Сценарий урока внеклассного чтения Энциклопедия – один из видов справочной литературы для учащихся. Работа с энциклопедиями
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»
Урок внеклассного чтения в 3-В классе
Энциклопедия – один из видов справочной литературы для учащихся.
Работа с энциклопедиями.
Разработала и провела
учитель начальных классов
МБОУ №15
Кривцова Лариса Владимировна
Феодосия, 2014-2015 учебный год
Тема. Энциклопедия – один из видов справочной литературы для учащихся. Работа с энциклопедиями.
Цель. Рассказать детям про справочную литературу; раскрыть ее значение в жизни человека. Раскрыть значение энциклопедий как одного из видов справочной литературы. Научить детей пользоваться энциклопедиями.
воспитывать любовь к книге – источнику знаний.
Оборудование:
выставка литературы «Энциклопедия – путь к знаниям»;
плакаты «Справочная литература», «Виды энциклопедий»;
карточки с заданиями;
черный ящик;
калькулятор.
Ход урока.
Организация класса.
Улыбнемся солнышку:
Здравствуй, золотистое!
Улыбнемся друг другу,
Посмотрим ласково!
Пусть сегодня в каждое сердце
Солнышко прибавит тепла!
А мы с вами улыбнемся,
Пожелаем друг другу добра!
Ребята, поприветствуйте гостей улыбками.
Мотивация учебной деятельности.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо
Язык – и стар, и вечно нов,
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Как вы думаете, чему (каким словам) будет посвящен наш урок? Книгам
Сообщение темы и цели урока.
Речь пойдет не просто о книгах. О книгах-помощниках школьников.
Сегодня мы с вами проведем урок на тему «Энциклопедия – один из видов справочной литературы для учащихся». Научимся пользоваться энциклопедиями.
Работа над темой урока.
Вступительное слово учителя.
Обо всем хочется знать. И сотни вопросов роятся у вас в голове. Кто? Что? Откуда? Где? Когда? Как? Почему? Конечно, все на свете узнать нельзя. Вы растете, учитесь, читаете хорошие книги, но некоторые слова, некоторые вопросы из книг вызывают у вас трудности, требуют пояснения. Как объяснить непонятное? В этих случаях надо обратиться к справочной литературе, которая есть в каждой библиотеке
Что относится к этой литературе? Посмотрите на плакат.
Справочная литература.
Словари.
Справочники.
Энциклопедии.
Справочные издания – это издания, которые помогают нам про что-то узнать, перевести слово с одного языка на другой.
Если нам нужно узнать, как правильно пишется слово, как его перевести, как объяснить значение, то вы обращаетесь к словарям. Если вам нужны детальные сведения, вы обращаетесь к справочникам, если вам нужны более детальные сведения, обращаетесь к энциклопедии.
2. Словарная работа. Историческая справка.
Энциклопедия – научный справочник в форме словаря.
Энциклопедии содержат отобранные в определенной системе сведения о
различных явлениях природы и общественной жизни.
Слово «энциклопедия» в переводе с греческого языка означает «круг знаний».
Первые книги энциклопедического характера появились в древнем Китае еще в XII-X веке н.э. В XIV веке центром энциклопедической литературы стал Египет.
Энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей.
В других энциклопедиях материал собран по какой-то одной отрасли науки или деятельности, например по географии, физике, истории. Такие энциклопедии называются отраслевыми.
Посмотрите на плакат.
Рассказ библиотекаря о выставке книг.
На нашем уроке присутствует библиотекарь школы№15, Елена Николаевна. Она приготовила для вас замечательную выставку книг.
Представление своей любимой энциклопедии учащимися.
Вы пришли на урок не с пустыми руками. Расскажите, какие энциклопедии есть у вас дома. Представьте вашу любимую энциклопедию.
Физкультминутка.
V. Практическая часть урока.
Правила работы с энциклопедиями.
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об одной детской энциклопедии под названием «Что такое? Кто такой?». О том, как она построена, как найти рассказ на ту или иную тему.
