Конспект урока по музыке «Как можно услышать музыку»
Предмет: музыка
Используемые учебники и учебные пособия: «Методика музыкального воспитания»,
«Программа по музыкальному обучению», под редакцией Д.Б. Кобалевского, 1-4 класс
Тема урока: «Как можно услышать музыку» (Игра-путешествие)
Цель урока: формирование музыкальной культуры школьника
Задачи урока: 1. Познакомить с основами восприятия музыкальной культуры.
обогащение знаний о музыкальном искусстве.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству,
нравственных чувств.
3. развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной
деятельности, образного мышления и воображения, музыкальной
памяти и слуха, творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности.
Формируемые УУД:
личностные: развитие творческого потенциала, готовности выражать свое
отношение к искусству.
регулятивные: учить целеполаганию, позитивной самооценки.
3) познавательные: активизировать творческие способности.
коммуникативные: формировать умение слушать, вести диалог, участвовать в
обсуждении, сотрудничать со сверстниками и педагогом.
Тип урока: «Урок обобщения»
Оборудование урока: технические средства: (музыкальный центр)
Использованная литература: «Хрестоматия по музыке»; материал : песня,
Интернет – ресурсы: www.wikipidia.org, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], www.4stupeny.com.
План оформления доски
___ апреля
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
«Без музыки не проживу и дня она во мне, она вокруг меня
И пенье птиц и в шуме городов
В молчанье трав, и в радуге цветов
И в молчанье трав, и в радуге цветов
И в зареве рассвета над землей
Она везде и вечно спутник мой!
(на обратной стороне доски, на время орг.момента)
План урока
Организационный момент
Постановка темы урока.
Подготовительная часть
Основная часть (слушание музыки, пение, ритмика)
Динамическая пауза
Заключительная часть (итог урока, рефлексия)
Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент детей
Задача: настроить детей на эмоционально-положительное выполнение предстоящей деятельности.
Методы: словесный, фронтальный опрос
Приемы: рассказ, беседа.
Отводимое время: 2-3 минуты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
- Здравствуйте, ребята!
-Меня зовут Алена Владимировна.
«Без музыки не проживу и дня она во мне, она вокруг меня
И пенье птиц и в шуме городов
В молчанье трав, и в радуге цветов
И в молчанье трав, и в радуге цветов
И в зареве рассвета над землей
Она везде и вечно спутник мой!
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение?
- Что такое музыка?
-если дети затрудняются ответить на вопрос:
это искусство, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства через музыку
- А, Вы любите музыку?
- А какую музыку Вы любите слушать?
- А где можно услышать музыку?
-вход детей под спокойную тихую музыку.
- Здравствуйте!
- данное стихотворение о музыке.
- звуки, мелодия, танец
- да
- веселую и т.д.
- дома, на улице, в балете, в опере и т.д.
- на доске написано данное стихотворение.
(дети могут затрудняться жать ответ на этот вопрос)
Ход урока
2. Постановка цели и задачи урока.
Задача: целеполагание.
Методы: Словесный, фронтальный опрос
Приемы: беседа, диалог.
Отводимое время:2 минуты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
-Ой, ребята, что это нарисовано?
-Что это могло значить?
-Куда можно лететь на воздушном шаре?
-Какой можно сделать вывод?
- наверно из Вас никто не летал на воздушном шаре, а тем более на карнавал.
-играет музыка на тему «карнавал»
-воздушный шар
-дети задумались
-в путешествие, на необитаемый остров
- мы отправляемся в путешествие на воздушном шаре- все хором.
-Ура!
Появляется на доске иллюстрация воздушного шара.
(дети эмоционально показывают свою радость)
На доску прикрепляется надпись «на карнавал»
Ход урока
3. Подготовительная часть
Задача:
Методы: словестный, наглядный, фронтальный, индивидуальный, работа в парах.
Приемы: диалог, работа по карточкам.
Отводимое время: 10 минут
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Кто-нибудь из Вас был на карнавале?
-Что такое «карнавал»?
-дать определение
-Что в нем особенного?
-Поскольку карнавал будет сказочным и музыкальным, нам необходимо соблюдать некоторые правила.
-что это за правила?
-Ребята, а у Вас есть билеты?
