Курс консультаций для родителей будущих первоклассников
Курс консультаций для родителей
будущих первоклассников
«Ваш ребёнок-ученик!»
Составитель:
учитель-логопед
Баранова Елена Михайловна
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Часть первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами, часто связанными с недоразвитием речевых процессов. Таким детям трудно даются задания, связанные и с устной и письменной речью, что в итоге отражается на развитии ребенка в целом. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, сформировать нежелания учиться.
Диагностика речевого обследования последних лет показала, что более 50 % детей, поступивших в школу, имеют нарушения устной речи и нуждаются в её коррекции. С целью предупреждения и раннего выявление речевых патологий, в школе проводятся консультации учителя-логопеда для родителей (законных представителей) будущих первоклассников.
Их цель – повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах готовности детей к школе
Задача консультаций: обеспечить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе (речевое развитие).
Консультирование родителей (законных представителей) проводит учитель-логопед, который в доступной форме объясняет родителям показатели речевой готовности ребёнка 6-7 лет дает практические рекомендации по данному вопросу: упражнения на развитие мелких мышц руки; на развитие лексико-грамматического строя речи, развитие фонематического слуха ребёнка и т.д.
Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, развивать у ребенка умение грамотно употреблять слова, формулировать свою мысль, задавать вопросы, отвечать на вопросы.
Консультации для родителей (законных представителей) поводятся как индивидуальные, так и групповые – 3 раза в неделю, с 15.00-18.00.
По желанию родителей (законных представителей), в их присутствии может быть проведено обследование будущего первоклассника по стандартизированной методике обследования речи автора Т.А. Фотековой (Приложение 1) с целью оценки речевого развития ребенка в данный период времени и сравнения с речевыми нормами для детей 6-7 лет, или уточнения структуры речевого дефекта будущего первоклассника.
При наличии речевых нарушений у ребенка, родители (законные представители) получают практические рекомендации по их устранению.
Темы консультаций курса
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей.
Фонематический слух - основа правильной речи.
Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Правильно ли говорит ваш ребенок?
Готовность ребенка к школьному обучению: базовые предпосылки к обучению письму и чтению.
Приемы артикуляционной и пальчиковой гимнастики
С целью обеспечения родителей (законных представителей) практическими советами по подготовке ребенка к школе, разработан раздаточный материал в виде памяток, рекомендаций и практических упражнений (Приложение 2).
Приложение 1
Тестовая методика Фотековой Т.А. /для будущих первоклассников/
Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков, как важного условия развития коммуникативной функции речи.
Материалы: руководство к тексту, диагностические карты, сводная таблица регистрации результатов, стимульный материал (картинки).
Серия 1. Исследование состояния уровня моторной реализации
Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение
ба – па па – ба
са – за за – са
жа – ща ща – жа
са – ша ша – жа
ла – ра ра – ла
ма – на – ма на – ма – на
да – та – да та – да – та
га – ка – га ка – га - ка
за – са – за са – за – са
жа – ша – жа ша – жа – ша
са – ша – са ша – са – ша
ца – са – ца са – ца – са
ча – тя – ча тя- ча – тя
ра – ла – ра ла – ра – ла
Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);
0, 25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Максимальное количество баллов за все задание - 15 баллов
2. Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.
надуй щеки; надуй одну щеку; надуй другую; упри язык в правую щеку;
«Обезьянка» - помести язык между верхними зубами и верхней губой;
Инструкция: повторяй за мной движения.
«Трубочка» (губы выдвинуты вперед трубочкой); «Лопатка» (широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт);«Маятник» (рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью передвигается от одного уголка рта к другому);«Качели» (рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы);«Улыбка» - «трубочка» (чередование движений губами).
Оценка:
1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;
0,25 – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 – невыполнение движений.
Максимальное количество баллов за все задание - 10 баллов
3. Исследование звукопроизношения.
Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие, шипящие, л – ль, р – рь, все остальные звуки..
