Статья по музыкальному обучению на тему: Здоровье сберегающие технологии на занятиях хора
Варганова Г.Н.
руководитель хора
ГККП «ДМШ с.Панфилова»
Талгарский район
«…Богатство не в золоте, добытом кровью,
Богатство и сила народа – здоровье.
Здоровье народа дороже всего,
Богатства земли не заменят его.
Здоровье не купит никто, не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз».
Жамбыл ЖабаевТема: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового пения»
Цель: показать эффективность применения здоровьесберегающих технологий занятиях хорового пения.
Задачи:
Дать общее представление о здоровьесберегающих технологиях, применяющихся на уроке;
передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Введение:
В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, она ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Глава государства Н.Назарбаев в Послании народу Казахстана сказал: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». И поэтому мы педагоги должны не только научить детей читать, писать, а ещё воспитать социально адаптированную личность:
•доброжелательного человека;
•заботливого члена семьи;
•творческую индивидуальность;
•ответственного гражданина
•здоровую личность.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому сейчас в детских учебных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому важно сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основная часть:
Уроки хора для детей всех возрастов должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Для этого на уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ЛИЦА;
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ;
•ВОКАЛОТЕРАПИЯ
•УЛЫБКОТЕРАПИЯ.
Точечный массаж
Разминка, она начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где происходит скопление слизи во время насморка.
Метод воздействия на точку надавливанием указательного пальца руки. Это японский метод, который носит название "шиатсу". Легкое надавливание в течение 30 секунд. После чего производится массаж: девять вращений по часовой стрелке и девять – против часовой. Продолжительность точечного массажа в каждой точке не должно превышать 3–4 минуты.
349186541452806057904116705Дети достаточно серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики, у них прочищаются носы, дети начинают откашливаться. Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма.
Точечный массаж:
• повышает энергетический баланс;
• стимулирует или успокаивает
вегетативную систему;
• усиливает кровоснабжение;
• уменьшает болезненность, снижает
нервное и мышечное напряжение.
Дыхательная терапия
Использование форсированного вдоха и вовлечение диафрагмы. Здесь я использую элементы дыхательной гимнастики, которую разработала педагог-вокалист Александра Николаевна Стрельникова. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за две секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот.
В основном я использую базовые упражнения – «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Эти упражнения присутствуют во всех специализированных комплексах, направленных на лечение тех или иных заболеваний.
1. Упражнение «Ладошки».
Исходное положение – стоя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение (всего 20 серий по 8 вдохов).
12439652326005
2. Упражнение «Погончики».
11106156602730 Исходное положение – стоя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 8 серий по 8 раз.
3. Упражнение «Насос».
9201151278255 Исходное положение – стоя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 серий по 8 раз.
4. Упражнение «Обнимашки»
Встать, руки согнуты в локтях и находятся на уровне плеч. Нужно бросать руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя. И одновременно с «объятием» резкий вдох. Руки двигаются параллельно друг другу, нельзя их менять (все равно какая рука сверху); руки расслаблены и широко не разводятся.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
5676906069330
Дыхательная терапия:
• активно включает в работу все части тела – руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д., повышая общий мышечный тонус.
• восстанавливает нормальное физиологическое дыхание через нос и закрепляет навык правильного дыхания;
• тренирует мышцы, участвующие в дыхании;
• увеличивает дыхательный объем и жизненную емкость легких;
• восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
• улучшает дренажную функцию бронхов;
• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;
• повышает общую сопротивляемость организма, его тонус.
• улучшает нервно - психическое состояние.
Вокалотерапия Основная цель упражнений - связь голоса с дыханием, она отличается от обычного речевого по энергетическим затратам. После занятий ВОКАЛОТЕРАПИЕЙ дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.
Правильный подбор голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Существуют ЛЕЧЕБНЫЕ звуки и звукосочетания:
Гласные звуки
А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э- улучшает работу головного мозга;
И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря,
Ы- лечит уши, улучшает дыхание.
Звукосочетания
ОМ – снижает кровяное давление;
АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков, их лучше «пропевать».
Согласные
В, Н, М – улучшает работу головного мозга;
С – лечит кишечник, сердце, легкие;
Ш – лечит печень;
Ч – улучшает дыхание;
К, Щ – лечат уши;
М – лечит сердечные заболевания.
Вокалотерапия благотворно влияет на развитие голоса и всего организма в целом. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Как средство лечения пение назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.
Вокалотерапия•укрепляет мышцы артикуляционного аппарата;
•развивает речевую активность.
•развивает силу звука;
•расширяет диапазон звучания голоса;
•метод вокалотерапии это самое универсальное средство лечения, поскольку воздействует не на какой-то отдельный орган, а не весь организм;
•Учёными доказано, что даже «простое» пение от души в течение 20 – 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное воздействие на организм человека.
•голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
УЛЫБКОТЕРАПИЯ
Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
Улыбка это внешний показатель нашего внутреннего состояния. Мы улыбаемся, когда счастливы, влюблены, у нас хорошее настроение, наша жизнь наполнена радостью. Эмоции прямым образом воздействуют на ваше тело. Также они влияют на ум. Такие эмоции как печаль, тоска - делают тело тяжелым, притупляют реакции, замедляют мыслительную деятельность. Страх парализует, скромность лишает голоса, агрессивность заставляет принимать неправильные решения.
Получается что чем больше в нашей жизни положительных эмоций благотворно влияющих на тело и на нашу жизнь в целом, тем счастливее мы становимся.