ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО НА ЗАНЯТИЯХ МЛАДШЕГО ХОРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕГРИРОВАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Самара «Детская музыкальная школа № 22»
Нургалиева Н.И.
ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО НА ЗАНЯТИЯХ МЛАДШЕГО ХОРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕГРИРОВАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
С младшим хором школы мы с педагогом-хормейстером Пашутиной Т.Я. начали работать с сентября 2015 года. Для того, чтобы занятие хора были более интересными, эмоционально насыщенными, с первого занятия нами используются элементы интегрирования. Это синтез музыки, рисования и художественной литературы. Поняли, что идем по верному пути. Руководствуясь большим практическим опытом, могу с уверенностью сказать, что только уроки, обогащенные яркими эмоциональными красками, могут затрагивать души детей, подростков по-настоящему и являются эффективными с точки зрения психологии.
На занятиях младшего хора в первую очередь самое большое внимание уделяется работе над певческим дыханием («пение на опоре», «цепное дыхание»). В самом начале берутся в работу произведения куплетной формы, а в последствие добавляются сочинения в форме вариаций, рондо. Для более полного понимания музыки П.И. Чайковского детьми, развития их творческого воображения, на занятиях младшего хора мы немного времени отводим и слушанию музыки. Польза очевидна. Слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Сейчас такие занятия очень любят наши ученики. Чем глубже и тоньше дети чувствуют музыку, тем многообразнее их рисунки. Концертмейстер обязан исполнять музыкальные отрывки грамотно, эмоционально. Обычно мы слушаем музыку в классе, рисуют дети дома. Учащиеся с удовольствием ждут это время, чувствуют себя раскованно, свободно, радостно. Начинали мы следующим образом. Мною, концертмейстером, был исполнен «Вальс снежных хлопьев» из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Сказочные, искрящиеся звуки были переданы в рисунках ребят приглушенными тонами и красивыми снежинками. Музыка средней части – отрывистыми фигурами на темно-синем, фиолетовом фоне. Оригинальны рисунки Ксюши Б. В сиреневых облаках летит фея Сирени с волшебной кисточкой в руке, в ярко-желтых тонах блистает Фея Золота. В переливчатых оттенках голубых красок искрится Синяя Птица. Все эти впечатления – результат воображений, навеянных музыкой балета великого композитора. Это был наш первый опыт слияния музыки и рисования. Обязательно после слушания музыки, рисования, ребята совместно с педагогом и концертмейстером анализируют прослушанные музыкальные фрагменты.
Выявляется ценность мнения каждого ученика. Ребята с удовольствием подбирают стихи к музыкальным отрывкам, но не все, пока их больше увлекает рисование и слушание. В процессе творческо – поисковой работы наблюдается алгоритм развития. Учащиеся стали очень вдумчиво заниматься, занятия посещают без пропусков. Стали обмениваться дисками с классической музыкой. Перед изучением вокальной музыки Чайковского нами был организован классный концерт, посвященный творчеству композитора. Педагог выразительно читала стихи Н. Листова, В. Берестова, А. Фета, которые стали прекрасной поэтической прелюдией к музыке П. Чайковского. В исполнении концертмейстера и учащихся-старшеклассников прозвучали произведения из «Детского альбома»: «Вальс», «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга», «Нянина сказка» и др. Учащиеся с большим вниманием слушали музыку, стихи. После концерта с удовольствием анализировали. Только после такой подготовительной работы мы перешли непосредственно к разучиванию хоровых партий «Старинной французской песенки» П.И. Чайковского и т.д. Очень трудно найти классические сочинения для детей младшего хора. По этой причине хормейстеры младших хоров обращаются к переложенным инструментальным сочинениям. Выбор для работы с младшим хором переложения «Старинный французской песенки» объясняется тем, что она «на слуху», мелодия выразительна. Тональность ФА минор. Диапазон – ДО I октавы – МИ бемоль II октавы. Вполне широкий диапазон, распевы слогов, плотное легато, развернутая форма. Трудность - распевы слогов на шестнадцатых нотах «облака, песня все живет, она со мной».
Рекомендуем в качестве домашнего задания родителям вместе с учащимися прочитать вдумчиво следующие художественные произведения:
М. Семенов «Мы-славяне»;
Г.А. Андерсен «Последний сон старого дуба»;
Стихи:
А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый»;
Ф. Тютчева «Успокоение»;
Н. Некрасов «Зеленый шум».
Запланировано прослушать концерт «Зима» I часть А. Вивальди.
Такая подготовительная работа, с элементами интегрирования, предшествующая изучению хоровой музыки П.И. Чайковского, формирует:
способность восприятия детьми красоты поэзии в целом и музыки композитора;
развитие образной речи учащихся, умение анализировать;
навыки самостоятельной работы.
Литература
Абдулин М.Б., Николаева Е.В. методика музыкального образования. Записки педагога. - М.: Музыка, 2002.
Берегова Н. Чайковский. Изд-во «Лимбус Пресс», 1997.
Евсеев Б. Чайковский или волшебное перо. Издательство «Энтраст трейдинг»., 2015.
Ермолаева – Томина Л.Б. Проблемы развития творческих способностей детей. – М.: Развитие, 2007.
Миленький А.Я. Воспитание у детей интереса к учению. - Минск; Народная Асвета, 1965.
Познанский А. Чайковский. Издательство «Молодая гвардия» М., 2010.
15