Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС


Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Что же такое преемственность?
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
(Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.
При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. С этой целью мы планируем посещение учителями занятий. Развлечений и досугов в детском саду
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге. ( анкетирование тестирование)
И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю.
Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
В организации работы по преемственности между детским садом и школой ключевым моментом является формирование умения, учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и доу;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; фото родительского собрания.
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления, т. е.структура программы опирается на три направления
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
На дошкольной ступени:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
-опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
-направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности
Общие условия:
– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
– создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
– учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
– воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
– создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
– осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка
– доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективом образовательного учреждения
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
Социально-психологическая готовность к школе:
Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
К началу обучения в школе дети должны уметь:
Строить сложные предложения разных видов;
Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
Находить слова с определенным звуком;
Определять место звука в слове;
Составлять предложения из 3-4 слов;
Членить простые предложения на слова;
Членить слова на слоги (части);
Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
Иметь представления о сезонных явлениях природы;
Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
Знаки +, =, >, <;
Название текущего месяца, последовательность дней недели;
Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
Соотносить цифру и число предметов;
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
Пользоваться арифметическими знаками действий;
Измерять длину предметов с помощью условной меры;
Составлять из нескольких треугольников, четырехугольникоь фигуры большего размера;
Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
Ориентироваться на листке клечатой бумаги.
Первый тест - для родителей
В каком состоянии готовность ребенка к школе , есть ли у него интерес к обучению?
Ответьте на вопросы, за каждый положительный ответ  - плюс один балл, за отрицательный - 0 баллов.
1. Хочет ли Ваш малыш идти в школу?
2. Привлекает ли  ребенка то, что в школе он о многом узнает, многому научится, и ему будет интересно учиться?
3. Может ли ваш малыш самостоятельно выполнять  какую-либо работу, заниматься каким-то делом, которое требует сосредоточенности на протяжении 30 минут (например, складывать что-то из конструктора)?
4. Как ваш ребенок чувствует себя  в присутствии незнакомых людей - свободно и непринужденно?
5. Умеет ли Ваш малыш составлять рассказ по рисунку из 5-6 предложений (не менее)?
6. Знает ли Ваш ребенок несколько стихотворений наизусть? Может он их рассказать?
7. Умеет ли Ваш малыш изменять имена существительные по числам (единственное, множественное?8. Умеет ли Ваш ребенок  читать по слогам или целыми словами ?9. Умеет ли малыш считать до двадцати  и в обратном порядке?
10. Может ли Ваш ребенок решать простые задачки на добавление и вычитание единицы?
11. У малыша твердая рука (уверенно и крепко держит в руке карандаш и т.д.)?
12. Малыш любит раскрашивать и рисовать  простые картинки?
13. Может ли ребенок сделать аппликацию, пользуясь клеем и ножницами?
14. Может ли малыш собрать разрезанную на пять частей фотографию или картинку за 1 минуту?
15. Знает ли Ваш ребенок названия домашних и диких животных?
16. Может ли Ваш малыш обобщать понятия (например: яблоко, груша, слива - фрукты)?
17. Может ли Ваш малыш  самостоятельно  рисовать, лепить, собирать мозаику и так далее?
18. Может ли Ваш ребенок понимать и точно следовать словесным инструкциям?
Если вы насчитали:
15-18 баллов — Ваш ребенок вполне готов идти в первый класс;
10-14 баллов — ребенок уже многое умеет, и обратите внимание на суть тех вопросов, ответ на которые был отрицательным.  Именно они являются подсказкой, над чем нужно поработать, на что обратить внимание!
9 и менее баллов — в ближайшее время Вам не рекомендуется отправлять ребенка в школу, ему нужна Ваша помощь, а, может быть, и помощь специалиста. Предстоит еще  немало поработать, прежде чем малыш пойдет в школу!
Готовность к школе. Лекция для родителей
Сам термин «школьная готовность» появился не так давно, в 80е годы прошлого века. До этого не было потребности в определении школьной готовности, поскольку считалось, что по достижении 7 лет все дети готовы к школе – что, действительно, было справедливо в отношении большинства семилеток. Однако, когда в 80е годы в порядке эксперимента стали открываться классы обучения детей с 6ти лет, проблемы, возникающие с этими детьми, были новыми для педагогической практики того времени, и что еще важнее – они не поддавались прогнозированию традиционными средствами. Поскольку классы шестилеток были экспериментальными, в них существовал отбор, и учителя могли заранее познакомиться со своими будущими учениками и принять решение об их обучении. Однако, как показала практика, критериев для такого отбора у них попросту не было, а имеющиеся критерии (интеллигентная семья, уже умеет читать, и пр.) не срабатывали при переходе ребенка от комфортного дошкольного существования к напряженной жизни школьника.