Инструкция: повторяй за мной слова:
собака, маска, нос; сено, косить, высь; замок, коза; зима, ваза;
шуба, кошка, камыш; жук, ножи;
цапля, овца, палец; щука, вещи, лещ; чайка, очки, ночь;
река, варенье, дверь;
лампа, молоко, пол; лето, колесо, соль.
Оценка:
Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно.
балла - нормативное произношение всех звуков группы;
1,5 балла – один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);
балл – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;
0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.
Максимальная оценка – 15 баллов.
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова.
Скакалка, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр. Оценка
1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова в предъявленном темпе;
0,5 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
0,25 – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, искажения звуков и слогов внутри слова)
0 – грубое нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, персеверации) или невыполнение задания.
Максимальное количество баллов за все задание - 10 баллов
Серия 2. Исследование навыков языкового анализа.
Инструкция: подумай и ответь на мои вопросы.
Сколько слов в предложении «Около дома росла высокая береза»?
Какое второе слово в этом предложении?
Какое слово получится из звуков «р,а,к», «л,ы,ж,и»?
Какой первый звук в слове «аист», «шуба», «мост», «кот»?
Какой последний звук в слове «окно», «бант», «лещ»?
Сколько звуков в слове «мак»?
Сколько звуков в слове «кран», «слон»,«шапка»?
Какой третий звук в слове «труба»?
Какой звук после «ш» в слове «школа»?
(с инструкцией) Раздели слово по слогам «машина».
Оценка:
балл - правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла – правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.
Максимальный балл за серию — 10.
Серия 3. Исследование грамматического строя речи.
Повторение предложений.
Инструкция: послушай предложения и постарайся повторить его как можно точнее.
Наступила золотая осень.
Птичка свила гнездо.
Над водой летали белые чайки.
В саду было много красных яблок.
Земля освещается солнцем.
Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети из снега лепили снежную бабу.
Медведь под большим деревом сделал себе берлогу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, за рекой, паслись лошади.
Оценка:0 балл – правильное и точное воспроизведение;
0,5 балла - пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
0,25 балла - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;
0 баллов – невоспроизведение.
2. Верификация предложений.
Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
Девочка гладит утюгом. Дом нарисован мальчик.. Мальчик умывается лицо. Собака вышла в будку. Березки склонились от ветра. Солнце освещается землей. По морю плывут корабль. У Нины большая яблоко. Телега везет лошадь. Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка:
1 балл – выявление и исправление ошибки;
0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановки, замены слов);
0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена;
0 баллов – ошибка не выявлена.
3. Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.
мальчик, открывать, дверь
девочка, читать, книжка
доктор, лечить, детей
рисовать, карандаш, девочка
в сад, расти, вишня
сидеть, синичка, на, ветка
груша, бабушка, внучка, давать
Витя, зеленая, косить, трава
Миша, дать, собака, кость
Мама, купить, шар, Петя
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка:
1 балл – предложение составлено верно;
0,5 балла – нарушен порядок слов;
0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов;
0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.
Лена наливает чай…чашки.
Почки распустились…деревьях.
Лодка плывет…озеру.
Чайка летит…водой.
Птенец выпал…гнезда.
Деревья шумят…ветра.
Последние листья падают…березы.
Щенок спрятался…крыльцом.
Пес сидит…конуры.
Большая толпа собралась …театром.
Используется два вида помощи:
- стимулирующая («неверно, подумай еще»);
- в виде вопроса к пропущенному предлогу (наливает чай куда?)
Оценка:
балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 – правильный ответ после помощи второго вида;
0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
При выполнении этого задания можно использовать картинки.
Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома., а много чего? – Домов.
один стол, а много – это…, а много чего?
стул - …
окно - …
звезда - …
ухо - …
Оценка:
1 балл – правильный ответ;
0, 5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – форма образована неверно;
0 баллов – невыполнение.
Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования.
1. Называние детенышей животных.
Инструкция: у кошки – котята, а у
козы –
утки –
льва -
курицы –
коровы – лошади –
лисы –
собаки -
свиньи –
овцы –
2. Образование существительных в уменьшительной форме.
Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять. Стол, стул, дом, снег, дерево.
