Роль адаптационного периода в эффективной организации учебно-воспитательной деятельности
Октябрь 2016 года
Выступление на заседании педагогического совета ГБПОУ ВО «ВЮТ»
преподавателя юридических дисциплин Смолицкой Елены Евгеньевны на тему:
«Роль и значение адаптационного периода
в эффективной организации учебно-воспитательной деятельности (из опыта работы)»
Адаптация молодого человека в среднем профессиональном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию.
Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит взаимодействовать все годы обучения. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.
П. А. Просецкий характеризует адаптацию как активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям профессионального обучения, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.В концепции А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.
Адаптация студента к условиям обучения в учебном заведении понимается как приспособление индивида, направленное на его включенность:
в новую социальную среду;
в учебно-познавательный процесс;
в новую систему отношений.
Специфика процесса адаптации на первом курсе определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и техникуме, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в ссузе для успешного овладения программой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Кроме того, новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться "свободой", денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.
Адаптационный процесс имеет место и на втором курсе, когда студенты начинают осваивать профессию, впервые сталкиваются со специальными дисциплинами, одномоментно узнают большое количество новых терминов, сталкиваются с незнакомой методологией новых наук, приступают к изучению нормативных правовых актов, имеющих специфическую структуру и язык.
Для эффективного решения проблемы адаптации куратором группы должны приниматься меры, направленные на психологическое и организационное сопровождение процесса адаптации студентов.
Прежде всего, куратором на первом курсе изучаются: жизненные планы и интересы первокурсников; мотивы их поступления в колледж; материальная обеспеченность; трудности, которые испытывают они в первые месяцы пребывания в колледже; какие дисциплины их интересуют больше всего; как проводят свободное время; каковы самооценка и способность в сознательной регуляции своего проведения.
Куратор совместно с психологом проводит психологическую диагностику студентов с целью определения уровня социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже, оценки уровня развития разнообразных отношений в группе, выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности. По результатам диагностики и по мере необходимости проводятся индивидуальные консультации, беседы по преодолению стрессовых ситуаций, эмоциональных трудностей студентов, осуществляется помощь в улучшении межличностных отношений. Результатом такого сотрудничества будет являться улучшение адаптационных возможностей студентов к специфическим условиям.
Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих тем: «Я – студент», «Я и моя профессия», «Я и моя группа», студентам необходимо объяснить Правила внутреннего трудового распорядка в техникуме, требования к внешнему виду, особенности организации учебного процесса. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями техникума, преподавателями, студентами, со своей группой и куратором. В период адаптации студенты, выполняя специальные задания, направленные на осмысление новой социальной среды (первокурсники пишут эссе о техникуме «ВЮТ глазами первокурсника»), знакомятся с творческими мастерскими, действующими в техникуме, определяют свои интересы и творческий потенциал.
В ходе реализации программы по адаптации студентов к условиям обучения в техникуме проводится работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста.
У студентов первого курса чаще всего возникают следующие трудности в адаптации:
- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
- отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.
Необходимо помогать студентам в преодолении данных трудностей. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для нашего коллектива. Студент должен знать, что он всегда может обратиться к куратору, социальному педагогу, педагогу-психологу, заместителям директора по любым вопросам учебной, общественной, трудовой, культурной или спортивной деятельности, а также при возникновении возможных конфликтов.
Очень хорошо помогает студентам подружиться и адаптироваться к новым условиям праздник «Первокурсник», организация праздничного концерта ко Дню Учителя силами студентов нового набора. Студенты проявляют себя и одновременно знакомятся с традициями техникума. Способствует адаптации участие студентов нового набора в студенческом самоуправлении. Чтение газеты «Зеркало», издаваемой в техникуме, также способствует адаптации, поскольку из этой газеты студенты узнают о важных событиях, происходящих в техникуме, о способах проявить себя в его стенах, о социальных институтах, функционирующих в техникуме, тем самым приобщаются к т.н. «духу техникума», усваивают социальные нормы, принятые в учебном заведении.
На втором курсе процесс адаптации должен сопровождать не столько куратор и психолог, сколько преподаватели профильных дисциплин. Рекомендуется соблюдать принцип сдержанности при использовании новых терминов на первых занятиях, детально знакомить студентов с нормативными правовыми актами, прежде чем давать задания по ним, предоставлять студентам возможность задавать вопросы, приводить понятные примеры, чтобы новые предметы не шокировали студентов, а становились им понятными и интересными, а появляющееся недопонимание – быстро развеивалось.
Для профессиональной адаптации первокурсников проводятся часы общения, посвященные будущей профессии. Студенты активно вовлечены в учебно-исследовательскую деятельность, принимают участие в предметных олимпиадах различного уровня.
Вся деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы, используя творческий потенциал и различные формы работы, разбудить в студентах лучшие качества. Только на основе взаимного уважения, ориентация студентов на успех, когда любое, даже незначительное восхождение его отмечается, а достоинство уважается, - только тогда результат не только первого этапа – адаптационного – будет положительным, но и весь процесс подготовки специалиста в целом.