Исследовательская работа Гармоничное цветовое сочетание в нагрудном украшении пого
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Абакана
«Центр детского творчества»
Исследовательский проект
«Гармоничные цветовые сочетания в хакасском нагрудном украшении пого»
Проект выполнила:
Абдина Алина
Возраст 16 лет
Творческое объедение
«Этносувениры Хакасии»
Руководитель :
Нарылкова Наталья Анатольевна
Абакан 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
История возникновения нагрудного украшения пого…………………..4
Цветовые сочетания в пого………………………………………………...6
Сочетание цветовых отношений в нагрудном украшении пого с
помощью круга Иттена………………………………………………….…8
Выводы…………………………………………………………………..…13
Список использованной литературы…………………………………….14
Введение
Хакасское народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство хакасских мастеров помогает раскрыть мир прекрасного, развивать художественный вкус у подрастающего поколения. Соприкосновение с хакасским декоративно-прикладным искусством обогащает нас, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, мы испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Наиболее популярные направление в прикладном искусстве хакасов является изготовление одежды и украшений.Украшения одно из важнейших деталей костюма в традиционном обществе. Помимо своего эстетического назначения, украшения, наряду с орнаментом, несут функцию оберега, они призваны защитить человека от различных недугов, болезней. Одним из самобытных хакасских украшений является пого.
Нагрудник пого дошел до нас из глубины веков и является одним из уникальных явлений хакасской культуры. На некоторых каменных изваяниях «Иней тас», относящихся к окуневской культуре (II тыс. до н.э.), изображены точно такие же нагрудники. В настоящее время пого как нагрудное украшение получило широкое распространение среди хакасских женщин, которые одевают его на любой праздник. Поэтому выбор темы проекта неслучаен. Возникло желание глубже изучить процесс изготовления пого, его символику и семантику. А особенно разобраться в принципах цветового сочетания в нагрудном украшении. В работе предлагается один из способов гармоничного цветового сочетания нагрудного украшения, опираясь на круга Иттена. На основании выше сказанного были поставлены цели: изучить историю аксессуаров хакасского народа и выяснить принципы сочетания цвета в нагрудном украшении пого. Для достижения цели решаются следующие задачи:
Анализ специальной литературы. Наблюдение,изучение,анализ изделий народных мастеров. Изучить историю хакасских украшений.
Проанализировать принципы цветового сочетания в погоПознакомиться с технологией изготовления нагрудного украшения погоИстория возникновения нагрудного украшения погоЖенское нагрудное украшение пого как культовый символ древних хакасов появилось в тот исторический период, когда люди впервые стали выражать свои мироощущения и мировоззрения через схематические изображения, основанные на внешнем сходстве предмета с его абстрактным начертанием. В литературе описаны древние нагрудники на каменных изваяниях («Иней тас»), которые были установлены в хакасских степях еще во II тысячелетии до и. э. В горах Оглах-тах, что на берегу Енисейского залива, археологами были найдены архаичные нагрудники с завязками, сшитые из шкурок сурка. Пого упоминается также в бесценном культурном памятнике — хакасском героическом эпосе «Ай-Хуучин»:
Пого ее из золота
Под лучами луны играло.
Пого из серебра
Под лучами солнца сверкало.
Таким образом, нагрудное украшение пого рассказывает нам о представлениях наших предков, которые с трепетом относились к нему, как к носителю духовных начал, выражая тем самым свой взгляд на мироздание. Нагрудник пого служил у хакасов амулетом, защищая и оберегая владельца. Это культовое изображение было связано с почитанием богиниУмай, отвечающей за плодородие и дарующей женщинам души детей.
По форме пого напоминает полумесяц с закругленными рожками. Сверху жесткую основу обтягивают плисом и украшают перламутровыми пуговицами. Между ними нашиваются кораллы и бисер, которые образуют круги, сердечки, трилистники и другие старинные узоры. По нижнему краю спускается бахрома из бисерныхснизок с привязанными монетами. В древности кораллы покупались хакасами у татар, которые привозили их из Средней Азии. За одну большую бусину давали вола или лошадь.