- чтобы их получить Мы будем отгадывать загадки. Каждая пара, отгадавшая загадку, получит билет, чтобы отправится в наше путешествие-карнавал на «воздушном шаре».
-Все хотят отправиться на карнавал?
-Будем отгадывать правильно?
- и так начинаем!
-слушает загадку первая пара:
1. На листочке, на страничке
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки, (ноты)
- посовещайтесь между собой
-хорошо
-раздать билеты – маски.
2. Он руками машет плавно,
Слышит каждый
инструмент.
Он в оркестре самый главный, он в оркестре - президент (дирижер).
3. Струны гитары, терпенье, талант плюс вдохновенье равно(музыкант)
4. Сон и отдых позабыты: песню пишет... (композитор)
5. композитор и поэт – это творческий(дуэт)
6. Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты..(певец)
7. Три струны, а звук какой!
С переливами - живой.
Узнаю его в момент –
Самый русский инструмент.
(балалайка)
8. Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (рояль)
9. Очень музыку любили
Две сестры,
Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое (пианино)
10. Завитой, красивый знак
Нарисуем мы вот так.
Он велик и всемогущ,
Это наш (скрипичный ключ)
- хорошо.
-ну, что все получили билеты
- ребята, а куда же мы полетим? Мы ведь не определили маршрут.
-кто знает в какой стране проводится карнвал?
- а я Вам подскажу государство, в котором проводится «карнавал» находится в Южной Америке
- давайте обратимся к географической карте.
- давайте прочитаем все вместе.
- ребята, а теперь готовы ли мы отправляться на карнавал?
- и так, мы отправляемся.
– тогда все вместе говорим в ПУТЬ! ПОЛЕТЕЛИ!
-Да, нет
-дети задумались
-дети отвечают на вопрос: одежа должна быть праздничной, люди надевают маски, различные костюмы..
-нет!
-да!
-да!
- дети задумались
-ноты
-да
- Бразилия
-да!
-дети вместе с учителем повторяют слова: в путь! Полетели!
·
(раздать карточки с номерами пар)
(если кто остался без пары, ребенка можно добавить в любую пару или поставить его в роли кондуктора)
если учащимся не удается отгадать, можно дать им карточки, например
(все остальные загадки провести в той же последовательности)
Учитель показывает на карте где находится страна Южная Америка и государство Бразилия.
Звучит музыка «на тему карнавал».
Ход урока
4. Основная часть.
Задача:
Методы: словесный, наглядный, фронтальный.
Приемы: диалог, рассказ.
Отводимое время: 30-40 минут
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
-Вот мы и на месте!
-картина «Не ждали!»
- ребята, как нам открыть дверь?
- ребята, смотрите, на двери прикреплено письмо, давайте поскорее откроем его и прочитаем.
- задание: Здравствуйте, ребята! Чтобы открыть дверь и попасть на карнавал, всем вместе нужно отгадать загадку. Композитор Камиль Сен Санс!
- ребята, а Вы знаете этого композитора!
- это французский композитор, писатель, органист, который родился в крестьянской семье. Написал сюиту, которая называется «карнавал животных».
- значит мы с Вами прибыли на карнавал кого?
- в конверте что-то еще находится?!
-давайте посмотрим все вместе?
-ребята, что это означает?
-хорошо, кто из Вас хочет открыть дверь?
- ребята, а что мы видим, за дверьми никого нет и только конверт, в котором, что-то находится? Что может в нем находится? Кто как думает?
- читает задание: ребята, чтобы появились гости, которые превратились в «невидимок».
-ребята, вы хотите, чтобы появились все гости и карнавал начался?
- звучит музыка «Слон»
-кокой характер этой музыки?
-кого нам изобразила музыка?
-каков характер героя?
-какой инструмент использовался?
-вот ребята, первого героя мы расколдовали.
-ребята, давайте изобразим слона, с помощью движений.
-когда мы выполняем шаги, на что они похожи? Давайте изобразим все вместе его марш.
-кого же хотел изобразить композитор?
- опишите характер льва, который нам изобразила музыка.
-проигрывается музыка «Кенгуру» из сюиты «Карнавал животных».
- а какого героя хотела нам показать музыка?
-каков характер этой музыки?
