Занятие с элементами тренинга Культура общения
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
Занятие с элементами тренинга
«Толерантные отношения»
Подготовила
классный руководитель
Глазунова Ольга Владимировна
Севастополь, 2014
Занятие
с элементами тренинга
«Толерантные отношения» (50мин.)
Цель: ознакомить с понятием толерантность; показать значимость толерантного поведения во время взаимодействия с другими людьми, формирование навыков общения.
Оборудование: правила работы в группе, логотипы с правилами работы, дерево, стикеры цветы и яблоки, открытки, разрезанные как пазлы по количеству участников, плакаты «толерантность, портрет Толеранта, определение «толерантность», игрушки киндеры, бруски, гвозди по количеству участников, молоток;ХОД ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ.
Упражнение № 1.
«Создай себе настроение» (2 мин.)
Цель: создать положительный настрой на работу и общение.
Ход упражнения.
Сегодня мы поговорим с вами об общении. Готовы? Повернитесь один к другому улыбнитесь и скажите: «Добрый день, дружище!»
Руководитель обращает внимание учащихся на то, что дружба и взаимопонимание – основа взаимоотношений между людьми.
Упражнение № 2.
«Правила работы в группе» (7 мин.)
Цель: Повторение правил работы в группе;
активизация внимания участников;
настрой на работу.
Ход упражнения.
Участников объединить в пары (разрезать открытки или картинки на две части в виде пазлов. Дать на выбор участникам, затем свободно передвигаясь, участники находят свою пару).Каждая группа вытягивает по одному логотипу с правилом работы в группе. За 1 мин. участники каждой минигруппы должны придумать пантомиму на выбранные правила, показать остальным участниками, которые должны по предложенной пантомиме отгадать правило.
Упражнение № 3.
Ожидание
«Дерево» (5 мин.)
Цель: помочь участникам четко осознать свои собственные цели;
мотивировать на поиск новой информации в процессе занятия.
Ход упражнения.
Участникам раздаются стикеры-цветочки. На них необходимо написать, чего именно они ожидают от занятия. После этого каждый прикрепляет свой стикер на плакате с изображением дерева.
Тренер высказывает надежду, что в результате работы ожидания оправдаются.
Упражнение № 4.
Знакомство «Чем мы похожи» (5 мин.)
Цель: настрой участников на работу и общение.
Ход упражнения.
Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой (например: «Настя, выходи, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос или мы похожи, потому что жители Земли, одного роста и т.д.)Участники постепенно выходят в круг и приглашают выйти кого-нибудь из участников, таким образом, игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Руководитель подводит итог.
Люди интересны друг другу пока "разные"
Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.
Теоретический блок (3 мин.)
Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: русские, украинцы, евреи, армяне, африканцы, азиаты … Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – это значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня на нашем занятии.
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.Из истории.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Прощение
Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению
Уважение прав других
Сотрудничество,
дух партнерства
Толерантность
Уважение человеческого достоинства
Принятие другого таким, какой он есть
Сострадание
Милосердие
Упражнение № 5.
«Лукошко» (8 мин.)
Цель: работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда;
развитие фантазии, творческого мышления.
Ход упражнения.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру ".
Или
Ассоциативный ряд
Т-тактичность
О-определениеЛ-лояльность
Е-единство
Р-равенство
А-актуальность
Н-нравственность
Т-терпение
Н-норма
О-отношенияС-свобода, сотрудничество, солидарность
Т-традиции
Ь-
Или
Ассоциации.
Назвать слово, к слову каждый участник подбирает ассоциацию. Например: толерантность – терпимость, благородство и т.д.
Упражнение № 6
«Притча о гвоздях» (10 мин.)
Цель: показать, что агрессивное поведение действует разрушительно на человека
Ход упражнения.
Каждому участнику выдается небольшой деревянный брусок и гвоздь. Молоток у одного из участников. Тот участник, у которого молоток забивает гвоздь своему сопернику и передает ему же молоток. Молоток передается из рук в руки до тех пор, пока у каждого из участников будут забиты по гвоздю.
Руководитель читает притчу.
Затем предлагает каждому участнику выдернуть свой гвоздь и сказать комплимент или попросить прощение.
Восточная притча
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций — кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
Упражнение № 7
Ожидание «Дерево» (5 мин.)
Цель: помочь участникам четко осознать свои собственные цели;
Подведение итогов.
Ход упражнения.
Участникам раздаются стикеры-яблочки. На них необходимо написать, оправдались ли ожидания от занятия. После этого каждый прикрепляет свой стикер на плакате с изображением дерева поверх цветка. Участники высказывают, оправдались ли их ожидания в результате работы.
Упражнение № 8
Рефлексия (5 мин.)
Цель: подведение итогов.
Ход упражнения.
Участники группы сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам поделиться впечатлениями о занятии продолжить предложение «Мне понравилось… Мне запомнилось…»
Руководитель заканчивает занятие словами, произнести до конца которые помогают участники.
Руководитель читает первую строчку, а участники вторую.
Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только сам!
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты!
Где ключи к твоей горькой судьбе?
Лишь в тебе!
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь собой!
Спасибо за внимание.
Благодарю за активность всех участников.
«Представление» (10 мин.)
Цель: ближе узнать друг друга.
Ход упражнения.
Участников объединить в пары (разрезать открытки или картинки на две части в виде пазлов. Дать на выбор участникам, затем свободно передвигаясь, участники находят свою пару).На протяжении 2 минут каждый рассказывает о себе по плану 1) полное имя, отчество; 2)черты характера; 3) увлечения
Затем, один участник встает за спиной своего нового друга, кладет ему руку на плечо и рассказывает про него от имени участника. Потом участники меняются ролями.
Все мы разные, но в тоже время очень похожи характерами и своими увлечениями.
Сказочка о счастье
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха. - Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!