Во время свадьбы традиционное ного в виде полумесяца могла иметь только сваха. Оно было составной частью ее ритуальной одежды. Позже это украшение стали носить и замужние женщины, надевая его на различные праздники. У незамужних девушек ного было прямоугольной формы и меньшего размера. Изготовлением «взрослого» пого девушки занимались перед свадьбой под руководством бабушек, которые передавали молодым правила нанесения узоров и соблюдения цветовой гаммы. Все это имеет сакральную символику и значение, отражая историко-культурные образы и понятия хакасов.
В центре пого красуется большая перламутровая пуговица. Это солярный знак, символ Солнца. Коралловая бусина, пришитая в середине пуговицы, обозначает «глаз-светило», «небесное око». Вокруг него пришиваются пуговицы помельче, которые изображают расходящиеся лучи. Прилегающий к Солнцу бисер олицетворяет свет. По всему периметру пого пуговицами средней величины вышивается движение Солнца по небосводу, а также его главные аспекты — восход, заход и нижнее, ночное Солнце. Эти символы играли важную роль в представлениях древних хакасов. Образ заходящего Солнца, которое, «умирая», утром воскресает вновь, олицетворяет бессмертие. Таким образом, солнечный круговорот, изображенный на пого, символизирует идею вечно возрождающейся жизни, смерть и воскрешение. Между «солнцами» бисером вышивался в основном растительный орнамент, а иногда еще и символ изобилия и плодородия — рога барана.
Нагрудное женское украшение пого не потеряло своего сакрального смысла и в настоящее время. Почти в каждой хакасской семье оно бережно хранится и почитается как символ прочности и процветания.
Цветовое сочетание в погоНа нагрудном украшении в основном повторяются следующие цвета: красный, белый, жёлтый, голубой, синий, зелёный, оранжевый. Красный цвет отражает радость, красоту, любовь, полную жизнь.
Белый цвет – цвет радости, чистоты, невинности света.
Синий – цвет неба, воды, реки.
Зелёный цвет. Это цвет зелени, молодости, надежды.
Оранжевый – цвет тепла, золота.
Жёлтый – цвет созревшей пшеницы, цвет осени, падающих листьев.
Все цвета, несущие в себе положительное, эмоциональное и нравственное начало, соотносятся с определенными камнями и различными металлами. Белый цвет, ассоциируемый с жемчугом и серебром, символизирует материнское молоко, союз женщины и младенца. Он характеризует счастье, благополучие, чистоту и благородство. В красный цвет окрашены рубин, коралл и медь — все это соотносится с радостью. Прочность, любовь, милосердие, а также появление Земли и первого человека связаны с желтым цветом, который ассоциируется с янтарем и золотом. Голубой цвет — это бирюза и сталь, говорящие о верности, постоянстве и вечности народа.
Чаще всего мастерицы использовали при вышивании пого чёрный фон (цвет земли), и применяли сочные, яркие тона бисера, так как они особенно звучны на тёмном фоне.
Узор вышивки южных районов отражают плавные ритмы степей, невысоких холмов, сопок, встающих там, где исчезает, растворяясь в жарком мареве, степь.
В орнаменте изделий северной, подтаёжной зоны можно различить очертания цветов, растений, листьев. Соотношение узора и фона, ритм их чередования говорит о композиционном чутье и тонком вкусе вышивальщиц.
Проанализировав изделия хакасских мастериц, мы пришли к выводу: все цветовые сочетания очень гармоничны, видимо они обладали природным чутьем в области цветоведения и опирались на свои наблюдения за степным, горным, таежным ландшафтом. Все это им помогало верно находить цветовые схемы в нагрудном украшении. Но современный человек все реже и реже взаимодействует с природой, так как в корне изменился его образ жизни. Как же научиться безошибочно подбирать цвета при проектировании национального украшения.
Сочетание цветовых отношений в нагрудном украшении пого с помощью круга ИттенаПредлагаем познакомиться с одной из любимых цветовых схем профессиональных дизайнеров и художников – цветовым кругом Иоханнеса Иттена. Круг Иттена разделен на 12 различных секторов. В этих секторах размещены разные цвета. Всего содержится 3 основных цвета – это синий, желтый, красный и 9 цветов производных.
Эта формула универсальна, мы попробуем применить ее в изготовлении нагрудного украшения пого. Каким же образом можно сочетать цвета по Иттену? Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации для нагрудного украшения пого, состоящие из четырех, шести цветов.
Прямоугольная гармония
Аналоговая гармония
Шестицветная гармония
Эти базовые правила для любого творчества, будь то подбор удачных сочетаний для Вашего наряда, дизайна Вашей спальни или создания Вашего личного сайта. Применяя эти не сложные приемы можно быть уверенным, что результат оправдает ваши ожидания.
Выводы
В ходе выполнения данной работы были изучены образцы нагрудного украшения разных мастериц Хакасии и установлены принципы гармоничного цветового сочетания по кругу Иттена. В женском украшении пого используются лаконичные яркие цвета, а цветовые схемы зависят от индивидуальных предпочтений мастерицы и тех традиций, которые были закреплены в той или иной местности (степная и подтаежная). Но самый простой способ составления гармоничных цветовых схем основан на круге Иттена, который мы представили в нашем исследовании. Это в основном четырехцветная, прямоугольная, шестицветная и аналоговая гармония.
Таким образом, достигнута поставленная для данной работы цель, соответственно решены задачи:
Анализ специальной литературы. Наблюдение, изучение, анализ изделий народных мастеров. Изучить историю хакасских украшений.
Проанализировать принципы цветового сочетания в погоПознакомиться с технологией изготовления нагрудного украшения пого А следующий этап творческого проекта - практический, где данные исследования будут положены в основу проектирования нагрудного украшения пого.
Список использованной литературы:
1. Алтын-Арыг – Хакасские богатырские сказания, записанные от С.П. Кадышева Подготовка к изданию Тачеевой; Художник В. Тодыков.- Абакан: Хак. изд., 1987.-232с.
2. Абдина Р.П. Наименование традиционной хакасской одежды: учебный Справочник под редакцией И.В. Пекарской.-Абакан: изд. ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», 2011-32 с.
3. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хак. кн. изд., 1996.-224с.
4. Киштеева О.В. Хакасский костюм в художественном пространстве традиционной культуры /Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологии/ Кемерово-2009.
5. http://www.nsu.ru/education/etno/hakas/iskusstvo.htm6. Спасский И.Г. Народы, кочующие в верху Енисея, ч. 5. СПб., 1819, с. 10.
7. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства, ч. III. СПб., 1788, с. 508.
8. Патачаков К.М. Культура и быт хакасов XVIII-XIX вв. в свете исторических связей с русским народом/ Хак. кн. изд., Абакан- 1958.-104с.
9. Тиникова Ю.К. Особенности семантики традиционного хакасского женского нагрудного украшения пого// Вестник Бурятского гос. Университета-2010. Вып.14: Философия, социология, политология, культурология.-С.227-230. – Библиогр.:с.230
10.Чебодаева М.П. Хакасская народная одежда: альбом – СПб.: Издательство.-2012.-176 с.
11. Чебодаев П.И. История Хакасии - Абакан: Хак. кн. изд., 1992-156 с.
12. Шер. Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии // М.: 1980. 328 с13. Шибаева Ю.А. Одежда хакасов //Абакан: Хак.кн.изд., 2008.-140с .
14. Антипьева Т. статья Говорящие узоры - Красноярск . АИФ на Енисей №3 от 16.01.2013г.