Конспект урока Сочинение по картине К.Ф. Юона Конец зимы. Полдень русский язык

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Задачи урока:
Познакомить с творчеством К. Ф. Юона.
Развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.
Формировать умение строить текст.
Формировать умение определять основную мысль произведения.
Развивать чувство прекрасного.
Формировать умение иллюстрировать своё настроение, вызванное картинами природы.
Ход урока.
1. Знакомство с творчеством К. Ф. Юона (презентация)
Слайд 1. Сегодня мы будем писать сочинение по картине К. Г. Юона.
Константин Федорович Юон родился  24 октября 1875 года в Москве.
К. Ф. Юон с детства любил Москву и Подмосковье, их удивительную красоту. Учился он в Московском училище живописи.
Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись.
Когда он начал писать картины. Его стали называть мастером пейзажа. Художник так восторженно изображал родную природу, а на её фоне наблюдал за жизнью русского народа, что его стали называть поэтом русского города и русского села.
Любимой темой художника Юона была красота русской зимы. Вот что он сам писал об этом «Сияние утренних и вечерних зорь и белизна снежных покровов родной зимы дают самые дорогие для меня переживания и краски».
Слайд 2. Все знают, что снег белого цвета. Поэтому многие думают, что и изображать его нужно белым. Взял белую краску, нарисовал белое пятно - вот и снег. На самом деле снег можно писать и синим, и зеленым, и красным, и коричневым, и желтым. А впечатление будет, что это белый снег. Этот эффект очень любил русский художник советского периода Константин Юон.
Слайд 3-7. Он очень любил снег и написал большое количество зимних пейзажей, изображающих разную погоду, разное время суток зимой, начало, середину, конец зимы.
2. Знакомство с картиной.
 Молчаливое рассматривание картины.
- Каково ваше впечатление от картины?
- Какие чувства она у вас вызывает?
3. Беседа по картине.
- Давайте вместе посмотрим на картину Юона «Конец зимы. Полдень». Этим названием художник заставил нас повнимательнее рассмотреть картину. Мы должны понять, по каким признакам видно, что это конец зимы. Что говорит о том, что это полдень?
Что же говорит нам о том, что зима заканчивается? Солнце. Мы не видим солнца, но видим его лучи, ярким светом заливающие все пространство картины. В лучах солнца ярче выглядят и темные ели, и нежные березки, без которых редко обходятся русские пейзажи, и поленница дров возле изгороди. Конечно, это полдень - именно в это время дня солнечные лучи такие пронзительные. Приятный солнечный морозный день. Еще немного - и начнется весна
-Что видите на переднем плане, на заднем плане?
- Где находится место, которое изобразил художник?
Перед нами веселый деревенский пейзаж. Вся поверхность земли находится под снегом. О том, что это деревня, подсказывает бревенчатый домик на среднем плане слева и изгородь, линией разделяющая картину пополам горизонтально. 
 Еще одно доказательство того, что дело происходит в деревне - это куры в снегу на переднем плане. На грязноватом, слегка пятнистом снегу они смотрятся яркими пятнами и придают картине веселое и жизнерадостное настроение, приближают зрителя к деревенским заботам.
- Попробуйте подобрать к предметам, изображённым на картине, такие их признаки, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче, выразительнее: дом, куры, снег, берёзы, лыжники, небо.
Обратите внимание, чисто белой краски для изображения снега художник использовал немного. Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого. Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий, как в начале зимы.
 - Почему же так ясно видны близкие и далёкие предметы?
Ясный, солнечный день, много света.
 - Какие  краски преобладают в картине?
Преимущественно белый, хочется зажмурить глаза.
- Какое настроение у художника?
 - При помощи цвета и света художник своё радостное настроение передаёт нам.
4. Работа над планом.
5. Развитие творческого воображения. Вхождение в картину.
   - Представьте, что вы оказались в этих местах.
   - Что бы вам захотелось сделать?
   - Что бы вы могли там услышать?
   - Что бы вы могли  почувствовать?
   - Какое впечатление произвела картина?
          Слайд 11. Стихотворение Ивана Есаулкова.
6. Написание сочинения обучающимися.
7. Самопроверка.

15