-на какие движения изображает нам музыка
-давайте, ребята изобразим движения и этого животного.
-молодцы ребята!
-не знаем
-дети читают вслух, повторяя за учителем.
- нет.
- дети кричат все хором
На «карнавал животных»
-дети открывают конверт.
Обнаруживают – ключ.
-кто-то из детей может поднять руку и сказать, что мы отгадали загадку правильно. И получили ключ, что бы открыть дверь.
-кто из детей подходит и открывает ворота, прикрепляя ключ к двери.
-задание, загадки, вопросы...
-да!
-дети отвечают
-слон
-сильный, большой, тяжелый (тучный),передвигается с одного бока на другой.
-громкая,
контрабас
-дети изображают слона
-учащиеся дают ответы по очереди
-шагать
-эти шаги похожи на вальс
-лев – гордый, смелый, сильный.
-ответ детей: сильный, смелый, отважный
-кенгуру
-быстрый, сильный.
-прыжки
-дети выполняют
-На доске закрепляется наглядное пособие в виде нарисованных ворот.
(на доске – кроссворд с загаданными животными)
Вставь в замочек, поверни.
Дверь любую отопри
Ростом мал, но так могуч.
Называется он (ключ)
Показать портрет К.Сен Санса. И закрепить на доске.
В этот момент учитель сам берет конверт, открывает его и читает задание.
Дети могут прочитать задание все вместе.
-Проигрывается музыка из сюиты «карнавал живот
-Если дети не отгадывают, задается загадка:
Лопоухий великан
Прибыл к нам
Из дальних стран.
Он отвесил нам поклон,
Мы сказали:
- Здравствуй,.. (cлон)
- появляется слон на доске
Проигрывается музыка
«королевский марш львов»
-используется музыкальная ритмика.загадка.
На доске появляется изображение льва.
-Проигрывается музыка «Кенгуру»
- Вот еще один зверек
В сумке носит кошелек,
Ловко прыгает в длину
Австралийский...
(Кенгуру)
Ход урока
5.Разучивание песни
Задача: развить у учащихся творческие способности, музыкальную речь.
Методы: фронтальный, словесный
Приемы: рассказ, пение.
Отводимое время: 3-5 минут
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
- сейчас мы будем с вами распевать песенку слова, сначала я назову первую строчку, а потом все вместе ее повторяем
-звучит песенка «»
- передохнули?
- молодцы! В путь!
-
-да
- В путь!
Ход урока
6. Подведение итогов.
Задача:
Методы: словесный, фронтальный
Приемы:
Отводимое время:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
- ребята, давайте посмотрим на кроссворд. Всех ли героев мы нашли?
- мы справились или нет с заданием?
- давайте перечислим их
- ребята, раз все животные в сборе, всех расколдовали, все наверно ждут - не дождутся, когда же начнется «карнавал». Как вы считаете?
- все приготовились?
- тогда, начинаем!
-И, так, мы возвращаемся!
-ребята, что нового мы узнали?
- ребята, вам понравился наш карнавал?
-ребята, вы бы хотели еще раз сходить на карнавал.
- Карнавал, карнавал
Зазвенел, засверкал,
Всех гостей подружил,
В танце нас закружил.
-всех!
-да!
- дети по очереди называют отгаданных животных.
- да!
-дети водят хоровод в подскок.
-дети отвечают на вопрос, приводя примеры:
-что Карнавал проводится в стране Бразилия,
-написал сюиту «Карнавал животных» К. Сен Санс.
-К. Сен Санс –это французский композитор.
-да!
-да!
Прослушать сюиту «Карнавал животных»
Ход урока
1. Домашнее задание.
Задача: инструктаж по выполнению задания
Методы: словесный, фронтальный
Приемы: рассказ
Отводимое время:1-2 минуты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
- ребята, я бы хотела вам сделать дома интересное задание?
-вы любите рисовать и петь?
- я предлагаю вам нарисовать любимого животного или рассказать стихотворение, на выбор, кому, что больше нравится.
-на этом наш свами урок-путешествие подходит к концу.
-всем спасибо за прекрасную работу.
-До свидания ребята!
-какое?
-да
-до свидания!
-дети уходят по музыку.
Карнавал животных
К. С.С.
портрет
кроссворд
Географическая карта
Н.ы
15