Тогда и появилась концепция готовности ребенка к школе. Одни дети 6-6,5 лет готовы к школе, могут учиться вполне сознательно и выдерживать школьную нагрузку, а другие, как мы говорим, еще «не доиграли». Это выражение тоже не случайно. Дело в том, что согласно представлениям отечественной психологии, в каждом возрасте для ребенка основной – ведущей – является определенная деятельность. Так, для младенца его ведущей деятельностью является эмоциональное общение, для ребенка раннего возраста – предметная деятельность, изучение разных способов манипулирования предметами, для дошкольника – игра, а для младшего школьника учение (далее, для подростка такой деятельностью будет общение, и для юноши – профессиональное обучение). Не возможно полноценно перейти к другой деятельности, не получив все от предыдущей. Именно поэтому «не доигравшие» дети не готовы к школе, потому что игра продолжает оставаться для них основной, главной по смыслу деятельностью, и пока они не получат от игры весь причитающийся им игровой опыт, они не могут так же полно отдаться учебе.
Многие родители и даже педагоги пытаются решить проблему неготовности ребенка к школе при помощи тренировки его навыков. Однако навыки, сами по себе, не делают ребенка готовым к школьной жизни. Ребенок может уметь читать, писать и даже складывать в уме, и все же быть не готовым к школе эмоционально, психологически и физиологически. Некоторые особенности мышления, необходимые для успешной учебы, зависят не только от того, как мы развиваем ребенка, но и от развития его мозговых структур, которое происходит в соответствии с возрастом и торопить которое бесполезно.
Что же составляет готовность ребенка к школе, какие признаки говорят нам о том, что вот этот конкретный ребенок – уже готов, а его сосед по парте лучше бы посидел еще годик дома?
Принятие учебной задачи. Ребенок способен воспринять предложенную ему учебную задачу, именно как интеллектуальное упражнение, а не как предложение поиграть или пообщаться со взрослым. Например, когда от ребенка требуется в учебном задании посчитать плитку для облицовки ванной комнаты, он должен уметь сосредоточиться на способах вычисления, а не на цвете-размере и других, не относящихся к задаче, свойствах плитки.
Способность освоить общий способ действия, а также понимание смысла ситуации. Если ребенок ориентируется исключительно на слова-подсказки при решении задач, и не может охватить смысл задачи в целом, описать и показать что реально происходит в задаче, то он еще не готов к школьному обучению. Так, ребята из детского сада, которым было предложено составить задачу для выражения 5-3, предложили такой вариант «Мама купила 5 ножниц и 3 съела». Ни один ребенок даже не засмеялся, потому что им было непонятно, чем неправильна такая задача – ведь ответом будет именно 2.
Восприятие себя как субъекта деятельности. Если спросить у дошкольников, почему мальчик на картинке упал с горки, а девочка разлила чай, то они вероятно ответят: «Горка слишком высокая, чашка неудобная». Школьник же ответит: «Мальчик плохо держался за санки, девочка была невнимательна. Но ничего, они постараются и научатся делать как нужно». Точно так же ребенок, готовый к школе, воспринимает и себя – он не ищет причины своего поведения, своих успехов и неудач снаружи, а способен увидеть их в себе самом и своих собственных действиях.
Для школьника получение опыта, знания важнее, чем процесс игры. Даже если задание предлагается в игровой форме, то дошкольник легко увлекается игрой и забывает, что собственно от него требовалось в задании, а школьник должен уметь уже сохранять свой интерес к задаче. Когда детям в одном эксперименте предлагалась игрушка в виде лабиринта с ездящей по нему управляемой куклой, то дошкольникам была интереснее сама кукла и фантазии о ней, даже если лабиринт и не был ими пройден, они воспринимали игру как интересную и забавную. Для школьников же основным интересом было прохождение лабиринта… и механизм действия куклы, как это она по нему ездит?
Внутренняя позиция школьника. Ребенок отчетливо заявляет о своем желании пойти в школу и быть школьником. Он считает, что став школьником он получит преимущества статуса и такое новое положение дел для него желанно.
Произвольность. Ребенок способен выполнять действия произвольно, то есть, не по первому побуждению, а по инструкции, с волевым усилием. Основу создает произвольная концентрация внимания, без которой невозможно никакое успешное обучение.
