Рабочая программа по факультативному курсу Русская словесность 5-6 кл.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Словесность – это словесное творчество. Это искусство описывать посредством слова предметы, картины и людей, повествовать о событиях, о поступках и переживаниях людей, рассуждать о самых разных явлениях, выражать словом мысли и чувства в письменной и устной форме, в диалоге и монологе, в стихах и прозе. Мы называем словесностью и способность выражать словами мысли и чувства, и то , что получается в результате: словесные произведения.
Изучение словесности поможет шестиклассникам осознать единство языка и литературы, понять самую их сущность Школьники увидят , что русский язык- это не только категории и законы, не только правила, это богатейшие возможности для выражения любого содержания. На уроках словесности шестиклассники будут рассматривать язык как материал словесности, познакомятся со свойствами этого материала.
Другая , не менее важная задача, которую должны выполнить уроки словесности,- помочь возродить интерес к чтению. Это возможно, только если ребята смогут воспринять произведение словесности как явление искусства, откроют для себя эстетическую роль языка, красоту художественного слова, полюбят его.
На уроках словесности большое место занимает творчество. Школьники учатся создавать собственные художественные произведения в прозе и стихах, составлять сочинение - рассуждения. Это необходимо для развития творческих возможностей ребенка.
Цель курса в том, чтобы пробудить и развить заложенное в ребенке творческое начало, способность к творчеству , которое есть в каждом.
Задачи:
-овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств;
-формирование интереса к чтению и умения самостоятельно проникать в смысл художественного произведения через его словесную форму; развитию творческих способностей учащихся.
На уроках словесности учащиеся увидят выразительные возможности частей речи на примере произведений словесности, поучатся использовать средства языка для передачи содержания собственного высказывания. На примере известных учащимся повестей рассматривают , что такое эпическое произведение, литературный герой и его характер, авторское отношение к герою.
Уметь:
-читать любое эпическое произведение и понимать его содержание, вникая в словесную форму его выражения.
-анализировать произведение, рассказать о его идее и героях, о его проблемах и средствах их воплощения.
Знать:
-стилистическая окраска слов и выражений, метонимия, синекдоха, гипербола, фантастика, способы создания юмора, остроумная речь, эпитет, сравнение.
Типы заданий :
Первый тип заданий - самостоятельное составление таблиц, определение размера стиха, обращение к словарю в поисках аргумента.
Второй тип заданий - работа над текстом произведения, в котором содержатся рассматриваемые языковые средства, творческие работы.
Занимательными формами урока являются различные игры, соревнования, викторины.
На изучение факультативного курса отводится 34 часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
факультативного курса «Словесность» 6 класс.
№
Содержание уроков
кол.час.
Цели и задачи
план
факт
1
Употребление языка
1
Обогащение словарного запаса: работа со словарями Различение слов по их стилистической окраске
Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности.
05.09
2
Употребление языка
1
12.09
3
Средства художественной изобразительности
1
Нахождение средств художественной выразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной выразительности. Применение средств художественной выразительности в в собственных высказываниях
19.09
4
Средства художественной изобразительности. Понятие о средствах художественной выразительности.
1
26.09
5
Средства художественной изобразительности. Метафора.
1
03.10
6
Средства художественной изобразительности
Олицетворение, сравнение.
1
10.10
7
Средства художественной изобразительности
Метонимия, синекдоха.
1
17.10
8
Юмор в произведениях словесности
Инверсия, повтор.
1
Выработка у школьников умения понимать юмор и создавать собственные устные и письменные высказывания с этой эмоциональной окраской.
24.10
9
Юмор в произведениях словесности.
Риторический вопрос
1
31.10
10
Юмор в произведениях словесности.
Антитеза.
1
14.11
11
Юмор в произведениях словесности.
Комическая неожиданность в развитии сюжета.
1
21.11
12
Юмор в произведениях словесности.
Нарушение смысловой сочетаемости слов.
1
28.11
13
Произведения устной народной словесности
Былина.
1
Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.
05.12
14
Произведения устной народной словесности
Былинный стих.
1
12.12
15
Произведения устной народной словесности
Былинные герои и сюжеты.
1
19.12
16
Произведения устной народной словесности
Легенда.
1
26.12
17
Произведения устной народной словесности
Предание о реальных событиях.
1
16.01
18
Эстетическое произведение , его особенности.
Выразительное чтение былин.
1
Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и и передачи авторского отношения к герою. Различение героя автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений
23.01
.
19
Эстетическое произведение , его особенности Выразительное чтение былин.
