Урок по русскому языку Слова-иностранцы в русском языке
«Иностранцы» в русском языке
Урок по теме «Заимствованные слова». 5 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс 5
Авторы учебника Русский язык. Практика. 5 класс под ред. А.Ю. Купаловой, входящий в систему уроков по УМК под редакцией
В.В. Бабайцевой, серии ФГОС, 2015.
Предмет Русский язык
Тема урока «Иностранцы» в русском язык
Тип урока Урок усвоения новых знаний
Вид урока Урок - исследование
Цель (для учителя) Создание условий для самооценки учебной деятельности; формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной
учебной деятельности.
Цель (для учащихся) Урок должен мотивировать учащихся на изучение данной темы раздела «Лексика», помочь осознать роль заимствований
в русском языке, осознавать лексическое богатство русского языка.
Результаты Предметные результаты:
Продолжать формирование следующих умений и навыков:
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала;
- находить в словах изученные орфограммы; группировать слова по видам орфограмм;
- освоение понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы
- понимать функцию слова в языке, понятия «словарный состав (лексика)», «лексическое значение слова»,
«толковый словарь», «словарная статья»
- введение понятия «заимствованные» слова;
- формирование умения опознавать иноязычные слова по внешним признакам, определение причин заимствования
слов, определение места иноязычной лексики в речи.
- умение пользоваться толковым словарем иностранных слов (находить словарные статьи, извлекать из них нужную
информацию).
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- Коммуникативные УУД:
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом);
-устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
создавать совместный проект, выполняя индивидуально лишь часть проекта;
- коммуникативно взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания;
- приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные УУД:
- способность определять цель своей деятельности, оценивать достигнутые результаты;
- формировать ситуацию само регуляции, т.е. операционального опыта;
- формировать способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
(фиксирования собственных затруднений в деятельности);
- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью
планирования, контроля и самооценки действия;
-формировать навыки работы в группе; создавать диалоги с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать
свою точку зрения;
- управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Личностные результаты:
-осознавать лексическое богатство русского языка; стремиться к совершенствованию собственной речи;
- осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций.
Учебно-методическое обеспечение Компьютерная презентация.
Раздаточный материал
Толковые словари иностранных слов
Технологии Технология развивающего обучения
Технология оценивания образовательных достижений.
Методы и приёмы Практический, исследовательский
Формы работы Групповая
Этапы урока Результаты Взаимодействие в образовательном процессе Содержание урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организационный этап.
3 мин. Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. Метапредметные: учебно-познавательный интерес Настраивает учеников на работу, создаёт благоприятные условия для учебной деятельности. Настраиваются на учебную деятельность.
Здравствуйте, мои хорошие! Повернитесь к друг другу и улыбнитесь,
передайте тепло своего сердца друг другу!
Сегодня мы работаем в группах. Хочу напомнить правила такой работы
(слайд №2). Правило читаем хором.
А теперь возьмитесь за руки и мысленно пожелайте друг другу успеха
на уроке.
2. Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
5 мин Метапредметные: умение понимать задание.
Личностные: желание совершенствовать имеющиеся знания.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта.
Предметные: классифицировать орфограмму «Безударные гласные в корне слова»; отличать исконно русские слова в тексте. Демонстрирует слайд с текстом домашнего задания. Помогает организовать работу, стимулирует учеников давать словесную оценку выполнения работы одноклассниками. Ученики понимают и принимают учебную задачу. Рассказывают об алгоритме работы с орфограммами. (Один ученик отвечает, остальные словесно оценивают его ответ).
Говорят о происхождении слов дождь, луг, цвет, чаша, трава, огонь, серебро, цветок.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.
А.Яшин «После дождя».
(слайд № 3)
- Какие виды орфограмм вы встретили в этой строфе?
(анализ орфограмм)
- Вы проанализировали дома происхождение данных слов.
Что общего во всех этих словах, есть ли отличия?
(по 2 слова для анализа в группе% 5 группа- цвето)
3. Постановка учебной задачи.
Введение темы.
5 мин Метапредметные: умение понимать задание.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание совершенствовать имеющиеся знания, умения
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность Предметные:
определять границу между знанием и незнанием.
Даёт толкование слова.
Создаёт условия для рефлексии для определения границы между знанием и незнанием, для перехода к этапу целеполагания.
Узнают значение иностранных слов.
Отвечают на заданный учителем вопрос.
.
- Скажите, пожалуйста, а сколько языков вы знаете?
(ответы учащихся)
- А я докажу сейчас, что все вы знаете множество разных языков.
Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая
розовая птица.(Фламинго.)
Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои
грядки. (Шланг.)
Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это
бездушная кукла в витрине магазина.(Манекен.)
Скажите по-английски «петушиный хвост», если для нас это смесь из
напитков. (Коктейль.)
Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный
вид транспорта в больших городах. (Метрополитен.)
- Аргументируйте, откуда же мы знаем так много слов из самых различных
языков?
(все они есть в русском языке)
Верно, и сегодня мы поговорим о происхождении лексики нашего языка,
о том, на какие группы по происхождению она делится и как отличить
слова одной группы от слов другой.