3. Образование прилагательных от существительных.
а) Относительных
Инструкция: сумка из кожи - она кожаная
варенье из вишни – кисель из клюквы -
варенье из яблок – салат из моркови -
варенье из сливы – суп из грибов -
варенье из малины - лист дуба –
гора из снега - лист осины -
кольцо из серебра- сок из огурца -
кукла из соломы – горка изо льда –
кораблик из бумаги -
б) Качественных
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …
волка за жадность - зайца за трусость –
медведя за силу – льва за смелость –
Инструкция: если днем жарко, то день – жаркий, а если -
мороз -
снег -
дождь - солнце -
холод –
ветер -
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у …
кошки – зайца - гнездо орла -
медведя – белки - клюв птицы -
волка – ружье охотника -
льва – лисы -
Оценка: для всех заданий серии осуществляется по общим критериям:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – неверно образованная форма;
0 баллов – невыполнение.
Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических отношений
а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш – ключом.
а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест под кругом.
Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной.
Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
Сашу ударил Коля. Кто драчун?
Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение;
0,5 балла – самокоррекция;
0 баллов – неверный ответ.
Серия 6. Исследование связной речи.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (5 картинок)
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка :
Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное их употребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены ,; неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.
Горошины.
В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка;
Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья; 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:5 баллов – пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слова, отдельные словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.
Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса); 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.
Приложение 2
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Как помочь ребенку легче адаптироваться в школе?
Следующие рекомендации родителям как помочь ребенку легче адаптироваться к школе:
- Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку. Не подгоняйте с утра и не дергайте по пустякам. Не надо укорять его за ошибки, даже если вчера предупреждали.
- Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: “Смотри не балуйся!”, “Веди себя хорошо!”, “Чтобы сегодня не было плохих отметок!” и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
- Забудьте фразу: “Что ты сегодня получил?” Встретьте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня). Если ребенок чересчур чем-то возбужден, жаждет чем-то поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, это не займет много времени.
- После школы не торопитесь сажать ребенка за выполнение уроков, необходимы 2-3 часа отдыха, желательно сна. Лучшее время для подготовки домашнего задания - с 15 до 17 часов.
- Не заставляйте делать уроки за один присест. После 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут “перемены” - желательно подвижной.
- Во время приготовления уроков не сидите “над душой”, дайте ребенку возможность работать самому, но уж если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения. Обратитесь к нему спокойно: “Не волнуйся, все получится, давай разберемся вместе. Я помогу”. Похвала, даже если что-то не получается, необходима.
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если сделаешь, то...” Порой условия становятся невыполнимыми не по вине ребенка, и Вы можете оказаться в сложной ситуации.
- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее и утомление наступает быстрее, работоспособность снижена. Это первые 4-6 недель после начала занятий, конец учебного года или первая неделя после зимних каникул. В эти периоды следует быть особо внимательным к состоянию ребенка.
- Не игнорируйте жалобы ребенка на головную боль, усталость и плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
- Учтите, что даже дети повзрослее очень любят сказки на ночь, песенки и другие признаки проявления нежности. Все это успокаивает их и помогает снять напряжение и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях, не обсуждать завтрашнюю контрольную
Как научить ребенка читать?
Чтение: вред или польза…
Обучение ребёнка чтению, является одним из главных условий успешного детского раннего развития ребёнка. Родители часто задают педагогам вопросы о том когда ребёнку уже пора читать, как его научить читать. С какого возраста нужно учить малыша читать? Сколько времени ребёнку нужно для того, чтобы освоить чтение? Нужно ли учить ребёнка называть буквы? Какая методика обучения ребёнка чтению эффективнее? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.
Все ли дети могут научиться читать рано?
Сторонники большинства существующих методик обучения детей чтению гарантируют стопроцентный результат. Однако никто из них не анализирует случаи не слишком успешного обучения детей. Было бы глупо отрицать положительные стороны разных обучающих методик. Тем не менее некоторые дети не могут научиться читать вплоть до 7–8 лет или они допускают специфические ошибки во время чтения (дислексия).
