Урок по окружающему миру на тему Тела, вещества, частицы.(3 класс) «Перспективная начальная школа»


Предмет: Окружающий мир. 3 класс «Перспективная начальная школа»
Тема: Тела, вещества, частицы
Учитель: Торопова Е.В.
Тип урока: Изучения нового материала
Цели урока:
Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.
Познакомить со строением веществ в разных агрегатных состояниях.
Научить различать тела и вещества.
Проверить знания учащихся по пройденной теме.
Развивать память, мышление.
Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
Повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного напряжения (динамические паузы, смена деятельности).
Формировать дружеские отношения в коллективе.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование:
1. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).
2. Металлическая линейка, резиновый мяч, деревянный кубик (у учителя).
3. Для эксперимента: пластилин, ножницы, геометрические фигуры из картона (на столах у детей).
4. Для опыта: стакан, чайная ложка, кусочек сахара; кипячёная вода (на столах у детей)
5. Листы с заданиями на команду (Приложения 2 - 4), лист оценивания на каждого ученика (Приложение 1)
Перед уроком дети поделены на 5 команд (в команде дети с разным уровнем развития). Каждый ученик получает лист оценивания.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Сегодня вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе:
(Памятка на столе у каждой группы)
Будь вежлив с товарищами в группе
Умей выслушивать мнения каждого
Доказывай своё мнение
Внимательно выслушай мнения ребят из других групп
II. Повторение изученного материала
- Наш урок начнём с повторения изученного материала.
- У вас на столе лежит тест. Внимательно прочитайте инструкцию к тесту.
(Задание №1)
Тест (Приложение 2)
(Внимательно прочитайте вопрос. Выберите правильный ответ. Букву правильного ответа впишите в нужную клетку. На каждый вопрос даётся одна минута. Желаю удачи!)1.Что такое природа?
а) всё, что сделано руками человека;
р) всё, что нас окружает и существует независимо от человека;
д) всё, что нас окружает.
Букву впишите в 4 клетку
2. Какая бывает природа?
а) природа бывает живая и неживая;
д) природа бывает только живая.
Букву впишите в 7 клетку
3. Что относится к неживой природе?
а) стол;
и) град;
р) берёза.
Букву впишите в 3 клетку
4. Какое царство не относится к живой природе?
б) царство бактерий;
о) царство растений;
р) царство льда;
д) царство грибов.
Букву впишите во 2 клетку
5. Какая цепь питания верная?
р) капуста жаба слизень;
д) капуста слизень жаба.
Букву впишите в 6 клетку
6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова?
д) спасены человеком;
о) уничтожены человеком;
в) стали редкими.
Букву впишите в 5 клетку
7. Что изучает наука экология?
п) связи между живыми существами и окружающей средой;
б) живую и неживую природу.
Букву впишите в 1 клетку

- Прочитайте слово, которое получилось.
- Кто правильно ответил на все вопросы, у того получилось слово ПРИРОДА.
- Кто ответил верно, ставит в лист оценивания 1 балл за первое задание.
III. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела «Эта удивительная природа».
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
(Узнаем ещё больше о природе).
- Тема нашего урока «Тела, вещества, частицы». Вы познакомитесь с телами и узнаете, из чего они состоят. Будете учиться различать тела и вещества.
IV. Работа над новым материалом
1) Беседа по теме «Тела»
- Ребята, будьте внимательны при работе. После объяснения вы должны будете заполнять таблицу «Тело и вещество». Не забываем, что работаем командой. (Задание №2)
(Приложение 3)
Что наблюдаем Главные признаки Что происходит при делении на части Что происходит при изменении формы
Тело Вещество - Что вы представляете, когда слышите слово «тело»?
(Тело человека, животного)
- Телами называют все предметы, окружающие нас. Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела. И тела сделанные руками человека или искусственные тела.
- Приведите примеры естественных тел, искусственных тел. Каждая команда по очереди называет тела.
(Дерево, кошка, птица, камень и т. д. Ручка, пенал, машина, дом и т. д.) - Сравните тела (линейка, мяч, кубик). Чем похожи?
(Искусственные тела)
- Определите основные признаки этих тел. Чем они различаются?
(Мяч – резиновый, круглый, маленький. Кубик – деревянный, большой.
Линейка – металлическая, прямоугольная)- Какой вывод можно сделать?
(Каждое тело имеет размеры, форму, это его признаки)
- Возьмите фигурку из картона, разрежьте ножницами на несколько частей.
- Что произойдёт с телом, если разделить его на части?
(Тело меняется)
- Что произойдёт с телом, если не делить его на части, а просто изменить его форму?
Проведём эксперимент.
Возьмите в руки кусочек пластилина, слепите из него любое тело. Сравните с фигурками ребят по команде. Превратите свои фигурки в шарик.
- Какой вывод можно сделать?
(Тело не делили на части, изменили форму, изменилось тело)
V. ФизминуткаСпал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся-
Бабочка кружит и вьётся.
- Назовите тела.
(Бабочка, цветок, солнце)
VI. Продолжение новой темы
2) Беседа по теме «Вещества»
- Все тела состоят из веществ. Вещества имеют свои признаки. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества.
Вещества бывают твёрдые, жидкие, газообразные (газ).
- Приведите примеры различных веществ.
(Вода, соль, сахар, глина и т. д.)
- Определите главные признаки этих веществ. Чем они различаются?
(Вкус, цвет, запах)
- Что произойдёт с веществом, когда мы тело делим на части или меняем его форму? Измениться ли оно?
3) Опыт
- Проведём опыт. В ваши стаканы налита кипячёная вода. Опустим в стакан кусочек сахара, тщательно размешаем. Что произошло с сахаром? Куда исчез сахар из стакана? Как доказать, что сахар остался в стакане?
(Попробовать раствор) Пробует один ученик в команде.
- Сделайте вывод.
- Заполните таблицу «Тело и вещество».
- Подведём итог. Проверка заполнения таблицы. (Один представитель команды зачитывает ответы, обсуждения детей, с чем согласны, не согласны).