4.Целеполагание
6 мин Метапредметные: целеполагание Коммуникативные:
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
Регулятивные:
способность определять цель своей деятельности; Демонстрирует слайд с заданием. Учит формулировать цели урока, используя адекватные языковые средства. Учатся формулировать цели урока, используя адекватные языковые средства.
Задание «Моя цель»
- Используя глаголы из левого столбика и слова, термины из правого
столбика, сформулируйте цели урока.
Слайд № 4
Знаю
Хочу узнать (узнаю)
Хочу понять (пойму)
Хочу научиться (научусь)
Хочу выяснить (выясню)
лексика
лексическое значение
прямое и переносное значение слова
исконно русские слова
заимствованные слова
словарь иностранных слов
-Итак, тема нашего урока «Заимствованные слова».
Запишите тему урока в тетради.
Подберите синонимы к слову заимствованные.
Проведение физкульт-
минутки
1 мин Установка на здоровый образ жизни.
Предупреждение общего утомления
Выполняют упражнения 5.Первичное усвоение новых знаний.
7 мин Личностные:
желание приобретать новые знания и умения.
Предметные:
знать, что такое заимствованные слова
Коммуникативные:
способность участвовать в речевом общении
Мотивирует учащихся на познавательную деятельность. Перерабатывают полученную информацию и делают вывод по теме урока. - Сформулируйте смысл понятия заимствованные слова.
(ответы учащихся)
- Как же отличить русское слово от заимствованного?
Давайте посмотрим!
Слайд № 5-6
Запись материала в справочники.
6.Практическая работа. Отчёт работы группы.
8 мин
5 мин
Коммуникативные:
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы
Регулятивные:
- способность определять цель своей деятельности, оценивать достигнутые результаты;
- проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
Организует работу в группах. Организует отчёт о проделанной учащимися работе. Работают в группах. Находят приметы заимствованных слов, аргументируют своё суждение.
Заносят результаты перевода слов в таблицу.
Работа со словарями иностранных словарями
Обсуждают результаты работы в группе. Готовят выступающего. Перед вами текст. Найдите в нём иноязычные слова.
Аргументируйте свой ответ.
Дождь прошёл по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали
в вестибюли, дома, закрывали жалюзи, зажигали электричество.
Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно
меняться.
2. А теперь мы узнаем, что такое калька или калькирование.
Слайд №7
– Перед вами бланк с заданием.
Ваша задача:
Сгруппировать английские слова по тематическим группам
и написать обозначение этого понятия по-русски, не пользуясь
словарем. Доказать, что это калька с английского языка.
(mixer, printer, diving, browser ,bowling, toaster, scanner, biker, jumper,
notebook, sprinter , second-hand, Internet, match, browser).
-
– Вызвал у вас трудности перевод и понимание данных слов?
Ответы – по группам:
7.Домашнее задание
2 мин Предлагает домашнее задание. Воспринимают задание, осмысливают его, записывают в дневники. Задание получают на выбор:
1.Проанализировать речь диктора в очередном выпуске новостей
и записать иноязычные слова, употребляемые им в речи. Дать толкование.
Работа с со словарём иностранных слов. Записать иноязычные слова
(по 4-5 слов).
Создайте мини-текст с данными словами
8. Рефлексия
2 мин Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные: умение давать самооценку учебным действиям.
Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке.
Оценивание учащихся.
Оценивают своё участие в уроке и содержание урока.
По кругу: учащиеся высказываются одним предложением, выбирая
начало фразы
(слайд № 8)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял(а), что…..
Теперь я могу….
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось….
Я попробую….
Я научился…
Материалы к уроку: (раздаточный материал)
Перед вами текст. Найдите в нём иноязычные слова.
Аргументируйте свой ответ.
Дождь прошёл по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали
в вестибюли, дома, закрывали жалюзи, зажигали электричество.
Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.
Приметы заимствованных слов
ФОНЕТИЧЕСКИЕ:
- начальное а: анкета, абзац, ария, атака, арба, ангел;
- начальное э: эпоха, эра, этика, экзамен, эффект, этаж;
буква ф: фонарь, софа, фильм, форма, эфир, профиль;
- сочетание двух и более гласных: поэт, ореол, театр;
созвучия ге, ке, хе: герой, кедр, схема;
не свойственная русскому языку последовательность гласных и согласных звуков: парашют, пюре, джип;
- гармония гласных - закономерное употребление в одном слове гласных только одного ряда: [а], [у] или [е], [и]: атаман, карандаш,, сундук, каблук, мечеть, бисер.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
иноязычные приставки: интервал, дедукция, регресс, контрадмирал;
иноязычные суффиксы: деканат, студент, техникум, редактор, литература.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ:
Неизменяемость (по падежам и числам): такси, кофе, пальто, беж, мини, макси.
Сгруппировать английские слова по тематическим группам
и написать обозначение этого понятия по-русски, не пользуясь словарем:
mixer, printer, diving, browser ,bowling, toaster, scanner, biker, jumper,
notebook, sprinter , second-hand, Internet, match, browser.