Впервые энциклопедия для любознательных детей вышла в России в 1967 году в двух томах. Ее название «Что такое? Кто такой?» придумал детский писатель Лев Кассиль. Затем появилось второе и третье издание, каждый раз с новыми, дополнительными сведениями. Но всякий раз поднятые паруса на обложке призывают читателя: «Ставьте вопросы как паруса, и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний» (Лев Кассиль).
В этих трех томах - более тысячи ответов на тысячу вопросов. Они раскрывают окно в бесконечно разнообразный мир растений и животных, гор и морей, стран и народов.
Обычно, когда ребятам дают книгу, взрослые говорят: «Читай все по порядку, не забегай вперед, не перескакивай через страницы». В этих же книгах тебе не обязательно читать все подряд. Их лучше читать, когда захочешь узнать что-то интересное, новое, не до конца еще понятное.
Но как расположить в трех книгах тысячу ответов, чтобы не запутаться в них и сразу найти нужный? Все рассказы в книгах расположены так, как идут буквы азбуки, по алфавиту, как записаны ваши фамилии в классном журнале – от А до Я.
Например, нас интересует страна Афганистан. Посмотрим содержание. Буква А - на странице 8. на этой странице перечислены все рассказы на букву А, которые есть в книге. Находим Афганистан. Рядом указан номер страницы – 107. Открываем ее. Здесь вы найдете флаг Афганистана, карту страны и рассказ о ней. И последнее. Во всей справочной литературе вам будут встречаться сокращенные слова. Эти сокращения общеприняты. Например, в. – век, вв. – века, г. – год, гг. – годы, м – метры, тыс. – тысяча и так далее.
А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия. Но сначала давайте вспомним правила обращения с книгами.
Дети читают стихотворения.
Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплёт не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду!
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!
Спасибо, ребята. Так как же нужно обращаться с книгами? Бережно.
Выполнение заданий. Работа по карточкам.
Задания:
1. Что означает слово «аппликация»?
2. Сколько лет живет «баобаб»?
3. Как называют верблюдов?
4. Сколько человек может прожить без воздуха?
Карточки для индивидуальной работы.
1. Что означает слово «Динозавр»?
2. Какая рыба самая большая?
3. Что из себя представляют пеликаны?
4. Какую роль играет хобот у слона?
5. Что такое космос?
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили. Предлагаю небольшой блиц-опрос. Что значит блиц? Это значит, быстро задаются вопросы и также быстро вы должны на них ответить. Итак, начали!
Блиц-опрос
1. Какие книги относятся к справочной литературе? (Словари, справочники, энциклопедии).
2. В какой стране появились первые энциклопедические книги? (Китай).
3. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).
4. Какую книгу так называют: «Книга, которая знает все»? (Энциклопедия).
5. Что такое научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам? (Энциклопедия).
И следующее задание для вас будет такое, продолжи пословицу:
1. Кто много читает, тот много знает.
2. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
3. Книги читать – скуки не знать.
Вставь пропущенное слово в поговорку:
1. Книга мала, а ума придала.
2. Не красна книга письмом, а красна умом.
3. Книга друг – человека.
2. Игра «Черный ящик».
Этот прибор получил свое название от слова «камешки». Он легкий, умещается в кармане, и без всякого труда на нем можно совершать все четыре арифметических действия.
Что в черном ящике? Подтвердите свою догадку данными из энциклопедии и ответьте на вопрос, в каком случае толщина прибора может не превышать толщину листа бумаги? (Из черного ящика вынимаем калькулятор).
VII. Итог урока
Интерактивная игра «Микрофон»
Что интересного узнали на уроке?
Чему научились?
Какую роль в нашей жизни играют книги?
Оценивание учащихся.
VIII. Домашнее задание.
1. Составьте свое задание для «Черного ящика», пользуясь сведениями из энциклопедии.
2. Выписать из справочной литературы определение понятий «пословица», «поговорка».
И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги». Спасибо за внимание, за активную работу на уроке.
15