Что наблюдаем Главные признаки Что происходит при делении на части Что происходит при изменении формы
Тело Размер, форма Изменяется Изменяется
Вещество Вкус, цвет, запах Не изменяется Не изменяется
- Кто ответил верно, ставит в лист оценивания 1 балл за второе задание.
Вывод. Тело и вещество не одно и то же, тело при делении на части, изменении формы изменяется, вещество не изменяется.
4) Закрепление (Задание №3) (Приложение 3)
- Проверим, как вы сможете отличить, что из перечисленного тела, а что вещества. Если я называю тело, вы рисуете в клеточке кружок, если вещество – треугольник.
(Гвоздь, медь, проволока, железо, алюминий, ложка, стекло, роса).
- Выполните проверку по ключу (Вывешивается на доску) O ∆ O ∆ ∆O ∆ O
- Кто ответил верно, ставит в лист оценивания 1 балл за третье задание.
- Вернёмся к опыту. Сахар распался на мельчайшие частицы. Учёные доказали, что вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазу. Частички сахара перемешались с частичками воды.
- Покажем этот опыт с помощью пластилина.
Возьмите два кусочка пластилина разных цветов (один – вода, другой – сахар). Соединим эти два кусочка вместе, скатаем шарик. Какого цвета стал наш шарик?
(Шарик стал разноцветный)
Вывод. С помощью текста на странице 36 сделайте вывод о том, что доказывает этот опыт.
(Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ).
- Учёные установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти промежутки маленькие (картинка), в жидких они побольше (картинка), а в газах ещё больше (картинка). (Приложение 5)
- Заполните таблицу. Внимательно читайте инструкцию. (Задание №4)
(Отметьте знаком «+» в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).
(Приложение 3)
Вещество Твёрдое Жидкое Газообразное
Соль Природный газ Сахар Вода Алюминий Спирт Железо Углекислый газ Проверка выполнения работы. (По очереди команды называют вещество и объясняют, к какой группе его отнесли)
- Кто ответил верно, ставит в лист оценивания 1 балл за четвёртое задание.
VII. Итог урока
1) Подведение итогов
- Вы дружно работали.
- Узнаем, какая команда была самой внимательной на уроке. Заполните схему. (Задание №5)
(Приложение 4)
ТЕЛА

- Прикрепите схемы к доске. (Обсуждение, с чем согласны, с чем не согласны)
- Кто заполнил схему правильно, ставит в лист оценивания 1 балл за пятое задание.
- Что нового узнали? (Телами называют все предметы, окружающие нас. Тела состоят из веществ. Вещества - из частиц).2) Выставление оценок
- Посчитайте, сколько баллов набрал каждый из вас. Это ваша отметка за урок.
VIII. Домашнее задание
- Кто набрал 5 баллов, записывает задание – страница в учебнике 38 (Молекулы и атомы)
- Кто набрал меньше 5 баллов – страницы в учебнике 34 – 37
Приложение 1
Лист оценивания
№ задания
Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Баллов
всего
Баллы