Интерес к взрослым и к сверстникам. Если ребенку интересно, чем это занимаются другие взрослые, не из его ближайшего окружения, и он хочет общаться с детьми, которых встречает на улице, в кружках и пр., а не только со своими товарищами по садику, то это благоприятный признак для его готовности к школе.
Самооценка. Некоторые авторы полагают, что ребенок должен уже прийти в школу с адекватной самооценкой. Другие считают, что в возрасте 6-7 лет самооценка ребенка может еще и не быть адекватной, но должна быть положительная тенденция к ее формированию – в виде различения ребенком собственной оценки себя и его оценки окружающими, а также понимание возможности различных оценок одного и того же человека.
Интеллектуальная готовность – это как раз то, что измеряют при помощи тестов при поступлении в школу. В нашем городе в большинстве школ используется диагностический комплекс Ясюковой для определения готовности детей к школе, он позволяет диагностировать уровень развития различных видов мышления, развития речи, внимания, памяти и пр. Большую часть компонентов интеллектуальной готовности у ребенка можно и нужно развивать.
Самостоятельность. В школе ребенку приходится во многих ситуациях принимать решения, действовать на свой страх и риск – начиная от выбора с кем за руку пойти в столовую и заканчивая выбором участвовать или нет в конкурсах и олимпиадах. Для него эти решения ничуть не менее ответственны и сложны, чем для нас наши «взрослые» самостоятельные решения. Важно, чтобы ребенок имел подобный опыт самостоятельности, не пасовал перед выбором и мог четко определить, что ему нужно. Также навыки самообслуживания существенно способствуют самостоятельности ребенка на первый период адаптации к школе – ребенок, который не может абсолютно самостоятельно одеться, собрать портфель, следить за своими личными вещами и за порядком на парте, в портфеле и в дневнике, сразу же оказывается в невыигрышном положении. Поэтому, обучая его навыкам аккуратности и самообслуживания, мы косвенно способствуем и его успешной учебе.
Психологическая готовность к школе.
Вопросы по поводу готовности к школе у родителей возникают, когда ребенку исполняется 6-7 лет. Хорошо, если ребенок к этому времени оказывается психологически готов к школе и у него сформированы необходимые умения и навыки. А если нет?
Поступление ребенка в школу – это переломный момент. Меняется все в его жизни – окружающие люди, обстановка. Ребенок попадает в условия школьного обучения, которые предполагают:
Умение организовывать и контролировать свою двигательную активность.
Умение действовать в соответствии с указанием взрослого.
Способность к поисковой деятельности с помощью речевой саморегуляции.
Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях и формированию уважения к иной точке зрения.
Неподготовленность ребенка к школе почти всегда проявляется в первый год обучения. Адаптация к новым условиям у таких детей проходит с трудом. У них появляется тревога, страх, что приводит к нежеланию ходить в школу и учиться. Многих проблем можно избежать, если вовремя заняться именно психологической подготовкой ребенка к школе. Часто родители стремятся, чтобы их ребенок научился читать, писать и считать ещё до школы. Решив, что это самое необходимое для поступления в первый класс, они усиленно начинают натаскивать своих детей. Именно натаскивать, потому что ребенка обязывают заниматься чтением и письмом, не зависимо от того, хочет ли этого ребенок в данный момент. При этом еще припугивают школой: «Как же ты будешь в школе учиться?!? Вот пойдешь в школу, там тебе покажут…» К чему это может привести? В лучшем случае к потере интереса к процессу обучения. А в основном – к повышенной тревожности, страху и, как следствие, к неврозу.
Так что же можно сделать, чтобы подготовить ребенка к школе и при этом не отбить у него желание учиться? На самом деле, все просто. Достаточно своевременно и честно отвечать на вопросы, которые возникают у ребенка. Современные дети уже в возрасте 3-4 лет входят в возраст «почемучек». Они познают мир. Часто из-за нехватки времени, из-за усталости родители игнорируют вопросы детей, думая, что ещё успеют. Но очень важно подкрепить интерес ребенка именно сейчас, когда его это волнует. Это основа для развития познавательной активности ребенка в школе, ведь многие дети, приходя в первый класс, уже ничем не интересуются. Когда родители, наконец, находят время для беседы с ребенком, часто бывает уже поздно. Очень ярко и точно об этом сказано у С.Я.Маршака.
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "маленький философ",
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом "Почему?"