1
30.01
20
Эстетическое произведение , его особенности. Рассказывание преданий , былин
1
06.02
21
Эстетическое произведение , его особенности Рассказывание преданий , былин
1
13.02
22
Эстетическое произведение , его особенности Рассказывание преданий , былин
1
20.02
23
Эпическое произведение, его особенности.
Литературный герой
1
привлечение подростков к чтению путем формирования понимания того, что такое эпическое произведение, какие черты свойственны любому другому произведению.
27.02
24
Эпическое произведение, его особенности. Характер лирического героя в сюжете
1
06.03
25
Эпическое произведение, его особенности. Герой произведения и автор произведения. Повествование, описание, рассуждение.
1
13.03
26
Лирическое произведение , его особенности. Особенности языка лирического произведения.
1
Умение отличать лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение художественного произведения.
20.03
27
Лирическое произведение , его особенности. Ритм. и стих.
1
03.04
28
Лирическое произведение , его особенности. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Стиховая пауза.
1
10.04
29
Лирическое произведение , его особенности Рифма, аллитерация.
1
17.04
30
Драматическое произведение , его особенности. Языковые средства в драматическом произведении.
1
Умение отличать драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки , реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
24.04
31
Драматическое произведение , его особенности. Диалог и монолог.
08.05
32
Драматическое произведение , его особенности. Реплика, Авторская ремарка.
1
15.05
33
Драматическое произведение , его особенности. Способы описания и повествования в пьесе.
1
22.05
34
Драматическое произведение . Сюжет драматического произведения.
1
29.05
35
Самостоятельная работа
1
29.05
Всего : 35 часов
Литература
Р.И.Альбеткова «Русская словесность 6 класс»
С.И. Львова . «Уроки словесности 5-9 классы»
А.И. Горшков. «А.С.Пушкин в истории русского языка»
Школьные словари
1.А.П.Квятковский. «Школьный поэтический словарь».
Учебно-наглядные пособия
Е.Н.Колокольцев . «Развитие речи: Русский язык и литература: Репродукции картин.5-7 классы».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
факультативного курса «Словесность» 5 класс.
№
Содержание уроков
кол.час.
Цели и задачи
план
факт
1
Что такое слово? Для чего служат слова?
1
Обогащение словарного запаса: работа со словарями Различение слов по их стилистической окраске
Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности.
05.09
2
Что такое словесность. Формы словесности. Разговорный и литературный язык. Язык художественной словесности.
1
12.09
3
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
1
Нахождение однозначных и многозначных слов понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются однозначное и многозначное значение.
19.09
4
Слова-термины. Синонимы. Омонимы. Антонимы
1
26.09
5
Новые слова и устаревшие слова.
1
03.10
6
Фразеологизмы.
1
10.10
7
Что такое переносное значение слова.
1
17.10
8
Сравнение
1
Выработка у школьников умения понимать сравнения и создавать собственные устные и письменные высказывания с этой эмоциональной окраской.
24.10
9
Эпитет
1
31.10
10
Аллегория.
1
14.11
11
Что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста.
1
21.11
12
Способы связи предложений в тексте.
1
28.11
13
Формы словесного выражения. Повествование.
1
Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.
05.12
14
Формы словесного выражения. Описание
1
12.12
15
Формы словесного выражения. Рассуждение
1
19.12
16
Формы словесного выражения. Монолог и диалог.
1
26.12
17
Стихотворения и прозаическая форма словесного выражения.
1
16.01
18
. Ритм.
1
Умение отличить размеров и ритм стихов.
23.01
19
Интонация. Особенности интонации в стихах.
1
30.01
20
Произведения устной народной словесности.
1
06.02
21
Сказки и их виды.
1
13.02
22
Особенности языка сказок. Сказка и правда.
1
20.02
23
Небылицы.
1
привлечение подростков к чтению путем формирования понимания того, что такое предания, легенды, небылицы.
27.02
24
Пословицы и поговорки.
1
06.03
25
Загадки, особенности языка загадок.
1
13.03
26
Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки.
1
Умение отличать лирическое произведение от эпического и драматического. Понимание выразительного значения скороговорок, считалок, дразнилок, потешек.
20.03
27
Три рода произведений, созданных писателем.
1
03.04
28
Литературная сказка.
1
10.04
29
Басня. Особенности языка басен.
1
17.04
30
. Рассказ. Повесть. Роман. Сюжет и эпизод произведения.
1
Умение отличать драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки , реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
24.04
31
Понятие о литературном произведении.
08.05
32
Стихи о природе и животных.
1
15.05
33
Понятие о драматическом произведении
1
22.05
34
Пьеса-сказка.
1
29.05
35
Пьеса-сказка.
1
29.05
Всего : 35 часов
Литература
Р.И.Альбеткова «Русская словесность 5 класс»
С.И. Львова . «Уроки словесности 5-9 классы»
А.И. Горшков. «А.С.Пушкин в истории русского языка»
Школьные словари
1.А.П.Квятковский. «Школьный поэтический словарь».
Учебно-наглядные пособия
Е.Н.Колокольцев . «Развитие речи: Русский язык и литература: Репродукции картин.5-7 классы».
Пояснительная записка
факультативного курса «Словесность» 6 класс.
Почему в наши дни возникла потребность в уроках словесности?
Дело в том, что наш великий и могучий русский язык сейчас находится в состоянии кризиса, как и все общество в целом. Причины кризиса лежат в самой жизни: распался СССР, изменилось международное положение страны, от этого сократилась база русского языка, изменилась экономика, аза нею не поспевают научный и официально-деловой стили литературного языка.
Происходит научно - технический прогресс, благодаря которому люди стали общаться по телефону, не в письмах,- исчезает культура переписки. Снизился уровень жизни значительной части населения, и людям становятся недоступными книги и журналы. Мы отстаем от передовых стран в области информатики и передовых технологий, и это привело не только к широкому вторжению в нашу речь англоязычных слов, но и к тому ,что целые области науки и техники развиваются не на русском . А на английском языке. Это причины объективные.
Но есть и обстоятельства, зависящие от нас самих. Главная беда современного русского языка - отсутствие риторической этики и это можно заметить ,послушав, как говорят на радио и на телевидении , а также читая газеты и книги, выпущенные в наши дни. Никогда не было такой небрежности в языке, стольких опечаток в печатном тексте.
Особенно заметно снижение речевой культуры в бытовом общении. В русскую речь все больше внедряются вульгарные, а иногда и просто непристойные выражения в наши дни. Никогда раньше не было такой небрежности в языке , стольких опечаток в печатном тексте.
Особенно заметно снижение речевой культуры в бытовом общении. В русскую речь все больше внедряются вульгарные , а иногда и просто непристойные выражения, жаргонные слова, неоправданное заимствование из иностранных языков. А речь наших подростков в разговорах между собой через слово- матершина. Бесполезно ругать их за это: ведь так говорят многие люди, которых они уважают, даже их родители.
Поэтому ответственная задача возлагается на школу, на уроки русского языка, литературы. Именно школа должна и может научить ребят культуре речи.И внести свой вклад в спасение русского языка.
Какую же роль в решение этих задач может сыграть новый учебный предмет – словесность? Самую активную. Ведь именно в изучении словесности происходит соединение всего , чем богата русская литература-ее высоких идеалов,- с сокровищами русского языка. Потому что на уроках словесности язык предстает в его эстетической функции, как материал , из которого создается художественное произведение. А произведение словесности рассматривается как результат творческого использования языка, как искусство слова, как норма и образец владения языком.
Рабочая программа уроков словесности построена на основе учебника под редакцией Р.И. Альбетковой и методических рекомендаций «От слова к словесности» для 5 класса (Издательство «Дрофа»).
Рабочая программа ориентирована на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю (факультативно).
Задачи изучения словесности:
Учебный предмет словесность решает три важнейшие задачи:
1.Эстетическая – это способность создавать художественный мир в произведении словесности. И изучая такие произведения, постигая языковые способы создания художественного мира произведений, помочь обучающимся овладеть языком как средством выражения собственных мыслей и чувств.
2.Формирование читательского умения - понимания содержательности художественной формы.
3.Развитие творческих способностей учеников .
Обучение строится поэтапно .В 5 классе обучающиеся получают первоначальные сведения о словесности. Учебник состоит из 10 глав, из которых 6 посвящены рассмотрению ресурсов русского языка, позволяющих ему служить материалом произведений словесности, и 4- тому, каковы языковые особенности произведений устной народной словесности и книжной словесности – эпических, лирических и драматических произведений. В каждой главе дается теоретический материал: определение явления , характеристика его важнейших признаков.
Наряду с теоретическими сведениями в каждой главе даются задания для практического освоения явления.
Они носят разнообразный характер и требуют активной мыслительной деятельности и пробуждения творческих способностей 5 -классников. Каждая глава заканчивается разделом «Играем со словами».
У каждого обучающегося должна быть специальная тетрадь для творческих работ. Итогом работы по предмету «словесность» станет выпущенный альманах: ребята сами его оформят, напечатают тексты –это станет зачетной работой.
15