Что может стать препятствием для обучения ребёнка чтению?
Побуквенное чтение. Родители, которые не знают, как правильно учить читать, учат ребёнка буквам: “А — Бэ — Вэ — Гэ — Дэ…” . В процессе обучения ребёнок запоминает названия букв. Но когда родители начинают учить малыша складывать буквы в слова, простое слово “мама” звучит как “МЭ-А-МЭ-А” и ребёнок не понимает, какое слово он прочёл. Прочитанное слово не похоже на то, которое малыш привык слышать. Обучение чтению превращается в зубрёжку. И родители, и ребёнок при таком обучении чувствуют разочарование.
Механическое чтение. Часто родители в процессе обучения чтению не показывают и не разъясняют ребёнку картинки или предметы, названия которых он только что прочёл. Поэтому ребёнок не может объяснить прочитанное слово или фразу.
Индивидуальные особенности развития ребёнка. Чтение — сложный процесс, который зависит от совместной работы нескольких участков коры головного мозга. Недоразвитие или повреждение одного из участков мозга может привести к тому, что навык чтения появится у ребёнка гораздо позже или будет нарушен, вплоть до полной невозможности освоения чтения (алексия). Одну из главных задач в процессе чтения выполняют затылочный и затылочно-теменной участки коры, которые отвечают за зрительное восприятие. Эти зоны созревают позже других участков коры головного мозга. Если развитие этих зон головного мозга запаздывает, то для успешного обучения ребёнка чтению придётся воспользоваться другими системами восприятия (тактильная чувствительность, общие движения). Например, Мария Монтессори предлагала детям запоминать начертания “шершавых” букв, вырезанных из наждачной бумаги, “прописывая” их пальчиком.
Можно ли учить ребёнка читать, используя одновременно несколько методик?
Конечно! Методики обучения чтению, одинаково эффективной для каждого ребёнка, не существует. Это не означает, что вы должны метаться от одних методов обучения чтению к другим. Учить ребёнка читать можно разными способами. Возможно, вы разработаете индивидуальную программу обучения чтению для вашего ребёнка.
Что должен уметь Ваш ребёнок в 6-7 лет?
(Речевое развитие.)
Правильно произносить все звуки родного языка
Отчетливо и ясно произносить слова
Использовать в речи развернутые фразы,
точные высказывания.
Определять место звука в слове
уметь заменять один звук в слове другим
уметь рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно ,что он хочет сказать.
При описании предметов и явлений передавать своё эмоциональное отношение.
Уметь составлять связный рассказ по картинке, по серии картинок, по воспоминаниям
Уметь пересказывать небольшие тексты, прочитанные родителями сказки
употреблять в речи слова с суффиксами и приставки
использовать в своей речи существительные, а также прилагательные, глаголы, наречия
правильно использовать в речи предлоги.
уметь подбирать противоположные по смыслу слова - существительные( вход- выход) , прилагательные (хороший –плохой) ,наречия ( быстро- медленно), глаголы ( говорит- молчит);
подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь?- холодный, сильный, грибной, мелкий ,кратковременный), наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? -быстро, хорошо, медленно, четко , тихо, громко и т.д.);
уметь подбирать близкие по смыслу слова (ходить- идти, шагать, топать, вышагивать и д.р.).
Уметь согласовывать слова в роде ,числе, падеже,
точно спрягать часто употребляемые глаголы;.
В разговорной речи ребёнок в соответствии с вопросом и темой разговора использует ,как краткие ,так и развернутые ответы.
свободно пользуется монологической речью
Ваш ребёнок – будущий первоклассник?
Всех родителей, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается их ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалисту, "пока еще не поздно"? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего необходимо знать: «Что же должен уметь ребёнок в 6 лет?»
Перед тем как пойти в школу ребенок должен обладать элементарными знаниями, в овладении которыми ему помогает дошкольное образование и родители. Год за годом ребёнок не просто растёт, а развивается. Каждый день он познает окружающий мир. Чем больше знаний об окружающем мире у ребёнка, тем легче ему будет в дальнейшем освоить школьную программу. Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение!
Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо). Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?
Во-первых, произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять, так как в 6 лет ребенок должен правильно говорить все звуки, не торопясь и выразительно проговаривать все слова; Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан….Ошибки звукопроизношения и изменения слоговой структуры слов в дальнейшем могут привести к тому, что ребёнок и на письме будет писать неправильный звук или писать слова, переставляя слоги, а может вовсе не дописывать слова.
Во-вторых, у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: дети должны уметь выделять первый и последний звук в слове; определять, где находится заданный звук;
В-третьих, грамматический строй речи во многом должен быть сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный и т.п;
В-четвёртых, ребёнок должен обладать достаточно большим словарным запасом: он должен использовать слова по назначению, подбирать синонимы, антонимы, владеть обобщающими понятиями;
В-пятых, ребёнок должен владеть связной речью: уметь рассказать о себе; описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется;
В-шестых, должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). Ребёнок должен свободно владеть карандашом и кистью при рисовании. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием. Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры. Ну и, конечно, же уметь завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии.
Так же ребёнок должен знать и уметь:
знать названия основных профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий;
ребенок должен уметь называть группы предметов обобщающим словом;
знать основные правила дорожного движения;
знать последовательность времен года, частей суток, дни недели;
различать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они изготовлены;
различать и называть деревья, кустарники по листьям, плодам.
знать свое имя, фамилию, имя и отчество своих родителей, профессию своих родителей и место работы, свой домашний адрес, название города, в котором он живет;
ориентироваться в окружающем мире, знать, что такое день и ночь;
знать правила поведения – здороваться при встрече и говорить до свидания, когда уходит;
знать, как его зовут, какого он пола, знать по именам всех членов своей семьи и даже называть имена друзей. Называть адрес, где он живет. Знать название города, в котором он живёт.
ориентироваться пространстве: направо, налево, высоко, низко, далеко, близко и т.д.
речь у дошколенка должна быть осмысленной, стройными предложениями и законченной мыслью.
должен уметь считать (достаточно знать цифры до десяти) и узнавать буквы (знать половину алфавита – неплохой показатель).
должен знать основные цвета и называть их.
И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь.
Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи.
Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!!!
ПРИЕМЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
Артикуляционная гимнастика
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Развитие мелкой моторики
«Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?
Ох, нелегкое это дело – выводить разные крючки и палочки. Да что там говорить, даже просто ручку держать правильно – целое искусство. Родители первоклассников, прочитав эти слова, согласно закивают, испустив тяжкий вздох, родители дошколят недоуменно пожмут плечами.
Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что рисует! Все три пальчика щепоткой, упираясь и мешая друг дружке, ухватили ручку у самого кончика стержня – не важно, зато пишет! Вот и малыш привыкает действовать именно так, а не иначе. Год, два, три, иногда дольше…
А в первом классе выясняется, что пишет он очень медленно, рука сильно устает, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие отметки в школе, ужасный почерк и устойчивая нелюбовь к письму.
Мелкая моторика рук
Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Однако нельзя отрицать прямую связь успехов ребенка в этой области с развитием мелкой моторики рук. Само сочетание слов «мелкая моторика», безусловно, извечно каждому современному родителю.
Как и то, что ее надо всячески развивать и что она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении.
Нам, взрослым, иногда бывает трудно осознать эту истину. Частенько взрослые, а особенно бабушки и дедушки, говорят: «Когда мы были маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать научились!» В этом конечно, есть доля истины. Однако не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку.
И уже в 5 лет, а тем более в 6 ребенок прекрасно умел завязывать шнурки и застегивать курточку самостоятельно. Упражняясь каждый день по многу раз, пальчики становились сильными и ловкими. Конечно, после такой серьезной подготовки научиться правильно обращаться с ручкой и карандашом – просто пара пустяков.
А сегодня, пожалуй, никто не удивит такая картина: семилетний богатырь стоит, безвольно опустив руки, а мама застегивает его на все пуговицы. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» инее успевают учиться вместе со своим хозяином.
