология изготовления обеих частей совершенно одинакова.
1.Выбрать чурак 310Ч80 или брус 310Ч80Ч80, разметить и подготовить центра для крепления в станке
2. Закрепить заготовку с помощью трезубца с поджатием задней бабки в станке СТД-120М
3. Точить фасонные поверхности (поверхность может точиться произвольно на сколько хватит фантазии. Но если будут изготовляться несколько одинаковых изделий, то предварительно необходимо сделать чертёж стойки)
4. шлифовать стоику
5. долбить гнёзда под опоры полок (поз№2)
БОКОВЫЕ ПОЛКИ (позиция №4 изображение1)
1.Выбрать заготовку 230Ч300Ч18 (многослойная фанера или доска)
2.Разметить по шаблону
3. Выпилить по линии разметки
4. обработать кромку электрофрезером
5 шлифовать поверхности
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПОЛКА (позиция №5 изображение 1)
1 Выбрать заготовку 270Ч270Ч18 (многослойная фанера или доска) и подготовить пласти с помощью рубанка или шлифовальной машины.
2. Разметить по шаблону
3. Выпилить по линии разметки
4. Кромку обработать с помощью электрофрезера
5. В центре нижней части просверлить глухое отверстие
· 250
6. Шлифовать пласти наждачной шкуркой
Собрать изделие согласно изображения 1 с помощью клея «Момент-столяр» или ПВА. После сборки изделие покрыть морилкой и лаком.
История происхождения художественной обработки древесины и точения на токарном станке
Желание своими руками создать из древесины красивую вещь и украсить её неповторимыми узорами бывает практически у каждого из нас. Особенно сильно оно ощущается после посещения выставок декоративно-прикладного искусства, музеев деревянного зодчества под открытым небом, встреч с профессиональными резчиками по дереву.
В России искусство резьбы по дереву имеет многовековую историю и по праву занимает достойное место в декоративно-прикладном творчестве. Многонациональная Россия всегда славилась самобытными, талантливыми мастерами-резчиками, работы которых стали достоянием национальной культуры. Во многих музеях страны представлены уникальные изделия из древесины, созданные мастерами прошлых лет. Талант народа, его любовь к украшению жилища, бытовых предметов и орудий груда позволили создать самобытные произведения.
Среди многочисленных ремёсел, связанных с обработкой древесины, ведущее место занимает резьба по дереву.
Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и др.
Развитие художественной обработки древесины тесно связано с общим развитием русского искусства и архитектуры. Подлинных древних памятников искусства художественной обработки древесины сохранилось немного, поэтому изучают их по летописям, литературным источникам, фольклору, изображениям в живописи и миниатюре. Русское искусство художественной обработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству древних славян, селившихся с первого тысячелетия н.э. по берегам Днепра, Волги, Дона, озера Ильмень.
Резьба по дереву возникла еще с древнейших времен. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий.
Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья.
Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из нее делалось практически все необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, мельницы, лодки и многое другое. Музыкальные инструменты тоже делались из дерева. Это балалайки, свирели, жалейки, рожки, скрипки.
Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив ее.
Для изготовления цилиндрических, конических деталей стали использовать различные приспособления. И одно из таких устройств токарный станок.
История относит изобретение токарного станка к 650 гг. до н. э. Станок представлял собой два установленных центра, между которыми зажималась заготовка из дерева, кости или рога. Раб или подмастерье вращал заготовку (один или несколько оборотов в одну сторону, затем в другую). Мастер держал резец в руках и, прижимая его в нужном месте к заготовке, снимал стружку, придавая заготовке требуемую форму.
Позднее для приведения заготовки в движение применяли лук со слабо натянутой (провисающей) тетивой. Тетиву оборачивали вокруг цилиндрической части заготовки так, чтобы она образовала петлю вокруг заготовки. При движении лука то в одну, то в другую сторону, аналогично движению пилы при распиливании бревна, заготовка делала несколько оборотов вокруг своей оси сначала в одну, а затем в другую сторону.
В XIV - XV веках были распространены токарные станки с ножным приводом. Ножной привод состоял из очепа - упругой жерди, консольно закрепленной над станком. К концу жерди крепилась бечевка, которая была обернута на один оборот вокруг заготовки и нижним концом крепилась к педали. При нажатии на педаль бечевка натягивалась, заставляя заготовку сделать один - два оборота, а жердь - согнуться. При отпускании педали жердь выпрямлялась, тянула вверх бечевку, и заготовка делала те же обороты в другую сторону.
Примерно к 1430 г. вместо очепа стали применять механизм, включающий педаль, шатун и кривошип, получив, таким образом, привод, аналогичный распространенному в XX веке ножному приводу швейной машинки. С этого времени заготовка на токарном станке получила вместо колебательного движения вращение в одну сторону в течение всего процесса точения.
Как известно, большим любителем мастерить был Петр I, освоивший за свою жизнь множество ремесел (столярное, оружейное, паяльное, часовое, типографское). Славился российский царь своим умением вытачивать деревянные детали на токарном станке. Под руководством Петра Россия ускоренными темпами создавала военно-морской флот, а на кораблях тех времен было изобилие точеных деталей, поэтому, наверно, не смог Петр I не освоить и это ремесло. К сожалению, в наше время стандартная угловатая мебель заменила элегантные точеные изделия, оставив последним место в музеях и квартирах коллекционеров. Однако по-прежнему радуют глаз точеные элементы наличников, карнизов и лестниц деревянных и каменных домов, построенных нашими дедами и прадедами. А сам процесс изготовления точеных деталей вызывает неповторимую гамму чувств, когда наблюдаешь, как на фоне грубой заготовки начинают появляться контуры изящных тел вращения, форма которых зависит от малейших движений резца в руке мастера, причем выходящая из-под резца тонкая стружка распространяет тонкий аромат дерева (правда, пыли образуется тоже много). Вот для ощущения всех этих прелестей точения, а также для получения нужных деталей понадобится токарный станок для древесины. Конечно, в отличие от эпохи Петра I, приводить деталь в движение будет не нога мастера, а электродвигатель. Все остальные элементы станка остались в основе своей без больших изменений.
15