Многие вопросы, которые задают дети в 3-4 года, ставят взрослых в тупик. До сих пор помню, как мой четырехлетний сын подошёл и спросил: «Мама, а почему земля черная, а трава, которая из неё растет – зеленая?». Даже если мама или папа не знают ответ, обязательно нужно порассуждать с ребенком, спросить, «А как ты думаешь?» При современном развитии информационных технологий доступ к интернету есть практически у каждой семьи. Можно поискать ответы в интернете вместе с ребенком. Увлеченный родитель – лучший стимул развития ребенка. Многочисленные психологические исследования показали, что познавательная активность ребенка чаще всего зависит от познавательной активности его родителей. Если в семье принято проводить все свободное время за телевизором, то не нужно ждать, что ребенок пойдет читать книгу. Кроме того, увидев, что мама активно ищет ответы на его вопросы вместе с ним, ребенок начинает чувствовать свою значимость, обретает уверенность в себе, что тоже подкрепляет познавательную активность. И в следующий раз, когда у ребенка возникнут вопросы, он пойдет именно к маме.
Для подготовки к школе не малую роль играет чтение родителями книг детям. Во-первых, это увеличивает словарный запас ребенка, помогает развивать фонематический слух. Во-вторых, формирует усидчивость, умение слушать. В-третьих, если создается ритуал чтения книг перед сном, то это снижает тревожность детей, помогает им справиться с накопившимся за день напряжением. Обсуждение с ребенком прочитанное помогает развивать мышление и речь.
Существует множество списков, перечней того, что должен знать и уметь ребенок к 5-7 годам (Приложение 1). С помощью этих списков родители могут, наблюдая за ребенком, понять, что у него «западает», над чем нужно ещё поработать. Если у родителей возникают трудности по определению готовности ребенка к школе, то при посещении занятий по подготовке к школе (в нашем лицее они начинаются в декабре-январе), все желающие могут пройти собеседование с психологом. Перед нами стояла задача – за короткий промежуток времени (15-20 минут) сформировать представление о готовности ребенка к школе. Как известно, традиционно существуют три аспекта школьной зрелости – эмоциональная зрелость, социальная зрелость и интеллектуальная зрелость. Наша цель была определить именно интеллектуальную зрелость. Для этого ребенок приглашается вместе с родителем на собеседование. Будущему первокласснику предлагается выполнить следующие задания.
1. Задание на определение уровня развития речи. Ребенка просят по серии картинок (Приложение 2) составить рассказ. Если он затрудняется, то можно задавать наводящие вопросы: «Что нарисовано на этой картинке?», «Как ты думаешь, что здесь происходит?» и т.д. Психолог обращает внимание на связность речи, на богатство словарного запаса, на сложность построенных предложений. Если ребенок употребляет только предложения типа «Он идет», «Она сидит», то речь недостаточно развита, словарный запас бедный.
2. Задание на определение объема зрительного произвольного запоминания.
Инструкция для ребенка: «Я буду тебе показывать картинки, а ты постарайся запомнить, что на них нарисовано». Картинки (Приложение 3) предъявляются по одной. Затем ребенку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.
1-й уровень(10 баллов) – большой объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.
2-й уровень (8-9 баллов) – достаточно большой объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.
3-й уровень (6-7 баллов) – соответствующий возрасту объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.
4-й уровень (4-5 баллов) – недостаточный объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество зрительной информации при установке на запоминание.
5-й уровень (0-3 балла) – низкая способность к произвольному запоминанию. Сохранение информации затруднено.
3. Задание на определение развития логического мышления, способности к обобщению. Ребенку предлагается пять групп предметов (Приложение4). В каждой группе нужно найти лишний предмет и назвать обобщающее слово.
4. Задание на определение развития внимания. Ребенку нужно найти 10 отличий одной картинки от другой (Приложение 5). Наблюдая за ребенком, психолог отмечает скорость поиска отличий, заинтересованность, количество найденных отличий.
5. Задание на определение готовности руки к письму. Ребенка просят продолжить нарисованный узор (Приложение 6). Психолог обращает внимание на удерживание последовательности и размера узора, на силу нажима карандаша.
Конечно, эти задания не претендуют на научное исследование, но дать первичное представление о готовности ребенка к школе могут. По результатам собеседования, психолог дает родителям индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к школе, показывает, на что нужно обратить внимание.
Приложение 1.
Что должен знать и уметь ребенок 5-6 лет.
Внимание.
Выполнять задания, а также слушать, не отвлекаясь, около 15 минут.
Точно следовать инструкции при выполнении задания.
Находить 5-6 отличий между предметами и двумя рисунками.
Находить 2 одинаковых предмета среди нескольких похожих.Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
Копировать в точности узор или движение.
Выполнять упражнения на быстроту реакции. Например: «Услышишь правильный ответ – похлопай в ладоши, услышишь неправильный – потопай ногами».
Память.