Вот и получается, что шестилетка бодро читает, считает и распевает песенки на английском, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы развит, а навыков, необходимых для успешной учебы в школе, нет и в помине.
Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша.
Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. С чего же начать это непростое восхождение? Давайте попробуем позаниматься пальчиковой гимнастикой.
Во-первых, это идеально подходит для сверхзанятых родителей, так как требуют минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов», кроме ручек малыша.
Во-вторых, пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самыми маленькими детьми.
И, в-третьих, малышам она очень – очень нравится, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова, так что наша цель – развитие мелкой моторики – будет достигнута без особых усилий.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Традиционными направлениями в системе работы по устранению речевых нарушений и у дошкольников, и у детей школьного возраста является формирование пространственного восприятия и пространственных представлений, а также временных ориентировок.
Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако у многих детей к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии. Данную ее предпосылку очень важно своевременно выявить и обязательно постараться устранить до начала обучения ребенка грамоте, чтобы он просто « не успел» усвоить неправильные начертания букв и тем более ввести их в « моторную память руки».
Поскольку нижнетеменные отделы коры головного мозга окончательно созревают позже многих других ее отделов, то на начальных этапах обучения письму трудности дифференциации буквенных знаков имеют место у многих детей. Появлению этих трудностей во многом способствуют и особенности русской графики, так как все буквы нашего алфавита как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов. Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки, что неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв. И нужно обладать достаточно хорошими пространственными представлениями и тонким зрительным анализом и синтезом, чтобы устойчиво дифференцировать эти буквы.
Проведенные исследования зрительно - пространственных представлений у детей младшего школьного возраста свидетельствуют о том, что многие дети не имеют достаточно четких представлений о форме и величине предметов, об их расположении в пространстве по отношению друг к другу, что им не знакомы такие понятия, как «выше» и «ниже», «больше» и «меньше», «дальше» и «ближе» и т.п. Дети не могут подобрать антонимы к словам, обозначающим величину предметов.
Эффективность устранение нарушений письменной речи связана с умением разумно сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией познавательных процессов, формированием у учащихся графомоторных навыков и пространственно-временных представлений. Т. о. устранение нарушений письменной речи является комплексной проблемой.
Нарушения письменной речи без дополнительных коррекционных занятий с логопедом и психологом не исчезают и в дальнейшем, в средних, старших классах школы.
Практика логопедической помощи учащимся с нарушениями письменной речи показывает, что у части из них возникают следующие проблемы:
1) сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов;
2) трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека;
3) неспособность, верно оценить пространственное расположение объектов;
4) затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов;
5) трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и пр.)
Указанные недостатки пространственных представлений сочетаются с ошибками и неточностями восприятия времени. В процессе обучения учеников уточняю сформированные у них понятия об основных единицах времени, о возрасте человека. Дополнительно требую наблюдения за временной последовательностью каких-либо действий и событий с одновременным расширением и активизацией словаря.
Таким образом, в содержание логопедической помощи учащимся с трудностями в усвоении навыков письменной речи включаю большую работу по коррекции их пространственно-временных представлений:
1) осознавать схему собственного тела и называть даже незначительные части тела у других животных;
2) определять и обозначать направления в пространстве, включая работу на листе бумаги, в тетради;
3) ориентироваться в пространстве среди окружающих предметов;
4) определять последовательность графических знаков.
Выполнение таких заданий позволяет развивать графомоторные навыки и быстрее правильнее осваивать пространство листа бумаги.
Совершенствование навыков по определению временного и пространственного расположения предметов, возраста людей, времён года, времени суток постепенно создаёт основу для формирования звуко -слогового и морфемного анализа слов. Представления об очерёдности звуков и слогов в словах, последовательности слов в предложении, расположении слов с их переносами на строчках тетради становятся предпосылкой для преодоления нарушений письменной речи.
Поговори со мной!!!
