Воспитательское занятие на тему: Беседа Глаза — главные помощники человека
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА г. ЗЕРНОГРАДА
(ГКОУ РО школа-интернат V вида г. Зернограда)
Подготовила и провела:
Воспитатель
Осьминина И.С.
2015г.
35174213666200Цели занятия: - ознакомить детей с органами чувств
и их значением для человека;
- рассказать детям о самом главном органе чувств –
органе зрения;
- учить детей уметь беречь органы чувств, соблюдать
правила бережного отношения к зрению;
- формировать у детей представления о здоровомобразе жизни.
План:
Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.
Беседа по теме.
Заучивание слов (речевая работа).
Опыт (дети наблюдают).
Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
Игра «Полезно – вредно».
Правила бережного отношения к зрению.
Если вы носите очки.
Итог беседы.
Ход занятия.
Орг. момент.
- А сейчас мы с вами отгадаем кроссворд «Органы». Слушайте внимательно, я буду читать вам загадки:
1.Оля слушает в лесу, У зверушки -
Как кричат кукушки. На макушке.
А для этого нужны А у нас
Нашей Оле … (ушки). Ниже глаз. (Уши)
- Правильно. Уши – орган слуха.
Два соседа
Непоседы.
День – на работе
А ночь на отдыхе. (Глаза).
- Глаза – орган зрения.
- Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?
- Это кожа, орган осязания.
Между двух светил
В середине я один. (Нос).
- Нос – орган обоняния.
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык).
- Язык – орган вкуса.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ.
К
У О Я
Х Ж ЗО РГ А Н ЫЛ О К
А С З Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
II. Беседа по теме.
- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Брат с братом
Через дорогу живут,
А один другого не видит.
(Глаза)
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.
В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.
Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
- Почему?
- Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
- Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т. д.
- Каким бывает цвет глаз? Какие по размеру бывают глаза? Как расположены глаза? Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (Можно показать рисунок – строение глаза)
Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаз мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это – зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
III. Заучивание слов.
Я здоровье берегу,
Сам себе я помогу!
IV. Опыт (дети наблюдают)
Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
- Как защищены глаза?
- Веки, ресницы защищают их.
- Что еще оберегает глаза?
Отгадайте загадку:
Под мостом – мостищем,
Под соболем – соболищемДва соболька разыгрались.
(Брови и глаза)
Брови, ресницы у нас не только для красоты. Они оберегают наши глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
- Почему у нас текут слезы?
Слезы омывают глаза, чтобы глазное яблоко оставалось влажным. Они удаляют микробы и всякие соринки. Слезы не перестают трудиться, даже когда мы вовсе не собираемся плакать. Самые знаменитые слезы – крокодиловы. Вот шуточная история о них:
Однажды слопалБедную овечку крокодил.
И, по обыкновению,
Слезами исходил.
- Раскаялся? – спросили
Щенята у злодея.
- Да нет, сиротки милые,
О вас теперь радею…
Хотел и вас устроить
К себе в живот набитый,
И крайне тем расстроен,
Что нету аппетита.
V. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»
Если глаза устали, выполните такие упражнения:
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх - направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
4. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
VI. Игра «Полезно – вредно».
Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно. (Воспитатель демонстрирует детям соответствующие рисунки.)
Читать лежа.
Смотреть на яркий свет.
Смотреть близко телевизор.
Оберегать глаз от ударов.
Промывать глаз по утрам.
Тереть глаза грязными руками.
Читать при хорошем освещении.
VII. Правила бережного отношения к зрению.
Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. Видимость предметов меняется с возрастом у человека: десяти летний ребенок хорошо видит на расстоянии 3 см, в 45 – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. У человека развивается дальнозоркость. Близорукость чаще развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещенности помещения.
Правила:
Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
Следа за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
НЕ читай лежа.
Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, ионии быстро устают.
Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 – 30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2 – 3 метрах.
Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
9. Пользуйся чистым носовым платком.
10. Не стесняйся носить очки.
11. Употребляй в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
VIII. Если вы носите очки.
Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.
Берегите свои «вторые» глаза.
Храните их в футляре.
Не кладите стеклами вниз.
Регулярно мойте теплой водой с мылом.
Снимайте во время занятий спортом.
IX. Итог.
- Какие органы человека вы знаете? Какую роль они играют?
- Что для глаз полезно, а что вредно?
Есть дети, которым приходится носить очки, потому что у них проблемы со зрением. Но одноклассники не всегда их понимают и называют «очкариками». Дети перестают носить очки.
- Как вы думаете, как это влияет на их зрение?
- Как помочь таким детям сохранить зрение?
Играя на перемене, нужно быть внимательным, чтобы не повредить очки одноклассника.