Запоминать 8-10 картинок или ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.
Запоминать на слух и повторять 5-7 цифр.
Запоминать и повторять 8-10 пар связанных между собой по смыслу слов. Например, медведь – малина, зима – снег.
Запоминать простейшие считалки и скороговорки.
Пересказывать небольшие рассказы, сказки, рассказывать стихи, передавать содержание картинок.
Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Мышление.
Группировать предметы по определенным признакам и называть каждую группу обобщающим словом (мебель, обувь и т.д.)
Находить лишнее среди группы предметов, объяснять свой выбор.
Находить сходства и различия между предметами, объяснять их.
Находить и объяснять несоответствия.
Достраивать простейшую закономерность.
Определять последовательность событий.
Делать простейшие умозаключения, например: «Если папа выше сына, значит сын …», «Две девочки рисовали ромашки, а одна колокольчики. Маша рисовала ромашки, Ира рисовала колокольчики, значит, Катя рисовала…»
Придумывать название к картинке.
Развитие речи.
Строить сложные предложения разных видов.
Составлять предложения из заданных слов. Образовывать новые словосочетания по образцу.
Объяснять смысл простейших пословиц.
Составлять рассказ по одной картинке, а также по серии картинок.
Рассказывая стихи, использовать выразительность.
Глазомер, пространственная ориентация, мелкая моторика.
Ориентироваться в тетради, используя понятия влево, вправо, вниз, вверх, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево.Регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета.
С помощью карандаша (без линейки) изображать вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей.
Дорисовать вторую половинку заданного предмета.
Складывать из конструктора по образцу простейшую фигуру.
Различать предметы по размеру, форме, цвету.
Вырезать ножницами фигуру по данному контуру.
Выполнять аппликации на бумаге, как по образцу, так и самостоятельно.
Располагать изображение на всем листе или заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе и т.д.
Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.
Окружающий мир.
Называть свое имя, отчество, фамилию, возраст, а также ФИО родителей, домашний адрес.
Знать название поселка, в котором он живет, называть столицу, страну, планету.
Знать название основных профессий, их сущность и приносимую пользу.
Называть времена года, весенние, летние, осенние, зимние месяцы, части суток, дни недели и их последовательность.
Различать среди животных зверей, птиц, рыб, насекомых. Отличать диких животных от домашних, правильно называть их детенышей.
Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.
Что должны знать дети при поступлении в школу:
1. Свое фамилия и имя, адрес, где живет ребенок, (название поселка, улицы)
2. Уметь составлять рассказ о своей семье (Сколько человек живет в семье? Кок зовут родителей? Где работают родители (иметь представление о профессиях)? Есть ли братишки или сестренки? Есть ли старшие братья и сестры?
3. Иметь представление о праздниках ( Новый год, 8 марта и т.д)
4.Иметь представление о флаге, гербе РФ, о валюте.
5. Знать времена года, (составлять рассказ,)
6. Знать дни недели и название месяцев.
7. Уметь сравнивать предметы ( большой, маленький) иметь представление из чего они сделаны( из дерева, стекла и т.д), ориентироваться в пространстве (далеко, близко, лево, право).
8. Различать, что такое мебель, посуда, техника, игрушки, школьные принадлежности.
9. Знать домашних и диких животных.
10. Знать некоторые фигуры: (н/р треугольник, квадрат, круг,) , уметь определять цвета.
11. для развития мелкой моторики рук полезны различные раскраски, прописи.
12. Правила поведения.
Что должны знать дети при поступлении в школу:
1. Свое фамилия и имя, адрес, где живет ребенок, (название поселка, улицы)
2. Уметь составлять рассказ о своей семье (Сколько человек живет в семье? Кок зовут родителей? Где работают родители (иметь представление о профессиях)? Есть ли братишки или сестренки? Есть ли старшие братья и сестры?
3. Иметь представление о праздниках ( Новый год, 8 марта и т.д)
4.Иметь представление о флаге, гербе РФ, о валюте.
5. Знать времена года, (составлять рассказ,)
6. Знать дни недели и название месяцев.
7. Уметь сравнивать предметы ( большой, маленький) иметь представление из чего они сделаны( из дерева, стекла и т.д), ориентироваться в пространстве (далеко, близко, лево, право).
8. Различать, что такое мебель, посуда, техника, игрушки, школьные принадлежности.
9. Знать домашних и диких животных.
10. Знать некоторые фигуры: (н/р треугольник, квадрат, круг,) , уметь определять цвета.
11. для развития мелкой моторики рук полезны различные раскраски, прописи.
12. Правила поведения.