Много говорится о необходимости развития речи, однако родители не всегда уделяют этому должное внимание, а порой, даже желая развить речь, делают это неправильно. Мама недоумевает: «Я так много читала ему, рассказывала стихи, учила, объясняла, так много разговаривала с ним, но результата нет, он сам не может описать самую простую картинку, ни о чем рассказать не может». Не удивительно, ведь это мама рассказывала, говорила, объясняла, а не ребенок.
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить, для того чтобы у него сформировалась связная речь необходимы некоторые условия. Во-первых, у него должен быть стимул для разговора (это может быть ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать, друг, которому все интересно, сестра или брат, с нетерпением ожидающие рассказа и т. п.). Стимулом может стать поездка за город и поход в музей, впечатления от театральной постановки и новая игра. Чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора.
Взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. С малышами 3-4 лет это необходимо, а более старшим детям, необходимо говорить, рассказывать, объяснять самим. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить ударение и произношение, но всегда дать выговориться и научиться очень внимательно слушать. Нужно научиться слушать не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Ребенка очень легко сбить, отвлечь внимание.
Ребенок говорит, подражая речи взрослых. Если он слышит небрежную, нечеткую, чересчур громкую и интонационно резкую, то будет говорить так же. Если окружающие говорят четко, ясно, спокойно, то ребенок будет говорить в соответствии с этими образцами. Не думайте, что случайно вылетевшее мало литературное междометие пройдет мимо внимания вашего малыша или он не обратит внимания на раздражение в голосе. Все это проявится при первом же удобном случае.
Словарный запас шестилеток, хорошо владеющих речью, более 3 тысяч слов, но чтобы ребенок обладал таким словарным запасом, следует систематически расширять тот запас слов, которым он владеет. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книжку, слушаете ли сказку, обращаете внимание ребенка на редко встречающиеся слова, спрашиваете то или иное слово, очень действенны такие способы как «сочинения» стихов - дети очень любят разбирать рифмы.
Игра в слова (если научить ребенка) может скрасить долгий путь в электричке или нежеланную прогулку. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и гладить белье (это не лучший вариант, но все же выход). Можно попросить ребенка: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «кто больше назовет названий цветов», «назовем цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну» вспомним слова с противоположными значениями (день-ночь, холодный- горячий и т.п.). Ребенок только что посмотрел мультик, а вы не видели его, попросите пересказать сюжет. Иногда в речи пяти-шестилетних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, поправив ребѐнка и повторив правильное слово, выражение спокойным тоном, ровным голосом. Можно поиграть в словесную игру – намеренно исковеркать фразу (“В лес грибы растѐт”, “Дети гулять около дома”, “Шишка большой на ѐлке растѐт”) и вместе с ребѐнком разобрать, как нужно произносить слова. Это поможет зафиксировать его внимание на грамматическом строение речи. Нужно специально учить ребѐнка составлять сюжетный рассказ по картинке, озаглавить рассказ, картинку. При этом следует объяснить, как составляется рассказ, как подбираются синонимы, как можно образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные). Можно начинать предложение, а ребѐнок будет сам его заканчивать, подбирая разные варианты. Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые (сложные) слова, попросите ребѐнка рассказать (“Ой, я забыла, почему это зайка слѐзы лил?”), внимательно рассмотрите картинки, опишите всѐ, что нарисовано (пусть это делает сам ребѐнок, а вы подсказывайте). А потом можно эту сказку нарисовать, разыграть, можно, рассматривая рисунок, выбрать слова с определѐнными звуками и т.д. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической (продолжительность занятий, если вы занимаетесь не “между делом”, не более 15 минут).
Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребѐнка. К сожалению, не все родители знают, что ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими,
Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Ваш малыш с выражением крайней серьезности на свой ещѐ не совсем недавно такой беспечной мордашке отправится в свой самый ПЕРВЫЙ КЛАСС!
Впереди не только радости, но и серьезные проблемы и испытания, для преодоления которых Вам потребуется немало сил и душевных, и физических. Но пусть сейчас ничто не омрачает праздника, праздника Вашего ребѐнка. Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЕРПЕЛИВЫ и УВЕРЕННЫ в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ!
Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ!